Часть 2. Крест и квадрат - символы двух видов сознания. Крест
сознания человека в Калачакре
Эта работа продолжает тему
статьи «Часть 1. Символизм креста и круга. Мир как воля и представление» /1/
1. Пифагорейский
смысл тетрады - в пневматике и в
актуальном сознании
Пифагорейцы, считая, что
числа являются символами, отражающими строение мира, так трактовали смысл
тетрады: цикл 1®2®3®4=1¢ описывает деятельность самовыражения первичной монады и
порождение разнообразия "новых" и "малых" монад. Аристотель
/2/ давал следующие характеристики числам тетрады:
1
– монада, действие, перводвигатель;
2 - дуада, мир возможностей,
"материя";
3
– триада, форма, активное начало, самостоятельно действующее на
"материю" и изменяющее её;
4-
- тетрада, "цель", рождение новой монады - результат
творчества монады предыдущей.
Геометрически этот числовой ключ может
быть представлен двумя способами: КРЕСТОМ, или последовательно - КВАДРАТОМ
(рис.1а,б). В чем различие?
Рис.1а,б
2. Рассмотрим 1 вариант - КРЕСТ.
Окружность Калачакры как махаяна составляет 60=12 принципов в 5
стихиях. 12 принципов составляют Древо
иерархии космических сознаний на семи планах
(рис.2) /3/.
Рис.2
Древо иерархии сознаний и пневматологический крест Единого
Цитата: «На плане нуменального мира Треугольник, как первое
понятие проявленного Божества, был его изображением – «Отец-Мать-Сын»; и
Четверичность, совершенное число, было нуменальным идеальным Корнем всех
чисел и вещей на физическом плане./4/ Т.е.
Четверичность – это и 4-ый принцип Древа и КРЕСТ, выражающий механизм Дыхания
Единого.
Первые
4 принципа в Древе составят Тетрактис. Фраза «Три, упавшие в четыре» есть диалектическая формула Дыхания Единого - пневматологический
крест Его самосознания. Крест этот, как видим,
проявляет свои категории на нескольких планах.
Геометрически
тетрактис изобразится ромбом, два креста вместе – септернером (рис.3).
Рис.3
Пневматологический крест диалектически строит
Древо иерархии космических сознаний (рис.2) /1/.
Таким образом, тетрада 1®2®3®4=1 выражает трансцендентный пневматологический
крест Сознания в метафизическом пространстве плеромы,
охватывая разные планы, соответствующие его иерархическому уровню. Категории Высей Воли и низшей конкретной воли проявляются на разных планах, но это единая воля, и надо делать усилие, чтобы подняться к Высшему, т.е. "взять царство божие силой"
Уместно уточнить: слово плерома - одно из центральных понятий в гностицизме,
обозначающее божественную полноту.
Семь же планов бытия именно зависят от той Сущности, бытие которой
рассматривается. Поэтому 7 планов бытия Солнечного Логоса не тождественны 7
планам бытия Планетарного Логоса и тем более не тождественны 7 планам бытия
человека. Но аналогичны. Плерома же охватывает их всех.
Как было уже сказано, трансцендентный
пневматологический крест отражается на круге Калачакры крестом рождения /1/. Категории этого отраженного пневматологического креста с момента рождения по ходу жизни (по часовой стрелке в круге) "встречаются" актуальным сознанием человека иерархически не последовательно: 1, к. низшей конкретной воли,
® 2, к. Разума ®3,
к. Высшей Воли ® 4, к. Мистики (рис.4, внутри круга).
Рис.4 Пневматологический крест (внутри окружности) и меняющиеся
категории актуального сознания (вне её) составляют крест рождения человека в
круге Калачакры
3.Рассмотрим 2 вариант – квадрат.
Т.к., по определению Аристотеля, в тетраде 4 есть одновременно
и "цель" (рождение новой монады), и «результат» творчества монады
предыдущей, то в актуальном сознании, действие всех категорий которого
происходит на одном плане, в среде, где человек активно существует /1/, иерархичность
проявления четырех его категорий с момента рождения будет выявлена в круге последовательно, составив квадрат: 1,
к. высшей воли ® 2, к. мистики ®
3, к. разума ® 4, к. н.к. воли (рис.4, вне круга). И 4-я к. н.к.воли
сразу же станет 1¢ - к. высшей воли¢
следующей «малой монады» на новом витке жизни. Таким
образом, тетрада 1®2®3®4=1¢выразит также
и кватернер актуального сознания человека на физическом плане.
Но актуальное
сознание, находясь на этом едином плане проявления, становится, по сути, троичным: воля (н.к.в.= в.в.) – мистика –
разум, и дает уже новые циклы, кратные
числу 3, которые в течение жизни по-разному сочетаются с категориями
пневматологического креста – сияющей четырехлучевой звездой нашего высшего Я,
терпеливо шлющей нам свою мудрость и волю. Сочетание четверичности высшего
сознания и троичности актуального сознания даёт число 7. «Четверка называлась у пифагорейцев «Держателем Ключа Природы; но в
соединении с тройкою, что составляло 7, она становилась самым совершенным и
гармоничным числом – числом самой Природы» /5/. То есть, мы можем эту фразу, под углом
психологического ключа, понять так: только сочетание духовного и актуального
сознаний субъекта дают в природе полное проявление всех потенций Творящего
Сознания.
4. Крест рождения на Калачакре включает
два аспекта сознания
Трансцендентный
пневматологический крест, отраженный в круге
КЧ (рис.4, внутри круга), мы можем назвать крестом рождения = крестом жизни = крестом сознания. В момент
рождения 4-я категория его пневмат. креста даёт рождение актуальному сознанию субъекта, четыре категории которого тоже расположатся в точках
креста пневматологического, но в другом порядке.
В силу того, что отраженный пневмат. крест остается
неизменным и четырехчастным на протяжении всей жизни человека, а категории
актуального сознания выявляются по мере хода жизни трехчастным образом: воля
(н.к.в.= в.в.) – мистика – разум, каждая из четырех точек креста рождения на КЧ имеет ДВЕ
характеристики: духовную, статичную
для данной жизни, и актуальную - динамическую, которая варьирует под
воздействием изменчивых внешних условий существования и с возрастом человека (рис.
5)
Рис.5.
В двойственности воздействия каждой из
4-х точек сознания заложена свобода выбора человека, следовательно, и карма, и
путь его освобождения. «...Человек
– свободный деятель во время своего
пребывания на Земле. Он не может избежать своей руководящей Судьбы, но он имеет выбор двух
путей, которые ведут его в этом направлении… ибо существуют внешние и
внутренние условия, которые влияют на решение нашей воли в отношении наших
поступков, и зависит от нас самих, следовать тем или другим» /4/. «Счастье идти по коре планеты, насыщая её сознанием духа» /6/.
Итак,
резюме:
1. Числовой ключ пифагорейской тетрады символизирует как
пневматологический крест сознания, так и кватернер актуального сознания – два
аспекта проявления нуменального сознания в воплощении;
2. В круге КЧ, где мы рассматриваем крест рождения как
крест сознания, 4 его категории имеют двойственные
характеристики, из них пневматологические остаются неизменными в течение
воплощения, а характеристики актуального сознания периодически меняются (рис.5);
3. Актуальное сознание, циклично повторяясь на физическом
плане, утверждает постоянное возобновление жизни. Его динамические
характеристики на КЧ идут по часовой
стрелке, имманентно отражая иерархией категорий (в.в.®м®р®н.к.в=в.в¢) инволюцию, нисхождение
высшего сознания с тонких планов на физический.
4. Последовательность ступеней таких новых
циклов, «монад жизни», идет против часовой стрелки. И это
есть уже явление не материальное, но демонстрирует эволюцию сознания – этапы накопления опыта через каждую категорию пневматологического
креста сознания, который будет «сложен в «чашу», т.е. «психическая энергия
будет трансмутирована и возвращена в высшие сферы» /»Иерархия», п.296/;
5. Можно сказать, космическая инволюция и эволюция энергии,
называемой в Агни-Йоге психической или атма /7/ определяют направление вращения цикла по
кругу КЧ;
6. Рис. 5 наглядно
показывает, как в кажущейся поступательной непрерывности актуального сознания через
скачки–ступени категории воли может происходить эволюция сознания и строиться
- в круге материального времени, в сансаре, – спираль
восхождения, конечно, при условии восприятия влияний категорий пневмат. креста;
7. Мы только прикоснулись к общим положениям дуальности
категорий сознания, надо ещё глубоко изучать этот
вопрос.
Неумение увидеть и научно принять духовный
аспект сознания - проблема Запада, пренебрежение актуальностью жизни - проблема Востока. Только в единстве и гармонии двух
этих аспектов воплощенного Единого Сознания заложены все беспредельные
возможности творчества духа. Единственное актуальное Учение, давшее действенный
и неотложный МЕТОД СИНТЕЗА двойственного сознания человека – это Агни-Йога. Изучение
же - через
систему Калачакры - проблем двойственности
психологических качеств сознания, цикличности их возрастных проявлений самих по
себе, а также на фоне меняющихся космических энергий может весьма продвинуть в
теоретическом и практическом познании и самопознании.
Литература
- Статья «Часть 1.
Символизм креста и круга. Мир как воля и представление»; Онлайн библиотека /
Режим доступа: http://vp777.ucoz.ru
- статья В,И.Алексахина
"Концепция тетрады в некоторых знаковых системах"
сб."Семиодинамика. Труды семинара" С.-Петербург, 1994
- Статья «Калачакра
и другие формы отображения истины» Онлайн библиотека / Режим доступа: http://vp777.ucoz.ru
- Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т.1, отдел XV;
- Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т.2, отдел XI;
- Учение Агни-Йоги,
кн. «Озарение»
- Учение Агни-Йоги,
кн. «Иерархия», п.240
|