Рис. Один из секторов Калачакры, где представлены все 12 символических животных
В Калачакре 12 символических животных представляют Древо космической иерархии сознаний, первые 10 из них имеют свое толкование, исходящее из их связи с 10 Сефиротами или Первоверховными Принципами. Бык же и Тигр имеют другое основание, поскольку их порядковый номер 11 и 12. Исследование этого вопроса, принципиально для понимания Калачакры, но имеет немалый объем. Автор в данной работе хочет только ознакомить интересующихся с общим представлением того, что, на его взгляд, скрывается за символом Быка. За полным изложением данной темы можно обратиться непосредственно к автору.
Приведем для начала выдержки из кн. Юрия Николаева «В поисках Божества», «София», Киев, MCMCV.
Стр. 28: …Тот факт, что в мистических «тавроболиях» крещение кровью совершалось непременно в крови закланного быка, объясняется особым значением, присвоенным быку в символизме Востока.
…то бык обожествлялся, то божество изображалось в виде быка, или во всяком случае, с рогами на голове.
Стр. 40. О культе Митры: …культ юноши, олицетворяющего Творческое Начало в мире и вечно совершающий таинственное заклание (жертвоприношение) мистического быка.
Стр. 37: …В этой формуле пролития крови символизировано неизъяснимое выделение животной (?) сущности из Непознаваемой Первопричины.
Стр. 27: …культ Митры был в теснейшей связи с культом Великой Матери
Стр. 39: …образ проливаемой крови как символа одухотворения и возрождения
Стр. 28: …древнехалдейское сказание о создании мира из крови убитого быка
Стр. 33: …Дух каждого человека должен содействовать умерщвлению мистического быка – материи, а в крови быка, т.е. в освобожденном духовном начале, совершается постоянное полное очищение мировой души от материи и возвращение к первобытному божественному естеству.
Стр. 28 … смысл этого распространенного символа (им. в виду быка) нам не вполне ясен
Из кн. Дж. Купера «Энциклопедия символов»:
Символ быка в целом олицетворяет производительную, репродуктивную силу природы;
У индусов он – всеохватывающее дыхание Адити, атрибут бога Агни.
У скандинавов он атрибут Тора и посвящен Фрее.
Хеттский бог Солнца принимает образ быка и является одним из аспектов Эа, как бога магии.
У иранцев бык олицетворяет душу мира.
В буддизме бык – личность и является атрибутом бога мертвых Ямы.
В Египте он был посвящен солярному богу Ра, который в образе небесного быка ежедневно оплодотворял богиню неба Нут.
В митраизме означает победу над звериной природой в человеке и жизнь, прошедшую через смерть
Мы находим там же, что сила, придаваемая сомой (соединяющая актуальное сознание человека с Высшим), приравнивалась к силе быка; в даосизме Лао-Цзы (посвященный!) ездил верхом на буйволе.
Как видим, символизм быка в целом макрокосмичен. Он символизирует материальную природу, но в её субстанциональной, эфирной, части, т.е. высшие подпланы физического плана. Только эта субстанция является передатчиком плотному, проявленному миру тончайших космических энергий, праны, и её функции есть - символически - кровь мистического быка, приносимого вечно в жертву богом Митрой. Не забудем, что в индуизме Вак, женский аспект Брамы, имеет образ Небесной коровы и то, что символизирует мистический бык, с ней одной природы. Символ быка, 2-ой подплан 7-го, физического, плана, связан с символом Матери-пространства - со вторым планом, почему и культ бога Митры был тесно связан с культом Великой Матери - Матери не только нашей планеты. Но и всей вселенной.(рис.1)
Рис.1
В микрокосме бык детализирует свое макрокосмическое содержание как принцип линга шарира (ЛШ), или эфирное тело (ЭТ) человека. В «Энциклопедии символов» читаем: В древних «Картинах 10 пасущихся быков» бык, как невозрождаемая натура, в процессе приручения постепенно превращается из чёрного в абсолютно белого и на 10-ой картинке полностью исчезает. Эту аллегорию можно пересказать так: актуальное сознание человека, преходящее, не бессмертное, в результате развития латентных тонких чувствований человека возвышается, и в пределе заканчиваются воплощения человека на физическом плане.
Почему выбран символ именно быка, как символического представителя личности – «невозрождаемой натуры» – человека? С позиций диалектических отношений Бык в триаде Мышь – Бык – Тигр (рис1) есть опора существования всему тернеру, который представляет в иерархическом списке двенадцати символических животных Востока, «выстроенных» аналогично Древу Сефирот, актуальное, проявленное (связанное с физическим мозгом) сознание человека. В Быке только может проявиться Мышь, как 1 в 2, как тезис в антитезисе; он же в бинере Бык-Тигр есть тезис, единственная реальность, без которой Тигр не имеет самостоятельного существования. (По той же диалектической причине именно Вишну, 2 аспект Божественной Триады, несет функцию охранителя).
Триада Мышь – Бык – Тигр связана с принципами семеричного человека следующим образом: Мышь символизирует принцип праны, дуада Бык-Тигр – принцип линга шарира. (Для полного представления в этом ключе Древа космической иерархии сознаний добавим, что принцип Кабана есть кама человека, принцип Собаки – низший манас, принцип Петуха – в. Манас, Обезьяна – буддхи, Коза – атма. Доказательства такого взгляда выходят в рамки данной статьи).
Все эти три принципа есть эфирная компонента материи плотного плана, эфирное тело в человеке и имеют принципиальную связь с разными высшими подпланами этого плана (1, 2 и 3 соответственно) и в зависимости от угла зрения Мышь, Бык и Тигр будут считаться и праной, и линга шарирой.
1. Мышь или Крыса. Энергия 1-го типа эфирного тела, принцип прана. 1-ый эфир. Дыхание Жизни, преходящий принцип, связанный с Атмой. Как индивидуальный синтез эта энергия человека оформится в будущем (или при Посвящении), тогда человек удалится с физического плана,
2. Бык. Энергия 2-го типа эфирного тела, принцип линга шарира. 2-ой эфир, Энергия Солнечных Питри. Экспансия божественной Души человека в тело. Задействованы центры выше диафрагмы
3. Тигр. Энергия 3-го типа эфирного тела, принцип линга шарира. Энергии тела. Энергия Лунных Питри. 3-ий эфир. Личность. Триада. Задействованы центры ниже диафрагмы. Антитезис бинера Бык-Тигр. Когда сознание плотно сфокусировано в Тигре, имеем животного человека. Когда имеется гармония двух полюсов, проявляется творящее сознание личности. Этот бинер есть иллюстрация арены битвы в человеке за власть над телом между материальной (лунной) и душевной (солнечной) природами человека (а в макрокосме это сотрудничество аспектов Вишну и Брамы). От неуравновешенности двух этих типов энергий в ЭТ проистекает большинство болезней человека.
Коротко затронем связь этих принципов со звеньями причинно-следственной цепи нидан. В имеющейся авторитетной литературе ни у Е.И. Рерих, ни у Е.П. Блаватской НЕТ высказываний насчет КОНКРЕТНОГО соответствия 12 символических животных буддизма и 12 нидан. Поэтому все схемы их соответствий есть гипотезы, нуждающиеся в подтверждении.
Так связь ниданы авидья=невежество и принципа Быка (как утверждают некоторые теософы) не подтверждается хотя бы уже символизмом последнего, никак не связанного с невежеством или несовершенством. Скорее мы видим за образом быка акт вечного зарождения физической природы
А соответственная связь принципов тройки Мышь (прана)– Бык (энергии души в линга шарире) – Тигр (энергии тела в линга шарире) с тройкой звеньев нидан бхава (существование) – джати (рождение) – джарамарана (смерть) более вероятна, даже если смотреть с позиций символизма.
Приводим данные опять из кн. «Энциклопедия символов» (в скобках комментарии автора данной работы).
Крыса, мышь – символизирует смерть, разложение; в христианстве – дьявола-пожирателя, но также она была символом св. Фимы (?).(как 1 подплан, лайа, выводящий с физ плана, в ином же смысле, дьявольском, святой вряд ли взял бы этот символ), В индуизме она олицетворяет благоразумие, дальновидность. Крыса служит боевым конём богу Ганеше – победителю препятствий, символизируя успешную попытку (как 1 подплан и синтезирующая вершина в треугольнике актуального сознания человека (10 – Мышь,11 - Бык,12 - Тигр), его категория Воли, эволютивно, т.е. вверх, направленная. Только такая, устремлённая к Божественному, человеческая воля даёт успех. Если воля ещё не устремлена, она символизируется мышью - беспорядочное возбуждение и всяческое зло (т.е. воля, направляемая астралом). Поэтому сказано в символизме: Мышь грызет корень Древа Жизни.).
Символизм быка (см. выше) несет в себе характерные черты рождения.
Тигр одновременно творец и разрушитель. У египтян Тигр – атрибут Сета в его тифоническом аспекте как убийцы Озириса. В китайской алхимии тигр символизирует телесную силу. Он страж могил (связь Тигра со смертью).
Тигр в борьбе со змеёй символизирует небесную солнечную силу, борьба тигра со львом (или восточным драконом) в символизме означает уже лунную его природу
Тигр также и символ военного мужества, власти (яркое проявление личности. Как видим, лунная, телесная природа - по-преимуществу - и солнечная, ведущая экспансию за власть над плотным проводником, отражены в символизме тигра)..
И по логике: жизнь, душа и тело взаимосвязаны так же, как существование в теле связано с рождением и смертью; существование (бхава) дается праной, рождение (джати) связано с вхождением бессмертной души в тело, смерть (джарамарана) есть только разложение тела и выход бессмертной души.
Итак, резюмируем. Бык символизирует эфирную материю плотного мира, конкретнее – 2-ой подплан. У человека он – энергетическая компонента эфирного тела, представленная энергиями души, в отличие от энергий тела, символизированных Тигром. (В то же время Тигр, представляющий весь D, уже есть образ проявления личности человека). Вместе они синтезируются принципом праны – символ Мыши. Три эти энергии оживляют и одухотворяют человеческое тело и представляют его актуальное – земное – сознание.
Что же ожидает нас, согласно вышеизложенному, в год Быка?
В целом, уилится активность сил души. Как следствия будут явные (но не заметные массам) сдвиги в росте человеческого сознания
С другой стороны, увеличится вероятность заболеваний, как следствия экспансии души в тело и конфликта их с лунными энергиями.
Детали посмотрим.