Понятие архетипа
Краткий очерк
Понятие архетипа принадлежит, по большому счету, к основополагающим ступеням эзотерической философии и является базовым в астрологии. В таком разрезе оно незаменимо в исследовании Калачакры, включающей в себя зодиак и круг символических животных.
Архе-тип — дословно, пра-образ: древний образ мира.
Понятие прообраза в его онтологическом аспекте раскрывается в процессе постижения Абсолютных Начал синтетической философии эзотеризма - в книгах «Великие Арканы Таро» Шмакова и, естественно, «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской.
В астрологии 12 знаков зодиака – это 12 глобальных архетипов, универсальных в том, что приложимы они и к космическим принципам мироздания, и к психологии человека, и к циклам времени, и к физиологическим процессам в теле человека… - практически ко всему /1/. Духовным истоком их и являются Божественные Прообразы, проявленные Аспекты Единого Божественного Сознания.
«Прежде чем дать форму материи и бытие чувствуемой вселенной, Бог выявил из Своей Мысли Интеллигибельную* Вселенную или Архетипы, Идеи, Первообразы вещей (Филон)» /2 / .
* Интеллиги́бельность — философский термин, обозначающий постижение, доступное исключительно интеллектуальной интуиции.
Космогонические этапы нисхождения Божественных Первообразов с высших духовных планов к материальному миру отметят расположенные в виде Древа Сефирот, на семи планах бытия десять Первоверховных Арканов /3/ (рис. 1 ). «Указания на Арканы как на конечные принципы всякого Богопознания вообще встречаются среди самых разнообразных повествований… Великие Арканы Таро представляют собой отдельные аспекты Единого Царственного Знания, расчленённого согласно требованиям абсолютного Разума с абсолютным же совершенством» /2/:
1-ый Аркан - это учение о Единстве Вселенского Духа; об Идее Творения.
2-ой Аркан - учение о Внутреннем Однородном Трансцендентальном Сознании Брамана; об Истине, как высшей форме Единой духовной Материи; Этап потенциального возникновения Первообразов
3-ий Аркан - учение о Едином, но Тварном по природе Синтетическом Интегральном Сознании Брамана - Божественной Природе, источнике произрождения; Потенциальный Логос; Самосознание Брамана и Реальность Бытия. Этап утверждения Первообразов как аспектов Реальности.
4-ый Аркан - учение об Активном Космическом Логосе, как синтетической Сумме Единичных индивидуальных Монад - субстанций 2-го рода; рождение мирового принципа формы;
5-ый Аркан - учение об индивидуальности отдельной Монады, как формы Вселенского Духа; о расколе и вихревой природе сознания.
6-ой Аркан - учение о космической семье феноменальных утверждений Первообразов; о подобии мира Божеству. Небесная Природа.
7-ой Аркан - учение о Монаде, как квазисамостоятельной субстанции; о ее целостном, замкнутом и независимом бытии - самоутверждающемся Первообразе; его падение.
8-ой Аркан - учение о круговороте единичных феноменальных сознаний в феноменальной природе. Рождение перевоплощающейся личности.
9-ый Аркан - учение о Тройственном тернере, как Абсолютной системе равновесия Духа; о человеке, как утверждённом Перовообразе. Земная Природа.
10-ый Аркан - учение о мире, как устойчивом замкнутом вихре - утвержденной тварной природе Божества. «Аркан 10-ый Священной Книги Тота, заканчивая собой цикл Космогонических Принципов, … знаменует собой великую грань, отделяющую Область Вечного Света от страны вечного движения … относится он к Миру Божественному, и … является синтезом Мира Бытия»/2/.
Рис. Десять Первоверховных Арканов в форме Древа
«Каждый Аркан имеет свои символические соответствия в самых различных областях знания людей. Десятеричная система счисления ... непосредственно проистекает из системы Арканов, в аспекте ее интерпретации Каббалой в системе Сефирот. … Вся мифология древних народов, так или иначе, связана с Великим Памятником, и в религиях народов с наибольшим развитием духовным, как, например, в Индии и Элладе, весь пантеон божеств есть не что иное, как символизация системы Арканов. Древняя наука о душе и звездах, астрология, запечатлела на скрижалях своих те же великие принципы на фоне неба в виде планет и созвездий Зодиака, и на пути веков увлекала своих адептов к изучению своей неземной символики»./2/
«Мифология была примитивным овеществлением древней мысли» /4/. Но мысль была далеко не примитивной, как и «язык и система наук, переданные раннему человечеству более продвинутым… «человечеством» иных сфер» /4/.
Архетипический подход снимает антитезу между научным представлением об эволюции и божественным сотворением логоса "прежде всех век".
Согласно астрологическому закону аналогий, те же принципы, которые создали тело Солнечной системы и управляют движением планет, проявились и в устройстве земной жизни, влияют на сознание человека. Эти незримые принципы, которые можно назвать божественными, а можно просто космическими ритмами, легли в основу астрологических архетипов»/4/.
Космические ритмы физически можно понять как разные степени вибраций космических тончайших – огненных - энергий; различие этих вибрационных ритмов даст различие в качестве их следствий во всех областях жизни на Земле.
"… мифологическое сознание полно космическими мифами, в них раскрывается человек как природное существо, связанное с духами природы, раскрывается его связь с тем первоначальным процессом творения и образования мира, который лежит глубже самого отвердения материи, с которого научное сознание начинает рассматривать процесс эволюции мира."(Н.Бердяев. Смысл истории. М., 1990 с.63)
…архетип. Его форма и целостность непостижима одним только разумом, прямолинейной логикой причин и следствий. Он погружает нас в эмоциональную (добавим: а также в ментальную и духовную, поэтому точнее сказать - в сущностную) глубину понятия и только так раскрывает свой смысл.
Архетип — это не только древняя форма, но и активная сила, которая вечно её воссоздает; внутренняя идея, и одновременно предопределяемый ею внешний сценарий событий. Эти силы формировали сознание человека миллионы лет назад (запечатлевшись в коллективном сознании человечества в образах мифов) и определяют наше поведение сегодня.
То, что в психике проявляется как архетип; в культуре – как миф; в сфере мышления – как идея; в нашей повседневной жизни являет себя как слова языка.
«Это некий вид готовности воспроизводить всегда и снова те же самые или подобные мифологические представления... Архетипы, как нам кажется, не только отпечатки всегда повторяющегося типичного опыта, но одновременно они ведут себя эмпирически как силы или тенденции к повторению того самого опыта» (К. Юнг)" /5/.
Так с разных сторон изучаются проявления архетипов.
Религии облекаются в одежды мифов… Изучение и сравнивание мифов всех времён и народов позволяет научно выявлять архетипы, объединяющие бесконечную множественность проявленного мира в стройную единую систему.
Хотя «архетип — это изначальное единство образа и смысла, и той энергии, которая воплотилась в них обоих» /4/, есть разные варианты прочтения символизма зодиака. Ибо «без помощи символики – с её семью подразделениями – никакое древнее Писание (или эмблема) не может быть когда-либо правильно понято»/3/. Взгляд Веданты будет отличаться от представлений более поздних концепций. Это не означает противоречия. Разные глобальные космогонические периоды эволюции мира будут раскрываться и разными вариантами прочтения глобальных символов - феноменальных проявлений Архетипов Беспредельности. Веданта разворачивает процесс творения и образования мира от Овна /6/, мифологический подход - от Рыб /6/.
И не может не быть концепции, синтезирующей разные воззрения в единую систему.
Архетипы - трансцендентные нумены, или принципы, чьи феноменальные проявления мы только и можем познавать, зная алгоритмы проявления нуменального. Эзотерическая философия даёт методы познания этих алгоритмов - законы диалектики, выраженные в различных формах, интегрированных, в частности, в форму Древа Сефирот и Круга - зодиака и махаяны.
«Подобно тому, как архетипы органически присущи душе, в ней незримо заложена и модель их действия. И подобно тому, как архетип нельзя создать - его можно только выявить - так и эту [архетипическую] систему нельзя изобрести: можно лишь понять, что она естественно присутствует в нашей жизни – и, прежде всего, как понятие ВРЕМЕНИ, в рамках которого мы действуем и мыслим» /5/.
Итак, Зодиак и 12 священных Животных – архетипические системы. Истоки возникновения архетипов глубоко погружены в Тайну Космоса. Только София - Премудрость Божия во всей Её мощи вмещает Знание Архетипов. А на Земле это Знание постигается теософическим, в широком его понимании, направлением сознания. Одним из методов познания алгоритмов архетипической системы являются формы Древа Сефирот и Круга.
Калачакра заключает в себе эти алгоритмы и синтезирует разные воззрения в единую систему.
Ссылки:
- Статья «Глава 1. Калачакра, пневматология и зодиак»
- В.Шмаков «Великие Арканы Таро», Киев, изд-во «София»,1993
- Статья «Калачакра и другие формы отображения Истины» http://vp777.ucoz.ru
- Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина»,т.1, часть II, отдел 1
- Семира и В. Веташ «Мифология и астрология», АТОН, С.-Петербург, 1998; раздел «Понятие архетипа»; «Искусство астрологии» http://astrolingua.spb.ru
- С. Роу «12 знаков зодиака»
Закончено 2014/ 5, ноября - г. Лошади, нед. син. Дракона, день кр. Дракона
|