Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [118]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Калачакра и проматрица мандал

Калачакра и проматрица мандал

Современная модель Калачакры  -  мандала. Это утверждение очевидно, поскольку КЧ представляет собой круг (рис.1).

Рис.1 Калачакра

Общеизвестно, что мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение (планы) божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения./Википедия/.

Добавим к этому кое-какие детали, опираясь на статью из журнала «Дельфис» «Мандалы и их проматрица» культуролога Антонины Валерьевны Добряковой /1/ (выдержки выделены цветовым фоном и курсивом).

«Мандала — индуистский термин для обозначения круга. Это вид янтры (инструмент, способ, символ) в форме ритуальной геометрической диаграммы, иногда соответствующий особому пророческому свойству или некоторой форме магии (мантры), которой дается, таким образом, визуальное выражение». Керлот Х.Э.

О проматрице в статье говорится:

 «Предлагаемая матрица, безусловно, является важным структурным инвариантом*, систематизирующим представления людей прошедших эпох о мироустройстве, его вечных единых законах».

*) Инвариа́нт или инвариа́нтность — термин, обозначающий нечто неизменяемое. Конкретное значение термина зависит от той области, где он используется.

Разновидностей мандал огромное количество.

 «Мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. В этом, собственно говоря, и кроется причина того, что мандалоподобные изображения могут быть, при всей их типологической схожести, столь разнообразны».

1)  Современная модель Калачакры также содержит в себе элементы про- (прото-)матрицы.

     Читаем в данной работе о проматрице (рис.2) мандалы:

Рис.2

«Схема ЦЕНТРАЛЬНОЙ части содержит в себе сразу три типа деления пространства-времени:

а) четырехчастное (четыре махараджи — владыки сторон света и четыре сезона);

б) восьмичастное (четыре основных знака Зодиака и четыре промежуточных, известных в древности от Китая до Европы и Африки, и восемь локапал — хранителей сторон света).

в) двенадцатичастное (когда промежуточные стороны света делятся еще пополам и получается наиболее привычная нам система из двенадцати частей круга). Изначально, однако, это еще не привычные нам знаки Зодиака (китайские, индийские или европейские).

Мы находим в современной модели КЧ (рис.1) и а), и б), и пункт в), на котором остановимся подробнее. Три центрированных круга Калачакры  - это внешняя окружность; средняя, описанная вокруг 6-угольника, где проявляются 4-х, а также 6- и 12-членные деления круга, связанные геометрически с 12-ю точками излома 6-лучевой звезды Вишну в центре КЧ; и внутренняя, ограниченная змеёй, закусившей свой хвост и обвитой воКРУГ знака Вишну.

О 12-частном делении говорится:

Это двенадцать символических элементов — нидан, выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимосвязанного происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Они моделируют на мандале бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и обусловливает последующую. Образная интерпретация нидан в астрологических схемах у разных народов и породила привычные нам знаки Зодиака.» (рис.3)    

Рис.3

Именно это утверждалось для КЧ и исследовалось в работах /2,3,4/.

Внутренний круг на КЧ заключает в себе знак Вишну = 6-лучевую звезду (души). Это знак семеричной дифференциации духа  как центральной точки в круге.

Средний круг есть круг абстрактной хинаяны = круг души (проявленной на своём плане), он описан вокруг фигуры шестиугольника, определяющего  6  направлений пространства круга, имеющих по 2 сектора. Выделен на КЧ жёлтым  (рис.1)..

Внешний круг, представленный в своей дифференцированности махаяной, кругом из 60-ти символов животных, демонстрирует  сознание,  уже проявленное в физическом мире.

Вот пример классической мандалы, форме которой аналогична современная модель КЧ (рис.4).

Рис.4 Рисованная тибетская мандала традиции Наропы XIX века, Ваджрайогини стоит в центре двух скрещённых красных треугольников, художественный музей Рубин (англ. Rubin Museum of Art) /Википедия/.

 Три центрированных круга здесь вполне можно вычленить: внутренний - 6-лучевой звезды (не важно, что круг относительно большой), средний - «флажков», их,  правда, не 60, а 64 (8х8) и внешний - 8 секторов. Внутри знака Вишну– символ огненной женственной Силы.Суть мандалы иная, нежели у КЧ.

Мы достаточно подробно исследовали, что представляют собой эти 6 лучей звезды, символа души, как они соотносятся с парамитами и как связаны с 12-ю ниданами и знаками зодиака /2,3,4/. В работе А.В. Добряовой мы находим косвенное (и независимое - относительно нашего направления исследований) подтверждение того, что 12-звенное деление окружности в центральной части КЧ представляет собой и зодиак, и хинаяну.  

2) Обратим внимание на ещё одно высказывание:

«Заметим, что мандалоподобные фигуры, даже если и были примитивизированы по отношению к изначальной схеме, в своей семантике сохраняют элементы исходного содержания мандалы. Пример — «узел вечности», известный в древности практически во всех культурных традициях (рис.5а). Н.Н.Якимова в статье «Тропою орнамента» (Дельфис. 1996. № 8) подробно анализирует эту фигуру и упоминает, что, как считалось, «жизнь и смерть, земля и небо связаны воедино этим узлом». Как тут не вспомнить «колесо времен», «вращение рождений и смертей».

Рис.5 и Рис.6

Что мы можем сказать относительно этого.

     Вписанные в третий, внутренний, круг Калачакры два переплетённых треугольника есть шаткон = знак Вишну. Этот-то символ 6-лучевой звезды и просматривается явно в знаке «узел вечности» (рис.6), со всеми вытекающими отсюда символическими смыслами.

При исследовании шаткона (6-лучевой звезды) в работе /5/ в силу определённной логики применялся вариант последовательной нумерации лучей справа налево, представленный на рис. 6 чёрным цветом. Отметим эту последовательность чисел, идя к лучам звезды согласно линиям символа «узел вечности» сверху вниз от 1 к 6 (красная стрелка):  1→2→5→6 и, затем, от 6 к 1 аналогично пройдём вверх: 6→4→3→1 (синяя стрелка).

Просуммируем числа лучей по двум этим спиралям:

1+2+5+6=14        и      6+4+3+1=14

Рассмотрим другой вариант счисления последовательности лучей (синих чисел на рис.6), когда лучи считаются также справа налево, но несколько в ином порядке:

1+4+3+6 = 14      и      6+2+5+1 = 14

А теперь рассмотрим вариант счисления лучей, привычный для нас – сверху вниз и слева направо, - приведённый ЕПБ в «ТД» /6/ (красные числа на рис.6):

1+5+2+6=14       и       6+3+4+1=14

Как видим, в числовом ключе «узел вечности» показывает, что в знаке Вишну левая и правая половины относительно вертикали 1-6 (нисхождение и восхождение) в любом из трёх вариантов счисления лучей по своей сути идентичны, т.к. полученные суммы есть одно и то же число.  Разные способы счисления будут только разными углами воззрения на Бепредельность, заключенную в Знаке Вишну.

 Кроме того, мы видим, что при этом числовой порядок горизонтальных оснований черного и белого треугольников знака Вишну изменяется, но сумма порядковых чисел верхнего и нижнего оснований всегда составляет 7.

Из последнего факта можно сделать вывод, несколько удалённый от нашей темы (но песню хочется допеть до конца). Поскольку основания треугольников символизируют непосредственно сознание, их аналогичность по существу (выраженная одним и тем же числом 7) и близость расположения друг к другу в пространстве символа звезды, позволяют оба основания объединить в одну обобщающую горизонтальную линию (число которой = 7). Тогда вместе с вертикальной линией воли 1-6 (=7), соединяющей вершины треугольников, из 6-лучевой звезды = двух переплетённых треугольников получается символ креста (рис.6). Вернее будет сказать, что из креста (ТЕТРАграмматон, глиф пневматологического креста) - ибо по законам диалектики сложное вытекает из более простого - получается ШАТКОН, 6-лучевая звезда. 

 Исходя из этих соображений, теософ, в отличие от культуролога, может сделать одно уточнение. Знак Вишну, преображённый в «узел вечности», не является, как написано,  «примитивизированым по отношению к изначальной схеме» протомандалы, но напротив, является в протомандале первичным основанием, поскольку находится в её центре и символизирует духовные Силы Логоса, онтологически первичные, «устраивающие» по законам диалектики проявленный  космос, границу которого символизирует окружность.

     3) Ещё одно утверждение:          

 «Мандалу в виде чертежа, временного или постоянного, изображали либо прямо на культовых сооружениях (стенах, полах, потолках, алтарях), либо близко от них (в саду, на специальных камнях или даже на досках и деревьях, что напоминает о тесной связи мандалы с мировым древом или древом жизни

Да, символ круга (окружности) есть другая форма Древа сефирот = Древа жизни = Древа иерархии космических сознаний /7/. 4 переплетающихся круга в 4-х четвертях большего круга протомандалы (рис.2, 3а) – это те же 4 треугольника Древа, представленного в виде 12-звенной замкнутой цепи = круга («киклос» по-гречески, от которого и произошло русское слово «цикл») для того, чтобы указать на цикличность, как неотъемлемое качество существования проявленного бытия.

Резюме

  1. Современная модель Калачакры – мандала в полном смысле этого слова и, как таковая, содержит в себе элементы проматрицы:
  • Знак «узел вечности», находящийся в центре проматрицы, есть знак Вишну, находящийся в центре КЧ;
  • В КЧ, как и в проматрице мандал, центральная часть имеет 4-, 8- и 12-частное деление;
  • 12-звенное деление пространства в центральной части КЧ символизирует собой и зодиак, и хинаяну.
  1. Было полезно и приятно прочесть данную статью и найти единство в фактах, представленных культурологом, и выводах теософа относительно современной (теософской) модели КЧ. В чём-то факты поддержали мысль теософа, а в чём-то теософ уточнил умозаключение культуролога.

Ссылки:

  1. Статья А.В. Добряковой «Мандалы и их проматрица» из журнала «Дельфис», /http://www.delphis.ru/journal/article/mandaly-i-ikh-promatritsa/

Остальные статьи на сайте             http://vp777.ucoz.ru  

  1. Статья «Корреляция парамит с ниданами и принципами КЧ. Часть 1,
  2. Статья «Корреляция хинаяны души с зодиакальным кругом КЧ. Часть 2.
  3. Статья «Корреляция 12 принципов души с махаяной в системе КЧ. Часть 3.
  4. Статья «Парамиты в концепции Древа. Часть 1»
  5. Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.2 отд.7
  6. Статья «Калачакра и другие формы и отображения истины»
  7. Статья «Целостный состав человека»

  Начато 2017/10/06 – год кр. Петуха, нед. ж. Кабана, день б. Тигра

Закончено 2017/10/10 - год кр. Петуха, нед. б.Мыши , д. с. Лошади

Окончательно 2017/10/14 -  кр. Петух, б Мышь ,б. Собака

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (15.10.2017) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 753 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024