Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [120]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 16.05.2024, 21:51
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Часть 1. Четыре стороны света и 4 состояния сознания как категории пневматологического креста

Часть1.

Четыре стороны света и 4 состояния сознания как категории пневматологического креста

Нет эзотерика, который в прошлых жизнях не был бы мистиком, 

как нет мистика, который  не станет когда-нибудь эзотериком /из А. Бейли/.

Из притчи: Однажды некто пришёл к великому Дзен-мастеру и спросил его:

"Если все вещи возвращаются к одному, то куда возвращается этот Один?"

Мастер сказал: "Весенние гуси летят на север".

Как вы думаете, что  это значит?  /https://vk.com/dzyen//  

 

Из книги В. С. Дылыковой-Парфионович «Калачакра, Пространство и Время в тибетском буддизме»:

«В раннем буддизме опыт пространства признавался как важный фактор медитации, например, в четырех божественных состояниях сознания, в которых чувства самоотверженной любви, сострадания, ответной радости и духовного спокойствия проецируются одно за другим в шести направлениях пространства, а именно четыре стороны света, зенит и надир. Эти направления должны быть четко представлены, для того чтобы провести сознательный опыт ощущения пространства и постижения его человеческим разумом" .

ЧАСТЬ 1. Перечислим эти 4 состояния сознания = 4 чувства в том порядке, какой находим в приведенной выше цитате, но пронумеруем по-своему :

4) самоотверженная любовь (любящая доброта /1/) ,

 3) сострадание (сострадание /1/),

2) ответная радость (сорадование /1/),

 1) духовное спокойствие (невозмутимость /1/).

Утверждаем, что они соответствуют 4-м категориям пневматологического креста сознания /2/ следующим образом: 4) самоотверженной любви - 4-я категория, низшей конкретной воли жить (нквж); 3) состраданию - 3-я категория, Разума; 2) ответной радости  - 2-я категория, Мистики;  1) духовному спокойствию - 1-я категория, Высшей воли; диалектически, она есть синтез категорий 2-3 (сознания) и 4, низшей воли (рис.1). «Невозмутимость – венец и высшая точка трёх других возвышенных состояний»/1/.

Рис.1. Категории пневмат. креста, соответствующие им чувства и 4 глагола Сутры сердца

Подойдем с другой стороны. Великая мантра «Сутры сердца» гласит: «Ом гатэ, гатэ, парагатэ, парасамгатэ бодхи сваха» - «ушёл, ушёл, ушёл на ту сторону, полностью раскрылся, пробудился; да будет так!» /3/.

Понимаем, глядя на рис. 1, что в ней перечисляются именно категории земного сознания человека по их иерархичности. Сначала ОМ = АУМ = пранава - через категорию Высшей Воли даёт Начало сознанию. Затем, начиная с низших 4-ой и 3-ей: ушёл, ушёл; затем, 2-я к. Мистики: ушёл на ту сторону; и наконец синтез, Высшая Воля: полностью раскрылся, пробудился. (Слово бодхи это и означает; сваха – утверждение и приношение высшему). Эти четыре категории составляют проявление актуального сознания человека и указывают этапы к его генезиса и пробуждённости.

«Путь Махаяны… Он заключает в себе свойственное открытому уму желание позволить себе состояние пробуждённости» /3/. Путь махаяны – работа с категориями сознания, начиная с ума. Когда ум открыт и категория Разума «наладила контакт» с к. Мистики, тогда «желание позволить себе состояние пробуждённости» устремляет 4-ю к. нквж, как свободную волю, к слиянию с к. Высшей Воли, т.е. человек предпринимает нужные для этого действия.

 Для процесса медитации, когда «чувства самоотверженной любви, сострадания, ответной радости и духовного спокойствия  (аналоги категорий сознания) проецируются одно за другим в шести направлениях пространства», человек должен иметь эти чувства, осознавать их и владеть ими. Более того, они уже должны быть развиты человеком до высокой степени, возможно, до безупречности. Развитием этих 4-х чувств можно и нужно осознанно заниматься всем устремляющимся к совершенствованию. Кстати, этимологически можно понять слово совершенство как со-ВЕРШИН-ство, которое означает «быть на одном уровне с вершиной со всех возможных сторон», что и означает безупречность.

Размышляем. Получается, когда человек фокусирует внимание на чувстве, напр., самоотверженной любви, тем он фокусирует внимание на 4-ой категории своего актуального сознания, на низшей конкретной воле жить (нквж). Эта категория побуждает воплощенное в форме сознание к действию и способствует рождению чувства самоотверженной любви, которое будет идеальным, божественным качеством, создающим соответствующие безупречные действия. Ибо истинная любовь деятельна.

  Но чтобы такое безупречное действие совершалось, нужно иметь чувство сострадания. Без него самоотверженная любовь не реализуется, как не реализуется разумное действие без использования ума;  диалектически, они составят полюсы (тезис и антитезис) бинера 3-4 в пневмат. кресте (рис.1). В кн. «Надземное», ч.2, п.772 сказано: «Майтрейя – Сострадание нуждается в сотрудничестве». С позиций пневматологии можно понять так: Майтрейя, представитель макрокосма, проявит своё сознание в Новом веке во всех четырёх категориях, и как к. Разума он будет называться Майтрейя – Сострадание. Чувство соСТРАДАния требует действий в форме соТРУДничества, чем подтверждается наш вывод о его соотносимости с к. Разума. Этимологически эти два слова синонимичны, т.к. СТРАДА в русском языке означает напряженный сезонный ТРУД крестьян.

Со-страдание может быть только к кому-то, значит, и возникает оно только в разделённом мире. А в сознании именно к. Разума дифференцирует единство миропроявления на отдельные формы.

«Ключом открытого пути, махаяны, ведущего к бодхисаттвическому состоянию сознания, является СОСТРАДАНИЕ. Оно делает возможным трансцендентальную деятельность бодхисаттвы. Сострадание – глубинная теплота – излучается центром сердца. Человек простой, но сердечный и сострадательный уже открывает своё сознание первой парамите, первой добродетели – великодушию (щедрости) /3/.

Чувство сострадания трансцендирует категорию Разума из её самостных, и тем ограниченных, состояний в «состояние божественное».

В волевом бинере 1-4 тезисом для 4-ой категории, нквж, будет к. Высшей Воли (рис.1), т.е. чувство духовного спокойствия. Без него не будет ни безупречных действий (человека на земле), ни самоотверженной любви.

В свою очередь, чувство сострадания (к. Разума) есть антитезис своего источника – чувства ответной радости (категории Мистики, через которую сознание ощущает себя частью целостности, единства всего сущего). Оказывается, оба слова: радость и блаженство - могут служить переводом с санскрита одного слова «ананда» (знаем, в философских школах веданты сат-чит-ананда рассматривается как синоним трёх основных атрибутов Брахмана), значит, они в чем-то синонимичны (такой филологический подход, возможно, поможет разобраться в этих чувствах тем, чьё сознание фиксировано более на уме, чем чувствах).   

Категории 1 и 2 пневмат. креста также есть бинер, где 1, Высшая Воля, - есть тезис, мужское начало, единый дух; а  2, к. Мистики, – антитезис, женское начало, та первичная, не дифференцированная в формы космическая среда, которая отзвучит на контакт с В. Волей (отсюда эпитет ответная) таким образом, что в призме чувств человека-мистика это уявляется чувством радости или блаженства.

И здесь, благодаря знанию законов пневматологии, можно уточнить, что термин «сорадование» и его толкование почитаемым знатоком тхеравады /1/ в смысле умения со-радоваться счастью ближнего -  не совсем корректно, т.к. отводит направленность чувства от божественного (категории Высшей Воли = духа) к земным индивидам (к. Разума, со-страдание).

Диалектика чувств: радость (блаженство) - это ответная реакция на духовное спокойствие - 1; радость - 2 питает сострадание - 3 (без такого питания сострадание превратилось бы в печаль и уныние). Сострадание способствует явлению самоотверженной любви - 4, которая становится безупречной в состоянии духовного спокойствия -1. Такая последовательность: 1®2®3®4®1 - категорий креста на плоскости трансформирует его в знак бесконечности (рис.1). Но само явление пневматологического креста многомерно (разные планы или подпланы у каждой категории). Отсюда и вытекает бинерная диалектика категорий сознания.

Резюме. Итак, информация для эзотериков-«интеллектуалов»: определился ещё один способ, как через область чувств: самоотверженной любви, сострадания, ответной радости и духовного спокойствия  - подойти к осознанию категорий своего собственного сознания.

 

ЧАСТЬ 2. Поговорим теперь о 4-х направлениях пространства: север, восток, запад, юг.

Они характеризуют земное, физическое, двух-мерное пространство на плоскости горизонтаА что-то они означают в аспекте не физическом, а сознания?

Что касается нашей планеты. Физически, направления север и юг определяются полюсами Земли, а направления восток и запад связаны с вращением планеты вокруг своей оси (зенит - надир), т.е. с видимым восходом и закатом небесных светил. С древности человек определял примерное южное направление по положению солнца в зените, восточное — по месту его восхода, а западное — по месту заката; северное направление (в Северном полушарии) определяли по Полярной звезде.

 Расположим эту информацию на пневматологическом кресте (рис.2). В таком расположении есть своя логика. Мы видим, что три его категории связаны с ходом солнца, а одна – с Полярной звездой. 

Рис.2

Поищем соответствия 4-х сторон света 4-м категориям сознания.

1) Полярная звезда визуально «главная» на северном небесном своде Земли, она неподвижна, и вокруг неё вращаются все звезды, а солнце, визуально, само «ходит по небу» вокруг земли; Полярная звезда на небе – (почти) астрономический центр, куда направлена ось вращения Земли. Поскольку всё на планете вращается вокруг этой оси, т.е., опосредованно, вокруг Полярной звезды, постольку связанный с ней север, получается, должен иметь главенствующее положение относительно трёх других сторон света. А в пневмат. кресте сознания таким главенствующим достоинством обладает 1-я категория, Высшей Воли (рис.1). Остальные стороны света расположим соответственно географической карте (рис.2).

2) Эзотерически, четыре стороны света соответствуют 4-м высоким космическим Сущностям - Правителям Мира. И судя по определениям, данным ниже, они представляют собой персонификацию 4-х категорий Творящего Сознания и определённые космические Силы (что есть одно и то же, но с разных точек зрения).

Из  книги Теогенезис, ст.9 , шл.1 , гл. Комментарий:

«СТАНЦА IX. Шлока 1. С Востока, Запада, Севера и Юга явилось Четверо Святых.

КОММЕНТАРИЙ. Святые – это Правители всего проявленного в форме. Они первыми исходят от Творящей Троицы – Отца-Матери-Сына – Атмы, Буддхи и Манаса. Они охватывают Собой всё пространство и символизируются четырьмя сторонами света. Восток – это Правитель земного* плана, Запад – сферы Разума, Север – духовного творческого Огня, Юг – силы произрастания, Воды».

*) На рис.2 мы видим, что в пневмат. кресте солнце связано с нижним (земным) D234, и 2-я категория Мистики будет в нём самая иерархически высшая = правитель.

Вывод. Соответствия по символическому смыслу сторон света с категориями пневмат. креста просматриваются: Север = 1, к. В.Воли; Восток = 2, к. Мистики; Запад = 3, к. Разума; Юг = 4, к. низшей конкретной воли жить (воля к жизни в природе вполне может определяться как «силы рождения и произрастания»).

На географических картах северная сторона обычно находится сверху, совпадая, таким образом, с иерархией категорий креста сознания, которая в пневматологическом кресте разворачивается справа налево, но не в круговую. В этом случае юг находится снизу, запад — слева, а восток — справа. Но на старинных, а порой и современных картах могли располагать вверху юг или восток.

Дотошный читатель спросил бы: интересно, а почему запад не удостоили чести быть на карте выше других сторон? Без эзотеризма разумный ответ вряд ли найдёшь. Соответствие сторон света категориям пневмат. креста было известно посвященным Мудрецам. Естественно предполагать, что они дали людям – в числе многих знаний - и первые наставления в картографии, поскольку всё в материальном мире должно соответствовать Надземному Плану мироустройства. Поэтому при выборе систем координат пространства были учтены эзотерические особенности сторон света, т.е., их соответствие категориям пневматологического креста сознания. А они таковы, что «главный» в кресте - это бинер, воли, 1-4; а к. Мистики – «главная» в бинере 2-3. Вот они и «ВЕРХоводят» J. Категория же Разума (запад), хоть и тезис в бинере 3-4, но слишком подвержена земному, материальному, влиянию (получается, не основательна, т.к. наименее одухотворена в микрокосме на данном витке эволюции). Все человеческие знания о пространстве и времени имеют эзотерический базис.

3) Обратимся к символизму сторон света и к соответствующим им богам:

«Локапа́лы в индуистской мифологии есть божества — властители стран света, охраняющие их, в буддизме есть Четыре Небесных Царя. Собирательно их называют в разных языках следующим образом:

Дэвараджа — «царь богов» или Локапала — «страж мира»; Чатурмахараджика. Их местопребывание - на склонах горы Сумеру, этот мир является самым низким* из местопребываний богов в буддийской космологии. Обитатели этого мира живут в воздухе* вокруг горы. Царей зовут Вирудхака, Дхритараштра, Вирупакша, а их предводителя** зовут Вайшравана»/4/ (рис.3).

*) значит, это физический план, его арупа-подпланы (эфирные, рис.4).

**)Т.е. «предводительствующая» сторона – север (как к. Высшей Воли в пневмат. кресте). К приведенной в первоисточнике таблице соответствия богов и сторон света (рис.3) мы добавили пневмат. крест - для иллюстрации их соответствия с категориями креста.

Рис.3  Таблица сторон света им соответствующих богов

СЕВЕР. «Север был местом, где располагался дворец могучих богов, в том числе Аримана (иранского бога Тьмы), Люцифера и Миктлантекутли (ацтекского бога Смерти). Ацтеки изображали север в виде Орла Войны. В этом ряду особняком стоят Египет и Иран, где север – это Свет и символ мужского начала» /4/.

Можно утверждать, что Север соответствует 1-ой категории Высшей Воли (рис. 4), которая есть мужское начало, Свет = дух и, одновременно, лайя-центр = тьма, через который человек (его сознание) уходит с земного плана в момент смерти; Орёл – так магами-толтеками виделась Беспредельность. «Дон Хуан сказал, что древние видящие смогли увидеть невообразимую Силу, являющуюся источником бытия всех существ… именно Орел наделяет осознанием… именно Орел пожирает обогащенное осознание, отбирая его у существ в момент их смерти» /5/.

Рис.4 Схема 7-го плана с подпланами, крест актуального сознания человека, его низшие принципы и принципы-«зверушки» им соответствующие

ВОСТОК. «Это ключевое направление для большинства первобытных религий, и нет ничего удивительного, что на многих старинных картах наверху располагается именно восток, а не север. На востоке располагался китайский Небесный Дракон, ацтекский Крокодил-Создатель Мира, Эдем у христиан и у иудеев, родина героев, дом предков, и во многих африканских верованиях место, где обитают души праведников. В православии и исламе молящиеся обращаются лицом на восток, а индейцы дакота (как многие другие народы) хоронят мертвых лицом к востоку, источнику райских ветров» /4/.

Восток соответствует 2-ой к. Мистики, женскому началу в бинере 1-2, находящемуся на физическом плане на 2-ом подплане, синтезе пяти низших подпланов. К. Мистики является высшей в материальном D234 креста сознания (рис.4). 

Может ввести в сомнение тот факт, что в мандале, где смоделированы все космические силы, «Восток как верхняя, сакральная сторона является непременной чертой любой мандалы-космограммы, как бы они ни отличались друг от друга» /6/. Вот вариант, где восток стоит на вершине «карты» космоса!

Такое расположение сторон света в мандале вовсе не противоречит нашему исследованию, в котором восток в кресте стоит ниже севера (рис.4). По своей природе, к. Мистики (чувствования) актуального сознания человека позволяет (при своём полном раскрытии на 2-ом подплане физического плана) приобщиться к беспредельности макрокосма. Мандалу - космограмму можно понимать как, цитируем, «Васту-пуруша-мандала», где Пуруша — это космический человек, воплощающий в себе универсальное Бытие, начало, наполнение и суть всего; «васту» означает «место, вместилище». Таким образом, «Васту-пуруша-мандала» — ни что иное, как «диаграмма местопребывания Пуруши», или план Космоса, воплощаемый на Земле» /6/.

 Такое «место» есть 2-ой подплан физического плана (рис.4), которого наше актуальное сознание может коснуться только через категорию Мистики  (= восток). Категория Высшей Воли, дух, нашим сознанием не познаётся, только опосредованно (как парабраман через мулапракрити).

ЗАПАД. «Символизирует сон, отдых, тайну смерти, в Северной Америке – Счастливые Охотничьи Земли, а в индоиранской, египетской и древнегреческой традициях – Царство Духов. В некоторых культурах символизм Запада наполнен страхом. На западе находится, как считали в Северной Европе, море смерти – Пучина. Святой Иеремия считал, что на западе – сатана. Для многих африканских племен запад – это направление, в котором уходят души плохих людей после смерти» /4/.

 Запад соответствует 3-ей к. Разума (рис.4): сон – 2-е состояние сознания из 4-х (а именно: бодрствующее; сны; сны без сновидения; экстаз. Заметно, что они также соответствуют 4-м категориям креста сознания); тайна смерти в том, что D123 сознания без 4-ой категории, нквж, есть смерть тела, но продолжающаяся жизнь сознания (рис.4); сатана – потому что к. Разума сознания, когда наиболее связана с телесным и без контакта с высшим, становится «оплотом» эгоизма, истинного сатаны  человека.

 Души плохих людей (колдунов, например, сознание которых полностью направлено к земному) после смерти остаются около тела, к которому привязаны страстями (кама-манас), а души хороших людей (одухотворенных) уходят через к. Мистики (восток) и к. В. Воли (север) на Тонкий план.

ЮГ. «Во многих странах символизирует огонь, страсть, мужественность, солнечную и лунную энергию.  И снова Египет и Индия стали исключением . Здесь юг – это ночь, ад»/4/.

Юг соответствует 4-ой к. нквж, к которой как раз подходят все приведённые определения, ибо в актуальном сознании человека низшая конкретная воля жить (а люди осознают себя в бодрствующем состоянии только в ней) связана с телом (рис.4) и с принципом кама, астралом, «обслуживающим» плотские вожделения.

Резюме. Думается, мы собрали достаточно примеров соответствия 4-х сторон света с четырьмя категориями сознания. Значимость 4-х сторон света на планете, как макрокосме, связана с влиянием конкретных сущностей эфирной дэва-эволюции Земли, которые энергетически реализуют силы 4-х категорий сознания духа Земли. Они и названы в мифологии локапалами и Дэвараджами. В микрокосме человека на физическом плане их низшие элементальные иерархии реализуют* 4 категории актуального аспекта сознания человека.

 *) как в физическом, так и в «метафизическом» мире всякие взаимодействия между субъектами и объектами реализуются определёнными носителями. Это закон.

Вернёмся теперь к  притче, начало которой вынесено в эпиграф.

Однажды некто пришёл к великому Дзен-мастеру и спросил его: "Если все вещи возвращаются к одному, то куда возвращается этот Один?" Мастер сказал: "Весенние гуси летят на север".

Как вы думаете, что это значит - "Весенние гуси летят на север"?

Даже если вы, может быть, понимаете достаточно, чтобы разбить гору Сумеру на миллион кусков и проглотить одним глотком океан, вы не поймёте этого.

Даже если вы, может быть, понимаете достаточно, чтобы убить или дать жизнь всем Буддам трёх времён и миров и всем прославленным учителям и все людям, вы не начнёте понимать это.

Тогда, как же вам понять, истинное значение фразы: "Весенние гуси летят на север"? Держитесь незнающего ума. Этот незнающий ум является умом устойчивым и неподвижным. Это всё равно, что пытаться пробиться сквозь стальную стену или пытаться забраться на серебряную гору. Всё мышление обрезано. Но как только вы проникнете в это состояние, ваш ум взорвётся. Тогда вы сможете увидеть как каменный лев бежит по камням и пожирает солнце и луну. Но вы всё ещё будете озадачены. Сделайте ещё один шаг. Тогда вы прибудете в свой настоящий дом, где повсюду приходит весна и расцветают цветы. Когда прибудете туда, то не только все Сутры и Библии окажутся истинными, ни и все звуки воды и ветра, краски гор, лай собаки на улице, всё, что вы видите или чувствуете, всё как оно есть будет истиной».

В выделенных нами четырёх фразах находится ключевой смысл категорий сознания: низшей конкретной воли (разбить, убить); к. Разума (понимаете достаточно),, далее - Мистики (незнающий ум ) и, наконец, Высшей Воли (всё как оно есть будет истиной) - куда и «возвращается этот Один». (Заметьте, их последовательность в притче согласуется с иерархической последовательностью категорий пневмат. креста).

Итак, нашлось ещё одно подтверждение того, что мудрые знают: север соответствует категории Высшей Воли, которая синтезирует собой остальные три категории сознания и тем заканчивает его, сознания, очередное путешествие = воплощение = манвантару, возвращая сознание на высший план существования.

Теперь, если мы примем такие рассуждения как обоснованные, можно продвигаться в исследовании далее.

Ссылки:

  1. Ньянапоника Тхера, эссе «Четыре возвышенных состояния (Размышления о любви, сострадании, сорадовании и невозмутимости)» https://dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/sublime.htm
  2. Статьи «Основная доктрина пневматологии»; «Диалектика. Теория бинеров» на сайте http://vp777.ucoz.ru
  3. Чогьям Трунгпа «Преодоление духовного материализма»
  4. Сайт «Энциклопедия знаков и символов», Википедия;
  5. Карлос Кастанеда. Собр.соч. в 6-ти томах, том 4. София, 2006. Огонь изнутри. Глава 3, с.51
  6. сайт http://ec-dejavu.ru/m/Mandala.html

Начало 19 СЕНТ. Год ж. Кабана, нед. Кр. Обезьяны, день б. Козы, пятница

Оконч. 20 сентября2019 – нед. б. Быка, день б. Тигра, воскр.

Коррект. 18.12.19 – нед. б. Кабана, д. ч. Быка, среда

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (04.11.2019) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 431 | Комментарии: 1 | Теги: пневматологический крест сознания, Теософия, четыре стороны света, 4 божественных чувства | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 iranad  
0
Текст был корректирован, заметьте, в принципы, согласующиеся с принципами даты окончания работы. Психическая энергия создания статьи (любой вещи, даже человека) проявляется потом в определённом ритме, по линии тех энергий, в каких вещь была рождена

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024