Форма входа

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 389

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 21.09.2017, 04:33
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » НАШИ СТАТЬИ

Исторические аспекты. Учение Калачакры от древности до наших дней.

Исторические  аспекты.

Учение Калачакры от древности до наших дней.

 

         «Эзотерический Словарь» даёт следующее определение: «КАЛАЧАКРА (санскр.) буквально Колесо Времени. Понятие, существующее в Буддизме (система Ваджраяны), отождествляющее Вселенную и Человека, через процессы взаимодействия внешнего мира с внутренним миром, психикой человека. Исходя из этого – «изменяя себя, человек изменяет мир». Калачакра вводит представление о цикличности времени с периодами 12 и 60 лет (тибетский календарь). По легенде, Учение Калачакра было дано Буддой Шакьямуни, по просьбе Царя Сучандры. Легенды приписывают начало проповеди Калачакры Цилупе в конце 10 века. По другим данным, начало Калачакры принадлежит Питопу, или Великому Калачакрападу, который, попав чудесным образом в Шамбалу, был там посвящён Царём Кальки в Учение Калачакры. Вернувшись в Индию, он изложил это Учение Махасиддхе Наропа. В тибетском буддизме Учение Калачакра начало играть важную роль, начиная с середины 11 века.» («Эзотерический Словарь», РДЦ, Москва-Рига, 1993).

         Задержим ненадолго наше внимание на 60-летнем цикле, именующимся также Буддийским Веком, играющим важную роль в древности у всех, без исключения, народов, и продолжает играть и, по сей день, вне зависимости от нашего к нему отношения и со стороны постоянно изменяющегося общественного мнения. Вот как описывает этот факт Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине»: «Китайцы также делили свой Зодиак на двадцать четыре части и, следовательно, и свой год на двадцать четыре недели, но подобное исчисление не препятствовало и им иметь астрономический год, тождественный нашему. По сей день, в некоторых провинциях, они имеют также период в 60 дней – южно-Индусский Руду. Кроме того, Диодор Сикул называет «ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ египетским годом» или тот период, в течение которого Луна совершает полный оборот. Плиний и Плутарх, оба говорят о нём; но разумно ли предположить, что египтяне, знавшие астрономию так же хорошо, как любая иная народность, могли вычислить свой лунный месяц в тридцать дней, когда в нём лишь двадцать восемь дней с дробью? Этот лунный месяц, конечно, имел Оккультное значение, так же как и Аянам и Руду индусов. Год длительностью в два месяца, так же как период в 60 дней, был всеобщей мерой времени в древности… Китайцы, на основании их собственных книг, разделяли свой год на две части, от одного равноденствия до другого, арабы в древности делили свой год на шесть времён года, при чём каждое состояло из двух месяцев; в китайском астрономическом труде… сказано, что две луны составляют меру времени, а шесть мер – один год; и по сей час, аборигены Камчатки имеют год в шесть месяцев…».

         Н.К. Рерих в своей работе  «Сердце Азии», сообщает нам о том, что Калачакра – это Учение Жизни, истинная йога овладения скрытыми силами человека и соединение этой мощи с космической энергией. Это Учение Шамбалы, Братства Великих Учителей  человечества.

         Большая заслуга в распространении и исследовании  Учения Калачакры в России принадлежит Юрию Николаевичу Рериху. Хотим привести, довольно большую цитату, из его работы «К изучению Калачакры»: 

«О значении системы Калачакры в религиозной жизни Тибета наглядно свидетельствует многотомная литература, посвящённая этой системе и то мощное воздействие, которое оказали Учения Калачакры на весь Буддийский мир Центральной Азии.

    Эта сложная система мистицизма преподаётся в большинстве крупных Учебных Заведений при монастырях Тибета и Монголии. Во многих из этих монастырских Учебных Заведений имеются особые факультеты по изучению… Калачакры.  …Программа этих Высших школ Калачакры в общих чертах сходна с программой тантрийских факультетов, или Гью-Дацанов, и включает 3 – 4 летний курс, за это время монах-учащийся приобретает твёрдые знания по четырём основным системам Тантры* (сноска: *Это Крийа-Тантра, Чарья-Тантра, Йога-Тантра и Аннутарайога-Тантра. Слово «тантра» - означает закон, ритуал. Это «практическая Магия» Буддизма и естественно, что близкое знакомство с оной требует от ученика высокого уровня развития сознания, именно поэтому отбор кандидатов в тантрийские школы очень строг, даже по монастырским стандартам. Среди тантристов, тоже, правда существуют «адепты левой руки», и именно они составили современный имидж тантризма как смеси шаманизма с чёрной магией, так шокировавшей Запад.) Наряду с изучением различных систем Тантры монахи-студенты Высших школ Калачакры должны постичь все сложности индийской системы астрономии и астрологии и основательно изучить санскрит…  Система Калачакры относится к Аннутарайога-Тантре, высшей из четырёх тантрийских систем.

         Монахи-студенты Высших Тантрийских школ отличаются аскетичностью своей жизни и суровостью послушничества. Прежде чем быть принятым в Высшую Тантрийскую школу, учащийся должен провести несколько лет в монастырском учебном заведении, нередко в другой школе при этом же монастыре, а затем он должен быть особо рекомендован настоятелю Высшей Тантрийской школы.  Обширная литература о Калачакре написана в тантрийском стиле и изобилует специальными … терминами и аллегорическими выражениями, тайный смысл которых известен только Посвящённым. Репутация этой системы как сложной для понимания, её глубокий символизм, а также трудности в получении текстов Калачакры и комментариев к ним, до сих пор мешали учёным постичь смысл этой системы…  Считается, что наряду с несколькими трудами по Калачакре, входящими в состав Кангьюра и Тенгьюра* (сноска: *Тангьюр (Танжур) тиб. – собрание буддийских трудов, переведённые на тибетский и монгольский языки с санскрита. Считается, что это самый полный канон, содержащий 225 больших томов по разным темам. Так Кангьюр (Канжур), который содержит указания или «Слово Будды» содержит лишь 108 томов. «Эзотерический Словарь»), существовал целый ряд комментариев и сокращённых вариантов Калачакры-Мулатантры, авторство которых приписывалось различным Правителям Шамбалы. Эти труды имели хождение в первые века распространения Учения в Центральной Индии и Тибете, а позднейшие комментаторы Калачакры-Мулатантры опираются в своих работах на эти комментарии, происходящие, как считается, из Шамбалы. Существует по меньшей мере один текст в Кангьюре, который, как утверждают, был переведён на тибетский язык с манускрипта из Шамбалы.» (Ю.Н. Рерих, «К изучению Калачакры». «Свет Огня». Рига, ноябрь, 1990).

         А теперь приведём некоторые выдержки из работы Н.К. Рериха «Шамбала сияющая»:

… Вы жители Запада, мечтаете достичь Эвереста в своих тяжелых ботинках, но мы поднимаемся на те же высоты и даже на более высокие вершины без всякого труда. Необходимо только думать, изучать, помнить и  знать, как охватить сознанием весь опыт тонкого тела. Все было указано в Калачакре, но только немногие постигли это…*

… Лама, мы понимаем, что только знанием духа можно установить, что есть подлинное.

И снова ты показываешь знание великих вещей. И снова ты говоришь так, как сказано в нашей могущественной Калачакре. Но как мы разовьём наше великое понимание. Истинно, мы мудрые в духе; но как сможем мы извлечь это знание из глубины нашего сознания и направить его к нашему разуму? Как постичь необходимую грань между аскетической жизнью и обыкновенной? Как нам узнать, сколько времени мы можем быть отшельниками и сколько мы должны работать среди людей? Как узнать, какое знание может быть открыто без ущерба, а какое - возможно, самое высокое – стоит передать, но лишь немногим? Это всё знание Калачакры*.

*Лама, Великая Калачакра практически неизвестна, потому что её учение спутано с низким учением тантриков…*

*Великие Азары, знающие учение Индии, знают и происхождение Калачакры. Они знают великие истины, которые откроются человечеству и полностью преобразуют жизнь! Многие Учения Калачакры бессознательно используются Западом и Востоком, но даже при таком использовании они дают чудесные результаты. Становится понятным, как возросли бы наши возможности при

сознательном  следовании этим учениям, как мудро можно было бы пользоваться великой, вечной энергией, этой тонкой невесомой материей, рассеянной повсюду и в каждый момент доступной нам. Это Учение Калачакры, это использование первичной энергии было названо Учением Огня. Индийцы знают о Великом Агни – древнем учении, которое, несмотря на древность, будет новым учением Новой Эры.  Мы должны думать о будущем; и Учение Калачакры, мы знаем, содержит весь материал, который может быть применён для величайшей пользы. Сейчас существует много учителей – таких различных и таких враждебных друг другу. И всё же многие из них говорят об одном и том же, что выражено в Калачакре…

Что содержит Калачакра? Есть ли в ней какие-то запреты? Нет, высокое учение выдвигает только конструктивное. Это так. Те же высокие силы предназначены человечеству. И научно объясняется, как человечество может использовать природные силы стихий. Когда тебе говорят, что кратчайший путь лежит через Шамбалу, через Калачакру, это значит, что исполнение не есть недостижимый идеал, а есть нечто, что может быть достигнуто искренним и усердным устремлением здесь, на этой самой земле и в этом самом воплощении. Это учение Шамбалы. Истинно, каждый может достичь этого. Истинно, каждый может услышать зов…*

… Каким образом мы можем научиться работать? Как стать готовым для выполнения всех видов задач; как быть открытым и всё вмещающим? Только через практическое учение Шамбалы. Когда вы читаете много книг о Шамбале, частично переведённых на другие языки и частично неясных, не запутайтесь в великих символах. Даже на Западе, когда вы говорите о больших открытиях, вы пользуетесь техническим языком, и простой человек не понимает вас, он воспринимает Вас буквально и скользит по поверхности. То же самое можно сказать и о великих письменах и научных документах. Некоторые воспринимают великие Пураны в их буквальном аспекте. К какому же заключению они могут придти?  Только к тому, что лежит на поверхности языка, в его физиологии, но не в значении символов, которые использованы. Гармония внешнего и внутреннего может быть достигнута только изучением Калачакры… *

… Истинно, истинно, только через Шамбалу, только через Учение Калачакры можно достичь совершенства кратчайшим путём*.

*… Учение Шамбалы – это целое учение о жизни. Так же, как и в индийских йогах, это учение показывает, как общаться с тончайшими энергиями, наполняющими макрокосмос, и эти энергии могут быть мощно явлены в нашем микрокосмосе *.

*… Бесцельное любопытство должно трансформироваться в искреннее познание, в приложение высших принципов в повседневной жизни *.

(Н.К.Рерих, Изд. АГНИ, 1996 год, * Гималаи *, * Гималаи – обитель света * , * Адамант *).

         Таким образом, мы видим, что КАЛАЧАКРА – комплексная наука, включающая в себя многие разделы, посвящённые многим наукам, точнее сказать, являя собой СИНТЕЗ Наук, Философий, а так же прикладных дисциплин в различных сферах человеческой деятельности. Существуют даже разделы в тибетско-монгольских манускриптах, повествующие непосредственно о Шамбале и её Владыках. Можно с уверенностью утверждать, что именно часть этого Великого Учения была передана миру Великими Учителями через Е.П. Блаватскую и семью Рерихов. Время, в которое живёт нынешнее человечество суровое, грозное, ответственное для планеты, но прекрасное и величественное в открывающихся возможностях, для всех ищущих ИСТИНУ. То, что совсем недавно скрывалось в глубинах храмов и святилищ, искусно оберегаемое от профанов, эти знания ныне доступны всем, но это налагает и огромную ответственность. Поэтому оставим все вопросы и сомнения насчёт доступности информации.

         Одним из важных разделов Калачакры, как комплексной религиозно-мистический системы, является учение о Законах Времени. Именно об этом разделе далее и пойдёт речь, как о наиболее важном, даже в его чисто прикладном аспекте, тем более что эти знания и общие сведения, на которых он собственно и базируется, были даны в трудах Е. П. Блаватской, а именно основой для нас является  «Тайная Доктрина»  и «Агни Йога»  Е. И. Рерих, как собственно и всё наследие этих Великих Вестников Света. Пересказывать, или даже комментировать все вышеперечисленные источники не имеет смысла, по причине большого объёма этих трудов, а так же их доступности. Для краткости в дальнейшем нашем повествовании под термином «Калачакра» мы будем понимать раздел Учения, посвящённый Законам Времени.

 

         Календарь Калачакры составленный «Русской эзотерической Школой Теософии им. Е.П. Блаватской», на базе Теософского Учения, являет собой, по сути,  эмблему, то есть сложный символ, сочетая в себе символику цвета, формы, чисел, слова, животный символизм. Что бы наглядно это проиллюстрировать обратимся к названию.  Итак, было сказано: КАЛАЧАКРА – КАЛЕНДАРЬ ШАМБАЛЫ.  Разберём по порядку каждое из этих слов:

·         КАЛАЧАКРА (санскр.) – состоит из двух слов: КАЛА – время  и ЧАКРА – колесо, круг. В свою очередь слово КАЛА (время) состоит из КА (в одном из своих значений - Дух) и ЛА (Иллюзия), то есть «Время» есть Дух, воплощённый в иллюзии. Одно из определений Махапралайи (Великого Растворения, Ночи Брамы) так описывается в «Тайной Доктрине», в «Станцах Дзиан» (станца 1): «Времени НЕ БЫЛО, оно покоилось в бесконечных недрах продолжительности». Это очень важное определение времени, как категории  Манвантары (Проявленного Мира или Дня Брамы). Итак, КАЛАЧАКРА – Колесо Времени.

·         КАЛЕНДАРЬ – применяется в значении «дорога (путь) времени».

·         ШАМБАЛА (санскр.) – означает «Перевал Духа», однако имеется и другое слово- синоним – КАЛАПА (санскр.) буквально «Обитель Времени». Оба этих термина равно используются Востоком, как и многие другие в изобилие имеющиеся для выражения этой идеи.

         Итак, наша фраза в целом может быть переведена следующим образом: «Колесо Времени, направляющееся (по дороге времени)  в Обитель Времени». Мир, повинуясь Закону Циклов, стремится в своём движении туда, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Шамбала – это также обозначение, которое зачастую используется не сколько применительно к географической области, сколько к состоянию сознания. И если нашу фразу рассмотреть с этой точки зрения, можно увидеть, понять и осознать, мысль огромного значения, являющуюся непреложным фактом, - что человек познавая Законы Времени (Законы Бытия) достигает в своём развитии того самого Состояния Сознания «КАЛАПА» (обитель времени), то есть состояния единения или слияния со всем сущим, или другими словами Освобождение. А это, в свою очередь, основная цель эволюции человека.

         Основной объект наших исследований – Время как категория Проявленного Мира, и Законов Мироздания, ибо отделить одно от другого просто невозможно, основным из которых является Закон Циклов (Ритмов). Основное понятие, идея открывающая мир Калачакры – это Качество Времени. Весьма интересными и далеко не лишними на наш взгляд, явились современные философские определения вышеупомянутых понятий, которые мы любезно позаимствовали из Энциклопедического Словаря. Итак:

·         ВРЕМЯ – форма последовательной смены явлений и состояний материи. Пространство и время, – всеобщие формы существования материи. Универсальные свойства времени – длительность, неповторяемость, необратимость.

·         КАЧЕСТВО ВРЕМЕНИ – философская категория, выражающая существенную определённость времени, благодаря которой оно является именно таким, а не иным.

·         РИТМ – чередование каких-либо элементов (времени), происходящих с определённой последовательностью, частотой, скоростью.

         В «Теософском Словаре» Е. П. Блаватской находим ещё одно определение:

·         «ЦИКЛЫ – от греческого слова КИКЛОС. Древние делили время на бесконечные циклы, колёса внутри колёс, все такие периоды имели разную длительность, и каждый отмечал начало и конец какого-то события – космического, земного, физического либо метафизческого. Были циклы лишь в несколько лет, и циклы огромной продолжительности…».

 

         Итак, качество времени. Чаще всего принято принимать время лишь за количественную характеристику. Мы же рассматриваем время не только с точки зрения «сколько времени?», но с позиции «какое время?». Этот вопрос непосредственно связан, точнее сказать, просто неотделим, от Закона Циклов (Ритмов), о котором уже упоминалось выше, как о фундаменте Учения Калачакры, и на этом мы подробнее остановимся. Мы видим, что за зимой приходит весна, затем лето, осень и опять зима…; день всегда сменяется ночью, жизнь – смертью, чтобы потом снова возродиться, но уже в другом качестве и т.д. В Природе существует бесчисленное количество ритмов, разной протяжённости от секунд до миллионов лет, и есть даже такие, которые невозможно охватить человеческим сознанием. Даже Вселенная переходит периодически из проявленного состояния в непроявленное, то самое когда «…времени не было…», это ещё называется «Великим Дыханием», «Днём и Ночью Брамы», а затем опять проявляется, но уже на новом этапе. И это Дыхание не имело начала и не будет иметь конца. Закон Циклов – один из основополагающих Космических Законов. Графически его можно проиллюстрировать спиралью, ибо всё в своём развитии всегда возвращается к определённому пункту, но каждый раз на другом уровне, как на восходящей, так и на нисходящей спирали Эволюции. Это можно проиллюстрировать простым примером: зима всегда уступает место весне, но двух совершенно одинаковых зим  не было. Природа Мудра, в ней абсолютно всё целесообразно, она великий эконом, ни что не развивается рывками, «как бы вдруг», а всякая смена явлений или состояний обусловлена – зарождением, рождением, жизнью, и переходом в иное качество, что принято называть смертью. В символизме проекцию Спирали на плоскость графически изображают окружностью (круг, цикл).

         Конкретная причина ритмов – взаимовлияние всего сущего в природе. Например, фазы Луны влияют на приливы и отливы, что в свою очередь обуславливает ритм жизни обитателей моря и т.д.  Космические тела (объекты) также влияют друг на друга, и равнодействующая их влияний на нашу планету, называется сейчас Космической Радиацией. Она в каждый промежуток времени имеет разную величину, что зависит от взаимоположения планет (светил, систем) как источников определённого излучения доходящего и пронизывающего нашу планету. На этом факте, к примеру, базируется Астрология. Вот что пишет об этом Альфред Хейдок: «На каждую точку нашей планеты, на каждого из нас непрестанно падает свет космического луча, качество которого непрестанно обновляется. Однако в этих изменениях можно заметить определённую периодичность. Вращение Космических Огней строго закономерно, и поэтому естественна закономерность повторения определённых периодов».

         Конечно, чисто технически невозможно учесть влияние всех звёзд, планет и т.д., так как их число огромно, к тому же кроме видимых планетных тел (физических глобусов), с которыми в основном работает традиционная астрология, существуют и невидимые тонкие глобусы, скрытые, ибо каждое космическое тело имеет СЕМЕРИЧНОЕ СТРОЕНИЕ, кроме того, имеет влияние и так называемая «ментальная атмосфера», то есть: «…излучения человечества участвуют в пространственном творчестве, взаимодействуя на бытие соседних миров», - пишет А.П. Хейдок. Не стоит пытаться учитывать в работе циклы огромной продолжительности, всё равно «заблудитесь», но иметь о них представление – необходимо. Учение о Законах Времени помогает сориентироваться в этих ритмах и отчасти определить их влияние на различные объекты. Это знание помогает максимально сгармонизировать свои действия с ритмами планеты и Космоса, то есть сознательно «включиться» в Мировой порядок. Ведь никто не сеет пшеницу зимой, точно также и в других делах, конечно можно и не учитывать ритмов, и тратить на их выполнение гораздо больше сил, чем для этого требуется. Все люди соглашаются с известным утверждением, что «бесполезно пытаться сделать посредством большего то, что может быть сделано посредством меньшего», однако упорно отказываются воспринимать со всей серьёзностью вопросы Ритмологии. Теперешние отрицатели, конечно, тоже рано или поздно придут к признанию очевидного, но зачем обрекать себя на столь бессмысленные трудности! Высокоразвитые в духовном отношении люди чувствуют эти ритмы. Полное же познание этих Законов, и жизнь по ним, в конце концов, приведёт к Освобождению, ибо «когда человек познал Закон, он сам становится этим Законом». Понятно, что, зная ответ на вопрос «какое время», можно ответить и на следующее: «Что и как делать тому или иному человеку в это время?», «что ожидать от того или иного объекта в это время?», «как наилучшим образом взаимодействовать с тем или иным объектом?»…

         Известно, что Теософия была дана в прошлом веке современному миру, как синтез тех тайных знаний, которые раньше, во времена начала распространения Калачакры на Тибете и составления первых известных комментариев, открывались только Посвящённым. А теперь пришло время широкого познавания Законов Мироздания человечеством, как залог сохранения планеты. И теософские труды, такие как «Тайная Доктрина», «Разоблачённая Изида», «Агни Йога», являются сейчас наиболее доступными источниками, в которых ученик найдёт самое подробное объяснение того, что является объектом наших исследований. Законы Космоса для всех одинаковы, и различия между трудами Посвящённых – лишь в стилистике и терминах, культурных особенностях, символике. Надеемся, что читающий эти строки придёт к самостоятельному изучению вышеупомянутых трудов, и не будет сожалеть о том, что это не «настоящая Калачакра-Мулатантра» или ещё что-то в этом роде, так как Теософия в том виде, к котором она была дана человечеству, даёт те  же ответы на те же вопросы, что и древние трактаты, и порой даже в более понятной нам форме. И если бы это было не так, то МАХАТМЫ просто передали бы через своих вестников не «Тайную доктрину» и «Агни Йогу», а переводы тех же буддийских комментариев к Калачакре. Мы так же заявляем, что схема календаря Калачакры является иллюстрацией к «Тайной Доктрине», а она, в свою очередь может рассматриваться и как полное объяснение схемы, принципов её построения и, совокупности отображённых в ней Законов Бытия. И тот, кто внимательно ознакомится с этими трудами, вряд ли назовёт данное заявление поспешным, а тем более голословным. Любое Учение оставляет за своими последователями право проверки его на истинность практическим применением в жизни каждого дня любого из его постулатов. Истина одна, путей к ней много и пусть каждый сам изберёт свой. Любое Учение – это всего лишь «средство» для достижения цели, помощь и опора для ИДУЩЕГО, но без приложения личных усилий каждого, останется всего на всего «мертвой буквой». Мы искренне надеемся, что открытие данной темы, обращение к практике и самостоятельным исследованиям в этой области сможет стать, для каждого ищущего одним из ключиков «от Ворот Вечности» и одним из этапов на Пути

 

                                                               Теософ  Сафонов Роман Владиславович.   Москва.

 

Категория: НАШИ СТАТЬИ | Добавил: vp777 (21.03.2009) | Автор: Сафонов Роман
Просмотров: 1708 | Теги: калачакра, Н.К. Рерих, Ю.Н. Рерих, Теософия, Буддизм, эзотерический, история, тантра, Агни-Йога, Буддийский Век | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017