Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю. 6 июля — день рождения Далай-ламы XIV.
Буддисты почитают Его Святейшество Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига) — Будды Сострадания.
День рождения Далай-ламы отмечается буддистами Тибета и всеми
последователями тибетского буддизма, которых объединяет признание
Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день в храмах читают молитвы
о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими
пожеланиями.
По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама
переселяется в тело одного из новорожденных. Таким образом, все жившие
на земле Далай-ламы являются, по сути, одним и тем же существом,
меняющим для удобства состарившиеся тела на новые, и сохраняющим при
этом единую память высокоразвитого существа. Существует ряд особых
признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение Далай-ламы,
рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или
Монголии.
Далай-лама XIII оставил предсказание, описывающее точное место своего
следующего рождения, что затем было подтверждено традиционными
методами. В 1937 году в деревню Такцэр пришла специальная группа лам,
искавшая нового, переродившегося Далай-ламу. В своей книге «Моя земля и
мой народ» Далай-лама XIV вспоминает: «Маленькие
дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из
своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные
тексты, хотя их никто еще не учил этому. Все, что я говорил ламе,
давало ему основания полагать, что он наконец нашел перерождение,
которое искал».
После соответствующих испытаний четырехлетний Лхамо Дхондруп был
признан Перерожденцем Далай-ламы XIII. Восточный район Тибета, где
находилась деревня Такцэр, был под контролем Китая. После длительных
переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в
октябре 1939 года Его Святейшество покинул дом своих родителей и
направился в Лхасу. 22 февраля 1940 года состоялась Церемония его возведения на престол, и 5-летний мальчик был провозглашен главой всех тибетских буддистов.
Его Святейшество Тэнзин Гьяцо обучался по традиционной системе в Потале
и Нор-бу Линге — зимней и летней резиденциях Далай-ламы. В программу
его обучения входили «пять больших» и «пять малых наук». Пять больших наук — это логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия. Пять малых наук
— это поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и
словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал многоэтапные экзамены.
Завершающие экзамены проходили в Джокханге — первом буддийском храме
Тибета, основанном в 641 году. Экзамены были традиционно приурочены к
ежегодному новогоднему Монлам Чхенмо, крупнейшему молитвенному
празднику. Тэнзин Гьяцо блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000
ученых-монахов и получил высшее звание Доктора богословия (Геше
Лхарамба).