Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [119]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 02.05.2024, 02:30
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Статьи. Теософия.

Четыре Ипостаси Матери как 4 категории пневматологического креста Её сознания. Часть1

Четыре Ипостаси Матери как 4 категории пневматологического креста Её сознания. Часть1

Введение. Задача работы – ознакомиться с представлениями о Матери Мира известного индийского  философа и йогина Шри Ауробиндо, а также найти соотношения Ипостасей Матери с категориями пневматологического креста /1/ Её сознания и планами бытия.

 Тексты цитируются по книге Шри Ауробиндо «Мать» /2/. От себя – рисунки, выделения в тексте  и  комментарии (курсивом, для отличия от цитат).

МОГУЩЕСТВА И ИПОСТАСИ. Объяснение некоторых терминов в работе «МАТЬ» /2, стр.53/

Значение слова могущество уже объяснялось - оно может относиться к кому-то или чему-то, использующему сознательную силу в космическом масштабе и имеющему власть над мировым движением или над некой его частью. Но Четыре Ипостаси (Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати), о которых вы упоминаете, есть ни что иное, как Шакти, как проявления различных могуществ Высочайшего Сознания и Силы, Божественной Матери, с помощью которых Она творит и правит во Вселенной. И в то же время они являют собой божественные индивидуальности, так как каждая из них - это конкретная сущность, проявляющая особое качество и личную форму сознания Божества. Все высшие боги, таким образом, - ипостаси Единого Бога, Единого Сознания, представленного множеством индивидуальностей. Даже человек обладает множеством индивидуальностей, а не одной, как принято считать; так как полное сознание может быть одновременно единым и множественным.  «Могущества и ипостаси» просто охватывают различные аспекты одной и той же сути. Могущество не обязательно безлично и уж во всяком случае не авьяктам (непроявленное), как вы полагаете, а, напротив, само становится претворением, действующим в мирах божественного Претворения.

ЭМАНАЦИИ. В какой-то степени эти Четыре Могущества Матери можно было бы по их происхождению назвать ее эманациями, точно также как боги могут быть названы эманациями Единого Бога. Но у них более постоянный и фиксированный характер, это независимые сущности, которые - с согласия Адья Шакти - играют собственную роль, но остаются тем не менее проявлениями Матери, Махашакти, и она в любой момент может по своей воле либо проявиться через них, как через отдельные сущности, либо собрать их вместе, как собственные ипостаси, и удерживать в себе*, оставить за сценой или выпустить вперед. В супраментальном мире они всегда пребывают в ней и действуют не отдельно, но лишь как неотъемлемые части супраментальной Махашакти и в тесном единстве и гармонии друг с другом.

 К: *) выделены подчеркиванием качества, относящиеся к Махашакти, как нумену, который всегда выше  всех проявлений категорий своего креста сознания (на рис.1 это нижний крест; про высший -  чуть позже).

НЕПОСТИЖИМАЯ ФОРМА МАТЕРИ. Это та, кого называют Адья Шакти. Она Верховная Власть и Сознание, царящее над Вселенной; и именно через нее проявляются боги, даже супраментальный Ишвара*, от которого происходят боги, Могущества и Ипостаси. К: *) Ишвара Космический – на 3 плане (рис.1).

Рис.1

МАТЬ И ИШВАРА.  Мать это сознание и сила Божества или, можно сказать, Божество в своем полном сознании и могуществе. Ишвара, как Владыка Космоса, происходит из Матери, которая стоит за ним, как Шакти Космоса

ИЗ СЛОВАРЯ /2, стр.474/

Шива - Бог разрушения и преобразования, один из триады основных богов индуизма (Брахма - творчество, Вишну - сохранение, Шива - преобразование); безличное Благо, вечное Бытие, одно из названий Всевышнего.

Сатчитананда (Сат-Чит-Ананда) - Самосущая Высочайшая Реальность, триединство Сат - бытия, сущности; Чит – сознания Духа; Ананда - духовного блаженства* (Рис.1).

К: Составляет Тернер Божественного Сознания. Вершина, Сат, – это 1, к. Воли, синтез (и Сила), основание -  Ананда = чувствование, к. Мистики, тезис в бинере сознания, и 3, Чит – к. Разума, антитезис.

Супраментальное сознание, супраментал (supermind) - уровень сознания, превосходящий все планы разума… для супраментального сознания характерно единство Света, Сознания, Силы, Знания и Ананда; является связующим звеном между Реальностью Сатчитананды и миром разума; способно, сохраняя единство, проявляться во множестве, не теряясь в нем при этом.

Окончательное совершенство возможно только после супраментализации /2, стр.179/

К: Уточняем, макрокосмическое супраментальное сознание соответствует 3-му плану, атмическому,  связующему непроявленный 2-ой план Божественного Сознания с 4 и 5 планами проявленного Космического Разума. Но для микрокосма = человека супраментальное сознание будет соответствовать принципу буддхи на 4-ом плане, так как Атман (Дживатман) - на 3-ем плане,  он макрокосмический (рис.1).

Дживатман - божественная часть человека, не участвующая в проявлении (в отличие от психического существа, поддерживающего проявление). Дживатман и психическое существо вместе составляют центральное существо - божественную часть человека.

Психическое Существо, психика*, - организованное вокруг искры Божественного Света эволюционирующее духовное существо, скрытое в глубине человеческой природы.

К: *) Вот наиболее обобщенное, на мой взгляд, определение понятия психики, найденное через интернет (оно может включить в себя как низшую психику, так и высшую, рис.1):

Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Это форма жизнедеятельности.

Функции психики: 1) отражение воздействий внешнего мира,2) обеспечение целостности организма, 3) регуляция деятельности и поведения. Всё это обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся условиям среды. Психика включает в себя чувствования, разум и влияет на волю субъекта.

Определение сознания это высший уровень отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции. Особенности сознания: 1) оно всегда активно, 2) всегда имеет определённую направленность, 3) самоосознание (критичность) регулирует поведение. Сознание и психика. по большому счету  – синонимы.

Низшее психическое в человеке – связка принципов низшего ума, и камы, желаний (рис.1). По Ш.А., психическое существо, душа, высшее психическое, должна выступить на передний план сознания, когда уменьшится влияние эгоистического Я человека, низшего психического существа.

Махашакти - космическая форма Божественной Матери (рис.1).

К: в этой форме она находится на 3 плане, а на 4-м плане выявляет свою эманацию = 1-ю Ипостась, Махешвари, соответствующую  категории Высшей Воли Её сознания (рис.1).

Ишвара - Божественная Суть, Господь, Повелитель Природы.

Ишвари [Махешвари] - божественная сознательная Сила, Матерь Мира - посредник между не проявленным единством и проявленным множеством.

Вибхути – здесь, воплощающий в себе одно из божественных могуществ.

Те понятия, которые использовал Шри Ауробиндо, вполне согласуются с понятиями космических и микрокосмических планов, с принципами семеричного человека на этих планах, с их характеристиками из «Тайной Доктрины». Убедившись в этом, мы можем перейти к теме Матери, используя -  для более глубокого понимания этого великого понятия - уже теософские представления; с другой стороны, знания из книги Ш. А.  о Матери и её проявлении в макро- и микрокосме помогут уточнить, наполнить деталями и жизненностью те фундаментальные, но порой кажущиеся абстрактными положения, которые даны о Женском начале, Матери Мира, в Тайной Доктрине и Агни-Йоге.

 Итак, продолжаем читать в  первоисточнике /2/:

«Четыре Могущества Матери, четыре ее явных Ипостаси* – это четыре качества, четыре воплощения ее божественности, с помощью которых она воздействует на свои создания, организует и приводит в гармонию все творчество мирового процесса, руководит проявлением великого множества собственных сил. Ибо Мать - одна, едина, но пред нами она предстает в разных качествах; одни из них силы и индивидуальности, другие - эманации и Вибхути, ведущие ее работу во Вселенной.

Та Единая, которую мы почитаем как Мать, являет собой божественную Сознательную Силу, и царит над миром; она едина и вместе с тем настолько многогранна, что проследить за действием ее не под силу даже самому живому уму, самому свободному и самому широкому интеллекту. Мать - это сознание и сила Всевышнего, и она превосходит все, что создает сама. Однако некоторые из ее состояний все же можно понять и ощутить в ее воплощениях и в более доступных, в силу их большей конкретности и определенности, образах богинь, в которых она соизволяет предстать пред своими созданиями.

Комментарий: *) эти Четыре Могущества Матери (как трансцендентальной, так и космической) представляют собой Вибхути 4-х категорий пневматологического креста /3/ её сознания на собственных планах существования. Она – едина (1,к. В.Воли), она  –  сознательная (2-3, к.к. Мистики и Разума); она имеет множество конкретных воплощений (4-я к. нкв, низшей конкретной воли) (рис.2). И в своём нуменальном, синтетическом, состоянии «она превосходит всё, что создает сама».  

Рис.2

Мать представлена в трех конкретных формах бытия, которые начинаешь постигать, когда соединяешься с той Сознательной Силой, которая поддерживает и Вселенную, и нас с вами.

Первая - непостижимая, трансцендентная, она являет собой изначальное высочайшее Могущество, Шакти, царящую над мирозданием и связывающую творение с непроявленной тайной Всевышнего.

Вторая - Вселенская, космическая Махашакти; она дает жизнь всему сущему, наполняет собой, проникает в него, поддерживает и руководит всем бесконечным многообразием процессов и сил.

Третья - индивидуальная, личная, она воплощает в себе могущество этих двух больших форм ее существования, оживляет их, приближает к нам и исполняет роль посредника между человеческой личностью и божественной Природой» /2, стр.20/.

К: эти 3 формы бытия Матери коррелируют в схеме Древа целостного сознания (рис.1) с треугольниками 123 (божественный аспект сознания), 456 (коллективный) и 789 (индивидуальный). А низший D Древа (актуальное, физическое сознание) есть 4-я форма бытия Матери.

Эти формы составляют также пневмат. крест сознания (рис.1, верхний крест, 2).

1). «Как изначальная, непостижимая Шакти, Мать пребывает над мирами и несет в своем вечном сознании Божественность Всевышнего. Ничем не связанная, она таит в себе неограниченную Власть и невыразимое Присутствие; она владеет Истинами, и если суждено им проявиться, выводит их из недоступной тайны бытия в свет своего безграничного сознания, являет через них свое всемогущество, делает их одной из его форм, дарует им безграничную жизнь и воплощает во Вселенной. Всевышний пребывает в ней всегда как нескончаемый поток Сатчитананды, проявленный через неё в мирозданье как двуединое сознание Ишвара – Шакти… Все сущее - это её игра с Всевышним, все сущее - это раскрытие тайн Вечности и чудес Бесконечности. Это - она сама, это разные грани и части божественного Сознания-Силы. И существует только то, что она выбрала, а Всевышний благословил; и ничто не может принять облика иного, нежели тот, который ею, движимой Всевышним, осознан, оформлен и помещен в своем зародыше в ее животворящее Блаженство.

К: это описание первой, трансцендентальной, формы - Адья Шакти или 1-ой к. Высшей Воли креста категорий Женского Начала Единого, Матери (её положение - на 2-ом плане). Космическая форма, Махашакти, будет соответствовать 2-ой к. Мистики, а богиня Махешвари, индивидуальная форма, – 3-ей категории Разума. А 4-я к. низшей конкретной воли пневмат. креста сознания Адья Шакти будет актуализирована на высших подпланах ментального плана, на том же уровне, что и 2-я к. Мистики креста Махешвари (рис.1, верхний крест и нижний). То есть, через богиню Махакали Божественная Матерь может являть свою конкретную волю для низших миров. 

 2). «Махашакти, Мать вселенной, работает над тем, что от Всевышнего принимает непостижимой формой своего сознания, и населяет этим миры ею созданные; ее присутствие наполняет и поддерживает их божественным духом, божественной вездесущей силой и радостью, без которых они бы не могли существовать. То, что мы называем Природой, или Пракрити, является лишь самой внешней, ее исполнительной частью, она же - организующая, направляет и устанавливает гармонию сил и процессов, запускает механизмы Природы, и либо незримо пребывает среди них, либо проявляется во всем, что можно воспринять или почувствовать, а то и погружается в водоворот самой жизни. Каждый из миров - это одна вселенная, одно из проявлений Махашакти, а сама она в ней является душой и ипостасью высочайшей Матери. И каждый из миров* собой являет то, что она провидела, объединила красотой и силой в сердце своем, воссоздала в своем Блаженстве, в своей Ананда.

К: *) эти миры –  5 низших планов бытия, 5 форм проявления космической Матери, Махашакти.

Но существует много разных уровней её творения, множество шагов Божественной Шакти. И на вершине проявления … господствуют миры бессмертия и бесконечного сознания, безграничной силы и славы, и Мать там предстает как откровенное, бессмертное Могущество. Все обитатели их действуют и пребывают в невыразимой полноте и неизменном единении... Ближе к нам стоят миры совершенного супраментального творения, в которых Мать участвует, как супраментальная Махашакти, как Сила божественной всеведущей Воли и всесильного Знания, всегда зримая в своей безупречной работе и спонтанно совершенная в каждом процессе. И всякое движение там - поступь Истины, всё сущее там это - души, силы и тела божественного Света, и все воспринимаются как океаны света, как водопады и волны ослепительного, абсолютного Блаженства, Ананда.

К: это описание второй формы Матери, космической, – на 3-ем плане; её форма = план соответствует (как женское начало, Махешвари) 4-му сефироту Древа, Ишваре космическому.

3). «В качестве Махашакти этого тройного мира неведения* (на 4-ом плане), Мать предстает в промежуточной сфере между супраментальным Светом, жизнью Истины и творением Истины (3 план), которые необходимо призвать спуститься вниз, и той восходяще-нисходящей иерархией уровней сознания, которая, подобно лестнице двойной, уходит в несознание Материи и вновь возносится в безбрежность Духа через возрождение жизни, разума, души (планы 5,6,7).

К: *) т.е., в качестве индивидуальной формы Матери, олицетворённой богиней Махешвари  (рис.1)

Определяя всё то, что должно происходить во Вселенной и в земной эволюции, тем, что видит, чувствует и источает, она стоит превыше всех Богов, а все её Могущества и Ипостаси ей предстоят, служа ее действию; она же шлет в низшие миры их эманации и так влияет, управляет, сражается, побеждает, организует и изменяет их циклы, задает общие и частные направления их энергиям. Эти эманации представлены множеством божественных образов и личностей, в которых люди на протяжении эпох поклонялись ей, используя разные имена. И с помощью этих Могуществ, их эманаций, она готовит, формирует сознание, тела своих Вибхути, и также готовит, формирует сознание, тела посредников Ишвары - его Вибхути, чтобы тем самым проявить в материальном мире и в человеческом облике проблеск своей силы, достоинства, присутствия. И ею же устроены, задуманы, поставлены все сцены земной драмы, Боги помогают ей в этом, а она исполняет роль незримого актера.

4) Мир нисхождения Матери в миры Неведения. Это описание 4-ой формы Матери, как 4-ой категории. 

Но здесь, где обитаем мы, царят миры Неведения - миры разума, жизни, и тела, утратившие в своем сознании связь с источником, и Земля для них имеет важное значение, а эволюция ее становится критическим, решающим процессом. Но эти миры, с их тьмой, борьбой, несовершенством, поддерживает также Мать Вселенной; Махашакти наставляет их и направляет к их собственной тайной цели.

Мать не только управляет свыше, но и сама нисходит в эту низшую Вселенную трех миров. В безличном виде все, что здесь представлено, даже проявления Неведения - это тоже она, хотя и в скрытой форме; творения ее являются уменьшенным вариантом ее Природного тела и ее Природной силы, и существуют они только потому, что, движимая таинственным указом Всевышнего произвести на свет то, что пребывало в бесконечности лишь в скрытом виде, она соглашается на величайшую жертву и надевает на себя, подобно маске, образ и формы Неведения.

Но она снизошла до того, что лично погрузилась во Тьму... От большой и глубокой любви к детям своим согласилась она облачиться в покровы тьмы, изволила терпеть атаки, мучительное действие могуществ Лжи и Тьмы, прошла через врата рождения, а значит и смерти,* взяв на себя страдания и скорбь творения, поскольку, видно, только так возможно этот мир возвысить к Свету, Радости и Правде, к Жизни вечной.

К:*) Речь идёт о  конкретных, человеческих. воплощениях Матери на Земле. В литературе называются такие имена её личных воплощений: мать Христа; Е.И. Рерих; духовная сподвижница Шри Ауробиндо, известная под именем Мать.

Резюме. 4 формы бытия Матери соответствуют Её 4-м категориям пневматологического креста сознания  (рис.1 – верхний крест, рис.2).

О нижнем кресте Ипостасей  речь пойдёт  в Части 2.

Ссылки:

  1. Статья «Основная доктрина пневматологии», http://vp777.ucoz.ru
  2. Шри Ауробиндо. Мать. М., «Благовест», 1994

 

12,10,20, год б. Мыши, б. Мыши, день кр. Мыши

25.10.20 год б. Мыши, нед. ч. Тигра, д. ч. Быка

25.12.20, б. Мышь, ч. Мышь, б.Заяц

Категория: Статьи. Теософия. | Добавил: iranad (28.12.2020) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 287 | Теги: Шакти, пневматологический крест сознания, планы бытия, Ипостаси Матери Мира | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024