Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [17]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [65]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 389

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 24.08.2017, 02:24
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Статьи. Теософия.

Парамиты в концепции Древа

Парамиты в концепции Древа

Как мы рассмотрели в статье /1/, число 6 является первой производной от числа 3 путём удвоения. Если число 3 есть творящее сознание духа, Триада, то

3х2 = 6, т.е. триада духа стала душой – отражение 123 в «водах» как 456 дало в результате число 6 и шестиконечную звезду (на 4-ом плане) – как троичное выявление Тетраграмматона (3 план, 4-ый этап космогенезиса) (рис 1) .В Тайной Доктрине находим, что «в Индии это есть знак Вишну, Чакра или Колесо; и в Каббале – глиф Тетраграмматона, «Он о Четырех Буквах». / Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ст.7 шл.1/..

Рис.1 Древо иерархии космических сознаний на 7 системных /2/ планах бытия,

            принципы человека

 

Душа – это тончайшая субстанция, соединительный мост между бесформенным духом и более плотной, чем душа, материей. В геометрическом символизме это трио будет выглядеть как точка (скрытая), вокруг которой описан шестиугольник, вокруг которого, в свою очередь, описана окружность с центром в этой скрытой точке /3/, что мы и наблюдаем в символе Калачакры.

Так принцип буддхи – божественная душа в человеке - есть мост между атма и манасом. План буддхи преимущественно связан с эволюцией Небесных Людей. Обе большие эволюции – человека и дэва – находят своё групповое единство на плане буддхи, и части обеих иерархий соединяются, формируя тело Божественного Гермафродита, великого Существа, планетарного или космического. План буддхи - план прообразов, являет вещи «таковыми, как они есть»,  но на низших планах, в эгоистическом сознании людей представление о всех вещах видоизменяется относительно их сути.

К достижению человеком осознания принципа буддхи и ведет путь махаяны.

Приводим далее (курсивом) краткие цитаты из кн. Чогьям Трунгпа «Преодоление духовного материализма» /4/. (Он был одиннадцатым перерождением учителей в линии Трунгпа, принадлежащей к лидерам школы Кагью – одной из основных четырёх школ тибетского буддизма).

Фото Чогьям Трунгпа Ринпоче

 Один из титулов Будды Шакьямуни был Татхагата.

Слово ТАТХАГАТА -  означает «тот, кто пережил ТАТХА».

ТАТХА  - т.е. «то, что есть», «как оно есть». Это пробуждение, раскрытие в себе сознания принципа буддхи.

Путь бодхисаттвы существует для тех, кто смел и убежден в могучей реальности природы Татхагата, существующей внутри нас самих.

Слово БОДХИСАТТВА означает «тот, кто достаточно смел, чтобы следовать по пути БОДХИ». Слово БОДХИ означает состояние полной пробуждённости. «Ом гатэ, гатэ, парагатэ, парасамгатэ бодхи сваха» -  «ушёл, ушёл, ушёл на ту сторону, полностью раскрылся, пробудился; да будет так!»  - гласит великая мантра «Сутры сердца».

Разрешить своему инстинкту пробуждения в спокойное качество разума выйти на свободу помогает Путь Махаяны – открытый путь, широкий путь. Он заключает в себе свойственное открытому уму желание позволить себе состояние пробуждённости.

Откройтесь, оставьте все как есть – и откажитесь от обладания. Тогда из этого отказа проявится спонтанность пробужденного состояния.

Ключом открытого пути, махаяны, является СОСТРАДАНИЕ. Оно делает возможным трансцендентальную деятельность бодхисаттвы (действия бодхисаттвы, трансцендирующие эго). Эти 6 видов трансцендентальной деятельности, 6 добродетелей называются ПАРАМИТАМИ»:

1   дана   Трансцендентальное великодушие, щедрость  - Совершать подношения; действие, открывающее любую ситуацию. Щедрость может практиковаться на уровне материальных вещей, силы и радости, образования и т. д., но наилучший вид щедрости — это дарить другим развитие и знания о природе ума, то есть Дхарму;

2   шила    Трансц. дисциплина, самодисциплина, этика  -  Раскаяние в дурном;  означает вести осмысленную, полезную для себя и других жизнь. Практично придерживаться осмысленного, и избегать негативного на уровне тела, речи и ума;

3   кшанти Трансц. терпение  -  Ликование добродетельному;  не терять то, что накоплено положительного, в огне злости. Это не означает подставление другой щеки — это значит действовать эффективно, но без гнева;

4   вирья  Трансц. энергия, усилие, усердие - Призыв совершить поворот колеса учения;  трудолюбие, много работать, не теряя свежей радости усилий. Только вкладывая во что-либо экстрасилу без уныния и лени, мы получаем доступ к особым качествам и энергиям и способны эффективно двигаться к цели;

  дхьяна  Трансц. медитация  - Молитва о том, чтобы нирвана не достиглась;   то, что делает жизнь по-настоящему ценной. С помощью медитаций Шаматха и Випашьяна, как в лаборатории, формируется навык работы с умом и глубинное видение его природы;

6   праджня Трансц. знание, мудрость  - Посвящение корней добродетельному; знание истиной природы ума — пустоты — «открытости, ясности и безграничности». Подлинная спонтанная мудрость — это интуитивное понимание всего. Здесь — ключ к совершенству во всех парамитах. Именно понимание, что субъект, объект и действие обладают одной и той же природой, делает все остальные пять парамит освобождающими.

Слово ПАРАМИТА означает «прибытие на другую сторону»: ПАРАМ - тот берег, ИТА – прибытие.

6 парамит есть спонтанное выражение проявления 6 категорий Души.

 Надо сказать, что переводятся и поясняются санскритские названия парамит на русский язык в разных источниках несколько по-разному (таблица) в силу того, что эти понятия трансцендентальные, они ПЕРЕЖИВАЮТСЯ, а одно ключевое слово их только ОПРЕДЕЛЯЕТ, поэтому надо вникать в их суть, не торопиться делать скорые выводы по одному слову - ярлыку.

 При размышлении над свойствами парамит и их порядком, сложилась определенная закономерность в их принадлежности к категориям сознания и лучам тетраграмматона (рис.2).

Рис.2 Шестиугольник парамит

Повторим еще раз утверждение учителя Чогьям Трунгпа, что ключом открытого пути, махаяны, ведущего к бодхисаттвическому состоянию сознания, является СОСТРАДАНИЕ. Оно делает возможным трансцендентальную деятельность бодхисаттвы. Сострадание – глубинная теплота – излучается центром сердца. Человек простой, но сердечный и сострадательный уже открывает своё сознание первой парамите, первой добродетели – великодушию (щедрости). Значит, эта парамита наиболее близка к индивидуализированному сознанию человека (к D789, рис.1) и должна быть в геометрии шестиугольника, выражающего символически душу, самым низшим лучом (рис. 2).

Следуя изложению Чогьям Трунгпа Ринпоче, рассмотрим рис.2:

Путь бодхисаттвы начинается с великодушия, с отдачи и раскрытия; это процесс покорности. Открытость – это, значит, кому-то что-то давать (щедрость); это отказ от своих требований и основных критериев этих требований. Это значит умение полагаться на тот факт, что вам нет нужды создавать для себя безопасную почву, умение доверять своему фундаментальному богатству (татха, потенциал принципа буддхи): вы можете позволить себе состояние открытости.

Если вы оставите психологические отношения "требовательности", тогда начнет проявляться глубинное здоровье, которое ведет к следующему акту бодхисаттвы – шила парамита – дисциплина, мораль. Когда оставлено все, связанное с основным критерием "Я делаю это, Я делаю то", тогда нет обращенности на себя, тогда становится несущественной всякая ситуация, которая поддерживает Я или ведет к накоплениям. Это и есть наивысшая мораль, она усиливает ситуацию открытости и смелости, вы не боитесь повредить себе или другому, потому что вы полностью раскрыты.

 Вы не чувствуете, что ситуации, где требуется терпение, кшанти парамита, лишают вас вдохновения, ибо терпение ведет к энергии, вирья, к качеству радости. Радость поглощенности есть энергия, и она приносит также всеохватывающее видение открытой медитации, переживание дхьяны, состояния открытости. Вы не считаете внешнюю ситуацию отдельной от себя, потому что вы глубоко вовлечены в пляску и игру жизни.

Затем вы становитесь даже еще более открытыми, вы просто идете вместе с каждой ситуацией. Вы не ведете никакой войны, не стараетесь победить врага, не стремитесь достичь какой-то цели, вы не поглощены накоплением или отдачей. Внутри вас нет ни страха, ни надежды. Это – развитие праджни, запредельного знания не от мира сего, способности видеть ситуации такими, каковы они есть

Придется отвлечься на числовые значения шести углов тетраграмматона (рис.2). За основу рассуждений, за аксиому,  возьмем два утверждения:

  1. Знак Вишну - фигура целостная. В нём два треугольника переплетены так, что основание  4-5 светлого треугольника 145 = духа в метафизическом пространстве символа получается иерархически ниже, чем основание 2-3 темного треугольника (далее D) 236= материи. Эти треугольники здесь надо понимать как мужское и женское начала. Значит, в проявлении бинера воли (1-6) женское начало подчинено мужскому, а в квадриполярном сознании андрогина (право-лево и верх-низ оснований треугольников) женское начало иерархически выше сознания начала мужского*, в чём, думается, скрыт намёк о почитании Учителями Матери Мира. Так в символе мы можем увидеть иерархичность шести лучей Души.
  2. Поскольку светлый треугольник выражает три категории божественного сознания духа: к. Воли, к. Мистики и к. Разума, то мы категорию Мистики, дающую  ощущение единства с Божественной волей, располагаем справа (как известно, путь духа есть путь Правой руки),, а категорию Разума, как дифференцирующее в формы, разделяющее начало, располагаем слева (поскольку к самостности и выражению личной воли  ведет путь материи - путь Левой руки).

*) Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов.1999: АНДРОГИН (также гермафродит) - обозначение существа, совмещающего в себе женское и мужское начало, включая и половые признаки. В мифологии различных народов чертами А. наделялись перволюди, мифические предки, боги плодородия. Идея сочетания мужского и женского начал встречается в античном и средневековом гностицизме, в трудах алхимиков. В учении представителя неортодоксального мистицизма Бёме - София, Божественная Премудрость в ее личной явленности, отделилась от Первоначального Человека после попытки последнего поработить её.

В знаке Вишну, на своём плане, все лучи синархичны, т.е. равновелики и одновременны относительно друг друга, хотя имеют свою иерархию. Синархичность выражает качество «единства всех вещей», поэтому парамиты взаимосвязаны (геометрически - по периметру и по противоположным точкам, рис.2). Но при их усвоении отдельным сознанием, находящимся вовне (символически – на окружности круга), процесс начинается от соответствующей низшему лучу тетраграмматона парамиты великодушия. Поэтому она первая. Далее раскрытие парамит, согласно буддийскому учению, идёт последовательно, в тетраграмматоне это будет выглядеть как движение по восходящей ветви от иерархически низшего луча светлого треугольника (таким будет луч 5, связанный с к. Разума, третьей в Триаде) к высшему лучу (луч 1, выражающий к. Воли) - и, затем, нисходяще к лучу  5 (к. Мистики, вторая в Триаде).

Заметили, что последовательность раскрытия парамит не соответствует нумерации лучей тетраграмматона. В этом нет противоречия. Нумерация лучей шестиконечной звезды сверху вниз показывает иерархию расположения её лучей в пространстве планов. Круговая же нумерация парамит показывает только их причинную последовательность выявления.

Парамиты 1, и 6, великодушие вместе являют число 7 - полное проявление категории Воли в двух треугольниках, но  приоритет принадлежит парамите энергия, т.к. нужна энергия, усилие (к. Воли), чтобы дать силы для великодушия. Бессильный не может быть великодушным.

Пара парамит 5, знание, мудрость и 2, терпение являют вместе 7 - полное проявление категории Мистики в двух треугольниках, но онтологический приоритет принадлежит знанию, ибо из знания, продукта категории Мистики сознания духа, может проистекать терпение, но из одного терпения знание и мудрость не высидишь.

Также пара 3, медитация и 4, дисциплина являют в сумме 7 - полное проявление категории Разума двух начал, но онтологический приоритет принадлежит организующему качеству дисциплины и высшей морали, продукта к. Разума сознания духа. Парамита дисциплина даёт возможность переживания медитативного состояния, но медитация сама по себе не гарантирует явления дисциплины и высшей морали. Так в шестилучевом символе Души выявляет свой приоритет треугольник духа.

Единый Творящий Принцип - синтез 6 категорий Души – сокрыт в центре шестиугольника. Сокрыт потому, что его план существования – выше. На схеме планов  он есть - по большому счёту, Высшая Триада, треугольник 123 в Древе (рис.1). Синтез – по законам диалектики - не может быть иерархически ниже своих дифференциаций.  В символе круга  скрытая точка есть Трансцендентный Лик Единого. Его Имманентный лик – полная явленность Единства в плотном мире - будет  окружностью. Шестиугольник  – Душа – посередине.

          

Человек в позе лотоса, соединивший руки внизу, похож на фигуру шестиугольной звезды и, следовательно, на символ души (рис.3). Такое соответствие лучей - парамит звезды с частями фигуры просматривается: в каббале тело с головой и плечами соответствует Верхней Сефиротной Троичности, D123 в Древе, – «левым женственным углом которого является Иегова-Бина (Ум)» /6/, что согласуется с нумерацией лучей звезды (рис.2) и с качеством высших парамит (Хокма  и медитационным состоянием, Бина  и терпением).

Рис.3 Человек в позе лотоса – символ шестиугольника= души

Сознание, фокусированное на своём Я, буддистами представляется в аллегорическом образе обезьяны, часто невротической. В Древе сознания её прообраз - принципы 8 и 9, кама-манас,  в D789, (рис 1). Но чтобы уловить Ясный Свет парамит буддхического сознания, нужно выйти сознанием в D456. Это сознание лишено личного Я и его иллюзорных, ограниченных концепций. Там, выражаясь словами учителя Ч. Трунгпа, рассекая свои концептуализированные версии мира мечом праджня, мы обнаруживаем шуньята – ничто, пустоту, отсутствие двойственности (я и не-я) и концептуализации. И с полным осознанием шуньята приходит просветление – раскрытие той части 12-звенного сознания, которое есть Единство (в Древе это D123).Это путь махаяны, путь бодхисаттв.

Действия бодхисаттвы должны обладать прозрением, пониманием, которые превосходят централизованное понятие Я. Бодхисаттва не старается проявлять парамиты, они проявляются спонтанно в его деятельности. Бодхисаттва не обязательно должен быть пробужденным, но он ЖЕЛАЕТ идти по пути пробуждения. Бодхисаттва – полностью бескорыстная, открытая личность.

Сознание бодхисаттвы – это проявленные божественные качества. Они проявляются в результате связи его сознания с космической Иерархией на уровне группового сознания монад, связи, которая понимается в религиях под разными именами. Так для преп. Сергия Радонежского его жизнь была СЛУЖЕНИЕМ Господу, Христу, Богородице… И Родине. И всякому человеку…  Обозревая её /7/, мы видим, что это было выявление 6 видов трансцендентальной деятельности - парамит. Также Е.П.Блаватская выявляла парамиты и Е.И.Рерих тоже. Значит, можно утверждать, что все они – бодхисаттвы на разных ступенях деятельности, и что их путь - путь махаяны. Мы, далеко не такие «продвинутые» сознания, можем, тем не менее, считать себя вставшими на начало пути, ведущего к сознанию бодхисаттвы, если имеем для этого твердое намерение.

В Древе три D составляют число 9 = 3+3+3 – это D123 духа + D456 души +D789 индивидуальности. Или это есть выражение сознания в синтезе трёх планов сознания: D123 Единства, D456 единства как группового сознания монад и D789 индивидуального сознания - единства отдельной монады (рис. 1). Человек обыкновенный, хомо вульгарис J, выражает себя пока на стадии D789 индивидуального сознания отдельной монады, робко осваивая групповое сознание сквозь преграды, выстроенные его же эго.

Бодхисаттвы, как мы разобрали, имеют сознание, фокусирующееся на плане буддхи, это D456 группового сознания монад – уровень божественной души, уровень  парамит.

Будды имеют сознание, сфокусированное  в треугольнике 123 -  сознания Единого.

Сфокусированное – не означает, что другие уровни сознания отсутствуют. И будды, и бодхисаттвы могут быть 12-ричным проявленным человеком - Древом.

Согласно учению махаяны, Будда проявляет себя в трех аспектах. Три тела Будды - три способа бытия Будды. В Древе тело Будды, как D123 (рис.1), будет называться «Дхармакая – это вневременная, внепространственная, безусловная абсолютная реальность. Она является всеобъемлющей основой, которая, не претерпевая никаких изменений, принимает различные формы. Абсолют, или дхармакая, рассматривается как безличное безграничное бытие или Закон Всего существования. Это явствует из ее синонимов: свабхавакая или тело природы; таттва – самость; шунья – бездна; нирвана – вечная свобода; самадхикая – тело экстаза» /8/.  Реальность просто есть, и как раз это подразумевает термин шуньята. Благодаря такому прозрению устранен наблюдатель, который отделяет нас от мира. То есть проявляется Единство, качество сознания D123.

Треугольнику 456 соответствует «Самбхогакая, среднее из трёх тел Будды, («тело блаженства») — образ Будды, постижимый в глубокой медитации. В этой мистической форме Будда проявляет себя, чтобы дать глубокие поучения бодхисаттвам и йогинам (на плане буддхи).

Как число 9, проявление D789, будет третье тело, Нирманакая – на арупа-уровнях астрального плана. «Но как нирманакая, человек покидает лишь свое физическое тело и сохраняет все остальные «принципы», за исключением камического» /9/.

«На ту сторону» (относительно индивидуализированного, эгоистического сознания D789), в сознание D456 направлен путь махаяны, включающий в себя, как первые ступени, хинаяну (методы которой – просветлить сознание личности) и переходящий затем в путь тантры.

Итак, мы рассмотрели понятия парамит и шуньяты с позиций иерархических уровней сознания, т.е. Древа и планов.  

Мы привели аксиомы, на которые опирались, и доказательства того, отчего парамиты распределены таким образом, а не другим. Но каждый желающий может найти свою аргументацию для своей концепции. Тогда порассуждаем ещё.

Надо помнить, что любая концепция, внося ограничение, является все-таки авидьей. Поэтому на концептуальном этапе познания вмещение разных углов зрения будет приближением к истине. Сектанство, т.е. самовозвеличивание и отрицание наличия доли истинности в других концепциях увеличивает майю и есть происки Мары. Осознание шуньята - отсутствия двойственности (я и не-я) и концептуализации, т.е. личных взглядов на вещи - означает способность видеть сквозь заблуждения, означает стать Татхагата. Не на этот ли путь к познанию ТАТХА , «того, что есть и как оно есть»,  указывает Агни-Йога: «Где бы ни проявлялась истина, она такой и пребудет. Нужно изгонять из себя всё, что мешает принимать явление во всей действительности. Нужно себя понуждать к такой честности» /10/.

Ступени духовного восхождения едины, следует ли человек путём буддизма, или «школы» старчества в православии, или Учения Агни-Йоги. Думаю, что теософия 19 века стремилась помочь приоткрыться парамите знание тем, кто путем религии раскрыл в какой-то степени первые парамиты, начиная с великодушия. Ныне же наблюдается тенденция у современных теософов, взращенных вне религиозности, сразу устремляться, штудируя «Тайную Доктрину», к приступу Знания. Но в парамитах последнее без первого не является. Напротив, как поясняется в книге /4/, такая чисто интеллектуальная активность легко может привести сознание к тому, против чего выступала Е.П. Блаватская – к иной форме материализма. Выход один – не отказываясь от интеллектуальных познаний, сознательно устремиться к новому витку духовного саморазвития.

Ссылки:

  1. Статья «Числовые и онтологические Начала циклов»
  2. Статья «планы как схема устройства космоса»
  3. Статья «Символизм круга, радиуса и древа в Калачакре»
  4. Чогьям Трунгпа «Преодоление духовного материализма» Киев, «София», 1993
  5. Дже Гампопа «Драгоценное украшение освобождения» (по кн. Рослева В.М. «Вечность-время богов», Н.-Новгород, 2010)
  6. ТД,2, отдел XI
  7. Е.И. Рерих «Знамя преподобного Сергия Радонежского»
  8. «Мысли буддиста» Дандарон Б.Д., стр.83-84 (по докладу Л.Н. Мезиновой )
  9. «Теософский Словарь»
  10. Агни-Йога, кн. «Мир Огненный»,1. п.265

 

Год ч. Змеи, нед. ж. Козы

окончательно г. С. Лошади, нед. ж. Змеи, день  б. Лошади

 

Категория: Статьи. Теософия. | Добавил: iranad (06.04.2014) | Автор: Надёжкина Ирина Анатольевна
Просмотров: 629 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017