Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [16]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [70]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 391

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 14.12.2017, 13:04
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЧЕТЫРЕХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИН
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ  ЧЕТЫРЕХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИН

«Будда хотя и учил философии, построенной на основе истинного эзотерического знания, тем не менее, дал миру лишь ее внешний материальный облик и сохранил душу её для своих избранных. Многие китайские ученые среди востоковедов слыхали о «доктрине Души». Но никто не понял её истинного смысла и значения»
/ Е.П.Блаватская «ТД» . Введение/:

В «Тайной Доктрине» представлено много знаний в самом сжатом виде, часто намёками. В данной работе сделана попытка, так сказать, расширить понимание некоторых фраз из Введения и 1 станцы  1-го тома.
Читаем: «Совокупность всех Нидан основывается на Четырех истинах. Доктрина эта особенно характерна для системы Хинаяны. Она принадлежат теории потока и закону сцепления» Из первой фразы цитаты явствует, что совокупность Нидан есть следствие, а  4 благородные истины – причина для них. Это фундаментальное замечание (Конечно, это не научный подход к проблеме, когда делаешь аксиоматичным утверждение только потому, что ставишь её автора на пьедестал непререкаемого авторитета. Но по мере раскрытия темы будут и доказательства) 

 Для исследования проблемы взаимоотношений цепи Нидан и Четырех Благородных Истин применим метод диалектики. Начала этого метода описываются в терминах бинера (единство и борьба противоположностей), тернера (треугольник), кватернера (квадрат или крест- два бинера).
Обратим внимание на
1. Порядок перечисления Четырех Благородных Истин.
а). Смысл их в целом таков:
1.    Жизнь есть страдание;
2.    страдание имеет причину;
3.    от страдания можно избавиться;
4.    есть путь к избавлению от страдания.

Логика присутствует в таком порядке перечисления Истин, т.к. далее в Учении Будды раскрывается, что это за Путь и как ему следовать, т.е. вытекает нравственное заключение для действий человека. Это экзотерический порядок перечисления Истин, доступный пониманию широких масс.
Но логика последовательного развития явления от причины (нумена) к следствию (феномену) требует другого порядка, а именно:
б).
1.    страдание имеет причину;
2.    от страдания можно избавиться (состояние отсутствия страдания);
3.    есть путь к избавлению от страдания;.
4.    жизнь есть страдание

Это порядок от причины к следствию. Или обратный порядок:

1.    жизнь есть страдание;
2.    есть путь к избавлению от страдания;
3.    от страдания можно избавиться (состояние отсутствия страдания);
4.    страдание имеет причину.

Диалектический порядок явления от нумена к феномену демонстрируется крестом, или кватернером, состоящим из двух бинеров. Бинер 2 - 3  есть переходный внутри бинера 1- 4 и сам по отношению к нему является вторичным (антитезисом).



    Рис. 1   

Повторим,. для ясности,. основные положения диалектики (из книг «Философский  словарь» Вс. Соловьёва и «Пневматология. Теоретическая механика духа». В. Шмакова).

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении развития бытия и познавания, а также основанный на этом учении метод мышления.
Д. Есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще.
Основные принципы Д., составляющие её стержень, - это всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершённом целом, пребывающем в покое (область метафизики), внутри этого целого совершаются непрерывные процессы изменения, движения, становления (область диалектики). Космос мыслится как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первоначала в другое.
    Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом понятии абсолютного. Как таковое, оно не может относиться просто к своему противоположному (не абсолютному, конечному); оно должно заключать его в самом себе. А так как абсолютное есть то, что есть во всём, то этот же самый процесс есть закон всякой действительности. Скрытая во всём сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, выводит их из их косности, заставляет переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной и свободной форме. В этом всепроникающем и всеобразующем движении весь смысл и вся истина существующего – живая связь, внутренне соединяющая все части физического и духовного миров между собой и с абсолютным, которое вне этой связи и не существует вовсе.
Диалектический метод умозрителен. Истинное умозрение не отрицает рассудочного мышления, а предполагает его и заключает в себе, как постоянный и необходимый низший момент, как настоящую основу и опорную точку для своего действия. В правильном ходе истинно философского познания рассудок, разделяющий живое целое на части, отвлекающий общие понятия и формально противопоставляющий их друг другу, даёт неизбежное начало мыслительному процессу. Лишь за этим первым рассудочным моментом, когда отдельное понятие утверждается в своей ограниченности как положительное или истинное (тезис), может обнаружиться второй отрицательно-диалектический момент – самоотрицание понятия вследствие внутреннего противоречия между его ограниченностью и той истиной, которую оно должно представить (антитезис) и тогда уже с разрушением этой ограниченности, понятие примиряется со своим противоположным в новом высшем, т.е. более содержательном, понятии, которое относительно двух первых представляет третий положительно-разумный или собственно умозрительный момент (синтезис или синтез, от «син» - вместе).
          
   
   
   
Рис. 2   

Поняв диалектическую логику взаимозависимости компонент креста, мы понимаем и то, что порядок изложения Истин в случае а) есть иерархия бинеров: сначала идут Истины 4-1 – тезис, затем 2-3 – антитезис. А порядок Истин в случае б) показывает иерархию всех 4-х категорий внутри кватернера.
Таков эзотерический, т.е. скрытый, смысл Четырех Истин – показать диалектику становления феноменального мира посредством мощи мира нуменального.

2. Пневматологический кватернер сознания.
Основная доктрина   пневматологии
(из кн. В.Шмакова «Пневматология»)

Пневматология ( от греческого слова "пневма” - дуновение, дыхание) - учение об онтологическом естестве становления монады. Дыхание - Бога или Атмана - это выявление целостного состава - мира или  человека - и его обратное поглощение.
Онтология  - метафизическое учение о началах всего сущего.

Кватернер актуальных категорий сознания органически распадается на две пары:
Бинер 1-го вида, раскрывающий процесс становления монады,




Рис. 3

где, в свою очередь, Волевой бинер является тезисом, а Сознание монады - антитезисом, который, согласно общей доктрине, раскрывается первым.
В идее этого  основного кватернера  синтетически заключена вся доктрина пневматологии. Именно здесь мы видим ту основополагающую первопричину, которая лежит в основании Сансары  - потока феноменальной жизни. И здесь же мы видим порядок «выхода» к просветлению и нирване (говоря языком буддиста). Будда изложил основную доктрину пневматологии в виде Четырех Истин, которые называют Благородными (думается, именно потому, что их знание рождает для человека благо).
Ниже представлены краткие характеристики пневматологических категорий (которые для наших земных чувств являются трансцендентными, т.е. запредельными, абстрактными):


                                    Таблица 1
трансцендентная категория    воля  (В) - Отец    мистика (М) -  Сын    разум  (Р) – Св. Дух
    движущая сила, необходимая для действия категорий М и Р.    Есть внутреннее содержание всех форм  бытия, даёт ощущение связи между частью и целым.    есть стихия осознания бытиём своего содержа-ния, объективирует его в разл. формы и организует их в системы.
её природа    имеет две модификации    единство    множественность
стихия выявле-ния, ей присущая    творческое Воление    Любовь    Премудрость
развивается    в трагедии*)    в переживании    в мире мысли

*) Всякая трагедия есть следствие непримирённых противоположностей, результат их борьбы за одностороннее господство (например, разума и чувств в человеке).

Пневматологическая  природа  монады




Рис. 4
Статическое и динамическое состояния монады отличаются формально, т.к. вытекают одно из другого,  и онтологически (в своей нуменальной сущности) тождественны.

В «Тайной Доктрине» Е. П. определяет сознание как волю, разум и чувство Представим его в виде диалектического тернера:

 

Рис. 5

Заменим слово чувства на слово ощущения (см. табл. 1) и мы получим характеристику категории Мистики. Да и само слово мистика означает ощущение слияния части (низшего) с Целым (высшим). Противоречия здесь нет. Главное условие понимания в любой беседе – договориться о смысле, вкладываемом в применяемые термины.
    Таким образом, Е.П. Блаватская во фразе «сознание есть воля, разум и чувство» дала определение пневматологического тернера сознания. И  именно в 1 станце, где речь идет о началах всего сущего.

Крест сознания человека аналогичен кресту сознания монады. Мы можем его  представить и так:
  


Рис. 6

В любом своем образе пневматологический кватернер, или крест Сознания, есть крест существования, т.к. показывает все этапы теоретического механизма  возникновения Четверицы из Триады – процесса «Дыхания» в действительности жизни. Эта Четверица станет истоком того, что в конце концов проявится конкретными феноменами. В символизме «цифра 4 является мужским (т.е. творящим, действующим) символом только на высочайшем плане абстракции» (цитируем мы «ТД»). Пневматологический кватернер относится именно к такому уровню, и наука пневматология - это раздел эзотерической философии.  Категория низшей конкретной воли сознания, или, по-другому, бессознательная воля жить, мужское начало, является, в свою очередь, причиной желания существовать, которое Е.П. Блаватская называет главным в метафизических причинах существовании, т.е. в Ниданах. Но об этом чуть ниже.

3.Страдание и существование. Этимологические изыскания
Общеизвестное положение Учения гласит: существование в этом мире приносит лишь страдание и от него желательно бы избавиться – это экзотерическая часть, когда страдание понимается в общепринятом значении этого слова, но оно содержит в себе элементы абстрактных истин, когда слово страдание мы рассматриваем шире привычного, т.е. как абстрактное понятие.
Страдание и существование синонимичны уже потому, что воплощенное существование всегда приносит страдание. Об этом гласит и Учение Будды, и наш собственный небольшой опыт. Под СТРАДанием обычно мы понимаем испытывание боли, дискомфорта. Но ведь слово СТРАДа это и (по словарю Ожегова) «напряжённая летняя работа земледельца» ради получения урожая каких-либо плодов. (Улавливается также общность в созвучии слов страда и труд). Этимологически считается, что это общеславянское слово произошло от корня stro- «проявлять силу». Что ж, вполне согласуется с сутью 4-ой категории низшая конкретная воля, которая именно есть сила, стоящая за понятием, например, сознания воплощенного человека (см. рис. выше). Посему СТРАДАНИЕ можно понять, если смотреть широко, как СУЩЕСТВОВАНИЕ – труд души в воплощении (в своём роде, ЗЕМЛЕдельца), наряженный, с болями, но ради плодов – приобретаемого опыта и роста сознания, как следствия.
Поэтому
крест 4-х Истин = крест сознания, пневматологический кватернер=крест существования.



Рис. 7

4. Резюме
Е.П.Блаватская пишет во Введении к «ТД»:  «Будда хотя и учил философии, построенной на основе истинного эзотерического знания, тем не менее, дал миру лишь ее внешний материальный облик и сохранил душу её для своих избранных. Многие китайские ученые среди востоковедов слыхали о «доктрине Души». Но никто не понял её истинного смысла и значения»
Мы сейчас приоткрыли завесу одной из граней этой Доктрины: Четыре Благородные Истины, понимаемые массами только в плане приложения к теории сансары и перевоплощений человека, есть диалектический механизм ДЫХАНИЯ ДУШИ, каковым было построено всё во вселенной и она сама в том числе. Этот диалектический механизм связал Субъект и Объект Артура. Шопенгауэра, явил умозрению человека процесс воздействия воли.

5. Четыре Истины и 12 Нидан.
Вернемся у фразе : «Совокупность всех Нидан основывается на Четырех истинах».
Почему 12 Нидан (цепь причин и следствий) основываются на 4 –х Истинах?
Потому что 4 Истины, как мы выяснили, – это пневматологический кватернер, представляющий 4 категории сознания монады. Для достижения большей ясности нужно понять, что представляет из себя в сознании монады категория низшей конкретной воли. Читаем (Б.Д. Дандарон «Письма о буддийской этике»): «Оно (эхо) отделилось от Абсолюта, потому что оно лишь эхо Абсолюта и поэтому не обладает совершенством, каким обладает Абсолют, т.е. потому что оно несовершенно. Но поскольку оно является эхом Абсолюта, оно обладает одним из его атрибутов, а именно сознательной (разумной) волей. Т.к. оно является только эхом Абсолюта, то оно несовершенно по отношению к Абсолюту. Его несовершенство проявляется как бессознательная воля к жизни; так же как у людей постоянно борются бессознательная воля к жизни с сознательной волей».

В кватернере монады, или атмана:



Рис.8

Т.е., несовершенство атмана существует и, скрытое в 1, 2 и 3, проявляет себя только в четвёртый пневматологический момент.в категории «низшая конкретная воля» (НКВ).
Это несовершенство или невежество и есть первая нидана – авидья. За которой следуют все следующие ниданы, среди которых есть нидана тришна – желание (существовать, в том числе). То есть, причины объективного существования вытекают из четвертой категории сознания, являясь переходным этапом между миром нуменов и миром конкретных феноменов.
    Подробно останавливаться на ниданах не цель данной работы. Скажем только, что если Цепь из 12 нидан распрямлена (статическая форма) – это Древо нидан или Древо Жизни, символизирующее схему и механизм перехода от нуменального мира к феноменальному, если Цепь нидан замкнута в круг (динамическая форма), она символизирует периодичность проявления (см. рис. ниже) или поток сансары.
Давайте еще раз перечитаем фразу Е.П.Блаватской (нашего непререкаемого авторитета): «Совокупность всех Нидан основывается на Четырех истинах». И теперь мы не только (честно говоря, слепо) верим в истинность этих слов, прочитанных со страниц священной для нас «ТД», но и можем увидеть, что 12 Нидан – причин существования – возникают вследствие наличия в сознании монады аспекта низшей конкретной воли, возникающего в период активизации монады - самосущего нумена. Динамическая форма сознания монады или Дыхание, символизируется квадратом (точнее, ромбом) или, еще точнее, крестом в ромбе.
 Мы даже представляем себе умозрительно главные этапы процесса, «запускающего» 12 причин существования в действие, конечным результатом чего является феноменальное проявление.



Рис. 9, где I -  - сознание Монады – нуменальный план,  II - - 12 причин существования, III -  - последовательность выявленных     
   феноменов на физическом плане

На феноменальном плане ниданы, как и соответствующие принципы – аспекты божественного сознания, проявляются во временной последовательности. Но здесь начинается уже другая история – о Калачакре.

 Итак, мы выяснили, что представляют собой 4 Благородные Истины и  уточнили их связь с ниданами. И фраза из ТД: «Именно тут учение Эзотерической Философии в связи с Ниданами и 4 Истинами приобретает величайшее значение,. но оно хранится в тайне» - наполняется для нас конкретным смыслом и образным выражением..

Автор - Син.Коза/син. Мышь.

/Возникла идея 22 ноября 2006 г вечером, т.е. в год кр. Собаки, с нед. кр. Лошади на кр. Козу Оформляется в нед. бел. Собаки, закончена 22 декабря,/

Обращение к статье: 5.02.02010 – год .ж. Быка, нед. ж. Козы, день б. Собаки



   
Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: vp777 (06.02.2010) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 1471 | Теги: Четыре благородные истины, Е.П. Блаватская, Теософия, Блаватская, Буддизм, эзотерика | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017