Форма входа

Категории раздела

ПРОЗА [5]
ПОЭЗИЯ [1]

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 12:30
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО » ПРОЗА

Притчи и Афоризмы НАВЕЯННОЕ ЛЮБОВЬЮ К ВОСТОКУ 4. Сафонов Роман

Сафонов Роман Владиславович 

 

Навеянное любовью к Востоку…

      Любовь к философской мысли Востока возникла задолго до увлечения Живой Этикой и Теософией,  со временем, интерес лишь усилился. Несмотря на краткую форму изложения, стиль восточных притч и афоризмов символичен и поражает глубиной и многогранностью смысла. Притчи и афоризмы Востока не дают готовых ответов,  а всего лишь указывают направление и ставят перед читателем вопросы, ответы на которые он должен искать сам.

      Характер и особенности ученичества и учительства на Востоке и Западе различны. Западное сознание привыкло, опираясь на авторитет, накапливать поступающую информацию, не анализируя её.  К большому сожалению, такая механистичность не несёт ничего позитивного и тормозит рост сознания. Творчество, гибкость и синтетичность мышления не развиваются, а заменяются догматами, пусть даже «эзотерическими».  Первая, спонтанная реакция на символические тексты, полные аллегорий для западного сознания  – это их буквальное толкование.

      Другое дело – Восток…

                                               …Коаны Дзен, притчи Буддизма, витиеватый и поэтический слог Индии – всем изучающим, в равной мере, предоставляют пищу для ума, не облегчая понимание, а, наоборот, усложняя его с целью побудить к духовному труду. Каждый человек неповторим, каждое сознание индивидуально, поэтому нет, и не может быть, универсальной системы преподавания  каких угодно истин: от духовных, до самых обыденных.

       Личный рост – это труд сознания, который не переложишь на чужие плечи. 

      Любовь к восточной мысли и  побудила меня  взяться за перо… 


109.

      Ученик спросил: «Как определить время готовности к получению знания?»

      Ответил Учитель: «Четыре времени года существует, шесть направлений пространства… Можно ли предсказать, в какой момент человек, трудом земным занятый, остановится и поймёт, что он частичка всего его окружающего».

 

110.

      Отец семейства в монастырь пришёл. С почтением встретили его монахи. Пригласил его Настоятель.

      Лама-настоятель спросил: «Какая нужда тебя привела?» Удивился Лама услышанному ответу.  Оказалось, в поисках учителя он пришёл. 

      Много дорог и монастырей в поисках учителей тот прошёл. Нигде и никто не предложил ему стать единственным учеником, как тот желал. С надеждой на Ламу  пришедший смотрел, ожидая, что свершится желанное чудо.

      Говорит Настоятель: «Годы, что прошли от физического рождения, не есть показатель готовности учеником прилежным стать. Когда ученик готов к получению знания – Учитель сам его находит. Встреча такая кармой обоих определена».

 

111.

      Известный Лама-Целитель часто с учениками юными окрестные селения посещал. Целью его при этом было, не только помощь больным оказать, но и учеников общению научить.

      Многие его ученики усердие в уходе за больными проявляли.   С горечью Лама обнаружил, что два примерных  ученика к больным не подходят. Увидев недоумение Учителя, они пояснили: «Чистоту тела  заболевший не соблюдает. Это является причиной болезни.  Не монаху же за ним убирать!»  Услышав слова такие, Лама в монастырь возвращаться  им запретил…

  

112.

      Лама с учениками прогулку совершал. Остановились у реки, бегущей с гор  потоком  пенистым. В молчании они созерцали движение вод.

      Лама предложил  подумать, чему увиденное  подобно? 

      Ответы были разные: Жизни поток непрерывный; времени течение…

      Лама улыбался, слушая их… – и молчал. Молодой монах смущённо сказал: «Мне представляется  бурных эмоций поток…  Берега – мудрость и знание …  Что прежде желаньями было, становится мыслью и волей разумной». 

     

113.

      Крестьянин к Настоятелю младшего сына привёл, пояснив: «Много вопросов сын задаёт. Знаний моих не хватает, чтоб ум его направить». Ламе понравилось беспокойство отца.

      Задал вопрос он подростку: «Что для начала хотел бы ты знать?»

      Мальчик смутился и храбро ответил, глядя на Ламу: «Для чего нужны каждому знания?» 

      Настоятель вопросом ответил: «Сам,  как думаешь об этом?»

      Задумался тот и сказал: «Не обязательно годы должны пройти, чтоб опыт каждодневный жить научил. С юных лет науки изучая, можно многого достичь».  

       Улыбнулся Лама ответу такому –  и оставил  мальчика в монастыре.

 

114.

      Ложное мнение бытует, что легко к смерти на Востоке относятся…  Больных, смерти ждущих, как избавления, никто не поощряет. Не следует смерти страшиться,  но не должно её приближать. Не болезни следует считать, а несовершённые деяния. Намерения добрые дни продолжают…

 

115.

      По случаю праздника большого проповедь в монастыре была. Много было народу всякого…

      «Воздаяние за поступки»    тема выбрана была.  По обыкновению, с вопроса начал Лама: «Ждёте ли вы результата трудов земных?»

      Не понят был вопрос… Другой Лама спросил: «Зачем же трудиться, если не ждать результата?»

      Ответ был неожиданно прост: «Нет труда малого, нет труда великого. Неотделим труд духовный от труда каждодневного. Нити кармы сплетаются  не от мысли о результате, а от осознания цели и намерений человеческих. Это и есть воздаяние: что желаешь, то и получаешь». 

 

116.

      Немощный крестьянин  остался один. Не под силу ему было себя прокормить, хоть земли было вдоволь. Многодетный сосед ему помощь свою предложил, обещая уход. Первые годы он условия соблюдал. Излишек продуктов он стал продавать. Вкус к богатству приобрёл. Всё меньше внимания соседу он стал уделять, даже порой забывая к столу приглашать. Годы прошли. Немощный сосед как-то ночью из дома ушёл. В этот год урожай был плохой. Зимою жена неожиданно умерла. Старший сын с молодою женой в город ушли. Младшие сыновья были капризны и ленивы. Ноги и руки стали болеть у него… Вскоре  остался он совершенно один…

 

117.

      К Настоятелю слепой богач пришёл. За лечение большую плату предлагал. Настоятель Целителей собрал, предложив им подумать о возможности такой. Никто из Лам лечить его не решался, хотя монастырь в деньгах нужду испытывал. Причина заболевания богача в его тёмном прошлом была. Сам слепец этого не понимал – и сообщать ему об этом было тщетно… 

      Три года прошло.  Тяжело жилось в монастыре…

      Никто не ожидал, что вновь с просьбой о лечении тот же богач придёт. Настоятель вновь собрал Целителей. В этот раз просьбу излагал сам слепой. Он рассказал, что по многим монастырям прошёл, и везде ему отказано было. И понял он тогда, что нужно вернуться в тот монастырь, куда обратился впервые. И просьба его не о лечении была. Он интересовался причиной отказа.

      Старейший Целитель известный слепому предложил, коль задан вопрос такой, всем присутствующим или, избрав одного, о прошлом своём рассказать. Смутился богач. Сумел победить он гордыню свою  и начал рассказ:

      …Очень давно, когда был молодым, караваны сопровождал. Однажды, купец заболевший в пути, мне поручил товары свои довести. Что и было сделано мной. Собрался я в путь обратный, чтоб купцу его деньги отдать. Польстился я на предложение за плату большую другой караван провести в сторону другую. Наивно я полагал, что больной купец может год подождать. Удача мне сопутствовала. Деньги купца в оборот я пустил. Когда  наконец я вернулся к нему, то в селении его не нашёл… Сам стал я богатым купцом, удача сопутствовала мне и потом. Однажды мне показалось, что нищий, просящий подаяние, на купца того похож. Отогнав воспоминания, ничего я ему не подал, но в селение, где купца я оставил, ещё раз приехал. Долго расспрашивал я о купце, но никто не мог сказать, как он исчез…   Вскоре я ослеп.

      Выслушали исповедь монахи. Согласились его излечить, при условии одном: Найти любого нищего слепого  и привести сюда – тогда обоих вылечить берутся.

      Ещё год прошёл. На этот раз без сопровождения слуг, двое слепых в ворота постучались. Купец в одеянии простом с нищим слепым пришёл…

 

118.

       Ученики на прогулке с Учителем были. Один из них Учителя спросил: «Что делать надо, чтоб желание осуществить?» 

      Отвечает Учитель:

«Условие первое. Сосредоточиться на смысле. В краткой форме суть определить.

Условие второе. Не спешить в действия превратить.

Условие третье. Ожидание свершения создаёт противодействие.

Условие четвёртое. Сознательное ожидание даёт энергию, лишнюю для явления: результат на части рассыпается.

Условие пятое. О желании не возвещается. Без посредников оно осуществляется».

 

119.

      Вопрос Учителю был задан: «Как определить качество желаний?»

      Ответил Учитель: «Неожиданностью результата проверяется качество желания. Результат отрицательный означает:  желание было самости проявление. Положительный результат: правильно выбрано время для совершения действия. Результат, повлекший за собой цепь непредсказуемых событий, означает неумение определять суть желаний».

 

120.

      «Что такое намерение, – ученики спросили: И в чём его отличие от желания?» 

      Ответ Учителя: «Следует очень хотеть, чтоб желание осуществить. Желание в намерение можно превратить, если для этого творческую волю приложить».

 

121.

      Успешный Ученик у Наставника спросил:  «Как Чёрное от Белого отделить?»

      Изумлён Наставник вопросом таким. И спросил: «С целью какою вопрос ты мне задал?»

      Ученик отвечает: «Делится мир на тёмных и светлых. По свойствам природы они различимы? Или сознательно путь избирают?»

      Отвечает Учитель: «Ты сам и ответил на поставленный вопрос. Есть ещё одно условие – мы рождаемся  из Света и Тьмы, являя собой начало латентное. Желание выжить толкает нас в сторону Тёмную. Стремление к познанию на Светлую сторону выводит. Двойственность – данность Природы, лишь сердце и мотивы  Путь определяют».

 

122.

      На Востоке существует предание: На три части человечество разделено изначально. Первые – живущие лишь для себя: они не  знают ни Зла, ни Добра. Вторые –  стремятся законы Добра соблюдать. Третьи – студенистой массе подобны. Не служат они ни Злу, ни Добру. Ждут они, кто их направит…

      Самой опасной  третья группа считается. В мире их количество постоянно пополняется за счёт осторожных и ленивых.

 

123.

      День и Ночь, Солнце и Луна, мудрость и глупость, сила и слабость – всё Пространством  нам дано. Лишь свобода воли путь определяет – равновесие мира сохраняет. Нет извечной борьбы Зла и Добра – это две стороны одного Пути к освобождению ведущего.

 

124.

      «Как защититься от наваждений, что одолевают меня», – спросил молодой Лама у своего Наставника. Улыбнулся Наставник  и ответил: «Это только начало. Спокойствие и ясность ума к посвящённому в сан не прилагаются.  Каждодневным трудом над тем, что каждому  природой дано, мудрость в управлении чувствами своими обретается».

 

125.

      Смирение плоти своей – обязательным условием для монаха считается. Никогда послушник в монахи не посвящается ранее определённого срока. Древняя традиция  предусматривает в двадцать один год послушника, изъявившего желание в монастыре навсегда остаться, на семь лет в мир отправлять. Вернувшийся вновь в монастырь из жизни мирской  считается достойным монахом стать.

 

126.

      У Ламы спросили, что лучший результат даёт: «Вера в возможность Освобождения в данном воплощении или намерение этого достичь,  не считая обязательным до конца жизни успеть?»

      Задумался Наставник. Неожиданным оказался ответ: «Успешен ни первый и ни второй. Освобождения лишь тот достигает, кто духовный труд  радостью  своей считает, сроков не определяя».

 

127.

      Ученики Настоятеля спросили: «Что такое щедрость и как к ней относиться?»

      Наставник отвечает: «Щедрость, зачастую, эгоизмом продиктована. Многие люди, совершая подношение, щедрыми слыть  хотят. В случае таком не принять его дары нельзя, но карма благая тогда распространяется лишь на берущего. Когда бедняк к монастырским воротам чашку риса принесёт и воды из дальнего ручья, следует его с почтением благодарить. Карма тогда для обоих благая».

 

 

 

 

128.

      Ряд непреложных Истин Востока для понимания труден. Думать учат они, а не рецепты дают готовые. Посредством размышления, с опытом сопоставляя, рождается понимание и желание следовать Пути.

 

129.

      Ученик за советом к Наставнику обратился: «Усердие в разных науках я проявляю давно. Порой от окружающих слышу похвалы, почему же я постоянно недоволен. Каждодневная практика мне радости не даёт. Жду всё время, что усердие моё будет однажды вознаграждено».

      Отвечает Наставник ему: «Недовольство собой – хорошо. Ждать награды  – плохо. Тот, кто чудо ждёт – не получит его».

 

130.

      Из далёкого монастыря, где жизнь была трудна, к Высокому Ламе, по просьбе его, в помощь отрядили двоих монахов. Кров и пищу сытую им определили. От тяжёлых трудов освободили. Один из них вскоре преисполнился важности, считая себя помощником незаменимым. Высокомерным стал. Второй, ежедневно молитвы свои возносил, благодаря за возможность общения с Ламой мудрым. Многому он у него научился. Многое он у него перенял. Время пришло в монастырь возвращаться. Первый стал проситься у Ламы Высокого остаться. Второй же с радостью в дорогу собрался. Глядя на сборы, Высокий Лама произнёс: Истинно мудр лишь тот, кто не проявляет слабость, одинаково принимая,  как лишения, так и возвышения.

 

131.

      Честолюбие уместно и поощряется  лишь в деятельности мирской. Честолюбивый монах не может Ламой стать. Честолюбивый Лама никогда не станет Настоятелем монастыря.

 

132. 

      Ничто в этом мире не существует отдельно.

      Любое явление есть следствие  действий, обусловленных многими причинами.

 

133.

      Не надо бояться и презирать эмоций проявление. Они указывают вехи большого пути. Каждый отрезок должно достойно пройти –  и мудрость приобрести.

      В равной степени нельзя отвергать и презирать отрицающих вашу точку зрения. Это означает либо правоту отрицающего, либо ваше неумение мысль правильно донести.    Отрицание есть познания путь.

      «Слепо»  учителю внимать допускается только в первый год обучения. Усердием истинным считается –  сомневаться и вопросы задавать. Тогда ученик готов мудрость постигать.

 

134.

      Поделился ученик сомнением: «Много текстов я знаю и примеров из жизни могу привести. Но смущаюсь от любого вопроса, обращённого ко мне. Мысли путаются, немота «сковывает» меня. Знания мои, как бы есть, а толку с них нет».

      Засмеялся Учитель, и ответил ему: «Начинающий говорить и даже «вещать», едва освоив предмет – достоин порицания. Много изучивший, и робко молчащий при этом, не в меньшей степени порицаем. Изучив раздел предмета, следует вслух пересказать, или радостью открытия с младшими учениками поделиться. Так изучаемое   знанием твоим становится».

 

135.

      На прогулке ученики спросили: «Каждому ли ученику следует  тщательно и детально науку о звёздах изучать?»

      Отвечает Учитель: «Звёзды, Солнце и Луна – наша жизнь. Символы их в учениях разных предназначены, чтобы мысль побудить к пониманию целостности Пространства».

 

136.

      Пришёл к Настоятелю молодой Лама из дальнего монастыря с просьбой  необычной. Обижен был Учителем своим. Требованиями того было: Вопросов не задавать, беспрекословно указания выполнять. Интерес к наукам, не изучаемым в их монастыре, не проявлять. Настоятель был изумлён. И засомневался: В праве ли Он принять молодого Ламу на продолжение обучения. Собрал Лам на совет, пригласив на него и просящего. Выслушали его Ламы. Лама-целитель старейший задал вопрос: «Как долго и что ты изучал?»  Ответ: «Тексты наизусть учил. Так прошло три года. Усердие и дисциплинированность я приобрёл. Думать над текстами стал. Много вопросов возникло. Помощи этой Учитель не дал».

      Задумались Ламы и предложили другую возможность: поселись неподалёку от нашего монастыря, и самостоятельно занимаясь, с вопросами к нам заходи.

 

137.

      Известный Учитель, обращаясь к ученикам, сказал: «Избегайте учителей и наставников, пользу материальную из учеников извлекающих. Это первый признак учительства ложного. Признаком вторым считается требование мнение учителя сомнению не подвергать».

      Слушатель задал вопрос: «Но внимать наставлениям  нас учили всегда. Как отличить мудрые знания от повторения истин затвердевших?»

      Ответ Учителя: «Если истина примером из жизни не подтверждена и смысл её потоком слов затемнён – это означает, что тот, кто в наставники себя предлагает, к этому не готов. Движет им желание славу приобрести. Истина всегда пониманию доступна и проста. Побуждает она к вопросам и размышлениям. Это и есть суть обучения».

 

138.

      Состоялась беседа, посвящённая чудесам и факирству…

      Непривычны были слова Учителя: «Изучая науки разные, приучая себя к чистоте и воздержанию, каждый, данные природой чувства, начинает понимать. Качества новые он обретает,  и постепенно чувства и тело воле своей подчиняет. Состояние такое возможности скрытые проявляет. Согласно особенностям своим можно слышать на расстоянии, видеть невидимое,  влиять на предметы. Порою бывает, что можно мысли читать.  Многие не готовы груз такой нести, считая, что это возвышает его. Как только ученик возгордится и начинает всем показывать достижения свои – он переходит в разряд не отмеченных даром, а факиров простых.

      Те немногие, что возможности новые в себе обнаружили, осторожность проявляют, и на себе проверяют. В этом случае природа благосклонна к ним – новые способности даёт, качество их повышает. Тогда ученик способен творить «чудеса»,  на Благо их направляя».

 

139.

      Когда бросают в воду сноп соломы, то, что предназначено, как подношение Богине Вод,  хоронится внутри снопа.

      Солома плывёт по течению реки, подношение само в нужном месте погружается в воды. Так, всё ложное и наносное в учение  любом  уносится течением времени. И лишь жемчужины знаний постепенно становятся «зёрнами» мудрости.

 



продолжение следует....



Москва.

2007 год.

Категория: ПРОЗА | Добавил: vp777 (19.03.2009) | Автор: Сафонов Роман
Просмотров: 990 | Теги: Настоятель, Путь, афоризмы, проповедь, монастырь, лама, учитель, Легенды, восток, притчи | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024