Эзотерическая общность трёх мантр
«Задача … сегодня – открывать новые способы выражения старых истин и представлять древние формулы духовного развития так, чтобы они обрели новую и яркую жизнь… нет смысла заново ставить [старую] проблему, если подход не будет современным и практическим»./А. Бейли «Подвиги Геракла», с. 6/
- Известная мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ (экзотерически, «О, драгоценность в лотосе!») состоит из 4 слов и 6 слогов. Эзотерически, 4 слова мантры «озвучивают», означают 4 категории пневматологического креста сознания человека как монады, единства (рис.1).
Рис.1 Крест
ОМ есть слог АУМ, дух - трансцендентные энергия и воля, мужской аспект монады, в кресте сознания это слово будет соответствовать 1-ой категории Высшей Воли.
МАНИ, поистине «драгоценность», будет 2-я к. Мистики – ведение всеединства через непосредственное чувствование. Это единственный способ (метод) познания АУМ-а - в его женском аспекте единой пластической среды, как мудрости, которая есть трансфинитум (сверхпредел) разума.
ПАДМЕ, Лотос, = к. Разума. Всё растение целиком – с корнями в земле, стеблем в воде и цветком в стихии воздуха – символ, дающий полное представление о разуме, единственном методе познания и достижения человеком мудрости веяний Высшей Воли космической Иерархии (применительно к категориям сознания понятия метод и мудрость могут меняться местами в зависимости от стоящей цели достижения). «Драгоценность» и сам «лотос» неразделимы.
ХУМ - завершающий слог, единство метода и мудрости, есть 4-я категория, низшая конкретная воля, сознания (рис.1).
Нашлось более подробное определение слога ХУМ (в шиваизме), раскрывающее его как 4-ю категорию креста сознания - низшую конкретную волю Воли Высшей; прану в теле человека:
«ХУМ - это коренная мантра, биджа, объединяющая в себе все аспекты Реальности, как непроявленный план, так и то, что уже обрело существование. Это единство ноумена и феномена (1 и 4 категорий в кресте – комментарий наш), энергии и сознания, мужского и женского начал (вертикаль и горизонталь креста). Это слияние и единство порождает абсолютное блаженство»/1/.
Пневматологический процесс раскрытия самосознания монады, выражаемый 4-буквенным символом каббалы IHVH - есть сущность, носитель и механизм ЖИЗНИ во всей её красоте. Он - АЛГОРИТМ феноменализации, проявления духа.
Значит, 4 слова мантры соответствуют тетрактису каббалы следующим образом: I = ОМ, H = МАНИ, V = ПАДМЕ, H = ХУМ.
Крест лежит в основании семеричности - другого АЛГОРИТМА космоса, представленного семью планами бытия, на которых, в виде 12-звенного символа Древа принципов, проявляется иерархия космических сознаний или целостное сознание монады (рис. 2).
Рис. 2. Древо принципов и нидан
Дыхание монады - трансцендентальный крест - в последующий диалектический момент трансформируется в знак Вишну. И 6 слогов мантры будут соответствовать 6 лучам знака Вишну согласно их иерархии (отражённой, для наглядности, наклоном треугольников звезды на рис.3), а не просто в порядке круговой последовательности /2/.
Рис.3 звезда Вишну и 6 слогов мантры
Так что, произнося эту мантру, мы как бы приподымаем наше актуальное, земное, сознание к его высшим уровням, где оно сможет воспринимать веяния 6 лучей = 6 парамит (совершенств) духовной души.
- Мантра ОМ А ХУМ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИДДХИ ХУМ (которую я узнала из книги Согьяла Ринпоче «Тибетская книга жизни и смерти») состоит из 8 слов или 12 слогов, что соответствует символу Древа 12 принципов иерархии космических сознаний или целостного проявления сознания монады (рис.4). Если разделить мантру на слоги, в Древе мы увидим их как:
Рис.4. Древо и мантра
ОМ А ХУМ – триада божественного сознания, соответственно: Шива – Вишну - Брама (воля – чувство - разум = сат - ананда – чит).
ВАД ЖРА – бесконечная самосущая сила, космический разум, Махат;
ГУ РУ – истинный Учитель = принципы буддхи и высшего манаса человека;
ПАД МА, лотос, – принципы: низший манас и кама в семеричном человеке, соединяющие его низшую, физическую природу с высшей ментальной;
СИД ДХИ – мистические способности, раскрывающиеся в процессе ученичества, когда развиты и активны категории высшей Воли и Мистики земного сознания человека;
ХУМ – завершающий слог. Он есть и третий аспект триады земного сознания человека (12, Тигр), и третий аспект триады духа (3, Змея, высший ХУМ) в колонне разума (рис.4). Низший ХУМ влияет в теле плотном на прану, которая становится полностью и осознанно управляемой только в теле йога (рис.4).
Если рассматривать мантру как 8 слов, то мы увидим, что в Древе она укажет на два треугольника: 123 – сознания Бога и 10,11,12 – материального сознания человека, и на три дуады: 4-5 - космический разум, Махат; 6-7 – разум монады; 8-9 – разум воплощающегося человека.
Слоги и слова показывают под разными углами божественное проявление в призме космогонического и психологического ключей.
Так что, пропевая эту мантру, мы можем активизировать и гармонизировать все аспекты своего целостного сознания.
Кстати, существует мантра ОМ А ХУМ, маха-мантрой для неё вполне можно считать 12-слоговую мантру ОМ А ХУМ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИДДХИ ХУМ, если под последним слогом триады иметь ввиду низшее ХУМ, относящееся к земному аспекту целостного сознания человека (рис.4).
- Мантра ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, КРИШНА КРИШНА, ХАРЕ ХАРЕ,
ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ
Возможно, самое раннее упоминание мантры «Харе Кришна» содержится в «Калисантарана-упанишаде» - одной из Упанишад, примыкающей к «Яджурведе». В начале XVI века мантра «Харе Кришна» была популяризована в Индии индуистским святым и реформатором Чайтаньей, а начиная с 1960-х годов получила широкую известность за пределами Индии благодаря проповеди гуру Шрилы Прабхупады.
“Харе Кришна” поют вайшнавы – преданные Всевышнего (Вишну), в нашей стране больше известные как кришнаиты. Вайшнавы занимаются духовной практикой, которая позволяет развить наивысшую любовь к Богу, именно как к Личности*, в отличие от имперсональных – безличностных направлений индуизма (интернет).
*) Вишну, второй аспект божественной Триады, представленный богами Шива-Вишну-Брама) сам троичен в проявлении. Если Шива (в Древе - 1-ый принцип Зайца, рис.2) имеет своим третьим аспектом проявления Браму (3, Змея), то 3-им аспектом Вишну, будет в схеме Древа 4-ый принцип, Лошади, Коллектив Строителей проявленного на пяти планах космоса, который и персонализируется как Верховная Личность Бога Кришна. Он есть и Космический Христос (слова КРИшна и ХРИстос, как впрочем, и КРЕст из одного этимологического «гнезда»).
Мантра состоит из 16 слов или 32 слогов, последнее есть ШЛОКА – санскритный эпический размер; стихи шлоки состоят или из 4-х полустрок по 8 слогов каждый или 2-х полустрок по 16 /3/. (Из таких шлок, выходит, состоит текст станц Дзиан в «Тайной Доктрине», и каждая шлока передаёт определённую законченную мысль). В этой мантре мы находим следующий смысл, переведённый сведущими в Ведах как «О, всерадующий и привлекающий Господа! О, внутренняя энергия наслаждения Господа, займи меня преданным служением тебе!» (интернет).
Попробуем разобраться в смысле мантры с позиций эзотеризма и пневматологии.
а) «Рама и Кришна – имена Бога, а Харе – энергия Бога»/6/.
Кришна. Слог Криш означает привлекать, притягивать, тянуть, существующий или черный; слог «на» означает блаженство и удовлетворение.
Харе - это звательный падеж от имени Хара, что означает Радха. Хара (Радха) означает "та, кто может похитить ум Кришны Своей несравненной любовью и нежностью».
Рама означает имя Бога, который всегда наслаждается любовными играми со Своей вечной супругой Шримати Радхикой." Шива сказал Парвати: "Скажи Ра, и все грехи уйдут. Скажи Ма и они никогда не смогут вернуться" /4/. Грехи могут быть только в материальном мире.
Эти определения указывает на то, что Рама - трансцендентный бог всего материального.
Понятно, что в лице Кришны, Харе и Рамы мы имеем персонификацию трёх аспектов Божественного сознания (и, в общем, трёх категорий всякого сознания): Кришна – (1, категория воли = сат), Хара – ( 2, к. мистики = ананда, блаженство), Хара – женский аспект Кришны. Рама – (3, к. разума = чит), последний в триаде - ум и должен «занять меня преданным служением» Господу Кришне (рис. 5).
Рис.5 Триада
Диалектика, эта божественная наука, утверждает, что всякая триада сознания строится из первой двойственности: 1-воля (дух) – 2, мистика (чувствование, материя). В следующий диалектический момент выявляется второй бинер: 2, мистика, - 3, разум. В божественной триаде 1, Кришна, и 3, Рама имеют посредника – 2, Харе, «потенцию наслаждения», блаженства, сам Кришна есть высшее блаженство (рис.5). Отсюда стремление преданных Кришне доставлять ему именно наслаждение.
б) Представим шлоку мантры в виде 2-х строк (для краткости, заменим слова буквами имён):
ХК ХК КК ХХ
ХР ХР РР ХХ
Каждая полустрока стиха соответствует 4-м категориям креста сознания богов Кришны или Рамы (рис.6, 7).
Рис.6 Крест К и Р
Имя Харе в паре стоит перед именем Кришны (Рамы), так как женский аспект всегда первый в процессе проявления, и вне материнского лона ничто не может быть проявлено, даже бог.
Сочетание ХК (как и ХР) в мантре повторяется дважды в начале строки из 8 слов (16 слогов) , так как пара эта представляет бинер двух высших категорий: ХК (ХР) как 1, к. Высшей Воли и ХК(ХР) как 2, к. Мистики. Они идентичны в том плане, что представляют собой две стороны, мужскую и женскую, единого вечного духа, познать которую можно только через женский аспект (категорией Мистики сознания).
3-я к. Разума будет КК (или РР), она состоит из удвоенного имени Кришны или Рамы, что выражает, согласно эзотеризму триады, выявление в аспекте разума Единого всех его потенциальных качеств («Я есмь то, что Я есмь»).
И 4-ой категории, низшей конкретной воле – антитезису Воли Высшей – соответствует пара Харе Харе. В каббалистическом алгоритме креста IHVH («йод хе вау хе») 2-я и 4-я категории суть Н, но разного иерархического уровня, отчего второе Н пишут иногда как Н¢. А в мантре просто дважды звучит имя Харе, аналогично паре КК (или РР). Кстати, даже буква Н, произносимая как «хе», созвучна первой букве имени индусского бога Харе.
Так, вполне в соответствии с наукой диалектики, Харе, «энергия Всевышнего» проявляется в пневматологическом кресте монады через категории 1, Высшей Воли (дух, мужской аспект), 2, Мистики (единая пластическая среда, женский аспект) и 4, низшей конкретной воли (нкв) – творческой силы в проявлении. А 3-я к. Разума в мантре не включает в себя имя Харе, то есть, творческую самосущую энергию, что также соответствует формуле тетрактиса, в которой буква V считается псевдомужской. Ум только антитезис Высшего Манаса, он или оформляет его идеи, или ментально «обслуживает» его низшую конкретную волю и является создателем ложного Эго человека.
Чем же отличаются Кришна и Рама? В Триаде Кришна – бог «всепривлекающий», самосущий вне формы, аспект воли, а Рама = Его третий аспект разума, бог проявления в форме, в материи. Он уже не вечный, но периодический. На семи планах бытия он господствует в нижней рупа-части (рис. 8). Оба вместе, Кришна и Рама, «охватывают» все планы существования, соединяясь своими 4-ой (в кресте Кришны) и 1-ой (в кресте Рамы) категориями крестов сознания. Таким образом, число категорий двух этих крестов – 8 становится числом полного проявления - 7, а два креста – единой геометрической фигурой, которая, если сгладить углы, станет опять цифрой 8 или формой ваджра. 8 же есть и 12 (четыре двоичности разума и четыре единичности синтеза или воли) - в Древе.
Рис. 7. Кресты сознания Кришны и Рамы на 7 планах
Приводим выписку о значениях конкретных обращений к имени бога (главный акцент в тексте выделен нами синим цветом), в которых, как можно убедиться, прослеживается соответствие качествам 4-х категорий пневматологического креста и качеству самих крестов, высшего и низшего (подписи крестов и категорий наши). .
В Хари-бхакти-виласе дается следующе значение Харе Кришна маха-мантры /4/:
Трансцендентный крест (верхний, рис7)
Обращение соответствует к. В. Воли (моление к Отцу):
Харе - О, Радха, пожалуйста, привлеки мой ум, и освободи меня от материального мира.
Кришна - О, Кришна, пожалуйста, привлеки мой ум.
2 к. Мистики (моление к Матери о мудрости):
Харе – О, Радха, привлеки мое сердце, раскрыв мне Свою сладость.
Кришна - О, Кришна, очисти мой ум, дав мне знание о том, как поклоняться Тебе через Твоего чистого преданного.
3 к. Разума (моление о своем разуме):
Кришна - О, Кришна, дай мне твердую веру, чтобы я смог по достоинству оценить Твое имя, качества и игры.
Кришна - О, Кришна, пусть я разовью вкус к служению Тебе.
4 к. нкв (моление о своем действии):
Харе - О, Радха, пожалуйста, сделай меня достойным нести служение Тебе.
Харе - О, Радха, пожалуйста, скажи, как я могу служить Тебе.
Имманентный крест (нижний, рис.7)
Обращение соответствует 1 к. В.Воли (моление к Отцу):
Харе – О, Радха, позволь мне слушать о Твоих сокровенных играх со Своим возлюбленным Шьямасундарой.
Рама - О, Кришна, позволь мне слушать о Твоих сокровенных играх со Своей возлюбленной Радхарани.
2 к. Мистики (моление к Матери о мудрости):
Харе - О, Радха, пожалуйста, раскрой мне Свои игры со Своим возлюбленным Мадхавой.
Рама - О, Кришна, пожалуйста, раскрой мне Свои игры со Своей возлюбленной Шримати Радхикой.
3 к. Разума (моление о своем разуме):
Рама - О, Кришна, пожалуйста, займи меня памятованием о Твоем сладостном имени, форме, качествах и играх.
Рама - О, Кришна, сделай меня достойным служить Тебе.
4 к. нкв (моление о своем действии):
Харе - О, Радха, я молю Тебя, будь довольна мной.
Харе - О, Радха, я молю Тебя, будь довольна мной.
Заключение. Поскольку два креста на семи планах (форма мантры Харе Кришна) представляют собой, в своём более детализированном виде, Древо иерархии космических сознаний или целостного сознания монады, то получается, что мантра (я поставила пунктуацию в мантрах согласно их «разгаданной» формуле):
ХАРЕ, КРИШНА; ХАРЕ, КРИШНА; КРИШНА, КРИШНА; ХАРЕ, ХАРЕ.
ХАРЕ, РАМА ; ХАРЕ, РАМА ; РАМА, РАМА ; ХАРЕ, ХАРЕ.
и мантра ОМ-А-ХУМ ВАД-ЖРА-ГУ РУ-ПАД-МА СИД-ДХИ-ХУМ в своей основе аналогичны, так как выражают одно и то же онтологическое основание - алгоритм проявления целостного сознания в макро- и микрокосме.
А мантра ОМ - МА НИ - ПАД МЕ - ХУМ выражает суть пневматологического креста сознания монады и символа духовной души (в виде шестилучевой звезды Вишну, и тем являет онтологическую основу двух предыдущих мантр.
Ссылки:
- Статья «О великом Дыхании сознания или «вышивание крестиком», сайт http://vp777.ucoz.ru
- Статья «Парамиты как лучи души», сайт http://vp777.ucoz.ru
- Блаватская Е.П. «Смерть и бессмертие», М., Сфера, 1997, стр.466
- Значение Харе Кришна Махамантры. Павел Попов https://m.vk.com/@bolohari-znachenie-hare-krishna-mah
- Статья «Сводная таблица толкований принципов и нидан» http://vp777.ucoz.ru
- Шри Шримад Свами Прабхупада "Наука самоосознания", изд-во "Бхактиведанта Бук Траст", 1991
Начато 16.12.2021 – б. Бык, б. Кабан, с. Собака
Оконч. 30.12.21 – б. Бык, ч. Бык, син. Тигр
|