Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [120]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 14.05.2024, 07:20
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Часть 2. Крест и квадрат - символы двух видов сознания. Крест сознания человека в Калачакре

Часть 2. Крест и квадрат - символы двух видов сознания.
Крест  сознания  человека в Калачакре 

Эта работа продолжает тему статьи «Часть 1. Символизм креста и круга. Мир как воля и представление» /1/

1. Пифагорейский смысл тетрады  - в пневматике и в актуальном сознании

 Пифагорейцы, считая, что числа являются символами, отражающими строение мира, так трактовали смысл тетрады: цикл 1®2®3®4=1¢ описывает деятельность самовыражения первичной монады и порождение разнообразия "новых" и "малых" монад. Аристотель /2/ давал следующие характеристики числам тетрады:

1 – монада, действие, перводвигатель;

2  - дуада, мир возможностей, "материя";

3 – триада, форма, активное начало, самостоятельно действующее на "материю" и изменяющее её;

4- - тетрада, "цель", рождение новой монады - результат творчества монады предыдущей.

Геометрически этот числовой ключ может быть представлен двумя способами: КРЕСТОМ, или последовательно - КВАДРАТОМ (рис.1а,б). В чем различие?

Рис.1а,б

 2. Рассмотрим 1 вариант - КРЕСТ.

Окружность Калачакры  как махаяна составляет 60=12 принципов в 5 стихиях. 12 принципов составляют  Древо иерархии космических сознаний на семи планах  (рис.2) /3/.

 

Рис.2 Древо иерархии сознаний и пневматологический крест Единого

 Цитата: «На плане нуменального мира Треугольник, как первое понятие проявленного Божества, был его изображением – «Отец-Мать-Сын»; и Четверичность, совершенное число, было нуменальным идеальным Корнем всех чисел и вещей на физическом плане./4/ Т.е. Четверичность – это и 4-ый принцип Древа и КРЕСТ, выражающий механизм Дыхания Единого.

Первые 4 принципа в Древе составят Тетрактис. Фраза «Три, упавшие в четыре» есть диалектическая формула Дыхания Единого - пневматологический крест Его самосознания. Крест этот, как видим, проявляет свои категории на нескольких планах.

Геометрически тетрактис изобразится ромбом, два креста вместе – септернером (рис.3).

 

Рис.3

 Пневматологический крест диалектически строит Древо иерархии космических сознаний (рис.2) /1/.

Таким образом, тетрада 1®2®3®4=1 выражает трансцендентный пневматологический крест Сознания в метафизическом пространстве плеромы, охватывая разные планы, соответствующие его иерархическому уровню. Категории Высей Воли и низшей конкретной воли проявляются на разных планах, но это единая воля, и надо делать усилие, чтобы подняться к Высшему, т.е. "взять царство божие силой"

Уместно уточнить: слово плерома  -  одно из центральных понятий в гностицизме, обозначающее божественную полноту. Семь же планов бытия именно зависят от той Сущности, бытие которой рассматривается. Поэтому 7 планов бытия Солнечного Логоса не тождественны 7 планам бытия Планетарного Логоса и тем более не тождественны 7 планам бытия человека. Но аналогичны. Плерома же охватывает их всех.

Как было уже сказано, трансцендентный пневматологический крест отражается на круге Калачакры крестом рождения /1/. Категории этого отраженного пневматологического креста с момента рождения по ходу жизни (по часовой стрелке в круге) "встречаются" актуальным сознанием человека иерархически не последовательно: 1, к. низшей конкретной воли, ® 2, к. Разума ®3, к. Высшей Воли ® 4, к. Мистики (рис.4, внутри круга).

 

Рис.4 Пневматологический крест (внутри окружности) и меняющиеся категории актуального сознания (вне её) составляют крест рождения человека в круге Калачакры

 3.Рассмотрим 2 вариант – квадрат.

Т.к., по определению Аристотеля, в тетраде 4 есть одновременно и "цель" (рождение новой монады), и «результат» творчества монады предыдущей, то в актуальном сознании, действие всех категорий которого происходит на одном плане, в среде, где человек активно существует /1/, иерархичность проявления четырех его категорий с момента рождения будет выявлена в круге последовательно, составив квадрат:  1, к. высшей воли ® 2, к. мистики ® 3, к. разума ® 4, к. н.к. воли (рис.4, вне круга). И 4-я к. н.к.воли сразу же станет 1¢ - к. высшей воли¢ следующей «малой монады» на новом витке жизни. Таким образом, тетрада 1®2®3®4=1¢выразит также и кватернер актуального сознания человека на физическом плане.

Но  актуальное сознание, находясь на этом едином плане проявления, становится, по сути,  троичным: воля (н.к.в.= в.в.) – мистика – разум,  и дает уже новые циклы, кратные числу 3, которые в течение жизни по-разному сочетаются с категориями пневматологического креста – сияющей четырехлучевой звездой нашего высшего Я, терпеливо шлющей нам свою мудрость и волю. Сочетание четверичности высшего сознания и троичности актуального сознания даёт число 7. «Четверка называлась у пифагорейцев «Держателем Ключа Природы; но в соединении с тройкою, что составляло 7, она становилась самым совершенным и гармоничным числом – числом самой Природы» /5/.  То есть, мы можем эту фразу, под углом психологического ключа, понять так: только сочетание духовного и актуального сознаний субъекта дают в природе полное проявление всех потенций Творящего Сознания.

 

4. Крест рождения на Калачакре включает два аспекта сознания

 Трансцендентный пневматологический крест, отраженный в круге КЧ (рис.4, внутри круга), мы можем назвать крестом рождения = крестом жизни  = крестом сознания. В момент рождения 4-я категория его пневмат. креста даёт рождение актуальному сознанию субъекта, четыре категории которого тоже расположатся в точках креста пневматологического, но в другом порядке.

В силу того, что отраженный пневмат. крест остается неизменным и четырехчастным на протяжении всей жизни человека, а категории актуального сознания выявляются по мере хода жизни трехчастным образом: воля (н.к.в.= в.в.) – мистика – разум,  каждая из четырех точек креста рождения на КЧ имеет ДВЕ характеристики: духовную,  статичную для данной жизни, и актуальную - динамическую, которая варьирует под воздействием изменчивых внешних условий существования и с возрастом человека (рис. 5)

  

Рис.5.

В двойственности воздействия каждой из 4-х точек сознания заложена свобода выбора человека, следовательно, и карма, и путь его освобождения.  «...Человек – свободный деятель во время своего  пребывания на Земле. Он не может избежать своей  руководящей Судьбы, но он имеет выбор двух путей, которые ведут его в этом направлении… ибо существуют внешние и внутренние условия, которые влияют на решение нашей воли в отношении наших поступков, и зависит от нас самих, следовать тем или другим» /4/. «Счастье идти по коре планеты, насыщая её сознанием духа» /6/. 

 Итак, резюме:

1.       Числовой ключ пифагорейской тетрады символизирует как пневматологический крест сознания, так и кватернер актуального сознания – два аспекта проявления нуменального сознания в воплощении;

2.       В круге КЧ, где мы рассматриваем крест рождения как крест сознания, 4 его категории имеют двойственные характеристики, из них пневматологические остаются неизменными в течение воплощения, а характеристики актуального сознания периодически меняются (рис.5);

3.       Актуальное сознание, циклично повторяясь на физическом плане, утверждает постоянное возобновление жизни. Его динамические характеристики на КЧ идут по часовой стрелке, имманентно отражая иерархией категорий (в.в.®м®р®н.к.в=в.в¢) инволюцию, нисхождение высшего сознания с тонких планов на физический.

4.       Последовательность ступеней таких новых циклов, «монад жизни», идет против часовой стрелки. И это есть уже явление не материальное, но демонстрирует эволюцию сознания – этапы накопления опыта через каждую категорию пневматологического креста сознания, который будет «сложен в «чашу», т.е. «психическая энергия будет трансмутирована и возвращена в высшие сферы» /»Иерархия», п.296/; 

5.       Можно сказать, космическая инволюция и эволюция энергии, называемой в Агни-Йоге психической или атма /7/ определяют направление вращения цикла по кругу КЧ;

6.       Рис. 5  наглядно показывает, как в кажущейся поступательной непрерывности актуального сознания через скачки–ступени категории воли может происходить эволюция сознания и строиться - в круге материального времени, в сансаре, – спираль восхождения, конечно, при условии восприятия влияний категорий пневмат. креста;

7.       Мы только прикоснулись к общим положениям дуальности категорий сознания, надо ещё глубоко изучать этот вопрос.

 

Неумение увидеть и научно принять духовный аспект сознания - проблема Запада, пренебрежение актуальностью жизни - проблема Востока. Только в единстве и гармонии двух этих аспектов воплощенного Единого Сознания заложены все беспредельные возможности творчества духа. Единственное актуальное Учение, давшее действенный и неотложный МЕТОД СИНТЕЗА двойственного сознания человека – это Агни-Йога. Изучение же - через систему Калачакры - проблем двойственности психологических качеств сознания, цикличности их возрастных проявлений самих по себе, а также на фоне меняющихся космических энергий может весьма продвинуть в теоретическом и практическом познании и самопознании.

  

Литература

  1.        Статья «Часть 1. Символизм креста и круга. Мир как воля и представление»; Онлайн библиотека / Режим доступа: http://vp777.ucoz.ru
  2.        статья В,И.Алексахина "Концепция тетрады в некоторых знаковых системах" сб."Семиодинамика. Труды семинара" С.-Петербург, 1994
  3.        Статья «Калачакра и другие формы отображения истины» Онлайн библиотека / Режим доступа: http://vp777.ucoz.ru
  4.        Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т.1, отдел XV;
  5.        Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т.2, отдел XI;
  6.        Учение Агни-Йоги, кн. «Озарение»
  7.        Учение Агни-Йоги, кн. «Иерархия», п.240

 

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (18.03.2013) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 2292 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024