Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [119]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Часть 2. О сторонах света в символе звезды Вишну

Часть 2. О сторонах света в символе звезды Вишну

Эта работа продолжает направление, взятое в статье «Часть 1. 4 стороны света и 4 состояния сознания как категории пневматологического креста», где мы собрали достаточно примеров прямого соответствия сторон света и  категорий сознания человека.

1) Добавим ещё одну деталь к теме четырёх божественных состояний сознания, не вошедшую туда. Четырём божественным состояниям сознания буддизма (4-м безмерным из 37 Дхарм Пробуждения/Ч. Цонкапа «Ламрим» 1т. стр.379,380/), выражающим 4 категории пневматологического креста сознания, соответствуют 4 чувства: самоотверженной любви, сострадания, ответной радости и духовного спокойствия /1/.

Если смотреть глубже, эти 4 чувства есть только проекция трансцендентных категорий пневматологического креста духовной души  на, так сказать, тонкие «покрывала» ментального, астрального и физического тел человека. Схематично это можно представить, примерно, так (рис.1).

Дыхание – пневмат. крест Высшего Я человека, (принцип высшего Манаса) отражается – как проекция -  на аурах наших  низших тел.

Рис.1

На физическом плане в актуальном сознании наши чувствования окружающей среды и космоса  воспринимаются, как через фильтр, посредством телесных органов чувств и непосредственно категорией Мистики сознания.   Осознаются они категорией Разума. Далее наши чувствования передаются (через мозг и сердце) на план астральный, становясь эмоциями, и на план ментальный, становясь ментальными объектами осмысления. А в конце воплощения передаются Высшему Манасу – как опыт.

Если эволюционно, то очень-очень постепенно несовершенные чувствования становятся божественными чувствами, каковы они есть в В. Манасе, так как качество восприятий и их осознания зависит от степени развития целостного сознания человека и чистоты всех его тел, которые, как мы видим на рис.1, также составляют пневматологический крест сознания.

 Так мы схематично рассмотрели механизм возвышения качества 4-х категорий сознания земного человека до 4-х божественных состояний сознания его Высшего Я.

2) 6 направлений пространства – зенит, север, восток, запад, юг, надир.

Если мы эти направления спроецируем из пространства на плоскость как 6 точек, мы можем построить на них шестиугольную звезду, и это будет звезда Вишну, 6 лучей которой с сокрытым в её центре 7-м лучом, эзотерически символизируют 7 Лучей Божественного Сознания, которому аналогично сознание человека, микрокосма. И тогда - через символ шестиугольной звезды - мы можем попытаться осознать значение 6 направлений нашего пространства с позиций проявления аспектов Сознания такой космической Сущности.

Тайная Доктрина утверждает, что 6 лучей Звезды Вишну представляют собой, эзотерически, Семь Лучей Божественного Сознания. Шестиугольная звезда является, таким образом, символом Его  проявления. Мужской и Женский аспекты Единства становятся троичным сознанием каждый, и в своей нераздельности - духовной душой проявленного космоса.

Шесть лучей звезды Вишну могут быть проекциями шести направлений трёхмерного пространства: в плоскости символа звезды Вишну два вертикально направленных луча составят проекцию линии зенит - надир (бинер верха и низа), а на плоскость горизонта земли, на 4 стороны света, укажут 4 боковые луча (рис.2).  Может возникнуть законный вопрос: почему на этом рисунке стороны света расположены именно так, а не иначе?

Рис.2

Во-первых, потому, что определённая последовательность сторон света (как на географических картах): 1®2®3®4 (рис.2) - на плоскости в кресте должна здесь сохраниться, т.к. она несёт важную информацию о качествах категорий пневмат. креста, которые представлены как стороны света /1/ .

Во-вторых: север и восток, как уже было исследовано ранее /1/, в пневматологическом кресте иерархически высшие, соответствуя 1 и 2-ой категориям креста, а запад и юг – низшие, соответствуя категориям 3 и 4-ой,  поэтому первые в метафизическом поле символа тоже будут вверху, ближе к зениту (рис.2). Зенит соотнесется с вершиной светлого D (духа), направление север-восток – с основанием черного D (материи). Надир и две других стороны света расположатся в нижней части звезды.

Обратим внимание. На верх и низ (условно, дух и материю) в условности плоского изображения символа поделит звезду горизонтальная линия, которая составит крест с линией зенит-надир. Она синтезирует собой два правых (север и запад) и два левых (юг и восток) луча звезды (рис.2).

Если в звезде Вишну переставим север направо от к. В. Воли, восток уйдёт уже вниз, на место юга, и его положение, далекое от этой категории, будет противоречить присущим востоку высоким духовным качествам /1/. Так что других вариантов нет.

3) Из мифологии мы знаем, что локапалы — божества, властители сторон или стран света, охраняющие их.  Первоначально их четыре, позднее — восемь /2/. Резонно спросить: на каком эзотерическом основании в мифологии число локапал, могло быть удвоено? Можно объяснить следующим образом:

Если север, с его положения на левом луче (рис.2), как «представителя» категории Высшей Воли поставить на вершину звезды Вишну (рис.3), чтобы отметить тем её главенствующее положение в белом D и во всей Звезде, тогда юг станет вершиной черного D; линия, соединяющая эти вершины, будет вертикалью креста, а горизонталь креста составит линия сторон запад – восток (с соответствующими им богами, рис.3). И чтобы задействовать оставшиеся без сторон света (и без богов) боковые лучи звезды Вишну, нужно будет ввести дополнительно ещё 4 румба и 4 божества. Вот локапал и стало 8 (рис.3).

Такой 8-ричный крест, связанный в христианстве с Преображением Христа после его смерти на кресте, изображался византийской иконописью в мозаике 11 века в монастыре Неа Мони (рис.4) /3/. У её исследователей, как сообщается на сайте, вызвал недоумение тот факт, что под куполом храма был изображен не Христос, а просто крест /3/. Но посвященными (и мы тоже сейчас это понимаем) вознесение (преображение) Христа связывалось с крестом, потому что он есть символ сознания человека /4/.

     

Рис 3     Рис.4

Находим:

 Восемь хранителей мира, властители стран света в эпической астрологии Индии распределены по 4-м основным и 4-м промежуточным направлениям: восток – Индра, запад – Варуна, север – Кубера, юг – бог смерти Яма. Промежуточные стороны света заняли следующие стражи-хранители: северо-восток – охраняет бог Луны Сома* (или Шива), юго-восток – бог Солнца Сурья*, северо-запад – Вайю*, юго-запад – Агни */7, стр. 102/

Иногда в число локапал вводятся богиня Ниррити (как охранительница юго-запада) и Притхиви или Шива, особенно под именем Ишаны — «Владыки» (как охранитель северо-востока). Каждая из этих сторон света описывается в качестве особого царства. Подобная система локапал имеет типологические соответствия в индоевропейской и во многих других традициях (напр., в Юго-Восточной Азии)» /2/.

Прокомментируем:

*) Притхиви, супруга Шивы, его женская ипостась, символизирует первичное пространство; аналогично и Сома, как лунный, есть бог всего пространства. «Лунный принцип назывался Сома… «В Ведах Луна как спутник называется Чандра, а как космическое божество – Сома. Сома действует как ум нашей солнечной системы, а Чандра - продукт этого ума…  Рождение Сомы произошло от «пахтанья океана» /5/; Ваю - индуистский бог воздушного пространства. Пространство и воздух лишены формности. И они в Звезде получились на одном уровне, близко к категории Высшей Воли (рис.3). Это логично.

Сурья – лучезарный (значит уже видимый!) бог Солнца;  Агни -  главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между богами и людьми. Эти два бога более приближены к миру форм. И они расположились на нижней части Звезды и креста. Там же и Ниррити, индуистская богиня смерти и разложения. Слово «ниррити» буквально можно перевести как «беззаконный» - хорошая демонстрация связи категории Разума (запад), носителя – в его негативной крайности - эгоизма, и категории низшей конкретной воли жить (юг).

Как видим, символизм богов хорошо согласуется с их положением промежуточных румбов в звезде Вишну, когда на её вершине находится север.

В чем была необходимость этого действия – увеличения локапал до 8?

Таким способом было символически показано, как из статичной 6-угольной звезды (символа сознания духовной души, чьё собственное место – 4-ый план, буддхи, соединяющий арупа - и рупа-уровни 7-ричного космоса, рис.5) сложился динамический крест, который есть уже деятельное ДЫХАНИЕ души, метафизический механизм дальнейшего творения на трёх низших планах. Иерархия последовательности такова: крест арупа-планов®звезда Вишну ®крест звезды ®крест рупа-планов.

  С одной стороны, Звезда есть продукт «верха», Дыхания Единого, как отражение его Замысла, - тогда она статична. Но она же являет себя динамичным крестом, который символизирует созидающее сознание - Дыхание для «низа» (рис.5). Звезда шестиугольная и пневмат. крест нераздельны – как дышащий и его дыхание.

Рис.5

Ещё один интересный факт. В византийской иконописи вокруг преображенного Христа древние мастера изображали сияние в виде 6 лучей /3/, т.е. звезды Вишну, если правильно соединить их концы (рис.6). Можно полагать тогда, что Преображение после телесной смерти Христа означает его возвращение к огненной, статичной форме духовной души (принципы атма-буддхи - монада человека, символически - два переплетённых треугольника; самбхогакая). Но также изображают преображенного Христа с сиянием из 8 лучей (рис.7), что означает уже динамическую форму того же сознания Христа (атма-буддхи-высший манас), могущего вести, например, обучение учеников в  сияющем теле (нирманакая).

Рис 6-7

Итак, мы нашли через посредство символизма 4-х и 8 сторон света  каким образом, диалектически, 6-лучевая звезда трансформировалась в динамичный пневматологический крест творящего Сознания, в Дыхание, которое касается своим веянием физического мира.

 4) Ранее мы выяснили связь шести Лучей звезды Вишну с шестью парамитами, «запредельными совершенствами» бодхисаттв /5/. Коль скоро стороны света несут характеристики определенных категорий пневмат. креста и 4-х божественных чувств, значит, должны найтись и соответствия последних с лучами Звезды и парамитами (рис.8).

Рис.8

На рисунке мы видим, что пара парамит энергия и щедрость (вертикаль) согласуется с парой категорий вертикали воли 1-4, как напитывающее свойство духа и рождающее свойство материи. Первые, в их традиционном исчислении, парамиты (слева) вмещает категория Разума креста, последние парамиты (справа) - к. Мистики, что также логично (так медитация и мудрость относятся именно к Мистике, которая и есть мудрость = чувствознание. А терпение и дисциплина воспитывают именно ум, чтобы привести его к мудрости. Кстати, категории 3 и 2 креста сознания (запад и восток!) в учениях буддизма определяются как метод и мудрость, которые должно слить воедино на пути к просветлению /8/.

И с локапалами сходится. Например, «беззаконность» Ниррити (юго-запад. Рис. 8) побеждается парамитой дисциплина духа. Подвижность бога Ваю сдерживается терпением. Пространство (бог Сома) постигается медитацией. Лучезарный Сурья есть реализация мудрости.

Если считать, что в знаке Вишну D белый означает выявление самосознания атмана, а D чёрный – самосознания принципа буддхи, то при их сплетении образуются ещё два Dсверху и снизу (пунктир,  рис.8). Тогда мы видим, что парамиты терпение (в котором важным фактором является время!) и медитация составляют в Звезде основание D черного,  Он есть чистая материя, Матерь Мира и София Премудрость Божия «об огненных крыльях» - сознание, которое находится, иерархически, между чистым духом и материей мировой. Парамиты терпение и медитация в Звезде близки к вершине (символ воли) белого D и вместе с парамитой энергия они характеризуют 3 качества (треугольник) трансцендентного аспекта сознания в Звезде (воля - принципа атма и двойственное сознание – принципа буддхи) (Рис.8).

Основание (конкретно, сознание) белого D иерархически ближе к направленной вниз вершине  черного треугольника, к категории низшей конкретной воли жить (нквж) пневмат. креста, т.е. к проявленному миру, чему логично соответствуют парамиты дисциплина духа (самодисциплина)  и мудрость, так как начало пути восхождения и его заключительная стадия вершатся человеком «без отрыва от производства» - текущей жизни J. Вместе с парамитой щедрость (следствие проявления категории нквж) они выражают 3 качества женского, материального аспекта сознания духовной души (двойственное сознание принципа атма, и вершина воли, направленная вниз, к проявлению, – принципа буддхи) (Рис.8).

 Мне кажется, всё достаточно гармонично сочетается! Это увеличивает шансы того, что наши исследования идут в верном направлении и относительно сторон света, и относительно расположения парамит в звезде Вишну, о чем мысль сложена была ещё за 4 года до этого.

5) В современной (теософской) модели Калачакры звезда Вишну находится в центре и является символом духовной души /6/. Её лучи онтологически формируют и затем оказывают влияние на феноменальное бытие, символизированное окружностью, вмещающей зодиак и 60 принципов-«зверушек» махаяны - как конкретностей проявления шести аспектов духовного сознания. Пневмат. крест сознания духовной души проецируется в проявленное пространство физического плана четырьмя своими категориями-энергиями, образуя в символе круга Калачакры кардинальный (т.е. основной) крест, о чём речь пойдёт далее.

Резюме

  1. Мы схематично рассмотрели механизм возвышения 4-х категорий сознания земного человека до 4-х божественных состояний сознания (Высшего Я).
  2. Опираясь на то, что 4 стороны света характеризуют собой 4 категории пневматологического креста сознания /1/, мы нашли, каким образом 6-лучевая звезда трансформировалась в динамичный пневмат. крест творящего Сознания, в Дыхание, которое  касается своим веянием физического мира.
  3. Мы определили, что 6 лучей Звезды связаны с 4 сторонами света и с шестью парамитами вполне конкретным образом. (Осталось рассмотреть ещё их связи с лучами звезды, как Аспектами Единого Божественного Сознания).
  4. Все эти абстрактные исследования - кроме того, что они проливают свет в определённую теоретическую область оккультизма - могут послужить в качестве теоретического обоснования для некоторых положений устройства современной модели Калачакры и её научно-практического применения (например, в космопсихологии).

Ссылки:

( статьи 1,4,6,8 - http://vp777.ucoz.ru)

  1. Статья «Четыре стороны света и  4 состояния сознания как категории пневматологического креста»
  2. Сайты «Энциклопедия знаков и символов»,  Википедия
  3. Сайт Katehon, https://katehon.com/ru/article/vizantiyskaya-ikonopis
  4. Статья « «Обращение к кресту» св. апостола Андрея – обращение к своему кресту сознания»,
  5. Э. Кришнамачарья “Духовная психология. Оккультная анатомия. Духовная астрология». Москва, ЭКСМО, 2004.г, стр. 537
  6.  Статья  «Парамиты как лучи души. Калачакра», сайт «Теософская лаборатория»,
  7. Дылыкова-Парфионович В.С.«КЧтантра, 1 книга. Вселенная» ,изд-во Союз Дизайн, М., 2018
  8. Статья «Яны: хина-, маха- и тантра. Выписки из кн. Г. Муллина «Практика Калачакры» с комментариями

2019/11/20 – г. ж. Кабана, нед. кр. Лошади, д. ж. Петуха

2019/12/20 – ж. Кабан, нед. б. Кабана, д. с. Зайца

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (09.04.2020) | Автор: И.А. Надёжкина
Просмотров: 365 | Теги: 4 категории пневматологического кре, теософская модельКалачакры, стороны света, знак Вишну | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024