Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [19]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [83]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 395

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 15.11.2018, 03:30
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Онтологические начала цикла пяти стихий в китайском, тибетском календарях и Калачакре

Онтологические начала цикла пяти стихий в китайском, тибетском календарях

и Калачакре

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цикл означает круг. Начало того алгоритма, что представлен кругом, будет или совсем условным, или онтологическим.

Онтология — это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов. Как раздел философии онтология изучает фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения…

К настоящему времени в различных интерпретациях знания сложилось множество программ онтологии, которые предполагают различные схемы деятельности.

Онтологические начала в цикле пяти стихий, выделенные китайским и тибетским календарями, отличаются друг от друга. Почему? В принципе, данное выше определение уже ответило на этот вопрос. Теперь разберёмся с конкретностями.

РАЗНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ЦИКЛА ПЯТИ СТИХИЙ

  1. Китайский календарь – это цикл махаяны, где12 принципов-«зверушек», проявлены в 5 стихиях. Последние, рассматриваемые отдельно, есть также цикл, называемый у-син.

Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян и у-син.

«Первые натурфилософские представления о двух началах – инь и ян, а также о пяти первоэлементах у-син прослеживаются уже в изображениях на неолитической керамике IV-III тыс. до н.э. Вероятно, со временем сложились две самостоятельные традиции: «небесная» (астрономо-астрологическая), и «земная» (мантико-хозяйственная), которые рассматривали, соответственно, концепции инь-ян и пяти первоэлементов. Приблизительно в V в. до н.э. в среде придворных астрономов и астрологов зародилась школа натурфилософов, которая объединила их.

Цзоу Янь (305-240 до н.э.) считается главным систематизатором учения школы натурфилософов. Он объединил две линии, существовавшие до этого раздельно: инь-ян и у-син.

Ханьский мыслитель Дун Чжуншу (ок. 179-104 до н.э.) интегрировал натурфилософское учение в конфуцианство и значительно развил его. В дальнейшем натурфилософские идеи были представлены в даосских текстах и отчасти в буддийских, а также в сунском неоконфуцианстве» /1/.

То есть, с течением времени возникли различные традиции понимания древнего знания, а там выделились и разные онтологические начала в круге у-син, пяти стихий (первоэлементов).

На рис.1 приводится схема, объединяющая два космогонических понятия инь-ян и у-син (рис.1).

Рис.1

«Согласно концепции пяти первоэлементов (или пяти стихий, у-син), в основе всего сущего лежит пять начал (стихий): дерево му, огонь хо, земля (почва) ту, металл цзинь и вода шуй). Они являются порождением инь-ян, которые, в свою очередь, разворачиваются из Великого Предела тайцзи и Беспредельного уцзи (рис.1). У-син охватывает микро- и макрокосм» /1/.

Онтологическое начало выделяется тем, что с него начинается перечисление 5 стихий, как логически первого в цепи взаимодействий. Есть разные варианты перечисления стихий:

  1. Онтологическим началом является вода.

Из Книги «Ши цзин» («Книга песен», один из древнейших памятников китайской литературы), глава «Великий закон»: «Первое начало вода, 2 — огонь, 3 — дерево, 4 — металл и 5 — земля»Когда элементы следуют друг за другом в этом порядке, они взаимно порождают, поддерживают и питают друг друга. Вода питает Дерево, Дерево, сгорая, порождает Огонь, Огонь оставляет после себя пепел, образующий Землю, из Земли добывается Металл, Металл, плавясь, становится жидким, как Вода (впрочем, в соответствии с другой версией. Металл конденсирует Воду на своей поверхности). Таким образом, цикл замыкается. /1/

  1.  Онтологическое начало – дерево.

Знаменитый философ ханьского времени Дун Чжуншу в своем сочинении «Чунь-цю фань-лу» писал: «Небо обладает пятью элементами. 1-ый называется дерево, 2 – огонь, 3 – земля, 4 – металл, 5 – вода. Дерево – начало пяти элементов, вода – конец пяти элементов. Земля – центр пяти элементов. Таков их порядок, определенный Небом. ...» (Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 125–127) /1/.

  1. Но если посмотреть на китайскую схему разворачивания мира, то станет видно, что из Великого Предела стрелочка, показывающая этапы «разворачивания мира», направлена в круге у-син на стихию огонь (рис. 1). Значит, и огонь считался древними китайскими мудрецами как онтологическое начало.
  1. В Тибете, в системе его летоисчисления, принятого в 1027 году, начало цикла считается с огненного Зайца, т.е. от стихии Огня (рис. 2) /2/. Значит, здесь Огонь - онтологическое начало.

Рис.2

Интересно было заметить, что Таблица (приведена из эл. Копии репринтного издания книги Ю.Н. Рериха «К изучению Калачакры» /2/), отделяет три столбца и два столбца так, что  если считать от второго столбца (от Воды), то порядок стихий получится: вода-дерево–огонь–земля–металл. Не для того ли это было сделано автором, чтобы выделить ещё одно существующее онтологическое начало?

 

Итак, в зависимости от традиции в интерпретации махаяны, лежащей в основе двух этих календарей, в цикле пяти стихий мы насчитали три онтологических начала –  Вода, Огонь и Воздух (дерево).

ЭЗО- И ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК СТИХИЙ

Эти разночтения онтологических начал (понимай, разные традиции интерпретации древнейших источников знания) примиряются с помощью теософии, раскрывающей единое сокровенное Знание. Логика выбора онтологического начала наглядно демонстрируется современной (теософской) системой Калачакры.

Так, что касается порядка стихий, то Е.П.Б. в «Тайной Доктрине» (далее, сокращённо ТД) утверждает эзотерический порядок стихий: «Последовательность первичных аспектов Природы, с которыми связана последовательность Кругов, касается, как было уже указано, развития элементов – в оккультном смысле – Огня, Воздуха, Воды и Земли.Порядок, в котором эти элементы упомянуты в предыдущей фразе, правилен с точки зрения эзотерических целей и Тайных Учений»» /3/ .

Сведём в таблицу известные нам эзотерические (из ТД) и экзотерические данные о стихиях (рис.3) и сравним их.

Как видим, расхождение между эзотерическим порядком элементов из ТД и экзотерическим порядком стихий в Китае, Тибете и КЧ заключается – по большому счёту – только в перестановке местами стихий Огня и Воздуха. Есть ещё перестановки стихий Земля и Металл в традициях Китая. Рассматривая эти перестановки и китайский символизм 5 стихий с позиций эзотерических, можно найти,  что они оправданы. Поясним.

Рис. 3 Сводная таблица эзотерических и экзотерических данных о стихиях

      В макрокосме:

  • Как видим (рис.4), элемент Эфир экзотерически заменён Акашей. Такая замена есть одна из маскировок, о возможности которых Е.П.Б. даёт предупреждение /4/. Приведём оттуда же цитату: «…принимая во внимание, что Акаша вездесуща, придерживаясь Пуранических ограничений, для лучшего постижения нашими ограниченными умами, он помещает ее начало только за пределы четырех планов нашей Земной Цепи» /4/.
  • Как видно на рис.4, в эзотеризме ТД элемент Огонь – это 4 план, буддхический, и Мир Огненный в терминах Агни-Йоги. Элемент Воздух – план 5, ментальный.

В махаяне Тибета и Китая, экзотерически, в последовательности стихий Огонь стоит после Акаши и Воздуха и тем как бы соответствует плану ментальному (который есть, эзотерически, стихия Воздух) в макрокосме (рис.4).

Рис.4 Стихии в Макрокосме и микрокосме

Но если брать в расчет только высшие (арупа) подпланы ментального плана, то они настолько близки к Миру Огненному, что считать их стихией огня не будет далёким от истины.

Также и «китайский» символ дерева (который - неспроста же? - заменяет понятие воздух) соответствует в макрокосме плану 4-му, огненному. И это допустимо, если 4-ый план буддхи понимать как проявленное там Древо иерархий Космоса, являющее собой Первообраз будущей вселенной и питаемое «предвечными водами» 3-го плана.

В микрокосме (как семеричности на 3-х низших планах макрокосма) стихия огня, тейджас, по утверждениям из ТД /4/ соответствует огню желания, принципу кама человека (на астральном плане), а воздух (газ) соответствует принципу кама-манаса (низшего манаса), т.е. рупа-подпланам ментального плана (рис.4, 5).

Рис. 5 Фрагмент из таблицы таттв ТД ,т.3 /4/

Таким образом, макрокосм, как эзотерический вариант последовательности Элементов (ЭфирОгоньВоздух – Вода – Земля), не соответствует порядку пяти стихий, «привязанных» к принципам человека, в микрокосме, где Акаша соответствует принципу В. Манаса, Воздух – низшему манасу, Огонь – принципу кама, Вода – линга шарире (эфирному телу человека), Земля – Живому Телу в Пране (рис. 5).

Но именно последний порядок стихий – микрокосмический – используется в махаяне, лежащей в основании календарей в Китае, Тибете и КЧ. И вполне закономерно, т.к. «микрокосмические» перестановки в порядке стихий на самом деле имеют вполне эзотерическое обоснование, если учитывать космический закон аналогии в отношениях подпланов с планами, а также разные ключи познания.

Так в числовом ключе 4-ый подплан астрального плана (граница между арупа- и рупа-уровнями), где фокусируется, в основном, принцип камы человека, аналогичен 4-му плану, и они оба -  стихия Огня (тейджас). А китайский элемент дерево (Воздух) в микрокосме соответствует рупа-подпланам ментального плана, где находится низший манас человека, и тем аналогичен в макрокосме стихии Воздух как плану ментальному (рис.4).

Что касается стихий Металл и Земля, переставляемых местами относительно друг друга в разных интерпретациях у-син, то Металл, обладая качеством проводимости электричества, может быть символом эфирных подпланов 7-го физического плана, которые также есть проводники электричества, но космического. И стихия Земля трактуется иногда как «жидкая» форма Земли (понимай, эфирная). В любом случае, в микрокосме  эти стихии представляют эфирные подпланы 7-го плана (рис.4).

К тому же можно допустить, что перевод санскритских терминов (тем более, китайских иероглифов), не является таким уж однозначным. Они могли вполне заключать в себе не учтённые  эзотерические нюансы. Например, в ТД, т.3 уточняется: санскритское слово тейджас означает «светящийся» /4/. Это соответствует и самому огню, и качеству светимости той субстанции 4-го подплана астрального плана, где фокусируется принцип кама человека.

Выводы

Думается, найденных аргументов достаточно для доказательства того, что ТД покрывает собой и расшифровывает экзотерические разночтения в порядке 5 стихий и выборе онтологического начала внутри данного цикла.

Мы выяснили, что, эзотерически, в макрокосме элемент Эфир, космическая колыбель рождения человечества, есть «тибетская» Акаша, а как предвечные воды, над которыми веет Дух, - «китайский» элемент Вода (рис.4), и это есть  онтологическое начало среди 5 стихий махаяны.

Эзотерически, и Огонь есть онтологическое начало в макрокосме, как 4-ый план буддхи (план Прообразов). Хотя, экзотерически, в последовательности стихий махаяны он уступил своё место стихии Воздух. Такая перестановка не может быть просто маскировкой. Она может говорить о направленности использования махаяны - только микрокосм.

В микрокосме человека (3 низших плана) онтологическое начало – это Акаша (принцип В. Манаса). Но и стихия Огонь как 4-ый подплан астрального плана (тейджас) и принцип кама (рис.5), «заменитель» огненной высшей, божественной, воли для человека проявленного, также может  считаться онтологическим началом для циклов существования человека.

 МОЖЕТ ЛИ СТИХИЯ ВОЗДУХ БЫТЬ ОНТОЛОГИЧЕСКИМ НАЧАЛОМ?

 Её лоно в микрокосме - низшие подпланы ментального плана, где «базируется» принцип низшего манаса воплощённого человека (рис.4). Этот принцип есть только аспект Высшего Манаса (принадлежащего Высшей Триаде), и поэтому оба они являются частью единой Сукшмападхи (рис.6), согласно тарака раджа йоге: только «эти три Упадхи могут быть разъединены Адептом, не убивая себя» /5/.

Рис. 6 Таблица классификаций принципов из ТД/6/ и 5 стихий КЧ

Как низший манас не может стать онтологическим началом, поскольку не является для человека самосущим Источником всеначальной энергии, но только её проводником, так и стихия Воздух, соответствующая этому принципу, не может являться в микрокосме  онтологическим началом.

Рис.7 КЧ

Это подтверждается и Калачакрой. На ней (рис. 7) видно, что синие «зверушки» (как и жёлтые) находятся в середине секторов знаков зодиака. Они не прилегают к линиям, исходящим от пиков лучей и точек перехода звезды Вишну (звезды души), - каковой признак есть показатель принадлежности стихий к началу онтологическому /6 /.  

Возможно, при практическом использовании календаря этот тонкий момент про приоритет сознания мог уйти у китайцев на задний план. И стихии в китайском календаре начали перечислять со стихии дерева, по причине того, что в данной традиции летоисчисления онтологическим началом является синяя Мышь (рис.8).

Рис.8. Начала годов китайского календаря. Фрагмент /Википедия/

ПРО СИНЮЮ МЫШЬ

В китайском календаре 5 стихий называются 10 небесных стволов (рис.8) мирового Древа, подчеркивая этим, что первичны стихии, т.к. в космогенезисе, процессе рождения космоса, они «предоставляют» поле для эволюции человека. Тогда 12 принципов сознания человека, проявляющиеся в их лоне, будут вторичны, и поэтому они земные ветви, а не стволы*.

*) Диалектически, сознание «первее» материи. И на восходящей ветви развития космоса этот приоритет восстанавливается. Поэтому в интерпретации махаянских «зверушек», как сочетаний принцип-стихия, главный смысл, тон, задаёт принцип, а обертон, детализацию, даёт стихия.

Внимание: то, что здесь и далее взято в рамку, не относится напрямую к теме . Но доводит начатую мысль до логического конца.

1-ым годом китайского календаря (и началом творения) считается год синей (деревянной) Мыши. О первенстве крысы (мыши) было указано в притче о животных, рассказанной, как считается, самим Буддой. Этому мифологическому аргументу находятся эзотерические корни. Их можно найти, обратившись к Древу принципов и нидан (рис.9). Поясним.

Рис 9.  Схема планов,  Древа иерархии принципов/нидан, принципов человека

и креста его актуального сознания

 В ряде работ о ниданах и их соответствиях с принципами и планами /7/ было доказано, что ниданы бхава-джати-джара (существование в теле, рождение и смерть) соответствуют символическим животным Мышь, Бык и Тигр (рис.9). В Древе (как схеме диалектических этапов непрекращающегося потока сознания и как символе целостного сознания человека) данная триада есть 4-ый аспект, актуальное сознание, т.е. сам земной  человек, который создаёт причины своего будущего. И принцип/нидана Мышь – есть синтез этого сознания, категория Высшей Воли его креста.

 *)И поскольку джива и прана есть два аспекта единой категории воли актуального сознания (рис.9), их будет символизировать одна стихия, притхиви. Поэтому наблюдаются смущающие поначалу перестановки местами принципов праны и линга шарира (ЛШ) в разных местах ТД. Окончательное расставание адепта с земным телом происходит только в категории В. Воли актуального сознания, когда она вмещает в себя остальные три. И по этой же причине ЛШ, проводник праны (желтый цвет стихии, рис.6)  -  не тот  принцип, по которому «адепт  может себя разделить, не убив» (хотя на рис.6 желтая стихия есть граница стхулападхи и вроде бы должна быть аналогична черной стихии, границе сукшмападхи) Выходит, притхиви есть и 1-ый подплан («место» к. В. Воли) и 4-ый подплан - «место» к. нкв, низшей конкретной воли), коль скоро они полюсы одного бинера воли и одного принципа праны, но двух его аспектов.

1 подплан 7-го плана (где стоит на схеме принцип прана=джива человека) явлен (так-то он лайя) как стихия притхиви для макрокосма, для перехода в Тонкий Мир адепта и для момента смерти остальных (и тогда ЛШ стоит в перечислении стихий после праны), а 4 п/план (где принцип прана) явлен как стихия притхиви для живущего человека (и тогда ЛШ в перечислении будет стоять перед праной). 2 и 3 подпланы – принцип ЛШ и  всегда стихия желтая.

На КЧ, в круге махаяны, именно триада синяя Мышь/бхава, син. Бык/рождение и кр. Тигр/смерть находятся в самом конце 60-летнего цикла (в знаке Рыб) непосредственно перед принципом кр. Зайца/авидья (в Овне), который начинает новый цикл рабчжун в традиции Тибета (рис.8, КЧ). Один есть символ Логоса, Мужского Начала, другая – символ Земли, Женского Начала. Оба эти принципа прилегают к кардинальной точке весеннего равноденствия на Калачакре, тем выявляя свою онтологическую значимость. Началом замкнутой причинно-следственной цепи бытия можно считать в сансарическом круговороте или причину (существование предыдущее, Мышь), или следствие (авидья в настоящем, Заяц). Поэтому вариант принятия принципа Мыши, в целом, за онтологическое начало является логичным, как и вариант принятия таковым принципа Зайца. Всё зависит от угла зрения.

Так что, думается, за онтологическое начало в Китае был выбран именно принцип Мыши, как земное сознание человека, но не его стихия проявления. Тем более, что в традиции уже не небесной, но земной натурфилософии (мантико-хозяйственной) «пять первоэлементов считаются не как первые субстанции, а как символы, качества, за которыми стоят предметы и явления мира: определённые цвета, времена года, стороны света, внутренние органы, вкусовые ощущения, мифологические существа и т.п.» /1/, что может обуславливать и выбор онтологического начала.

Но конечно, тот факт, что Мышь именно синяя, имеет важное значение, поясняющее качество того актуального сознания, что закладывает  причины, которые станут авидьей (кр. Зайцем) в новом цикле. И качество это связано – через стихию - с принципом н. манаса в человеке (рис. 5,6). То есть, синюю Мышь можно понять как Высшую Волю актуального сознания, но которая будет в какой-то степени зависеть от качества и устремлений мыслей этого человека, этой личности, т.е. от особенностей его ментального тела*.

 *) У красной Мыши к. В.В. будет в какой-то степени обуславливаться его астральным телом, у жёлтой – его эфирным телом, у белой – праническим принципом, у чёрной – влияниями В. Манаса, накоплениями Чаши. Влияния эти будут проходить из одного масштаба космоса в другой непосредственно через субстанцию соответствующих стихий. То есть, стихия Воздух, являющая себя на 5-ом плане макрокосма, на 5-ом подплане  ментала в микрокосме, явит себя также и на 5-ом уровне (!) 1-го подплана 7-го физического плана, где «базируется» к. В.Воли актуального сознания человека = принцип Мыши. (Пришла пора учитывать уже и семеричность дифференциации подпланов!). Всё, что метафизически выше, может быть восчувствовано всем, что ниже. Во всем беспредельность, выражаемая законом аналогии.

РЕЗЮМЕ

  1. В махаяне китайского, тибетского календарей и Калачакры онтологические начала в цикле пяти стихий: Эфир (акаша, экзотерически) и Огонь. Наши рассуждения привели к выводу, что в китайском календаре, где начало цикла года - синяя Мышь, именно принцип Мыши имеет право считаться онтологическим началом, а его стихия выявления (Воздух=дерево) сама по себе таковым началом не является.
  2. В круге сансары онтологическое множится и теряется в многоликой майе, которая «выражает относительность представления» /7/. Поэтому в различных экзотерических интерпретациях складываются и разные «программы онтологии», но эзотеризм Тайной Доктрины может их все вместить (если они не совсем уж отошли от истины).
  3. Необходимость уточнения привязки категорий креста актуального сознания человека к соответствующим делениям единой субстанции привела к потребности ввести в использование диапазон 7-уровневой дифференциации субстанции не только при делении планов на подпланы, но и подпланов на уровни.
  4. Отметим, что проведённое исследование различий в календарях стало возможным благодаря совместному использованию современной модели Калачакры и диалектической схемы Древа принципов на 7 планах.

Ссылки:

  1. Основные категории китайской натурфилософии, сайт https://anashina.com/yin-yang-wu-xing   
  2. Ю. Н. Рерих «К изучению Калачакры. Паралокасиддхи», Харьков, ОСНОВА, 1990
  3. Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», т.1, ст.7, шл.5
  4. Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина»,  т.3, ст. ТАТТВИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ
  5. Е.П. Блаватская  «Тайная Доктрина», т.1, ст. 6  
  6. Статья «Корреляция 12 принципов души с махаяной в системе КЧ»
  7. Статьи на сайте «Теософская лаборатория»
  8. Агни-Йога, кн. Надземное, ч.2, п.295

 

Начало 2017,21 октября -  год кр. Петуха, ч. Тигр, день ж. Змеи

Окончательно в целом  24.01.2018 - год кр. Петуха, нед. кр. Змеи, д. кр.. Дракона

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (27.01.2018) | Автор: И.А. Надёжкина
Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018