Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [120]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 16.05.2024, 19:38
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Понятия хинаяны и махаяны в рамках современной модели Калачакры

Понятия хинаяны и махаяны в рамках современной модели Калачакры

История термина хинаяна  /интернет/

Данным термином буддологи из Европы стали называть, начиная с конца XIX века, южные буддийские школы.

Данный термин был создан махаянистами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма. «Хинаяна» рассматривается в ряде случаев как термин, обозначающий весь ранний буддизм до укрепления махаянских школ. Но такое использование термина достаточно спорно, так как хронологически не все школы хинаяны возникли раньше школ махаяны. Другая причина состоит в том, что философская доктрина таких школ сопоставима по уровню проработанности со школами махаяны, что не даёт права называть такие школы ранними в значении «не созревшими».

Обозначение термином «хинаяна» современной тхеравады оскорбляет последователей данной школы, по этой причине некоторая часть современных буддологов отказалась от использования слова «хинаяна» в своих трудах. Тем не менее, отмечая вышеописанный факт, Е. А. Торчинов ставит знак равенства между хинаяной и тхеравадой, к которой он относит южный буддизм Шри-Ланки, Таиланда, Бирмы, Лаоса и Камбоджи.

Одной из главных причин оскорбительности данного термина для тхеравады стало то, что в ряде поздних махаянских текстов хинаяна представляется авторами текстов в крайне негативном смысле, включающим в себя как примитивность, так и резкие отрицательные характеристики. Поэтому в 1950-х годах во время предварительного этапа шестого буддийского собора было заключено соглашение между представителями различных буддийских школ и тхеравадой о том, что данный термин не будет применяться для тхеравады.

Особенности

В махаяне хинаяна считается частью пути к просветлению.

Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном, а также идея об отождествлении проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяна ставит на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями дхарм. Направление подчёркивает нереальность «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальность самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности.

В этическом плане характерная для буддизма идея личного совершенствования принимает в хинаяне форму подчёркнуто независимого развития личности. Идеал совершенствования личности в хинаяне — архат — достигает совершенства самостоятельно, мало заботясь о совершенстве других.

Последователи тхеравады, как отмечает Е. А. Торчинов, относят махаянские школы к позднему учению, а хинаянские к раннему, хотя согласно хронологии их «разделяет не такой уж большой период времени». В. Г. Лысенко также отмечает, что махаяна зародилась примерно в то же время, что и хинаяна, но первая достаточно длительное время находилась в тени хинаяны или «вызревала в её лоне».

Термин «досектантский буддизм» используется некоторыми учёными для обозначения буддизма, который существовал до появления различных школ буддизма. Другие термины: «ранний буддизм», «первоначальный буддизм» и «буддизм самого Будды». Он начался с первого разделения: большинство источников относят появление школы Махасангхика ко Второму буддийскому собору. Свидетельства, касающиеся Второго собора, запутанны и неоднозначны, однако считается, что основным его результатом стал раскол сангхи на две школы — Стхавиравада и Махасангхика. Ряд исследователей считают, что Махасангхика являлась основой для последующих школ махаяны.

Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, наряду с Тхеравадой, одно из двух основных существующих направлений буддизма, включающее ряд региональных «школ».

Двумя главными «опорами» махаянской традиции являются праджня или высшая интуитивная мудрость и сострадание (каруна)». Основные принципы доктрины Махаяны были основаны на возможности универсального освобождения от страданий для всех существ (отсюда и «Великая Колесница») и существовании будд и бодхисаттв, отражающих Природу Будды.

Этимология

Как пишет буддолог Ян Натье, термин Махаяна («великая колесница») первоначально был почётным синонимом Бодхисаттваяны («пути Бодхисаттвы») колесницы Бодхисаттвы (речь идёт о направлении буддизма), Бодхисаттва, согласно определению, это человек либо существо взыскующее Буддовости на благо всех живых существ. Термин Махаяна, таким образом, является синонимом пути и учения Бодхисаттв. Эта особенность является практически основой в Махаяне, и представляет важный поворотный пункт в развитии данной традиции.

Самые ранние тексты Махаяны часто показывают термин Махаяна как синоним Бодхисаттваяна, но термин Хинаяна сравнительно редок в ранних источниках. Предполагаемая дихотомия Махаяны и Хинаяны может быть обманчивой, поскольку эти два направления буддизма на самом деле не формировались в антагонистическом отношении друг к другу в ту же эпоху (I - X в.в. н. э.)

 Дхармы

 Абхидхармистские школы рисовали психику человека как некое динамическое функциональное целое, каждый элемент которого — дхарма — имеет смысл только в качестве составной части системы.

Теория дхарм. В раннем буддизме «школьного» периода (хинаяне) самые важные и интересные в философском отношении — это, бесспорно, вайбхашика и саутрантика. Философские идеи этих школ отражены в «Абхидхармакоше», компендиуме абхидхармического анализа (резюме «Вибхаши»), созданном в IV в. н.э. знаменитым буддийским философом Васубандху (впоследствии он перешел в махаяну). Центральной для этих школ был абхидхармистский анализ — аналитическое исследование дхарм. Основная идея вайбхашики состоит в том. что все дхармы (сарва-дхарма), то есть дхармы прошлого, настоящего и будущего существуют (асти — отсюда название «сарвастивада», учение о том, что все, т.е. все дхармы, существует), но существуют в разных формах. Дхармы настоящего — проявлены, существуют актуально, дхармы прошлого и будущего — не проявлены. Поэтому нет возникновения и исчезновения дхарм, а есть их переход с одной ступеньки существования на другую (из «непроявленного» в «проявленное» и обратно).

Дхармы поделены на две взаимоисключающие категории:

 - санскрита-дхармы — «составные», или «составляющиеся», «слагающиеся», «входящие в сложные комбинации», «комбинирующиеся», то есть те, которые обусловливают друг друга, взаимозависимы (здесь важно то, что дхармы динамичны, находятся в «волнении») и

 - асанскрита-дхармы — дхармы, не вступающие в комбинации. Две из них называются ниродха, «прекращение»: 1) пратисанкхья-ниродха — прекращение состояния соединения с дхармами, подверженными аффектам, 2)апратисанскхья-ниродха — пресечение появления еще не возникших дхарм.

Эти два вида асанскрита-дхарм соответствуют двум типам йогической практики: а) устранение существующих аффектов, б) работе над тем, чтобы еще не возникшие аффекты так и не возникли, чтобы кармический «отпечаток» (васана) не привел к порождению нового аффекта. Обе эти дхармы связаны с нирваной.

Третья асанскрита-дхарма — акаша (отсутствие препятствий как условие йогического опыта). В вайбхашике и сансара, и нирвана — равно реальны (сансара— не иллюзия), но при этом абсолютно противоположны друг другу взаимоисключающи: пока дхармы находятся в «волнении», нирвана не наступит, когда их «волнение» прекращается, мир сансары становится нереальным.

Классификации дхарм придавали этому целому определенную структуру. Вне классификаций отдельный элемент не имел никакой реальности. Взаимозависимые дхармы не могут быть подлинной реальностью, ведь зависимое по индийским представлением есть всегда нечто вторичное, производное. От чего же производны дхармы? Единственное, что у них общего — это сам факт их взаимозависимости, относительности, пустоты (шуньята). Стало быть, ПУСТОТА есть то, к чему сводятся все дхармы, что ЛЕЖИТ В ИХ ОСНОВЕ — последняя, ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Так свершился переход от плюрализма раннего буддизма и хинаяны к последовательному монизму махаяны /1/.

Теперь личные размышления

Для анализа  современной модели КЧ, которая не является сама по себе учением, понятия хина-яна и маха-яна я применяю только как обозначения:

а) круга в 12 принципов-«зверушек» КЧ, без стихий (хина-яна как малое колесо).

б)круга в 60 принципов (маха-яна, большое колесо), где есть 12 принципов-«зверушек», т.е. хинаяна, и 5стихий их проявления.

Яна, как колесница, своим ведущим механизмом имеет колесо, поэтому её ассоциация с колесом не будет безосновательной. Если учение, как колесница, есть путь (средство) достижения цели, то, цикл будет здесь важным механизмом.

В хинаяне нет стихий, только абстрактные (не проявленные) принципы, а в махаяне есть. «Махаяна так же относится к Хинаяне, как буддизм к Веданте. Махаяна знает и указывает на сущность стихийного мира, но Хинаяна указывает на следствия и причины, минуя происходящие эманации…»/«Знаки Агни-Йоги»/.

Уже было выяснено, что 12 священных животных в совокупности являют собой символ космической иерархии сознаний (представленной символом Древа сефирот),  а также Древо целостного индивидуального сознания, будь то Великий Космический Человек или человек проявленный /2/. Также они символизируют 12-ричную цепь нидан = абстрактный (вне стихий) причинно-следственный алгоритм проявления Человека.

Значит, Хинаяна имеет дело с Древом целостного сознания человека. Четыре треугольника Древа есть 4 категории пневматологического креста этого сознания (рис.1). Символически, по Древу или кресту человек и восходит к нирване, победив «волнение дхарм»,  - от актуального, земного, сознания, троичного в проявлении и связанного с телом плотным (D 10,11,12 В Древе, как 4-я категория низшей конкретной воли жить) к высшему аспекту сознания (D123, как 1-я к. Высшей Воли), который аспект, при развитии, и делает из  простого человека - человека богоподобного. Символически, в круге Древо целостного сознания будет радиусом = путём, соединяющим окружность, проявленный мир, с центральной точкой =духом.

Рис.1

Учение хинаяна есть индивидуальный путь  - «осваивание» индивидуального аспекта целостного сознания( D789 в Древе) /2/. Никто на сделает за тебя то, что ты должен сделать сам, чтобы возвысить своё сознание. Из этого вытекает этическая идея личного совершенствования, которая «принимает в хинаяне форму подчёркнуто независимого развития личности». Но и в другом направлении буддизма, махаяне, этот этап также присутствует, являясь частью пути к просветлению.

12 абстрактных принципов/нидан относятся к области божественной души = бессмертной триаде высших принципов человека, которая нисходит в сознание воплощенного в виде высших законов, не обусловленных дхарм, изнутри влияющих на сознание человека, помимо множества других дхарм, обусловленных прошлым человека и внешним влиянием среды.

Согласно геометрическому ключу, в современной модели Калачакры эти 12 абстрактных принципов, хинаяна, появляются из 12-ти характерных точек излома периметра звезды Вишну и составляют 12-угольник, в общем –  малый круг, описанный  вокруг этого символа души, который можно назвать  хинаяной души /3/. 12 принципов этого круга явят собой качества 12-ти первых дифференциаций  пространства сознания природы и отдельного человека (зодиак), они сформируют махаяну, большой круг Калачакры, и будут в нём  радиусом  (рис.2).

Рис.2

Махаяна включает в себя уже проявленные, относительно хины, сознания (их 60 разновидностей). Большое Колесо может представлять мир существования (бхавачакру) и сосуществования всего человечества. В современной модели КЧ «большой цикл» наглядно демонстрирует новые (относительно индивидуальной хинаяны) горизонты на пути восхождения к нирване: необходимость «осваивания» человеком более высокого коллективного аспекта (D456 в Древе) своего целостного сознания. Ведь главные принципы доктрины Махаяны основаны на возможности и необходимости помощи в освобождении от страданий  всего человечества, всех существ.

Резюме

Большое колесо являет собой и знание энергетического «устройства» проявленной вселенной, астрологию; и энергетическое «устройство» психики человека; также и его тела. Но всё это многообразие вытекает, эманирует в мир пяти стихий из духовной души, малого колеса.

Современная модель Калачакры позволила рассмотреть те эзотерические основания, которые - в экзотерическом проявлении изначально единого учения Будды - стали причиной разделения «досектантского буддизма» на две основных яны, интегрировавших собой множество школ «позднего буддизма».

Ссылки

  1. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. С сайтов https://studbooks.net/848983/religiovedenie/hinayana_vaybhashika_sautrantika_vasubandhu_dharmah_klassifikatsii_dharm_sansare_nirvane , https://fil.wikireading.ru/2829/
  2. Статья «2.    Целостный состав человека. Восьмичастное деление мандалы Шамбалы. Как связаны числа 7 и 8».
  3. Статья «Корреляция хинаяны души с зодиакальным кругом в Калачакре. Часть 2»

15,04,2019 – год ж. Кабана, нед. б. Козы, день син. Лошади

Ок. 26,04,2019 – нед. ч. Обезьяны, д. ж. Змеи

 

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (28.04.2019) | Автор: И.А. Надёжкина
Просмотров: 703 | Теги: понятие, современная модель Калачакры, Хинаяна, Махаяна | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024