Часть 1. Символизм креста и круга. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - Калачакра. Теософские исследования. - СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... - Каталог статей - Персональный сайт

Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [17]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [52]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 384

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 09.12.2016, 06:47
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Часть 1. Символизм креста и круга. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Часть 1. Символизм креста и круга.

МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«Как чудесно ощущать неисчерпаемость великих понятий» /Агни-Йога, кн.«Иерархия», п.175/

«В действительности, круг, крест и семь являются первыми изначальными символами»

/ «Тайная Доктрина», т. 2, отдел XI/

 

Введение. Данная работа  -  начало ряда метафизических исследований отношения трёх вещей: двух аспектов Единого сознания в проявлении - вещи психологической по-преимуществу, и креста 4-х принципов рождения человека на круге Калачакры – вещи, по-преимуществу, астрологической, связанной с моментом рождения.

 Оглавление:

1.Крест – это мир как воля

2.Круг – это мир как представление

3.Крест строит Древо

4.Крест трансцендентного сознания отражен в круге  

5.Символ актуального сознания – квадрат

6.Символ креста и круга – общий и частный случаи. 

1.       Крест  - это МИР как ВОЛЯ

Эта работа продолжает мысль статьи /1/. Как  было уже там сказано, в Беспредельности то неограниченное творящее сознание, что рождает сознание ограниченное, также имеет крест сознания, которым и творит (Рис.1а, 1б). С позиций этой модели мы и будем вести наш разговор, считая, что курица явилась вперед яйца, хотя с другой стороны, космическая «цыпка» всегда будет развиваться из «яйца» другой «курицы». До того, как оформится зодиак, в процессе космогенезиса идут диалектические стадии проявления пневматологического креста Высшего Сознания, который затем находит свое отражение во всех последующих этапах становления проявленного Им мира. Иерархически пневматологический крест сознания выше зодиака.

 

Рис.1а, б

Пневматологический крест, выражающий трансцендентальное Высшее Сознание, –  это то, что может представиться под понятием МИРА как ВОЛИ в терминах Артура Шопенгауэра Его мы будем изображать следующим образом (рис.1б), чтобы показать, что категория Мистики иерархически выше к. Разума  (как Высший Манас и низший манас в сознании человека).

 2.Круг – это МИР как ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Представление - это форма; первичная форма – это шар пространства, на плоскости -  круг /1/.

3. Крест строит Древо

На схеме 7 планов плеромы (рис. 2)  можно увидеть, каким образом категории пневмат. креста сознаний различных уровней диалектически строят Древо Иерархии космических сознаний. Так сефироты 1, 4, 7 и 10 Древа являются нуменальными Источниками жизни, следовательно, категориями Высшей Воли пневмат. креста сознания соответствующего уровня. В Древе число 1 соответствует Непроявленному Единому Логосу, 4 – Семи Планетарным Логосам, 7 – Высшему Эго человека, 10 – праническому принципу человека, который оживляет микрокосм его тела /2/. Все они своим «дыханием» выстраивают иерархическую цепь сознаний. Но также принципы 2 и 3 Древа становятся Началами аналогичных цепей.

                Древо иерархии космических сознаний, построенное таким образом, есть древо ашваттха  /3/. Принципы с 1 по 10 есть Сефироты, это космогония, а 12-звенным  древо становится в тот эволюционный этап, когда Иерархия вводит в свой состав семеричного человека, чье актуальное (бодрствующее) сознание представляется в Древе D 10,11,12. Четыре треугольника Древа соответствуют четырем категориям пневмат. креста Единого в проекции на планах плеромы: D123 – к. Высшей Воли (Единое Сознание), D456 – к. Мистики (сознание коллектива Монад  как единства), D789 – к. Разума (индивидуальное проявление монады),  D10,11,12 – категория Низшей конкретной воли (актуальное сознание проявленного человека). Таким образом, поскольку крест строит Древо и Древо есть крест, мы пришли к тому, что утверждено в «ТД»: «Крест и Древо тождественны и являются синонимами в символизме»/4/.

 

Рис.2 Древо иерархии космических сознаний и 7 принципов человека на планах плеромы

В статье /5/ мы определили, что категории пневматологического креста сознания есть трансцендентное (духовное), имманентным которым будут 4 стихии. (Напомним, что слово имманентное означает «вытекающее из природы» духа, соответствующую материю). То есть, 4 стихии выявляют в формах качества соответствующей им категории творящего сознания. Трансцендентное Древо иерархии космических сознаний, включающее пневмат. кресты трех уровней космоса, становится сутью архетипов «составленного» из 4-х стихий зодиака, (т.е. архетипы имманентны принципам Древа) и, аналогично, сутью символизма 12 священных животных Востока, отражаясь в каждом последующем меньшем творении, а через призму геометрического ключа – в фигуре додекаэдра.

4. Крест трансцендентного сознания отражен в круге 

Крест творящего Сознания есть мужское начало, солнечное. Женское начало – лунное. «Лунный луч – отрицательный, принимающий полюс, женский, служит воспроизведению, Это принцип души между принципами духа и материи. По своей природе это отражающий принцип, как отражённый от Луны свет Солнца» /6/. Таким образом, пневмат. крест – это дух, шар пространства – душа, а земля, тело – это материя. Зодиак, принадлежа сфере пространства, проводит, отражает принципы духа на землю, значит, он относится к душе. 12 принципов Древа, выражающих этот Крест, отпечатываются на материи ауры, в созданном пространстве соответствующими зодиакальными образами, которые называются архетипами. Божественная Мать наполняет образами каждый архетип согласно его трансцендентной сути. Земля, обращаясь в пространстве вокруг Солнца , напитывает свой Ум этими образами.

Зодиак – это змий, закусивший хвост. Зодиак (Змий) как 12-звенное Древо символизирует и отражает все этапы становления творящих сознаний космоса /2/, а как круг - пространство-время, т.е. область их проявления. Каждое такое пространство есть, образно, «дыра» внутри единой ткани, которую «прогрыз змий» или, как перевела Е.И. Рерих, «Фохат прорывает норы в пространстве» /7/.

В этой «норе» в единой субстанции организуется свое пространство в форме шара, более субстанционально плотное, это МИР КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Творца, его организующая ВОЛЯ принадлежит высшей единой субстанции (и есть фохат), а воля к жизни индивида внутри его шара пространства становится квази-самостоятельной, т.к. на самом деле есть только единая ВОЛЯ. И если уж мы строим образы, используя термины Шопенгауэра, то скажем далее тоже его словами: «Источник, из которого текут индивиды и их силы, неисчерпаем и бесконечен,.. ибо они… суть лишь явление, видимость воли. Существует исключительно воля: она – вещь в себе, она – источник всех явлений. Ее самопознание и опирающееся на него самоутверждение или самоотрицание – вот единственное событие в себе» /8/.

Так аллегорично образуется пространство в пространстве, масштаб в масштабе, временной цикл в цикле.

Пневматологический крест сознания творца, субъекта, НАХОДЯСЬ ВНЕ творимого им пространства, ОТРАЖАЕТСЯ САМ в «водах» творимого пространства - на ауре объекта (будет ли это вселенная или человеческое существо) аналогично тому, как D сознания духа отражается в «водах» треугольником материи ((Может быть, понятие ОТРАЖЕНИЯ покажется кому-то малодоказательным, но нам приходится в таких глубоко оккультных вопросах полагаться на авторитет Учителей: «Законы, управляющие энергией отражения, неизменны. Под действием этих законов, с помощью тех же самых сил, через которые и посредством которых физическая форма отражается на полированной поверхности, потенциальная энергия трех более высоких планов – духовная жизнь -  отражается…»/ «Учение Храма», 1, наставление 66/). Крест, символ Дыхания Бога, нераздельно связан с символом Змия, который «летает над водами жизни и отражается в них» Становясь Фохатом, огненный Змий вихревым движением (свастика!) «прорывает нору» и «рождает в Водах» посредством 4-ой категории  шар пространства = колесо времени, жизни. Соприкосновение образа и отражения есть момент рождения в этом колесе (на круге Калачакры).

Его отражение в созданном пространстве (круге) будет зеркально и с поворотом – так, чтобы категории расположились аналогично первообразу, пневматологическому КРЕСТУ (рис.3).

 

Рис.3

В Древе таким же образом D123 Единого Творящего Сознания отражается в Ñ 456, только тогда по своей сути 4 становится отражением 2 в левой колонне Древа - единства, а 5 становится отражением 3 в правой колонне Древа – дифференциации /2/.  Перевернем в дальнейшем отраженный на круге крест категорией В. Воли вверх, чтобы соответствовать высшему пневмат. кресту (рис.4, внутри круга).

Рис.4

5. Символ актуального сознания – квадрат

Итак, крест сознания творца запечатлел свои 4 категории на окружности круга Калачакры, и, отраженная в круге, четвертая категория пневматологического креста стала в момент рождения субъекта волей к жизни = категорией высшей Воли кватернера актуального сознания. Это сознание есть реакция субъекта через органы чувств на среду и потому существует только в этой среде, на физическом плане (D10,11,12 в Древе), символически – на окружности круга, и категории его выявляют свою иерархичность не в виде пневмат. КРЕСТА (рис.4, внутри круга), а последовательно в ходе жизни, выстраивая тем самым КВАДРАТ (рис.4, вне круга).

 Поэтому крест рождения имеет двойственные характеристики: статического отражения креста Высшего Эго и динамического кватернера актуального сознания. В результате, в сознании воплощенного совмещается как бы два человека: духовный, который ощущает воздействие категорий высшего пневмат. креста, являясь инструментом Высшего Я, и физический, который своим актуальным сознанием реагирует только на окружающее и на то, что в его психофизической душе посеяло это окружающее. В большинстве случаев  духовный человек ущемлен и ютится в подсознании, а физический процветает. Чистота восприятия сознанием духовных категорий «замутняется водами жизни», и человеку надо прилагать усилия, чтобы сохранить в себе божественное. Воля к жизни физического человека ищет действий, связанных со средой, гонит человека по кругу жизни («Воля на всех ступенях своего проявления, от самой низкой до самой высокой, совершенно лишена конечной цели, постоянно испытывает стремление, потому что в стремлении единственная ее сущность» /8/), духовный человек возвышенно созерцает и познает. Категория Высшей Воли пневматологического креста – это и есть та потенциальная буддовость в человеке, раскрытие которой даёт каждому Всецелое Пробуждение. Все Восточные Учения направлены на перевод фокуса сознания человека с актуального на духовное и раскрытие последнего.  

С позиции  наличия двух видов сознания в человеке интересен астрологический символ знака Стрельца - кентавр. В нём лошадь означит актуальное сознание (4 ноги лошади) - физическую природу человека, а седок – духовную. И духовному человеку надо вырваться из бесконечности бега колеса актуального сознания (сансары). Лук с натянутой тетивой и стрелой в руках седока есть средство для этого, и означает пневматологический, духовный, крест сознания. Стрела – это бинер воли, а сам лук с натянутой тетивой есть бинер сознания. Расширив сознание и устремив свою волю к Воле Высшей, человек сможет вырываться из пут материи.

О значении категорий бинера воли духовного пневматологического креста для актуального человека находим в книге «Иерархия» Агни-Йоги: «93. Как важно сохранить огонь импульса!.. Силы, прилагаемые к начинанию, умножаются огнем импульса. Потому так необходимо устремление к умножению данных сил ПервоисточникаОгонь (т.е. 1-я к. Высшей Воли) и импульс (т.е. 4-я к. Низшей конкретной воли) поддерживают жизнь (т.е. волю к жизни актуального сознания) в каждом начинании. Без этого начинание теряет свою жизненность. Так устремимся к утвержденному Огню, данному Владыками!». «97. Импульс огня дает всему Космосу жизнь».

6.Символ креста и круга  - общий и частный случаи

Итак, МИР как ВОЛЮ и ПРЕДСТАВЛЕНИЕ можно символически представить как крест над кругом (рис.5) - это отношение Невидимого к Видимому, когда крест трансцендентного сознания являет пространство (круг) проявления через категорию низшей конкретной воли.

 

Рис.5

Тогда этот символ как пневматологический, т.е. абстрактно-общий, отнесётся ко всякому космическому творению вообще.

Но символы имеют не единственное прочтение.

В конкретном случае истории нашей планеты «вся древность, с самого начала зарождения Астрономии и Астрологии»  изображала крест над кругом как символ Земли, «падшей в зарождение или воспроизведение ее видов через половое сочетание» /9/. Это уже индивидуальная характеристика Земли, находящейся в проявлении на самом плотном пане.

Для Венеры символ креста над кругом в своей общности также актуален. Смысл же креста под кругом - d для неё «означал эзотерически, что человечество и вся животная жизнь (этой планеты) вышла из божественного, духовного круга». Это уже индивидуальная характеристика Венеры. Здесь о половом сочетании речь не идет, уровень этой планеты выше Земного. «По Оккультной Доктрине эта Планета является Главой нашей Земли и её духовным прообразом» /9/. Значит, это Дхиан-Коганическое Сознание имеет очень высокую иерархическую ступень. Пневматологический крест такого сознания примет образ , анкха. «Тот, кто видит в кресте кресто-усеченный круг Платона (анкх, т.е. представляет в пневмат. кресте категорию В.Воли кругом), … признает, что он ничего не может знать о Причине, лежащей в основании, так называемой, Первичной Причины, о Беспричинной Причине этой Жизне-Причины», выраженной Беспредельным Кругом» /4/.

 Если духовное сознание имеет символом крест, а актуальное сознание человека, как уже было сказано, квадрат, то  вместе они составят фигуру ромба с диагоналями (рис.4), выразив тем два аспекта проявления единого сознания. Интересно рассмотреть с этих позиций имеющиеся разные символы, включающие круг, крест и квадрат. Например, книга о методах достижения Всецелого Пробуждения сопровождается мандалой креста, а здание Храма Человечества  имеет окна, где решетки в виде ромба. /10/.

 

Рис. 6

Рис.7

Не будем в конце делать заключения, т.к. тезисы оглавления уже выявили суть. В следующей статье продолжим тему.

 

Ссылки на литературу и статьи сайта «Теософская лаборатория»:

1.        Статья «Глава 1. Калачакра, пневматология и зодиак»

2.        Статья «Калачакра и другие формы отображения истины»

3.        Статья «Космогоническое родство зодиакального Стрельца и символа коня»

4.        Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», 2, отдел XI

5.        Статья «Глава 4. Пневматологический крест и стихии»

6.        Э. Кришнамачарья «Духовная астрология»

7.        Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т.1, ст VI, шл.4

8.        А Шопенгауэр «Мир как воля и представление»,кн.3,§35

9.        Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т. 2, ст.1,шл.2

10.     Онлайн-библиотека/режим доступа:, http://www.templeofthepeople.ru

 


Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (17.03.2013) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 1444 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016