Форма входа

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 05:44
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » НАШИ СТАТЬИ

МЫСЛЬ И СЛОВО

Эпиграф.

      129. … Каждая буква, по звуку своему, означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие. Обратите внимание на звучание древних названий мест, новые не всегда получают такую же полезную вибрацию. Древние названия имели незапамятные значения. Часто никакая филология не найдёт корень, заложенный явлёнными мощными народами.

                                                                                                     «Агни Йога».  «Напутствие Вождю».

 

Мысль и слово.

      Любое проявленное действие всегда несёт в себе слияние двух факторов, а именно информации и метода. Так Теософия, вновь данная миру, посредством Е. П. Блаватской – вводит изучающего в область научных знаний о мироздании, о строении и эволюции Вселенной, Космоса, Земли и Человека. Агни Йога, в свою очередь, делает акцент на морально-нравственной стороне приложения этих знаний, являясь для всех ищущих Истину своеобразным проводником по «кратчайшему пути», по сути своей, являясь методом. Страницы Живой Этики изобилуют наставлениями по развитию, упорядочиванию и очищению мышления, ведущего к росту и расширению сознания.  Но каким образом проверить качество изменения и роста сознания? Только через способность нашу вмещать в сознании своём кажущиеся противоречия дробного мира, стремиться к все вмещению, а не к разделению.

        Один буддийский мыслитель очень точно определил значение слова (речи)– как «отпечатков мыслей».  Чем углублённей и сосредоточенней мысль, тем больше силы и убедительности у речи. Сила Слова – есть проявление внутренней жизни, как человека, так и целого народа,  показатель его качественного роста. Многие замечают, что нынешнее время, при всём как бы «прогрессе», считающееся чуть ли не вершиной развития человечества и свобод личности, тем не менее, тихонько и незаметно лишает человека образности и поэтичности мышления. Да и та прямота и раскованность современной речи и впрямь ничего не даёт людям; произносятся, точнее, копируются слова, смысл которых непонятен, а значение  неизвестно. А честный и искренний вопрос к человеку, что он под этим словом подразумевает, и как понимает значение термина (?), зачастую воспринимается как личное оскорбление, и, как следствие, обиду и неприязнь.  А как же быть, позвольте поинтересоваться, с понятием осмысленного бытия, полноты жизни, что же делать с Синтезом, наконец? СИНТЕЗ – учит Теософия, является,  одним из главнейших свойств и качеств Высшего Разума в человеке, нашего с Вами Бессмертного Естества. Я убеждён, что учиться нужно не только говорить, это, – само собой разумеется, а пониманию того, что ты говоришь. Учиться наполнять слово и речь свою, смыслом и пониманием. Ведь слово – до известной степени – просто сочетание звуков, и его необходимо познать и обжить, наполнить смыслом и образами, и отточить в действии,  подобно клинку!!!   Побудительный мотив, Мысль, Слово – всё это лишь различные состояния, той самой, Психической Энергии – энергии сознания и мысли. Этот процесс –  можно сравнить с рекой, чем чище русло, тем стремительней и краше сила потока, и действенней его творящая мощь.

      Любой изучающий Теософию и Агни Йогу,  в своём искреннем стремлении поделиться с окружающими своим знанием, часто наталкивается на обвинения в непонятных терминах. Иногда полушутливо вопрошают: «А по-русски можно»? На что всегда отвечаю: «Можно и по-русски». Считаю,  что словари для того и издают, чтобы ими пользовались, а, отнюдь не для украшения интерьера.

      Ровно за 30 лет  до рождения Е. П. Блаватской, был рождён Владимир Иванович Даль, великий русский учёный, посвятивший свыше полувека своей жизни, работе над «Толковым словарём живого великорусского языка». На этом языке Е.П.Блаватская дала миру Теософское Учение, и главный труд своей жизни «Тайную Доктрину»,  а Е. И. Рерих записывала Агни Йогу…    

Даль Владимир Иванович, 22.11.1801 – 4.10.1872 (по новому стилю), русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в семье врача. Окончил медицинский факультет Дерптского университета в 1829. Был врачом, затем чиновником. В 1838 избран чл.-корр. Петербургской АН по классу естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. Был в дружбе с А.С. Пушкиным. Присутствовал при его кончине. Ещё в молодости Даль собирал лингвистические и фольклорные материалы. В 1832 опубликовал обработанные им «Русские сказки. Пяток первый.», в 1833-39 – «Были и небылицы» в четырёх книгах. Печатал в 30-40-е  гг. очерки в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. В.Г. Белинский отмечал реалистичный и демократичный характер сочинений Даля. <…>  В 1861-62 публикован сборник «Пословицы русского народа», включавший более 30 000 пословиц,  поговорок, прибауток. Свыше полувека Даль отдал работе над основным своим трудом – «Толковым словарём живого великорусского языка» (т. 1 – 4 , 1863 – 66), содержащим около 200 000 слов, за который был удостоен Ломоносовской премии АН и звания почётного академика (1863).                                                 (БСЭ, т. 7, стр. 513, 1972).

   

      Предлагаю вашему вниманию краткую подборку некоторых, особо распространённых  терминов и понятий из «Толкового словаря» В.И. Даля. Поразительно, но в русском языке (!) мы встречаем все основные положения Теософии, а  именно; тут Вам и различия между Душой и Духом; и двойственность проявления Мирового Разума в человеке; и описание эволюционной лестницы, или природных царств (см. Живот); и, наконец, определения пространства и времени.

Абсолютный лат. отрешённый; о предметах духовных, невещественных безграничный, безусловный, безотносительный, непременный, несравниваемый, самостоятельный, отдельный и полный пртвпл. относительный, сравнительный, подчинённый, условный. Абсолютность ж. состояние абсолютного, безусловность. <…>   Абсолютизм м. учение убеждения абсолютиста: отрешённость понятий, безусловность, безотносительность убеждений.|| Науч. абсолютность, исключительность, безусловность стремления к высшему, к первообразу; филсф. Убеждение в сбыточности созерцания умом высшего начала бытия <…>. (стр. 2, I).

 

Абстрактный лат. отвлечённый, неприложенный, неприменимый; противоположное: прикладной, обязательный, конкретный. Тяготение, понятие отвлечённое, вес вещи, прикладное. Абстракция м. отвлечение, отвлечённость. Абстракт, отвлечённое, безусловное понятие, неприкладное. Всякая цифра, по себе, абстракт, количество неизвестно чего. <…> (стр. 2, I).

 

Аллегория ж. греч. иносказание, инословие, иноречие, околица, обиняк, проображение; речь, картина, изваяние в переносном смысле; притча; картинное, чувственное изображение мысли. Весь вещественный, чувственный мир не иное что, как иносказание, по соответствию, мира духовнаго. <…>  (стр. 10, I).

 

Дух м. бестелесное существо; обитатель невещественного, а существенного мира;  бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то,  что даёт жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному. <…> (стр. 503, I).

 

Душа ж. бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею; в общем значении человек с духом и телом; в более тесном: || человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смысле же теснейшем: || жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. <…> || Душа также душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство ипр. <…> (стр. 504, I).

 

Живой, кто жив, кто живёт, живущий, в ком или в чём есть жизнь; || о Боге, сый, сущий, всевечный, в самостоятельном бытии пребывающий; || о человеке и животном, дышащий, неумерший, немёртвый, сохраняющий признаки земной жизни; || о душе: одарённый духовною, бесплотною жизнью <…>. (стр. 537, I).

 

Жизнь ж. <…> прстнр. живот, житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном смысле, жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом значении она дана двум царствам природы: животному и растительному; в тесном смысле, она требует произвольного движения и чувств, принадлежа одним животным; в высшем значении как бытие, она относится к душе или к смерти плоти. Жизнь человека, век его, всё продолжение земной жизни его, от рождения до смерти; также || род и образ жизни его, быт, деяния, поступки, похождения ипр.. <…> (стр.541, I).

 

Живот м. жизнь человека и животного; что есть в твари живое, оживляющее плоть, образующее земную жизнь.|| Собир. всё живое, всё, что живёт, дышит. Лишиться живота, умереть <…> Животное царство в природе, всё что живёт и дышит; другое царство растительное, третье ископаемое; иные принимают и четвёртое, стихийное: огонь, вода и воздух; иные ещё пятое, невесомых: тепло, свет, электричество ипр. <…> Вся природа делится на три царства: на ископаемое, растительное и животное (или животных). В ископаемом природа обнаружила силу или свойство пространства, силу занимать место, тяготеть и расти накоплением частиц извне; в растениипретворение, усвоение пищи, рост изнутри; в животномчулость (пять чувств); в человекеразум. В животном ум и воля слиты в одну неделимую побудку (инстинкт), для него нет науки, истины (отдельного приложения ума), нет нравственности (добра и зла, свободы воли и действий по убеждению), и наконец, нет веры (духовного понятия о неплотском). В человеке разум и воля раздельны, и он сам сознаёт самостоятельность этих двух стихий (умственной и нравственной); это созерцание и есть высшая духовная способность, искра Божества, тайник души его, залог бессмертия: он сознаёт свою личность, внешний мир и Творца. Посему человека не должно причислять к животным: он образует своё особое царство, которое отличается не телесными, плотскими признаками, а качествами духовными. <…> (стр. 539 – 540, I).

 

Разум м. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий её и до цели, конца, особенно в приложении к делу. Разум, смысл, intellectus, Verstand; ум, ratio, Vernunft. Дух человека двуполовинчат: ум и воля;  ум самое общее, а в частном значении самое высокое свойство первой половины духа, способное к отвлечённым понятиям; разум, которому можно подчинить: понимание, память, соображение, рассудок, разуменье, сужденье, заключенье ипр., ближе подходит к смыслу, рассудку, применяясь к обиходному и насущному. <…> Разумный, одарённый разумом; в низшем значении рассудительный, толковый, здравомыслящий. <…> Есть умные животные, но разумен только человек; здесь ум означает не высшую,  а низшую познавательную силу: догадку, хитрость, степень понимания, а разумный поставлено в высшем значении своём. <…> (стр. 53, IV).

 

Ум  м. общее название познавательной и заключительной способности  человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотение, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная, обиходная часть способности этой (ratio, Vernunft), низшая степень, а высшая отвлечённая: разум, (intellectus, Verstand). В животном умственные и нравственные способности, спорящие в человеке, слиты в одно, в побудку, почему животному, с одной стороны, нравственные, а с другой, отвлечённые понятия, недоступны, и сверх того, оно не может улучшать данного ему природой искусства (постройку логова, гнезда, сотов ипр.); не менее того низшая степень ума должна быть признана за некоторыми животными, но разума нет ни в одном; принимая ум в сем ограниченном, тесном смысле, можно сказать: умная лошадь, собака, но разумная, сказать нельзя. С ума спятил, да на разум набрёл, с буднишнего ума, по людским пересудам, а напал на путь истинный, высший, духовный. <…> (стр. 494, IV).

 

Время  ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями  и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время, сила в своих развитиях; пространство, в её сочетаниях, Хомяков. <…> (стр. 260, I).

 

Пространный, простирающийся, простёртый; обширный, просторный, объёмистый, большой размерами. <…> Пространство ср. состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь, место, по трём измерениям своим. Время и пространство или година и простор, отвлечённые понятия последовательности состояния и места. <…> Время относится к пространству (простору), как событие к предмету. <…>  (стр. 515, III).    

                                                                           (МОСКВА, изд. «РУССКИЙ ЯЗЫК», 1978 – 1980гг.)

 

 

 

*   *   *

 

Сафонов Роман Владиславович.

МОСКВА. 2004 год.

 

Категория: НАШИ СТАТЬИ | Добавил: vp777 (21.03.2009) | Автор: Сафонов Роман
Просмотров: 1234 | Теги: Даль В.И., Живая Этика, метод, Теософия, мысль, информация, слово, пословицы, Агни-Йога, Даль Владимир Иванович | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024