Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [119]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 02.05.2024, 09:07
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Четыре Ипостаси Матери как 4 категории пневматологического креста Её сознания. Часть 2

Четыре Ипостаси Матери как 4 категории пневматологического креста Её сознания. Часть 2

Продолжение Части 1.

«Когда же Мать руководит Вселенной и претворяет в жизнь земной сценарий (К: в своей космической форме Махашакти), выходят на передний план ее четыре главных Ипостаси, четыре Власти и Могущества, четыре Лика. Эти четыре Могущества мы именуем: Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати.

И первая из них (Махешвари) - Ипостась безмятежного простора и всепостигающей мудрости, спокойной доброты и неисчерпаемого сострадания, наивысшего и исключительного достоинства, полновластного величия. Вторая (Махакали) олицетворяет могущество небывалой стойкости и неотразимого огненного темперамента, воинственного настроения, непреодолимой воли, пылкой стремительности и всесокрушающей силы. Животворна, нежна и прекрасна третья ее Ипостась (Махалакшми), с ее непостижимой тайной красоты, гармонии, изысканного ритма, с ее неуловимым и чарующим изяществом. Четвертая (Махасарасвати) несет в себе глубину и полноту сокровенного знания, тщательность исполнения, а также безупречность и точность совершенства во всем. Мудрость, Сила, Гармония и Совершенство - их основные качества; это именно те силы, которые они приносят в мир, являют в человеческом облике своих Вибхути и даруются, при достижении божественного состояния, тем, кто сумеет свою земную природу раскрыть навстречу прямому и живительному действию Матери».

Комментарий: Они представляют 4 категории пневмат. креста сознания Махешвари космической следующим образом: Мудрость – 1 к. В.Воли; Сила – 2 к. Мистики; Гармония – 3 к. Разума и Совершенство – 4 к. низшей конкр. воли (рис.1).

Рис.1

Самые яркие подтверждения такому «раскладу» по категориям креста сознания подчеркнуты в цитируемых ниже описаниях свойств Ипостасей.

 

1. Первую Ипостась, богиню Махешвари, мы соотносим с 1-ой категорией Высшей Воли пневмат. креста сознания Космической Матери, Махашакти (рис.2). Она, как категория, диалектически наиболее близко предстоит к целостному сознанию трансцендентной Сущности (Махашакти), и выявляет её волю как Мудрость, знающую Цель и План Бога. План собственного существования Махешвари - 4-ый, буддхический (рис.2). Она -  Ишвари, женская пара  мужского  начала. В Словаре /1/:  «Ишвара - Божественная суть, Господь, Повелитель Природы;  а «Ишвари – Матерь Мира».

Рис.2

Обратим внимание, что для низших планов 1-я Ипостась Космической Махашакти, Махешвари, на своём плане есть Матерь Мира. В макрокосме Матерью Мира будет Космическая Махашакти, на 3-м плане. Непроявленной же, трансцендентальной, Матерью Мира будет Адья Шакти или Мулапракрити, на 2-ом плане бытия (рис.2). Так что, по большому счёту, есть три формы Матери Мира, в зависимости от масштаба мира.

 

«Державная МАХЕШВАРИ обитает в просторах выше разума и воли [человека], очищая и возвеличивая их до состояния мудрости и безграничности или погружая их в великолепие свое. Ибо она есть Та, которая могуществом и мудростью раскрывает перед нами бесконечность супраментальных миров, выводит на космический простор (К: на 3 план), к великолепию Света высочайшего, к сокровищнице знания чудесного, к неизмеримому ритму извечных токов Матери. Спокойна она и дивно-прекрасна, величава и всегда безмятежна. Смутить ее невозможно, ибо в ней сама мудрость; то, о чем она желает знать, нельзя от нее утаить; она постигает все живое и неживое, их природу, то, что движет ими, закон мира сего и сроки его, все то, что было, есть и будет. Дана ей способность все сущее принять и овладеть им (синтез); ничто не может устоять перед ее безграничной, непостижимой мудростью и благородной, спокойной силой.

Выдержанная, терпеливая, неизменная в своем решении, она обходится с людьми согласно их природе, а с миром неодушевленным и его явлениями - согласно Силе их и той истине, что в них заключена. Лишена она всякого пристрастия и только исполняет волю Всевышнего; одних возвеличивает, других отвергает или отстраняет от себя, во тьму. Мудрым дает мудрость еще большую и более глубокую, способных видеть милостиво наставляет, на злобливого налагает последствия его злобы, невежу и глупца ведет сообразно их слепоте. Она отвечает каждому и управляет разными элементами его природы в соответствии с их потребностями, побуждениями и тем ответом, который требуется; она либо воздействует на них, либо оставляет взлелеянную ими свободу, открывающую путь или к обогащению средствами Невежества, или к погибели. Однако сама она царит над всей вселенной, свободная и ни к чему не привязанная. Но в то же время у нее, как ни у кого другого, сердце вселенской Матери. И сострадание ее неисчерпаемо, безмерно, все - дети её, части Единого, даже Асур, Ракшас, Пишача - те, кто восстал и озлобился. Даже неприятие её - временно, а наказание - милость. Но сострадание не ослепляет мудрости её, не отклоняет её действие от выбранного курса; так как ей дороже всего Истина вещей, и знание - оплот ее могущества, а её дело и нелегкая задача в том, чтобы возвысить нашу душу и природу до божественной Истины».

 

2. Ипостась вторая, Махакали, соотносится со 2-ой к. Мистики креста Махашакти (рис.1, 2). Она бинерно связана с к. Высшей Воли; являет законы Воли через потоки энергий в космическом едином пространстве. И это будут уже другие качества и, субстанционально, другой план.

В микрокосме эта категория сознания космической Матери сфокусируется на высших подпланах 5-го, ментального плана, то есть, в Высшем Разуме, сотрудничая с 5-ой космической иерархией Огненных Сил, которые будут нести Свет и воевать против Тьмы и Хаоса, сгущающихся на низших планах.

 

«Иной природы МАХАКАЛИ. Могущество ее не в безграничности, но в выси, не в мудрости, но в стойкости и силе. Ей свойственна неодолимая настойчивость, могучая страсть сил, божественный неистовый напор, сокрушающий любые преграды и препятствия. Вся божественность ее в величии бушующего действа, ее предназначение стремительность, мгновенно выполненный ход, быстрый и точный удар, прямая атака, сметающая все на своем пути1. Ужасен лик её Асуру, неумолима и безжалостна она к тем, кто восстал против Бога, она - Воительница Мироздания, та, кто никогда не отступает. Нетерпимая к несовершенству, она сурово обходится со всем, что есть в человеке недостойного, непримирима ко всему, что упорствует в своем невежестве и темноте; страшен и незамедлителен гнев ее в ответ на проявления предательства, лжи, злого умысла, одним движением уничтожает злую волю ее карающая десница. Она не терпит равнодушия, нерадивости и лени в божественной работе и острой болью пробуждает, если нужно, нерасторопного соню или недотепу. Стремительный, открытый, искренний порыв, неограниченные и абсолютные движения, подобно пламени ввысь взмывающая устремленность - вот свойства Махакали. Дух ее неукротим, ее видения и воля, подобно полету орла, возвышенны и недоступны, поступь восходящая стремительна, а длань открыта, готовая разить и помогать. Но она ведь тоже Мать, и любовь ее также же сильна, как яростен гнев2, а доброта глубока и безмерна. Когда же ей дано вступить в игру, вмиг рушатся, подобно миражам, неодолимые препятствия, отступают наседавшие враги. И если гнев её устрашает зло, неистовство ее напора болезненно для слабого и робкого, то великие, благородные и сильные любят и чтут ее, ибо знают, что нанося удары по тому, что протестует в их природе, она придает им силу и совершенную правду, точно обрушивает их только на то, что искажено и извращено, изгоняя все нечистое, порочное. Она совершает за день то, на что ушли бы столетия. Блаженство2, каким бы безмерным и величественным, сладостным и прекрасным оно не было, без неё лишилось бы пламенного великолепия своих предельных состояний. Знание (её антитезис, = 3 к. Разума) она наделяет всепобеждающей мощью, доводит красоту и гармонию до благородного, возвышенного состояния, а длительному и нелегкому поиску совершенства ( = 4 к. нкв) даёт стимул, умножающий силы и сокращающий долгий путь. Всё, что не достигает высшего блаженства, высочайших пределов, благороднейших целей и самых дальних горизонтов, не может удовлетворить её3. И если высочайшим достижениям суждено свершиться нынче, а не позже, то только милостью ее огня, её любви, её успеха проявится всепобеждающая сила Бога.

 

К: 1) потому что огненная Махакали является прямым проводником конкретной воли Адья Шакти, Истины. Находясь на одном субстанциональном уровне (высших подпланов ментального плана, рис.1),  4-я к. низшей конкретной воли Божественной Шакти и богиня Махакали должны быть близки. Возможно, Махакали (которая сама есть к. Мистики Махешвари) является проводником этой конкретной воли трансцендентальной Матери Мира.

2) вспомним гневных богов буддизма, это их качество указывает на огненные качества, каковыми обладает богиня Махакали. Плану её проявления, соответствует принцип Высшего Манаса человека на огненных подпланах ментала. Гнев – проявление огненной стихии в низшем психическом человека (рис.1). Утверждается, что гнев, как яд ума, в буддийских практиках медитации трансформируется в зерцалоподобную мудрость (истинное знание всех явлений), то есть, сознание практикующего достигает уровня Высшего Манаса, осиянного светом Буддхи, уровня своего высшего психического /см. Часть1/.

3) богиня Махакали и Блаженство выражают разные стороны одного того, что выявляется категорией Мистики сознания космической  Матери: творческая огненная действенность единой мировой субстанции и  неописуемое словами чувство, которое возникает в сознании при контакте с нею.   

 

«…Существуют и другие великие Ипостаси Божественной Матери, но им труднее было опускаться вниз, и они не столь заметны были в духовной эволюции Земли. Есть среди них такие Проявления, которые незаменимы для достижения супраментального мира, и это, прежде всего, - Ипостась загадочного и неодолимого экстаза и Блаженства, Ананда. Только оно одно способно заполнить пропасть, разъединяющую неприступные вершины супраментального духа и бездны Материи, - Блаженство, владеющее ключом к восхитительнейшей божественной Жизни (К: достигаемой сознанием именно через к. Мистики), и даже сейчас из своих пределов скрытых содействующее работе остальных Могуществ мироздания. Но ограниченная, эгоистичная и темная природа человека не в силах воспринять такие Проявления или содействовать их мощному движению».

К: Блаженство – для человека - это духовное чувство, возникающее в результате контакта, ощущения единения с богом и с гармонией его проявленного мира. Возникает оно, как мы понимаем из текста, в силу восприятия влияния Ипостаси, называемой Блаженство. Степени блаженства соотносятся со степенями раскрытия сознания божественному Духу. И даже на Земле «простой» человек способен испытывать чувство умиротворения и радости, приобщаясь к природе через тонкие чувствования (своей категорией Мистики).   

Ещё о причастности богини Махакали именно к к. Мистики.  

«В «Видениях и голосах» (книга одного ученика) обращается внимание на то, что Ишвара и Божественная Шакти (Ишвари) - это одна и та же Личность или Единое Существо в двух лицах; и отмечается пара Кришна - Махакали, как могучая сила творения». «Кришна – божество Ананды» /1, стр.476/.

Считается, Шри Кришна – девятое воплощение Бога Вишну. Но иногда Шри Кришну не включают в число аватар, считая его самим Вишну. В Высшей Триаде богов Шива-Вишну-Брама, которой соответствует триада категорий воля - чувство (мистика) - разум, бог Вишну – 2-ой аспект, следовательно, эту же пневматологическую характеристику категории Мистики выражает и бог Кришна, и его женская пара – богиня Махакали.

Если ознакомиться с буддийским учением Калачакра, то найдутся явные и близкие параллели между качествами идама (бога) Калачакра и богиней Махакали. Начиная с их имён.

 

3. Соответствием в пневматологическом кресте сознания космической Махашакти 3-му аспекту, к. Разума, (антитезис в бинере 2-3, который преобразует все мистические чувствования в конкретные образы и понятия), будет богиня Махалакшми, 3-я Ипостась Матери. Проявляясь на всех планах, эта Ипостась фокусируется на 6-ом, астральном плане, где формируются все тонкие формы жизни, утверждающиеся затем в плотном мире (рис.1).

МАХАЛАКШМИ. «Великая Мать проявляет не только Мудрость и Силу, в ее природе есть иная, не столь явная тайна, без которой Мудрость и Сила не будут совершенны, а совершенство не достигнет полноты. Их превосходит чудо вечной красоты, неуловимая загадка божественных гармоний, чарующая магия неотразимого космического обаяния и того притяжения, которое влечет друг к другу предметы, силы, существа*, удерживает их вместе и заставляет встречаться и соединяться с тем, чтобы скрытое Блаженство, Ананда, могло вступить в игру и, оставаясь незримым, слагать из них свои ритмы и образы.

К: *) замечено, например, что люди, имеющие в аккорде принципов рождения принцип белого Кабана, всегда, так или иначе, красивы, обаятельны и привлекательны (в смысле - магнетичны).

Так проявляется Махалакшми, и нет у Божественной Шакти более привлекательной и милой сердцу воплощенных существ Ипостаси. Слишком безмятежной, величественной и неприступной может показаться человеческой земной природе Махешвари, а немощи её (т.е., человеческой земной природы) не просто вынести стремительность и грозность Махакали; но к Махалакшми все обращаются радостно и с надеждой. Поскольку от нее исходит очарование упоительной сладости божественной; быть подле нее - глубочайшее счастье, ощутить в своем сердце - значит наполнить восторгом жизнь, сделать ее сказочной; подобно солнечному свету, излучает она изящество, обаяние и нежность; все, удостоенное ее ласкового взгляда и отмеченное ее чудесной улыбкой, пленяет душу и погружает в глубины неизмеримого счастья. Прикосновение её чудотворно, его воздействие, незримое и бережное, очищает разум, жизнь и тело, а поступь пробуждает к жизни живительные родники упоительного Блаженства, Ананда. Однако нелегко удовлетворить требованиям этого очаровательного Могущества или сохранить его присутствие. Гармония и красота разума и души, гармония и красота мыслей и чувств, гармония и красота всех внешних действий и движений, гармония и красота жизни и того, что нас окружает - вот условия Махалакшми. Если есть созвучие ритмам, скрытого от внешних взоров блаженства мира, если есть отклик на призыв Наипрекраснейшей, если есть согласованность, единство и радостное течение многих жизней, созвучных Божественному - в таких условиях она готова обитать. Но все уродливое, ничтожное и низкое, все жалкое, невзрачное, корыстное, убогое, все жестокое, грубое* лишь отдаляет ее пришествие. Она никогда не ступит там, где нет любви и красоты, или где им не рады; а если к ним примешиваются, искажающие их низменные вещи, она немедленно удаляется, не удостоив ни единым из своих даров. Ей претит как аскетическая нищета и грубость, так и жесткое подавление глубоких чувств сердечных, угнетение прекрасного в жизни и душе, потому что именно через любовь и красоту соединяет она людей с Божественным. И жизнь в ее руках становится изящным кружевом небесного искусства, а бытие - поэмой сокровенного восторга; богатства мира воедино собраны во имя высшего порядка, и даже самые обычные и простые вещи становятся дивными, благодаря чувству единения с ней и ее вдохновению. Когда ей сердце внемлет, она возводит мудрость (качество Махешвари, к. В. Воли креста) до изумительных высот и открывает мистические тайны экстаза, превосходящие любые знания (качество к. Мистики), награждает преданность сладостными чарами Божественного, задает стойкости и силе такой ритм, который сохраняет мощь и действие в гармонии и соразмерности, а совершенство наделяет обаянием, которое делает его достойным вечности».

К:*) те низкие мыслеформы и чувства, что гнездятся у человека в кама-манасе (6-ой план) (рис.1).

 

4. И последней, 4-ой категории низшей конкретной воли креста сознания космической Матери, Махашакти будет соответствовать 4-я Ипостась, богиня Махасарасвати. Проявляясь на всех планах, эта Ипостась фокусируется на 7-ом, физическом плане, конкретизируя и Высшую Волю, и тонкоэнергетические воздействия космического пространства.

«МАХАСАРАСВАТИ - это Могущество труда, дух совершенства и порядка. Самая юная из Четырех, она одарена искусством исполнения и ближе всех стоит к физической Природе. Махешвари пролагает главные пути действия сил, правящих миром, Махакали управляет их энергией и движением, Махалакшми раскрывает ритмы их и такты, но детальной разработкой и исполнением ведает Махасарасвати; она также отвечает за взаимодействие разных частей, наилучшую сочетаемость сил и безукоризненную точность последствий и конечного результата. Наука, ремесло, технический прием - вот сфера действий Махасарасвати. Она хранит в своей природе и может даровать своим избранникам сокровенное и точное знание, искусность и терпение, точность интуитивного разума, сознательной руки и зоркого глаза совершенного мастера. Могущество ее - это решительный, неутомимый, прилежный и умелый зодчий, организатор, попечитель, мастер, распорядитель и устроитель мироздания. Когда она берется преобразить и воссоздать природу, ей предстоит нелегкая и кропотливая работа, которая часто кажется от нашего нетерпения медленной и нескончаемой, но в действительности работе ее свойственны упорство, всеобъемлемость и безупречность. Ибо воля ее добросовестна, неусыпна и неутомима; склонившись над нами, она обращает внимание на каждую мелочь, не упускает ничего, вскрывает самый незначительный изъян, пробел, любое искажение или несовершенство, точно оценивает и взвешивает все, что уже сделано и что еще в дальнейшем предстоит исполнить. Ничто не кажется ей слишком мелким, незначительным, ничто, каким бы неуловимым, замаскированным или скрытым оно не было, не может от нее ускользнуть. Моделируя и изменяя, трудится она над каждой деталью, пока та не обретет свою истинную форму, не найдет своего точного места и не будет служить своей настоящей цели. В неизменном и тщательно исполненном построении, переустройстве ей явлены все надобности разом, путь их решения, а интуиции ее известно, что нужно выбрать, что отвергнуть, как успешно определить подходящий инструмент, надлежащее время, соответствующие условия и правильное исполнение. Ей отвратительны беспечность, праздность и небрежность; любое мошенничество, поспешность или уклонение от работы, приблизительность и всякий промах, любое злоупотребление способностями или возможностями, брошенное или незаконченное дело - все это оскорбительно и чуждо ее нраву. После того как ее работа окончена, оказывается, что не забыта ни единая деталь не упущена, не утеряна, не оставлена в незавершенном виде; все сделано основательно, аккуратно и достойно восхищения. Все то, что лишено полного совершенства, не может быть ей в радость, и она готова трудиться вечность ради того, чтобы довести творение до совершенства. Потому из всех Могуществ Матери она более всего проявляет долготерпение по отношению к человеку и к его многочисленным недостаткам. Добрая, приветливая, внимательная, отзывчивая, безотказная, - не легко её отвратить или обескуражить настойчивая, несмотря на повторяющиеся ошибки, поддерживающая нас на каждом шагу, при условии, что наша воля, открытость и искренность последовательны и неизменны, поскольку нетерпима она к двуличию ума, а ее изобличающая ирония безжалостна к любому драматизму, театральности, самообману и притворству. В нужде - заботливая мать, в беде - друг, надежный и спокойный советник и наставник, своей улыбкой лучезарной она способна развеять мрак уныния, беспокойство и подавленность, напоминая о том, что помощь всегда рядом, направляя нас к вечному источнику радости; она тверда, спокойна, настойчива в своем упорном, постоянном действии, ведущим нас к цельности высшей природы. В ней находит завершение, обретая полноту, работа остальных Могуществ; поскольку именно она возводит материальную основу, прорабатывает детали, воздвигает и выковывает крепость опоры».

 

Резюме. Итак, «та Единая, которую мы почитаем как Мать, являет собой божественную Сознательную Силу». Она есть  космическое психическое Существо, одна из высших форм выражения Жизни. И сознание её, как и всякое другое, в проявлении своём имеет 4 категории (пневматологический крест), которым соответствуют 4 Ипостаси, персонально,- 4 высочайшие богини; все они проявляются на 4-х низших планах, но имеют, каждая, свой преимущественный план проявления: Махешвари - 4-ый план буддхи (Матерь Мира трёх низших планов); Махакали - огненные подпланы 5-го ментального плана; Махалакшми – высшие подпланы 6-го плана и Махасарасвати – 7-ой план, плотный.

Человек, если он развитое психическое существо, может чувствовать, осознавать Ипостаси космической Матери Мира через посредство категории Мистики своего сознания и даже лицезреть.

 

Ссылки (статьи 3,4 -  на сайте http://vp777.ucoz.ru

  1. Шри Ауробиндо. Мать. М, изд-во «Благовест», 1994
  2. ЕПБ «Инструкции для учеников внутренней группы», М., «Сфера», 2000
  3. Статья «Основная доктрина пневматологии», 
  4. Статья «Четыре стороны света и  4 состояния сознания как категории пневмат. креста»

Сложено 14.10.20, год б. Мыши,  нед. б. Мыши, д. б. Зайца

17,12,20,     нед. б. Кабана, д. б. Лошади

25,12,20,      нед. ч. Мыши, д. б. Тигра

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (29.12.2020) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 208 | Теги: Махалакшми, категории пневматологического крест, Махакали, Махешвари, Махасарасвати | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024