Диалектика. Теория Бинеров - Статьи. Теософия. - СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... - Каталог статей - Персональный сайт

Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [17]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [52]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 384

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 09.12.2016, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Статьи. Теософия.

Диалектика. Теория Бинеров

ДИАЛЕКТИКА. ТЕОРИЯ БИНЕРОВ

«Только там, где есть двойственность, один может видеть, один может слышать другого, один может говорить с другим, один может думать о другом, один может познавать другого. Но когда всё слилось в едином «Я», кого оно может обонять и чем?.. видеть и чем?.. Как можно познать Всепознающего, как познать Знающего?
«Brahadaranyakopanishad»
 
ДИАЛЕКТИКА
   Плотин, ученик «богом наученного» Аммония Саккаса говорил, чтo ТАЙНЫЙ ГНОЗИС (или Теософское знание) состоит из трёх ступеней:
1.СУЖДЕНИЕ – орудием этой ступени является чувство или восприятие
2.НАУКА - орудием этой ступени является диалектика
3.ПРОСВЕТЛЕНИЕ - орудием этой ступени является интуиция, абсолютное знание, основанное на слиянии ума с познаваемым объектом.
/из ст. ЕПБ «Что такое теософия? Кто такие теософы?»/ 

   Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении развития бытия и познавания, а также основанный на этом учении метод мышления.
   Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще.
   Диалектика, как метод, возможна благодаря двойственности всего сущего. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, - это всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
   Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершённом целом, пребывающем в покое (область метафизики), внутри этого целого совершаются непрерывные процессы изменения, движения, становления (область диалектики). Космос мыслится как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первоначала в другое (земли в воду, воздуха в огонь, огня в эфир) и обратно. Наиболее яркие проявления античная диалектика получила у Гераклита, согласно которому мир, в целом находящийся в постоянном покое, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Зенон Элейский выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный миры, единство и множественность.
   В XVIII-ом столетии европейская философия, отвергнув метафизику древних, окончательно заплуталась в противоречиях. Кант отверг как метод познания умственное созерцание, вследствие чего мир нуменов неизбежно остаётся для нас непознаваемым.
   И только Гегель в своей философии переосмыслил кантовские понятия рассудка и разума, сделав последний носителем истинного познавания, а диалектику – методом постижения противоречий и развития понятий. Гегель выдвинул истинно-научное умозрение, в котором само содержание знания, в форме логических понятий, диалектически развивается из себя в полную и внутренне связанную систему. Истинная наука, по Гегелю, не есть ни извне приходящая обработка данного материала, ни простое констатирование общей идеи по поводу частных проявлений: наука есть самотворчество разума. А творчество (по Платону) есть становление непроявленного в проявленное
   Истинное умозрение не отрицает рассудочного мышления, а предполагает его и заключает в себе, как постоянный и необходимый низший момент, как настоящую основу и опорную точку для своего действия. В правильном ходе истинно философского познания рассудок, разделяющий живое целое на части, отвлекающий общие понятия и формально противопоставляющий их друг другу, даёт неизбежное начало мыслительному процессу. Лишь за этим первым рассудочным моментом, когда отдельное понятие утверждается в своей ограниченности как положительное или истинное (тезис), может обнаружиться второй отрицательно-диалектический момент – самоотрицание понятия вследствие внутреннего противоречия между его ограниченностью и той истиной, которую оно должно представить (антитезис) и тогда уже с разрушением этой ограниченности, понятие примиряется со своим противоположным в новом высшем, т.е. более содержательном, понятии, которое относительно двух первых представляет третий положительно-разумный или собственно умозрительный момент (синтезис, от «син» - вместе, т.е. синтез) (рис. 1).
   Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом понятии абсолютного. Как таковое, оно не может относиться просто к своему противоположному (не абсолютному, конечному); оно должно заключать его в самом себе. А так как абсолютное есть то, что есть во всём, то этот же самый процесс есть закон всякой действительности. Скрытая во всём сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, выводит их из их косности, заставляет переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной и свободной форме. В этом всепроникающем и всеобразующем движении весь смысл и вся истина существующего – живая связь, внутренне соединяющая все части физического и духовного миров между собой и с абсолютным, которое вне этой связи и не существует вовсе. (А Древо Сефирот, кстати, есть запечатлённая форма, схема, этой живой связи. Прим.автора) И истина не принадлежит ни одному из двух противоположностей, а остаётся за тем, что обще обоим и что соединяет их: в проявленном мире - за понятием перехода, процесса, становления, в нуменальном мире – за понятием синтеза.
   Особенность философии Гегеля, свойственная исключительно ей одной, состоит в полном тождестве его метода с самим содержанием. Метод есть диалектический процесс саморазвивающегося понятия, и содержание есть этот же самый всеобъемлющий диалектический процесс. Космогенезис и антропогенезис «Тайной Доктрины» дают богатый материал, подтверждающий последнее.

Использованная литература:
Философский энциклопедический словарь
Философский словарь Владимира Соловьёва
«Пневматология» В Шмакова

ТЕОРИЯ БИНЕРОВ
   Теория бинеров или антиномий есть диалектический метод, который используется в эзотерической философии при описании всего мирового процесса.
   Кратко перескажем главное.
   В кватернере, представляющем собой связь двух бинеров 1-4 и 2-3), (рис. 1) между его членами существуют определенные взаимоотношения



Рис.1
   Так связь "тезис - антитезис” называется бинер 1-го вида, если между членами оного есть иерархическая дистанция (1,Синтез - 4, Андрогин),), или бинер 2-го вида (2-3), если таковые лежат в одной иерархической плоскости.
   В эволюционном тернере - D123 - Синтез, 1, сам по себе трансцендентен для постижения в разуме, его свойства раскрывает бинер 2-3, а в нём - только тезис, 2. Для 3, антитезиса, 1,синтез, трансцендентен.
   Синтез и раскрывающий его бинер есть тернер, эволюционный треугольник
   Бинер и Андрогин вместе есть тоже тернер, но инволюционный.
   Эзотерическая доктрина гласит, что тезис может познаваться только через антитезис, который сам по себе есть майя, иллюзия, так как он не имеет онтологических корней в Единой Реальности, а "выпадает” из тезиса, но в феноменальном мире вполне реален, и его задача - выявить все конкретные проявления тезиса. Антитезис, как иерархически низшее начало, обнаруживает свои собственные специфические качествования лишь в своей оторванности от высшего направляющего начала. Только в этом случае феноменология низшего начала обуславливается природой и законами ему как таковому свойственными, и каждое дальнейшее проявление вытекает из обстоятельств окружающего под исключительным действием означенного закона. Возможно это лишь в феноменальном мире, где действует принцип временной последовательности проявления. Во всяком бинере антитезис есть эволюционирующая карикатура естества тезиса. В жизни полюсы бинера постепенно взаимно отражаются и насыщаются, выявляя органическую сопряжённость.
От антитезиса к тезису проходит путь эволюции.

Использованная литература:
Труды В. Шмакова

   Р.S. Не будем пугаться высоких ментальных абстракций В. Шмакова. В них сублимировалось глубокое знание. Теория бинеров является базовым философским инструментом в изучении самого сокровенного метафизического процесса, называемого в Тайной Доктрине Великим Дыханием. Она позволяет приоткрыть дверь во владения эзотерической философии.
Чтобы наполнить эти сухие понятия образами, предлагаем, для примера, обратиться к книге Н.П. Рудниковой «Сокровенная мудрость Египта. Арканы Таро». В ней автор рассматривает Древо Сефирот, как состоящее из бинеров, тернеров, кватернеров и септернеров (два кватернера вместе). Диалектический их анализ даёт наглядную (по сравнению с другими формами изображения) возможность постижения диалектического развития и взаимодействия космогонических и метафизических процессов. В этом ценность и незаменимая самобытность символа Древа Сефирот.
Но мы, оставив в стороне книгу Рудниковой, в других своих работах разберем диалектичность принципов Древа для того, чтобы в исследовании новой модели Калачакры (чему посвящен ряд работ на нашем сайте)  понять значение 12 символических животных, вошедших в неё из буддийского учения Махаяны.

Категория: Статьи. Теософия. | Добавил: iranad (25.11.2010) | Автор: Надежкина Ирина Анатольевна
Просмотров: 1387 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016