Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [19]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [84]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 396

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 22.01.2019, 10:06
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Обращение к основам системы Калачакры. Критика первого варианта соответствий нидан и символических животных

Обращение к основам системы Калачакры.

Критика первого варианта соответствий нидан и символических животных

«Кто не может обойти наблюдаемый предмет со всех сторон – тот не исследователь»

/Агни-Йога, «Мир Огненный», кн.3, п. 509/

 

Краткое предисловие

  1. Современная (теософская) система Калачакры – плод творчества В.М. Рослева (В.А. Баканова), основателя и руководителя Кемеровской теософской группы, РЭШТ. Его книга «Вечность – время богов» о Калачакре выпущена в свет, отдана миру /1/. Там зафиксированы его умозаключения. И всякий, исследующий эту новую систему, вправе обратиться к ним для осмысления наследия, оставленного уникальным теософом.
  2. 60 «зверушек» махаяны, вписанной в круг КЧ – это важный её фрагмент, с которым связаны все остальные части КЧ.
  3. Толкование символов животных Калачакры имеет две стороны – «зверушки» как принципы, и как ниданы.
  4. Поскольку и принципы, и ниданы символизированы одними и теми же образами, между ними должно быть СООТВЕТСТВИЕ. Найти его можно только в рамках теософских исследований, ибо нигде в доступной литературе об этом нет явной и недвусмысленной информации /2 /.

 

Как решил эту проблему В.А. Баканов?

В процессе осмысления КЧ он отметил двойственность символизма животных. «Выше мы дали определения шестидесяти принципам с точки зрения феноменов Сознания. Сейчас рассмотрим значение Нидан, как причин существования» /1/.

 Двенадцати принципам - «зверушкам» как «феноменам Сознания» он, делая собственные умозаключения, дал – вполне логично - ключевые слова из каббалистического Древа Сефирот, основываясь на «Разоблаченной Изиде» /3 /. А между символами животных и  звеньями цепи нидан он нашёл соответствия, делая собственные умозаключения над информацией из литературы о мандале бхавачакра (Колеса существования). В собственных умозаключениях и скрывается возможность разных исследователей сделать различные выводы из одних, в общем-то, посылок.

В своей книге /1/в главе «Ниданы» на стр. 137 автор помещает изображение бхавачакры. (на рис.1 и 2 - часть танкхи бхавачакры, где видны по окружности три картинки: Новорожденный с матерью, Человек, несущий труп на сожжение и Слепой).

Рис.1, 2

А на стр. 138 автор приводит список символических ЗВЕРЕЙ Калачакры (точнее, махаяны) сопоставленный с ОПИСАНИЯМИ 12-ти картинок внешнего круга бхавачакры, которые, как известно /4/, символизируют 12 нидан, взаимообусловленных причин существования.  Сведём написанное автором в таблицу 1.

Табл.1

Двенадцать символических животных не фигурируют явно в бхавачакре, хотя трое из них присутствуют в центре мандалы, символизируя три главных омрачения, скандхи. Махаяна и ламаизм - региональные формы буддизма, разные ветви одного учения. Значит, вполне возможно сопоставление. Толкование в ламаизме 12-ти картинок бхавачакры как нидан В.М. Рослев сопоставил с 12-тью символами животных из махаяны и получил свой вариант соответствия «зверушек» и нидан.

Изображение в мандале бхавачакры (отображающей основные положения вероучения) замкнутой цепи нидан в виде 12 картинок по окружности, является неизменным положением, каноном. Обратим внимание, что при таком сопоставлении автора книги рисунки бхавачакры: Труп, несомый человеком на сожжение и Новорождённый с матерью (рис.1) - поменялись местами (первой картинкой всегда считается Слепая женщина или мужчина, последней в цикле должна быть картинка с трупом, рис.1). Это произошло потому, что по мысли автора они сопоставлены с животными именно таким образом и не иначе. Но последовательность животных в Колесе времени тоже канон. Получилась несостыковка: сбивается порядок либо зверей, либо нидан. Попробуем разобраться, в чём проблема.

Разберём, в чём состоит НЕСОСТЫКОВКА.

1) Если шли последовательно «зверушки», начиная с Зайца, как начала цикла (согласно работе о Калачакре Ю.Н.Рериха), то тогда онтологическим началом цепи нидан становилась нидана смерть, соотносимая автором с Зайцем (столбцы 1,2 табл.2).

Табл.2

Это входит в противоречие с буддизмом. Именно неведение, по определениям самих буддистов, есть ади-нидана = первая и, значит, она обязана стоять первой в цикле.

Автор выходит из положения тем, что ади-нидану выводит из перечня 12-ти причин бытия. Он пишет: «единая причина существования находится на Плане Прообразов» и «порождает на нижележащем Плане Разума и Творчества … 12 Причин Бытия» /1, стр.134/. И каково тогда свойство, качество ади-ниданы (если она не авидья, одна из 12-ти?) - становится не понятным.

 «Ади-нидана - Первая и Наивысшая Причинность» /10/. В замкнутой цепи взаимообусловленного существования буддисты нидану авидья называют условно первой. Первой и наивысшей она становится тогда, когда – онтологически* – символический 12-звенный радиус Причин Бытия (где высшее звено – причина для низшего, но не его следствие) соединяет центральную точку круга (Единый Дух) с окружностью проявленного мира взаимообусловленности, где каждое звено есть и причина, и следствие. Окружность – место проекций радиуса как алгоритма космического строительства. Алгоритм = радиус (т.к. представляет собой всю иерархическую лестницу сознаний космоса) сохраняется как целостность в круге махаяны и это есть 12 образов животных.

*) Онтология - философское учение об общих (эзотерически, о нуменальных, духовных) категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой

 

2) Если поставить нидану авидья (Бык) первой в цепи, как предлагает В.М. Рослев, то принцип Зайца (нидана джарамарана, смерть) не будет первым в цепи 12-ти принципов (табл.2). Но это значит игнорировать космогонический символизм принципов и труд Ю.Н.Рериха, аксиомный для новой модели КЧ, а там в начале цикла рабчжун стоит Заяц, а не Бык.

Уже этого достаточно для того, чтобы насторожиться*.

*) Но на протяжении многих лет у автора и его слушателей (за оч-оч J редким исключением) не возникало сомнения в верности данного варианта, рождённого субъективно и никак более не подтверждённого. Альтернативный вариант соответствия озвучивался на Школе, но то был глас вопиющего в пустыне.

Для наглядности всего выше сказанного, объединим  две первые таблицы в одну (табл.3) так, что Телец (Бык) становится первым в цикле животных КЧ (столбец 3). Ниданы и картинки их обозначающие расположатся согласно замыслу автора.

Табл. 3

Уже отмечено, что если всё же принять гипотезу автора и считать Быка первым в цепи 12-ти зверушек как нидану авидья, то получаются переставленными местами картинки бхавачакры «Труп» и «новорождённый с матерью», т.е. ниданы смерть и рождение (табл. 3).  Это разбивает канон бхавачакры и противоречит логике цепи нидан. Причинно-следственная логика такова: бытие, существование в форме, есть причина рождения, а оно - причина страданий и смерти. В разных танкхах бхавачакры последовательность образов-нидан всегда идёт  от Слепого = авидьи (по комментариям самих буддистов) = 1 к Трупу = смерти = 12  по часовой стрелке. Онтологические начало и конец, они смыкаются в круг клыками бога Ямы на вершине бхавачакры, колеса существования (рис.1).

Посмотрим  на проблему с позиций символизма.

Взяв символ Быка за 1-ю нидану, автор, автоматически, поставил этот символ первым в Древе иерархии космических сознаний. Онтологическое Начало в космосе – Непроявленный Логос (Кэтер в Древе сефирот). Его символизирует Заяц, а не Бык (зайца «следует считать символом Логоса»/5/; «символ быка, в целом, олицетворяет производительную, репродуктивную силу природы» /6/).

Вот примеры символизма дракона:

Символ «Дракона» имеет семеричное значение, и из этих семи значений могут быть даны высший и низший. Высший тождественен с «Само-рожденным» Логосом, индусским Аджа. Среди христианских гностиков, называемых наазениянами или почитателями Змия, он был Вторым Лицом Троицы, Сыном /7/.

 Символизм змеи (из работы теософа Л.Н. Мезиновой, сделавшей обширную подборку материала /8/):

«Змея стала первым животным, не просто носителем божественных качеств, а самим Божеством

В египетской мифологии Вечный непроявленный Бог изображен эмблемою Змия Вечности…

Существуют изображения Будды, сидящего на Змее, или обвитого Желтой Змеей…

Как-то не вяжется такой высокий символизм змеи с «приставленной» к ней ниданой упадана = привязанность к жизни /1, стр. 135/, обусловленная жаждой вожделения (см. табл.2) и являющейся причиной существования, а тем - и рождения, и смерти. (Нидана виджняна, сознание, куда больше соответствует символу змеи, чем привязанность к жизни, а значит и символу Будды, сидящего на Змее или обвитого Желтой Змеёй).

Символизм тигра,  в свою очередь, тоже не соответствует рождению: Он страж могил, В китайской алхимии тигр символизирует телесную силу, у египтян тигр – атрибут Сета в его тифоническом аспекте как убийцы Озириса /6/.

Следующая НЕСОСТЫКОВКА.

 Надо полагать, автор осознаёт, что принцип и нидана в одном и том же символе должны соответствовать друг другу. В Калачакре Заяц (ключевое слово на КЧ - Знание), как нумен, имеет соответствие первому сефироту 1, Кэтер, Венец. Это онтологическое начало. 2, Дракон, представит сефирот Хокма или Мудрость, 3, Змея, - Бина или Разум. Затем следует 4, Лошадь, соответствует которой Хезед или Милосердие  и т.д. до 10 принципа Мышь = Малкут, Земное Царство  (рис.3).

Рис.3

То есть, идёт диалектический процесс нисхождения сознаний в их космической иерархии /9/. В табл. 3  этот порядок показан порядковыми номерами принципов-«зверушек».  

А как складывается ТОГДА соответствующая «зверушкам» последовательность нидан?

См. Калачакру и таблицу 3:

Первым на вершине КЧ, в начале первого знака Овна, в начале цикла рабчжун стоит огненный  Заяц, который по логике Рослева В.М. есть нидана смерть. Очень странно для онтологического начала цикла жизни. 

затем  идёт Дракон, который как бхава, бытие, есть «посредник, ведущий к рождению…» /1, стр 135/; значит, рождение должно быть следующим по порядку. Но вместо рождения, как следствия бытия, на КЧ идёт Змея = нидана привязанность = «созидающая причина Бхавы»/1, стр.135/, а дракон = бытие = следствие привязанности, оказывается её уже опередил в проявлении!  Не логично.

Не буду «оглашать весь список», но на принципе Быка, как на  авидье  - по логике причин-следствий – должен быть конец цикла 12 нидан. Но цикл «зверушек» в КЧ на Быке не заканчивается. Следующий за Быком и последний в цикле зверей принцип Тигра = нидана рождение, которая должна БЫ – по логике причин и следствий цепи нидан -  стоять между бытием и смертью (см. табл.3)., т.е. между Драконом и Зайцем. Но на КЧ такого не наблюдается.

Короче, получилась нелепица - не лепятся ТАК «зверушки» с ниданами J. Кто усвоил материал о ниданах, тот поймёт, отчего это получилось:

В цикле символических животных Калачакры в последовательности от Зайца к Тигру идет, онтологически, нисхождение духа. А цепь нидан автором - в процессе исследовательского самотворчества только в рамках круга, без взгляда с позиций онтологических - получилась «приставленной» к этой шкале нисхождения другим концом, как шкала восхождения духа: от предела дифференциации сознания (смертного человека) на физическом плане  к ади-нидане, первопричине импульса жизни. В таблице 3 это видно по порядковым номерам нидан и «зверушек».

Если бы Заяц был ниданой неведение, Дракон – склонностями, Змея – сознанием … Тигр – смертью, всё было бы логично и параллельно, шкалы нисхождения принципов и нидан совпали бы /9/.

 На стр.134 /1/ автор сделал попытку обратиться к онтологии: соединить этапы космогенезиса с 12-ю символами животных и ниданами /1 / (привожу, не удержавшись, комментарии синим цветом в скобках):

«Адинидана есть единая причина существования, находится на Плане Прообразов… Она порождает на нижележащем Плане Разума и Творчества, которому соответствует созвездие Льва, 12 Причин Бытия» (если первая, ади, нидана на другом плане, то «внизу» должно остаться 11 нидан?)

1 Телец (корова) – Открывается Лайя Центр, пространство оживает, приходит в движение

2. Мышь – Пространство определяет направление, силу и качества движения (чем определяет?) 

3 Кабан – В пространстве, пришедшем в движении, формируется Сознание (чьё? Пространства?)  

4 Собака – Возникает осознание личности, т.е. отделённости от других   (у пространства?)

5  Петух – Пространство обретает способность различения образов

6  Обезьяна - Стремление прикоснуться к другому пространству (их много, оказывается!)

7 Коза – Возникновение ощущений от соприкосновения  (у пространства? Чем ощущает-то?)

8 Лошадь – Жажда продолжить положительные чувства и испытать отрицательные  (?)

9 Змея – Выбор направления движения развития   

10 Дракон – Сознательное существование пространства Бытия

11 Тигр – Рождение объектов в пространстве  (объекты! сразу как-то родились… А что с пространством?)

12 Заяц – Жизнь объектов пространства, познание и смерть» (Объекты померли, как и родились, без причинно, а пространства – разные! – выходит, вечно «сознательно существуют»?).

Я привела весть список целиком, чтобы было видно, какая  «космогоническая» чушь получилась из стремления выразить космогенезис штампованными экзотерическими пояснениями к ниданам!*

*) Можно задать вопрос: при способности автора книги так манипулировать основополагающими понятиями буддизма и «ТД» (словно он её не читал) – можно ли БЕЗУСЛОВНО доверять всем его последующим концепциям?!

Перейдём от книги автора к его лекции «Ниданы – причины бытия» в журнале «Вестник РЭШТ» Читаем: «Исследуя НИДАНЫ, Причины Бытия, находим, что основной для воплощенного сознания причиной является Джарамарана (Заяц)» /11,стр.54/.

Вот те раз! Как смерть может быть основной для сознания? Она что, причина сознания?..   Хотя ясно, из какой цитаты автор почерпнул мысль:

«Джарамарана.... Заметьте, что смерть, а не жизнь стоит в качестве первой ниданы. …. На ней зиждятся пять скандх, они суть ее следствия или продукт»/ 12/. Опять формальное следование букве написанного.

Да, 12 нидан перечисляются как от неведения, так и от смерти (тогда она и будет первой в перечислении) – в зависимости от преследуемой цели изложения. Но в обоих случаях причинно-следственная иерархия нидан сохраняется: авидья всегда, онтологически, – первопричина, смерть, онтологически, – последнее следствие. В замкнутом Колесе существования, в сансаре, бог Яма сцепляет их зубами (рис.1), и смерть с неведением ставит рядом. Без опоры на космогенезис, как онтологию, можно в колесе и смерть посчитать «основной для сознания».  

Об истинном месте смерти сам же автор (на стр. 49) привел слова Е.П.Б.: «существование в этом мире приносит человеку лишь страдание, несчастье и боль, и сама смерть не в состоянии освободить человека от этого, ибо СМЕРТЬ ЕСТЬ ЛИШЬ ДВЕРЬ, через которую он проходит к следующей жизни на Земле…». Автор даёт цитату из «ТД», но его умозаключения уже через 4 страницы ей противоречат.

Резюме.

  • Беда автора в том, что 12 нидан были рассмотрены поверхностно, не проанализированы глубоко и с разных сторон, чего требовали их определения из доступной литературы - краткие, не раскрывающие всей сути, разнящиеся от источника к источнику и даже порой противоречивые.
  • Было использовано в познании недостаточно ключей. Так, хотя Древо Сефирот фигурировало в определении сущности «зверушек» как «феноменов сознания», в дальнейшем оно не применялось как ключ ни к пониманию метафизических процессов космогенезиса, в целом, ни к вопросу соответствия 12-ти «зверушек» и 12-ти нидан, в частности.
  • Остался не исследованным космогонический символизм животных, который помогает по смыслу символа сопоставить «зверушку» и нидану.
  • Проигнорированы возникшие «несостыковки» - перестановки в порядке символических животных, когда выдерживалась последовательность нидан, и наоборот. Если субъективный исследовательский процесс «перекидывания моста» от одной группы фактов (образы бхавачакры) к другой (12 символических изображений животных), даёт где-то сбой - то это сигнал о неверности сделанного шага. Ошибка в основании закономерно приводит к искажению (как минимум) всего строения, возведённого на неверном фундаменте. Нужно остановиться и искать, в чём проблема.

  Понимание сути символических животных - это основание практического использования Калачакры.               А без практики  отпадает и сама необходимость в  Калачакре.

Вывод 1, L – автор, как исследователь, сделал ошибку в поиске соответствий 12-ти нидан бхавачакры и 12-ти зверей махаяны. И на таком не продуманном варианте может ли далее базироваться всё толкование 60-ти принципов Калачакры в их аспекте «причин существования»?

Беда же ортодоксальных последователей В.М. Рослева в том, что  они, приняв на веру систему наставника и заучив её основу до уровня рефлекса, затем стали оперировать ПОНЯТИЯМИ принципов и нидан  поверхностно, не осознавая их, не стремясь подключиться к той глубокой СУТИ вещей, которую эти, словами выраженные, понятия только как-то маркируют, помечают, но никоим образом не вмещают и, тем более, не замещают.

Вывод 2, J - оптимистичный.

Исследователь не застрахован от ошибок, но если имеются не только его «верящие» последователи, но и «думающие» сотрудники, если принимаются во внимание другие гипотезы осмысления ТД и КЧ, тогда ошибка не становится фатальной, а превращается в накопленный опыт.

 

Продолжение темы в статье «12 этапов жизни Будды и 12 причин бытия. Варианты соответствия»

 

Ссылки (все статьи  - с сайта  «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru ):

  1. Рослев В.М. «Вечность – время богов», г. Нижний Новгород, 2010, стр.132, 134,135, 138, 140
  2. Статья «Методология изучения «Тайной Доктрины» и системы Калачакры»
  3. Статья «Таблица выписок из «Разоблачённой Изиды» по сефиротам»
  4. Иконография Колеса сансары, https://vbuddisme.ru/wiki/Колесо_Сансары
  5. Статья «Космогонический символизм зайца»
  6. Статьи о символизме животных  Калачакры, статья «Метафизическая основа принципа тигра»
  7. Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ст.XII шл.49 гл. Змии и драконы в различных символизмах
  8. Статья Л.Н. Мезиновой «Символизм змеи»
  9. Статья «Параллели. Соотношение принципов и нидан в Калачакре»
  10. Е.П.Блаватская «Теософский словарь»
  11. Журнал «Вестник РЭШТ»,  2012г, стр.54
  12. .Е.П.Б. «Инструкции…», VI

Начато 2017/2/02 – кр. Обезьяна, нед. ж. Лошади, день ч. Обезьяны

Окончено 2017/3/26 – год кр. Петуха, нед. кр. Зайца, день кр. Мыши

Редакция 2018/12/6/ - г. ж. Собаки ,нед. ж. Петуха, д. ч. Обезьяны

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (01.04.2017) | Автор: И.А. Надёжкина
Просмотров: 264 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
0
2 iranad  
Статья отредактирована в декабре 2018 года

0
1 iranad  
Исправлена опечатка в абзаце "Этот вариант соответствия..." перед Таблицей 2

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019