Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [16]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [68]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 391

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 24.10.2017, 05:19
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Обращение к основам системы Калачакры. Критика первого варианта соответствий нидан и символических животных

Обращение к основам системы Калачакры.

Критика первого варианта соответствий нидан и символических животных

«Кто не может обойти наблюдаемый предмет со всех сторон – тот не исследователь»

/Агни-Йога, «Мир Огненный», кн.3, п. 509/

 

Краткое предисловие

  1. Современная (теософская) система Калачакры – плод творчества В.А. Баканова, основателя и руководителя Кемеровской теософской группы, РЭШТ,. Его книга «Вечность – время богов» о Калачакре выпущена в свет, отдана миру /1/. Там зафиксированы его умозаключения. И всякий, исследующий эту новую систему, вправе обратиться к ним для осмысления наследия, оставленного уникальным теософом.
  2. 60 «зверушек» махаяны, вписанной в круг КЧ – это важный её фрагмент, с которым связаны все остальные части КЧ.
  3. Толкование символов животных Калачакры имеет две стороны – «зверушки» как принципы и как ниданы.
  4. Поскольку и принципы, и ниданы символизированы одними и теми же образами, между ними должно быть СООТВЕТСТВИЕ. Найти его можно только в рамках теософских исследований, ибо нигде в доступной литературе об этом нет явной и недвусмысленной информации /2 /.

Как решил эту проблему В.А. Баканов?

В процессе осмысления КЧ он отметил двойственность символизма животных. «Выше мы дали определения шестидесяти принципам с точки зрения феноменов Сознания. Сейчас рассмотрим значение Нидан, как причин существования» /1/.

 Двенадцати принципам - «зверушкам» как «феноменам Сознания» он, делая собственные умозаключения, дал – вполне логично - ключевые слова из каббалистического Древа Сефирот, основываясь на «Разоблаченной Изиде» /3 /. А между символами животных и  звеньями цепи нидан он нашёл соответствия, делая собственные умозаключения над информацией из литературы о мандале бхавачакра. В собственных умозаключениях и скрывается возможность разных исследователей сделать различные выводы из одних, в общем-то, посылок.

В своей книге /1/в главе «Ниданы» на стр. 137 автор помещает изображение бхавачакры,  а на стр. 138 приводит список символических зверей КЧ (точнее, махаяны) сопоставленный с ОПИСАНИЯМИ 12-ти картинок внешнего круга бхавачакры, которые, как известно /4/, символизируют 12 нидан, взаимообусловленных причин существования (таблица 1).

Табл.1

Изображение в бхавачакре нидан в виде 12 картинок, отображающих основное положение вероучения, является неизменным положением, каноном. Описание канона бхавачакры лет 15 назад можно было найти в книгах известного буддолога Е.А. Торчинова /11/. Его книги у В.А. были. Толкование в ламаизме 12-ти картинок бхавачакры как нидан автор - исследователь сопоставил с 12-тью символами животных из махаяны и получил свой вариант соответствия «зверушек» и нидан. Махаяна и ламаизм - региональные формы буддизма, разные ветви одного дерева. Двенадцать символических животных не фигурируют явно в бхавачакре, хотя трое из них присутствуют в центре данной мандалы как символы трёх главных омрачений, скандх = производных от нидан, которые не позволяют уму узнать собственную истинную природу, из-за чего и появляется всё колесо рождений.

Этот вариант соответствия автор приводит в книге чуть ранее, на стр. 135, «де факто», т.е. без пояснений - почему именно так, а не иначе (таблица 2). Можно предположить, что он принял на веру

последовательность нидан из статьи «Нидана» «Теософского словаря» Е.П.Б. А первой идёт нидана  смерть, а затем - рождение, т.е. они переставлены местами (либо опечатка, либо сознательное затемнение), хотя, через пояснения к нидане привязанность, правильный порядок упадана -  бхава – джати проясняется.

Табл.2

Теперь мы можем по таблицам нагляднее увидеть, что вариант такого соединения принципов КЧ и нидан давал НЕСОСТЫКОВКУ.

  1. Если шли последовательно «зверушки», начиная с Зайца, как начала цикла (согласно работе о Калачакре Ю.Н.Рериха), то тогда онтологическим началом цепи нидан становилась нидана смерть, соотносимая автором с Зайцем. Это входит в противоречие с буддизмом. Именно неведение, по определениям самих буддистов, есть ади-нидана = первая и, значит, онтологически, должна стоять первой в цикле.

Автор выходит из положения тем, что ади-нидану  выводит из перечня12-ти причин бытия. Он пишет: «единая причина существования находится на Плане Прообразов» и «порождает на нижележащем Плане Разума и Творчества … 12 Причин Бытия» /1,стр.134/.

 «Ади-нидана - Первая и Наивысшая Причинность» /9/. В цепи взаимообусловленного существования буддисты её называют условно первой. Наивысшей она становится тогда, когда – символически - 12-звенный радиус Причин Бытия (где высшее звено – причина для низшего, но не его следствие) соединяет центральную точку круга (Единый Дух) с окружностью проявленного мира ВЗАИМОобусловленности, где каждое звено есть и причина, и следствие. Окружность – место проекций радиуса = метафизического алгоритма космического строительства. Алгоритм = радиус сохраняется как  целостность в круге махаяны (это 12 принципов вне стихий и 12 нидан).

  1. Если поставить нидану авидья (Бык) первой в цепи, то принцип Зайца (нидана смерть) не будет первым в цепи 12-ти принципов, Но это значит игнорировать труд Ю.Н.Рериха, базовый для КЧ, где в начале цикла рабчжун стоит Заяц, а не Бык.

Уже этого достаточно для того, чтобы насторожиться.

Но на протяжении многих лет у автора и его слушателей (за оч-оч J редким исключением) не возникало сомнения в верности данного варианта, рождённого субъективно и никак более не подтверждённого. Альтернативный вариант соответствия озвучивался на Школе, но то был глас вопиющего в пустыне.

Для уточнения выше сказанного, объединим  две отдельные таблицы в одну (табл.3) так, что Бык становится первым в цикле животных КЧ (столбец 3). Ниданы и их картинки расположатся соответственно принципам – «зверушкам».

Таблица 3

Мы видим (табл. 3), что если всё же принять гипотезу автора и считать Быка первым в цепи 12-ти зверушек как нидану авидья, то получаются переставленными местами картинки бхавачакры «Труп» и «новорождённый с матерью», т.е. ниданы смерть и рождение.  Это разбивает канон бхавачакры и противоречит логике цепи нидан. Причинно-следственная логика такова: бытие (существование) есть причина рождения, а оно - причина страданий и смерти. В разных экземплярах танкх «Колесо сансары» последовательность образов-нидан всегда идёт от Слепого = авидьи = 1 к Трупу = смерти = 12  по часовой стрелке.

Посмотрим  на проблему с позиций символизма.

Взяв символ Быка за 1-ю нидану, ади-нидану - онтологически, автор поставил автоматически этот символ первым в Древе иерархии космических сознаний. Онтологическое Начало в космосе – Непроявленный Логос (Кэтер – в Древе сефирот). Его символизирует Заяц, а не Бык (зайца «следует считать символом Логоса»./5/; «Символ быка, в целом, олицетворяет производительную, репродуктивную силу природы» /6 /).

Вот примеры символизма Змеи из работы теософа Л.Н. Мезиновой, сделавшей обширную подборку материала /7/:

«Змея стала первым животным, не просто носителем божественных качеств, а самим Божеством…

В египетской мифологии Вечный непроявленный Бог изображен эмблемою Змия Вечности…

Существуют изображения Будды, сидящего на Змее, или обвитого Желтой Змеей…

Пример положительной символики змеи – понятие кундалини, символ внутренней силы, психической энергии…

Китайцы, одна из наиболее древних народностей нашей Пятой Расы, сделали из Змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками «Змиев» или Посвященных, правивших ранними расами Пятого Человечества… Змий и Дракон были наименования, даваемые Мудрецам, Посвященным, Адептам древних времен» /«ТД», т.1, 2/

Как-то не вяжется такой высокий символизм с «приставленной» к символу змеи ниданой упадана = привязанность к существованию, обусловленная жаждой жить в любой форме и являющейся причиной существования, а тем - и рождения, и смерти. (Нидана виджняна, сознание, куда больше соответствует символу змеи, а значит, и символу Будды, сидящего на Змее или обвитого Желтой Змеёй, чем привязанность к жизни).

Символизм тигра тоже не соответствует рождению: Он страж могил, В китайской алхимии тигр символизирует телесную силу, у египтян тигр – атрибут Сета в его тифоническом аспекте  как убийцы Озириса /6/.

 

Следующая НЕСОСТЫКОВКА.

 Надо полагать, автор осознаёт, что принцип и нидана в одном и том же символе должны друг другу соответствовать.

В Калачакре Заяц (ключевое слово на КЧ - Знание), не как «феномен сознания», но как принцип, имеет соответствие первому сефироту 1, Кэтер, Венец. Он зманирует 2, Хокма или Мудрость (Дракона), тот - 3, Бина или Разум (Змею), затем следует 4, Хезед или Милосердие (Лошадь) и т.д. до 10, Малкут, Земное Царство (Мышь) (рис.1). То есть, идёт диалектический процесс нисхождения сознаний в их космической иерархии /8/. В табл. 3  этот порядок показан числами.  

Рис.1

А какова складывается ТОГДА последовательность нидан?  Смотрим таблицу 3:

В начале цикла принципов на КЧ стоит  Заяц, он есть нидана смерть,  

затем  идёт Дракон, который как бхава, бытие, есть «посредник, ведущий к рождению…» /9/; значит, следующим должно быть рождение.

Но вместо рождения, как следствия бытия, идёт Змея = привязанность - причина бытия (а дракон = бытие = следствие привязанности, оказывается её уже опередил) .

Кабан = нидана сознание,

Мышь  = нидана самскары (склонности),

Бык = авидья, ади-нидана. По логике причин-следствий это уже конец цикла нидан.

Но цикл «зверушек» в КЧ на Быке не заканчивается.

Следующий за Быком и последний в цикле принцип Тигра = нидана рождение должен БЫ стоять между бытием и смертью, т.е между Драконом и Зайцем. Но на КЧ такого не наблюдается.

Короче, получилась нелепица, нарушение причинно-следственной логики.

Кто усвоил материал о ниданах, тот поймёт, отчего так получилось.

В цикле символов в последовательности от Зайца к Тигру по принципам идет нисхождение духа. А цепь нидан автором - в процессе исследовательского самотворчества - получилась «приставленной» к этой шкале нисхождения другим концом – от предела дифференциации на физическом плане  (смерть человека) к ади-нидане - первопричине в духе, дающей импульс жизни, т.е. это шкала восхождения. В таблице 3 это видно по порядковым номерам нидан и «зверушек».

(Если бы Заяц был неведением, Дракон – склонностями, Змея – сознанием … Тигр – смертью, всё было бы логично и параллельно, шкалы нисхождения принципов и нидан совпали бы /8/). Да, ниданы читаются как от неведения, так и от смерти – в зависимости от преследуемой цели изложения. Но в обоих случаях причинно-следственная иерархия нидан сохраняется! Автор книги это вроде бы знал - т.к. на стр. 134 мы находим фразу «Так родившись, мы неизбежно умираем, проходя в своей жизни обратный путь через Причины Бытия, осуществляя постижение пространства  и стремясь к ПРИЧИНЕ» - но нарушил.

Перед тем, как это написать, (но уже после того, как он ади-индану оставил на одном плане, а 12 причин бытия поместил на другой план), автор сделал попытку соединить этапы космогенезиса с 12-тью символами животных и ниданами (имя ниданы  - для наглядности - подставлено мной в скобках):

« 1 Телец (корова) – пространство оживает, приходит в движение (нидана неведение, надо полагать)

2. Мышь – Пространство определяет направление, силу и качества движения   ( склонности)

3 Кабан – В пространстве, пришедшем в движении, формируется Сознание  (сознание)

4- Собака – Возникает осознание личности, т.е. отделённости от других   (имя и форма)

5  Петух – Пространство обретает способность различения образов  (6 трансц. зачатков чувств)

6  Обезьяна - Стремление прикоснуться к другому пространству (прикосновение)

7 Коза – Возникновение ощущений от соприкосновения  (чувствования)

8 Лошадь – Жажда продолжить положительные чувства и испытать отрицательные  (жажда жить)

9 Змея – Выбор направления движения развития   (привязанность)

10 Дракон Сознательное существование пространства Бытия  (существование)

11 Тигр – Рождение объектов в пространстве   (рождение)

12 Заяц – Жизнь объектов пространства, познание и смерть»   (смерть)

Я сознательно привела весть список целиком, чтобы было видно, какая  «космогоническая» чушь получилась из стремления выразить космогенезис штампованными экзотерическими пояснениями к ниданам! Даже поэтапно комментировать такой лепет нет смысла. Кто не поймёт - что это, тому и объяснения не помогут. Можно только задать вопрос  -  при такой способности автора книги манипулировать понятиями без их осмысления – можно ли безусловно доверять всем его последующим концепциям?

Перейдём от книги автора к его лекции «Ниданы – причины бытия» в журнале «Вестник РЭШТ» Читаем: «Исследуя НИДАНЫ, Причины Бытия, находим, что основной для воплощенного сознания причиной является Джарамарана (Заяц)» /10,стр.54/.

То, что написано – абсурд. Как смерть может быть основной для сознания? Может, смерть – причина сознания?..   Хотя ясно, из какой цитаты автор почерпнул мысль, так её и не развив:

«Джарамарана.... Заметьте, что смерть, а не жизнь стоит в качестве первой ниданы. …. На ней зиждятся пять скандх, они суть ее следствия или продукт»/ 11/.

(Опять «феномен сознания», когда форма - написанное индивидом - не отражает адекватно сути той мысли, что содержится в его уме). В этой же лекции,  чуть раньше (на стр. 49), находим в приведённых словах Е.П.Б.: «существование в этом мире приносит человеку лишь страдание, несчастье и боль, и сама смерть не в состоянии освободить человека от этого, ибо СМЕРТЬ ЕСТЬ ЛИШЬ ДВЕРЬ, через которую он проходит к следующей жизни на Земле…». Автор даёт цитату из «ТД», но его выводы уже через 4 страницы ей противоречат.

Резюме.

  • Беда автора в том, что 12 нидан были рассмотрены поверхностно, не проанализированы глубоко и с разных сторон, чего требовали их определения из доступной литературы - краткие, не раскрывающие всей сути, разнящиеся от источника к источнику и даже порой противоречивые.
  • Было использовано в познании недостаточно ключей. Так, хотя Древо сефирот фигурировало в определении сущности «зверушек» как «феноменов сознания», в дальнейшем оно не применялось как ключ ни к пониманию метафизических процессов космогенезиса, в целом, ни к вопросу соответствия 12-ти «зверушек» и 12-ти нидан, в частности. (А это уберегло бы от грубых ошибок в в данных вопросах).
  • Остался не исследованным символизм животных, который помогает по смыслу символа сопоставить «зверушку» и нидану.
  • Были проигнорированы возникшие «несостыковки» - перестановки в порядке символических животных, когда выдерживалась последовательность нидан, и наоборот.

Если субъективный исследовательский процесс «перекидывания моста» от одной группы фактов (образы бхавачакры) к другой (12 символических изображений животных), даёт где-то сбой, проявляется «несостыковками» - то это сигнал о неверности сделанного шага, а также  и о грозящих последствиях. Ошибка в основании закономерно приводит к искажению (как минимум) всего строения, возведённого на неверном фундаменте. Мириться с этим нельзя. Уже говорили об ответственности /2/. Искажение в понимании символических животных как нидан стало применяться в психологическом аспекте использования КЧ, в попытках через ниданы рассматривать процессы космогенезиса, и стало активно распространяться последователями.   

Вывод 1, L – автор, как исследователь, сделал ошибку в поиске соответствий 12-ти нидан бхавачакры и 12-ти зверей махаяны. И на таком варианте стало далее базироваться всё толкование 60-ти принципов Калачакры в их аспекте «причин существования».

Беда же последователей в том, что  они – за редким исключением -  не стали исследователями. Приняв на веру систему наставника и заучив её основу до уровня рефлекса, они затем стали оперировать ПОНЯТИЯМИ принципов и нидан поверхностно - не осознавая их, не стремясь подключиться к той глубокой СУТИ вещей, которую эти понятия только как-то маркируют, помечают, но никоим образом не вмещают и, тем более, не замещают.

И, как следствие, стали отвергать всякую мысль, угрожающую привычной системе. А отсюда пошли проблемы уже морального плана. Некоторые «преданные», но не ищущие последователи, стали - с одной стороны - сверх меры возвышать наставника, а с другой – опускать «умничающих» ищущих до уровня «не преданных», даже предателей.

Не нужен такой клин, где должно оформиться для приобщённых к Калачакре духовное сообщество,  сангха  -  одна из Трёх Драгоценностей буддизма.

Вывод 2, J - оптимистичный.

Исследователь не застрахован от ошибок, но если имеются не только его последователи, но и сотрудники, если принимаются ко вниманию другие гипотезы осмысления ТД и КЧ, тогда ошибка не становится фатальной, а превращается в накопленный опыт.

Продолжение темы в статье «12 этапов жизни Будды и 12 причин бытия. Варианты соответствия»

Ссылки (все статьи  - с сайта  «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru ):

  1. Рослев В.М. «Вечность – время богов», г. Нижний Новгород, 2010, стр.132, 134,135, 138, 140
  2. Статья «Методология изучения «Тайной Доктрины» и системы Калачакры»
  3. Статья «Таблица выписок из «Разоблачённой Изиды» по сефиротам»
  4. Иконография Колеса сансары, https://vbuddisme.ru/wiki/Колесо_Сансары
  5. Статья «Космогонический символизм зайца»
  6. Статьи о символизме животных  Калачакры, «Метафизическая основа принципа тигра)
  7. Статья Л.Н. Мезиновой «Символизм змеи»
  8. Статья «Параллели. Соотношение принципов и нидан в Калачакре»
  9. Е.П.Блаватская «Теософский словарь»
  10. Журнал «Вестник РЭШТ»,  2012г, стр.54
  11. .Е.П.Б. «Инструкции…», VI

Начато 2017/2/02 – кр. Обезьяна, нед. ж. Лошади, день ч. Обезьяны

Окончено 2017/3/26 – год кр. Петуха, нед. ж. Дракона, день син. Лошади

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (01.04.2017) | Автор: И.А. Надёжкина
Просмотров: 132 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017