Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [118]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 01:59
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

А. Н. 3ЕЛИНСКИЙ. «КОЛЕСО ВРЕМЕНИ» В ЦИКЛИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ АЗИИ. Часть 1

Предисловие составителя

 

Андрей Николаевич Зелинский (р. 1933 – год черн. Петуха) доктор исторических наук, генеральный директор Центра ноосферной защиты (существовавшего до 2009 г.) имени академика Н. Д. Зелинского, автор многих исследований и научных работ. Хотя о его биографии в интернете почти ничего не удалось найти, даже точной даты рождения, всё же есть сообщение, что основные научные исследования Андрея Николаевича весьма разнообразны, но главные из них — календари, что он ученик Ю. Н. Рериха и Л. Н. Гумилёва.

Пишет единственную статью о хронологическом аспекте системы Калачакры "Колесо Времени" в циклической хронологии Азии» – журнал "Народы Азии и Африки", № 2. М., 1975. (Позднее, как сообщается,  известны работы А. Н. Зелинского, связанные с реконструкцией древнерусского календаря).

Ю.Н. Рерих вернулся на Родину в 1957 г., а в 1960 его уже не стало. Значит, общались они с Зелинским совсем немного времени, но, судя по статье, этого хватило, чтобы Андрею Николаевичу глубоко и органически вникнуть в суть Калачакры. Он широко и ясно изложил в статье взгляды на «Колесо времени», остановившись детальнее на Калачакре как календаре, который можно перевести в григорианский стиль, и предложил свою  - спиралевидную - форму Калачакры.

Текст данной статьи был скопирован В. А. Бакановым в своё время, а значит, осмыслен и – вне всякого сомнения – творчески применён для составления Календаря Калачакры. Копия была передана им для ознакомления и копирования одному кемеровскому теософу, и только сейчас текст с этой копии отсканирован.

Думается, уникальная, глубокая статья русского учёного о Колесе времени будет интересна всем, а теософам - последователям «Калачакры – календаря Шамбалы», особенно, т.к. предоставляет возможность самим пройти по той тропе осмысления Калачакры, которую прошел её автор, В. А. Баканов, изучая данную работу.  

Технический момент: поскольку ксерокопии оригинала уже были не качественные, в тексте получились кое-где пропуски не восстановленных слов, отмеченные многоточиями (…), а также могут остаться и ошибки, особенно при восстановлении иностранных имён и слов, за что приносим свои извинения. Зато сноски для удобства чтения выделены другим цветом, и шрифт их не уменьшен.

Предисловие написано 28.04.2018 – год  ж. Собаки, нед. ч Петуха, д. с. Собаки

Стр.1

«КОЛЕСО ВРЕМЕНИ» В ЦИКЛИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ АЗИИ*

А. Н. 3ЕЛИНСКИЙ

Часть 1

Понятие о «Колесе Времени» применительно к культурной традиции народов Азии может иметь два основных значения: в узком смысле — это буддийская доктрина Калачакры (Kalacakra), появившаяся в конце X в.; в широком — это универсальная хронологическая и календарная система, существовавшая с древности у многих народов Центральной  Азии, Дальнего Востока, Китая и Юго-Восточной Азии. В данной работе нас, прежде всего, интересует этот последний аспект «Колеса Времени», так как он не только даёт возможность свести в систему тот взгляд на время, который существовал у различных народов Азии на протяжении многих веков их истории, но и сделать  некоторые выводы, касающиеся общих принципов восточной космологии.        

Идея круговорота как «вечного возвращения» наряду с жизненно ощущаемой необратимостью времени всегда приковывала к себе внимание мыслителей от орфиков и пифагорейцев до творцов современных физических теорий. Однако; если в христианской культуре западной части Ойкумены преобладала идея необратимого, линейного и векторизованного времени, то на буддийском Востоке и в мире собственно индийской, а также китайской  культуры доминировала идея циклического времени. Это не значит, что Запад нe знал временных циклов1, а Восток был чужд линейному восприятию времени. Дело здесь, по-видимому, не в принципиально отличном понимании времени, а в тех главных акцентах, которые характеризуют существенные особенности этого понимания в каждой культурной традиции.

***

Восточная идея временных циклов наиболее полно отразилась в системе «Колеса Времени», тесно связанной, как оказалось, с азиатской системой «60-летнего звериного цикла». Этот цикл, вероятно, впервые получил широкое распространение в древнем Китае на рубеже нашей эры,

---------------------------------------------------

* Предварительную публикацию автора нa одноименную тему см: И. Н. Зелинский, «Колесо Времени» в циклической хронологии Китая», — «Четвертая научная конференция „Общество и государство в Китае". Тезисы и доклады», Т. 2, М., 1973, стр. 349-352.  .

Печатается в связи о обсуждением проблемы «Интернациональное и национальное в культуре и литературе народов Азии и Африки». — Ред.

1 Достаточно указать на орфическую и пифагорейскую концепцию времени, также основанную на идее «вечного возврата», и отзвук этих учений в средневековой культуре Западной Украины.

Стр.2

хотя сама китайская традиция относит его возникновение к легендарным временам императора Хуан-ди, а точнее — к 2637 или даже к 2697 г. до н.э.

В основе этой системы лежал законченный 60-летний период, который образовывался из последовательного сочетания пятикратно повторяющихся наименований «12 земных ветвей» (ischi) с шестикратно по­коряющимися названиями «10 небесных пней» (kan)* .  Это своеобразное сочетание двенадцатеричной и десятеричной систем счисления (12x5 и 10x6) составляло весь рассматриваемый нами цикл, для обозначения элементов которого использовалось 22 абстрактных иероглифических знака. Таким образом, помимо линейной хронологии, основанной на «пе­риодах» императорских правлений, Китай уже с давних времен был зна­ком с гораздо более универсальной хронологической системой, корни которой могут быть связаны с древневавилонским шестидесятеричным счислением2.               

Примерно на рубеже нашей эры параллельно названиям «12 земных ветвей» появляются  соотносимые сними наименования «12 циклических животных»3, а параллельно названиям «10 небесных пней»  - наименования «5 мировых стихий» (wи xing) китайской натурфилософии в их женском и мужском аспектах, что фактически удваивало «стихии», отвечая нужному числу «десять». Названия двенадцати животных и соответствующих им циклических знаков шли в следующем порядке:

 1) мышь (tzu), 2) бык (chhоu), 3) тигр (уin), 4) заяц (mao), 5) дракон (chhen), 6) змий (ssu),7) конь (игу), 8) овца (wei),  9) обезьяна (chen). 10) курица (yu), 11) собака (hsu), 12) свинья (hai); с ними чередовались в определенном порядке «5мировых стихий», или «первоэлементов» в их женском и мужском аспектах:

1) дерево, 2) огонь, 3) земля, 4) металл, 5) вода.

В астрономо-астрологических китайских календарях и в повседневном обиходе названия «двенадцати животных» и «пяти элементов» быстро вытеснили абстрактные наименования соответствующих «ветвей» и «пней», которые, однако, сохранялись в хронологии официальных документов.

Так окончательно оформился на рубеже нашей эры «60-летний звериный цикл», получивший в дальнейшем широкое распространение в Азии.

Он был основной календарной системой Китая до введения там Григо­рианского календаря с 1 января 1912 г., и до сих пор не утратил бытового значения. Уже в 604 г., почти одновременно с буддизмом, этот циклический календарь проник из Китая в Японию, где был официальной кален­дарной системой до периода реформ Мейдзи (1872) и используется поныне4 . Этот же календарь в разное время получил распространение в Монголии, Маньчжурии, Корее, Вьетнаме н других странах Центральной и Юго - восточной Азии. С 1027 г. данная календарная система была принята в Тибете, откуда и ведет начало тибетское летосчисление.

Для Тибета введение системы «Колеса Времени» имело особое значе­ние, поскольку это касалось не только реформирования старой календар-

----------------------------

2 Об этом счислении см., напр., Б. А. Тураев. История Древнего Востока,: т.1, Л.,1035. стр. 146—147.

3 Происхождение этого зодиакального цикла, распространённого от Каспийского до Японского морей, уходит в глубокую древность и, по-видимому, связано с кочевой средой Евразийских степей. Эд. Шавани, например, прямо связывает этот цикл с тюрками, а также полагает, что данные о татарских ярлыках в русских летописях свидетельствуют об использовании этого двенадцатилетнего цикла и ханами Золотой Орды - Е. Shavannes, Le Cycle turc des douze animaux,— «T'oung Pao», ser. 2, vol. VII, Leiden,

1906, 1, p. 61. О различных точках зрения по вопросу происхождения этого цикла см.: И. В. Захарова, Двенадцатичленный цикл у народов Центральной Азии,— Новые материалы по дровней истории Казахстана, Алма-Ата, I960.

4См., напр., U. Watkins, Time Counts. The Story of tlic Calendar, London, 1954,  27—29.

*«пней» - вопрос составителя: что это за слово, которое программа так отсканировала?  Может, иероглиф «стволы» можно переводить как «пни»?..

Стр 3 и 4  - рисунок модели Калачакры А.Н. Зелинского, см. в конце статьи (ПРИМЕЧАНИЕ)

Стр.5

ной СИСТЕМЫ, основанной на применении «12-летнсго звериного цикла»5, но и с введения индийскими проповедниками в начале XI в. новой для Тибета буддийской религиозно-философской доктрины Калачакры6 (тиб. Dus ’kltor), по-видимому, тесно связанной с древними индийскими, китайскими и вавилонскими астрономо-астрологическими учениями. Важность этой доктрины для духовной жизни Тибета подчеркивает тот факт, что традиционная дата перехода Калачакры с санскрита на тибетский (1027), согласно одной иа версий, стала одновременно к первым годом

 тибетской эры7. И вероятно, не случайно Ю. Н. Рерих, занимаясь научением этой доктрины,  охарактеризовал ее, как Sancta Sanctorus Северного буддизма» 8.

Таким образом, с одной стороны, введение системы «Колеса Времени» в Тибете свидетельствует о тесной связи с Индией: с другой – отсутствие  в самой Индии системы «60-летнего звериного цикла», принятого в хронологии и календаре Калачакры, указывают на ее иные источники. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, следует, на наш взгляд, ОТДЕЛИТЬ еще почти не изученную религиозно-философскую сторону этого учения от его чисто хронологического и календарного аспекта. Такая позиция позволит нам высказать предположение, что, если эзотерическая сторона учения Калачакры имеет отношение к древним астрономо-астрологическим

теориям, по-видимому, связанным с тантрической практикой тибетской ваджраяны (vajrayаna), то его экзотерический аспект связан с не менее древними принципами счисления времени, которые пришли в Тибет из Китая и Центральной Азии. Это не значит, что тибетцы вы по восприняли ничего от индийской хронологии, где в некоторый случаях также имеет место счет пo шсстидесятилетиям9, однако вся система тибетского «60-летнего звериного цикла» настолько повторяет китайскую,  что не возникает сомнения, откуда oнa заимствована 10. Разница в системе счета заключается лишь в одном: в Kитае ведут циклическое летосчисление с года «дерева-мыши», соответствующего в

         абстрактном иероглифическом счете году kia tse и относят начало циклической эры к 2637, или даже к 2697 г.

 ------------------------

5Наименований тибетского «звериного» цикла», начинающегося - в отличие от китайского цикла - с года «Зайца», следующие: 1) заяц, 2) дракон , 3) змея, 4) конь, 5) овца, 6). обезьяна, 7)  курица, 8) собака, 9) кабан, 10) мышь, 11) бык, 12) тигр . Тибетские названия элементов соответственно таковы: дерево, огонь, земля, железо,  вода;

6 Эта доктрина, принадлежащая к высшей системе символики внутренних созерцаний и к самой высокой из четырех тантрических систем, стала известна в самой Индии дай около 965 г. (см. напр., If. Hoffmann, Das Kalacаkra, die letzte Phaso des Buddhismus Ih Indietn —«Satculum, XV, lift. 2, Munchen, 1904, S. 125). В настоящее время ряд важных текстов Калачакры уже опубликован (см, «Kalacakra-Tantra and Other Texts», Pt. 1—2, New Delhi, l906). Однако использованный в них эзотерический язык символического описаний представляет в ряде случаев трудно преодолимую преграду для исследователей.

7 См. Л. II. Востриков, Тибетская историческая литература, М-, 1962, стр 84.

8 G. N. Roerich, Studies Id the Kalacаkra, 1 ."—-«Journal  of Urusvati Himalayah Beaseareh Institute of Roerich Museum», vol. 2, Urusvati, 1932, p. 88.

9 Данью этому счету, не связанному со звериным циклом, служит то, что параллельно с общеизвестными названиями годов звериного цикла в Тибете также пользу-ются соотносимыми с ними и переведёнными с санскрита наименованиями годов «60-летнего цикла Юпитера» {Prabhava), имевшего хождение па севере и юге Индии в эпоху становления и развитая доктрины Калачакры (F. К. Ginzеl, Ilandhuch dеr matematischen und technischen Chronologio, Bd. 1, Leipzig, 1906. S. 368—374).

10 С китайском циклическим летосчислением тибетцы могли познакомиться еще в Танcкое время (VII—IX вв., когда между этими странами существовали широкие контакты. Мы не хотим преуменьшать значения собственно центрально-азиатских влияний, однако, насколько нам известно, шестидесятеричную систему знали в древности, помимо Вавилона, только в Индии и Китае.

Стр.6

в то время как в Тибете ведут летосчисление с года «огня-зайца» (mе yos), начальная дата которого соответствует 1027 г. современного Григорианского календаря. Поэтому китайское и тибетское летосчисление, за исключением начальных точек отсчета, совпадают полностью, что впервые разъяснил П. Поллио 11.

Чтобы сохранить, наряду с цикличностью, линейный порядок времени, тибетцы дополнительно дают каждому циклу в 60 лет порядковый номер. Так, начиная с 1027 г., в Тибете прошло 15 таких циклов (рабчжунов), и в настоящее время идет 60-й цикл. В Китае же, считая е 2697 г., прошло 77 таких шестидесятилетий, и сейчас идет 78 цикл. Однако, имея четкую линейную хронологию по «периодам» императорских правлений, в Китае не придавали специального значения порядковой нумерации циклов, хотя последнее играло особую роль для Тибета, так как органически сочетало принципы циклического н линейного счета. Отсюда вытекает особая роль «Колоса Бремени» в культуре Тибета, даже если ограничиться чисто хронологической  и календарной сферой.

Возникает вопрос: как «Колесо Времени» связано с хронологической и календарной системой Тибета? Является ли оно лишь символическим и обобщенным образом космического круговорота, образом, знакомым многим народам древности, или же в нем заложено нечто большее, позволяющее найти ключ к внутренней структуре изучаемого нами циклического времени? Если принять последнее предположение, то, исходя из идеи «Колеса времени», вероятно, можно построить такую модель «60-летнего звериного цикла», которая органически включала бы в себя все особенности этой системы, а также давала возможность наглядно и беспрепятственно переходить с Григорианского календаря на систему 60-летиего цикла и обратно.

Такая модель, помимо теоретического интереса, имеет и практическое значение, поскольку существующие системы перевода, сведенные для пользования в таблицы (см., напр., таблицы О. Ковалевского 12, Д. Позднеева13, А. Сталь-Гольстейна14 и А. И. Вострикова 15), при всех их достоинствах отличаются громоздкостью и, главное, не раскрывают принцип системы16. Определенным исключением в этом отношении является система перевода дат, предложенная П. Поллио 17. Однако и П. Поллио был далек от мысли видеть в идее «Колеса Времени» скрытое отражение внутренней структуры изучаемых им временных циклов. И только Б. Ла-

------------------------

11 Р. Pelliot, Lo cycle soxagenaire dans la chronologic tibetaiue, — «Journal Asiatiqne», t. 1. Paris, 1913,3. До этого исследования в западноевропейской научной литературе господствовала ошибочная точка зрения, выдвинутая А. Чомом де Корошем (A. Csoma de Kоros, A Grammar of the Tibetan Language in English Calcutta. 1934, p. 181), считавшим, что первый год тибетской эры соответствует не 1027 г., а 1026 г. Григорианского календаря. Русские исследователи избежали этой неточности. Еще в 1837 г. О. Ковалевский, на основании изучения монгольских источников, опубликовал хронологическую таблицу 60-летнсго цикла на тысячу лет, в которой первый год тибетской эры соответствовал 1027 г. (см. О. Ковалевский, Монгольская хрестоматия, т. 2, Казань, 1837).

  1. О. Ковалевский, указ. соч. (табл.).           
  2. А. Позднеев, Монгольская летопись «Эрдэийн Эрихе», СПб., 1883 (Табл.).
  3. A. A. Stael-Нoistein, On the Sexagenary Cycle of Tibetans,— «Monumеnta Series»,
    vol. 1, Peiping, 1935, p. 278—309.
  4. A. И. Востриков, указ, соч., (табл.).
  5. Способ чисто механического перевода дат при помощи элементарных математи­ческих вычислений (см., напр., И. Ф. Катанов, Восточная хронология, — «Известия Северо-Восточного археологического и этнографического института», т. I, Казань, 1920, стр. 219—231; см. также: «Китайско-русский словарь» Под ред. И. М. Ошанина, М., 1959, стр. 930—938) также не может заменить по удобству пользования предлагаемую  нами модель циклического времени.
  6. См. Р. Pelliot, указ. соч.

Стр.7 (стр. 110 в журнале)

уферу принадлежит мысль, что „Колесо Времени" есть не что иное, как - наименование самого 60-летнего цикла18. Но вопрос о существовании действительно реальной связи между структурой этого цикла и идеей «Колеса Времени» остался нераскрытым.       

При решении этой задачи мы исходили из предположения, что такая связь непременно должна существовать, хотя форма её выражения оставалась неясной до тех пор, пока мы пришли к формуле, которая оказалась единственно возможной: «Колесо Времени» представляет собой сочетание двух, на первый взгляд, противоположных принципов, т. е. соединений циклического и линейного времени. В самом деле, в пределах 60-летнего цикла» время, как будто, движется по замкнутым кругам, повторяясь в каждом из пяти 12-летних циклов. Однако фактически каждый из циклов повторяется на новом уровне и в новом сочетании одного из двенадцати «циклических животных» с одним из пяти «великих элементов» Вселенной. Иначе говоря, несмотря па циклический характер, время в пределах всего цикла сохраняет определенное направление. С точки зрения хронологии, это направление сохранится и в пределах неограниченного числа самих 60-летних циклов, поскольку каждый из них будет обладать собственных порядковым номером в системе. Таким образом, соединение цикличности с линейностью будет, по-видимому, главной особенностью «Колеса Времени» как хронологического и календарного феномена 19;

Согласно этой системе, в большой замкнутый временный цикл будут вписываться последовательно друг за другом малые открытые временные циклы, как бы спиралевидно нанизываясь на общую «временную ось». Если мы захотим теперь представить себе «Колесо Времени» в двухмерном пространстве в виде системы связанных друг с другом линий, то такому представлению будет, очевидно, отвечать только круг с вписанной в него спиралью.

Применительно к предлагаемой трактовке, «Колеса Времени» круг этот будет разделен па десять секторов, характеризующих женскую и мужскую сторону «пяти стихий» китайской натурфилософии, а вписанная в него спираль будет состоять из пятикратно повторенных двенадцати витков «животного цикла». При этом начало спирали должно совпадать с женской или мужской стороной того элемента мироздания, название которого в соединении с циклическим животным образует первый, год нужной нам эры. Пять витков указанной спирали, сочетаясь попеременно с женским и мужским аспектом каждого из «пяти элементов», образуют весь искомый 60-летний цикл, возвращаясь в конце к своему первоначалу. Таким образом, десять секторов спирали, идущей от центра системы к ее периферии, будут исчерпывать все возможные (в данной системе отсчета) сочетания «пяти стихий» с «двенадцатью циклическими животными». Чтобы при помощи данной модели можно было быстро перевести даты с современного григорианского летосчисления на циклическое и обратно, следует, взяв за исходную дату 1027 г. н. э., отложить от неё в обоих направлениях по временной оси любое нужное количество дат, фиксированных с интервалом в 60 лет. Если попытаться теперь «уложить» на модели «Колеса Времени» всю традиционную циклическую хронологию Китая от древности до ваших дней, то понадобится не 4672 даты (с 2697 г. до н. э. по 1975 г. н. а.), а всего 78 20. Что же касается собственно тибетской хро-

--------------------

18 См. п. Laufer, The Application of the Tibetan Sexagenary Cycle, — «T'oung Pao, vol. XIV, Leiden. 1913. № 5. p. 589.               

19 В настоящей работе мы не касаемся узкокалендарной стороны «Колеса Времени», связанной с древним лунно-солнечным счислением, отражающемся на особом чередовании месяцев н дней.

20 Для того, чтобы исчерпать в датах на «Колесе времени» всю обозримую историю человечества, понадобится а этой системе отсчета не более ста дат, т. е. 6 тыс. лет.

Стр. 8 (111)

нологии, то она уложится всего в шестнадцать 60-летий с 1027 г. Настоящая модель «Колеса Времени» берет за исходную точку отсчета именно эту последнюю дату как начало тибетской эры, которая соответствует году «огня-зайца женского рода», или просто году «огня-зайца» (me-yos) 21, Поскольку в данной работе мы исходим из тибетского летосчисления, то из-за разницы в три года между началом китайской и тибетской циклической эры, предельной нижней датой в моделируемой нами хронологической системе будет соответственно не год «дерева-мыши», т, е. 2697 г. до н. э., а год «огня-зайца», т. е. 2694 г. до н. э.

Может возникнуть вопрос: стоит ли экстраполировать тибетскую хронологию в прошлое на столь отдаленный промежуток времени, значительно превышающий рамки собственно тибетской Истории? Ответить на него можно положительно, и по двум причинам: во-первых, такая экстраполяция дает возможность четко установить тесную связь тибетской циклической хронологии с китайской, позволяя избежать путаницы в этом вопросе, и делает «Колесо Времени» полезным синологу для определения любых циклических дат; во-вторых, помимо древности собственно китайской хронологии, вычисления средневековых тибетских хронологов, отправной точкой для которых служит определение даты нирваны Будды, дают порою для этого события фантастически древние цифры, восходящие, иногда, к середине 3 тыс. до н. э., или даже к еще более раннему времени, считаться с которыми приходится тибетологу в его работе над источниками 22.    

Таким образом, «Колесо Времени» раскрывается как единственная календарная и хронологическая система, оригинально сочетающая в себе принципы циклического и линейного счисления времени. И действительно, помимо чередования 12-летий внутри 60-летнего цикла, с той же непреложной закономерностью, с которой повторяется каждое 60-летие, в непрерывной прогрессии растет и число последних. Это прогрессирующее наслаивание 60-летий в принципе тоже может быть выражено при помощи спирали, но на этот раз с числом витков, уходящим в бесконечность. В этих космических масштабах время уже будет исчисляться не 60-летиями, а эонами или кальпами и югами, а календарные и хронологические вопросы уступят место космологическим проблемам, рассматриваемым в эсхатологической перспективе. Соответственно «Колесо Времени» потребует и иной интерпретации, чему посвящена вторая половина работы.

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (30.04.2018) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024