Размышления об ОБРАЗОВАНИИ и ПРОСВЕЩЕНИИ
в свете лингвистики и диалектики
на примере стихотворных строк А. С. Пушкина
Понимание смысла слов ОБРАЗОВАНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ можно вывести из морфологии самих слов. Отсюда же выльется и взаимосвязь этих двух понятий, которые часто считаются почти синонимами, по крайней мере, граница между этими понятиями для большинства размыта. В словаре С.И. Ожегова (ссылка на изд. 1973 г) ОБРАЗОВАНИЕ определяется (для нашего случая) как «обучение, просвещение», человек образованный – «имеющий разносторонние знания» ПРОСВЕЩЕНИЕ же - «распространение знаний, образования», человек просвещенный – «образованный, с высоким уровнем развития, культуры». Получается, два этих понятия стоят на одном уровне и где-то взаимозаменяемы.
Рассмотрим слово ОБРАЗ-ОВАНИЕ, произошедшее от слова «образ». Его можно понять как накопление в уме образов, т.е. умственных представлений о различных объектах и явлениях жизни. Чем больше образов в уме, тем более человек образован. Наш разум по возможности сопоставляет и анализирует эти образы, пытаясь сложить целостную картину в различных областях. Поэтому есть медицинское, техническое, гуманитарное и т.п. образования.
Возьмем теперь слово ПРО-СВЕ-ЩЕНИЕ. Приставка ПРО - имеет несколько значений, в том числе «действия, распространяющегося во всей полноте, на весь предмет», а также насквозь. Корень слова - СВЕТ. Поэтому ПРОСВЕЩЕНИЕ можно представить как «освещение светом со всех сторон и даже насквозь».
Когда можно осветить что-то со всех сторон? Когда источник света вынесен за пределы той системы объектов, которые освещаются. За пределы – это не просто где-то сбоку, а вообще вне плоскости нахождения освещаемого (что бы под этим не подразумевалось). Так солнце в зените максимально осветит деревушку, чего не сделает ночью самый мощный прожектор на её улице, потому что что-то будет скрыто тенью, расстояния будут определяться не точно, и представление о деревушке будет искаженным. По аналогии с этим примером, какой источник Света поможет человеку увидеть наиболее истинную картину образов, накопленных в его уме? Свет самого ли ума, источник которого находится в той же плоскости, что и сложенные образы, состоит из той же умственной субстанции? Это будет всего лишь прожектор в случае с деревушкой. Свет, озаряющий то, что находится в уме человека, должен быть вне его и выше, как солнышко в зените. А это Свет духовный – для того, конечно, кто принимает его существование.
Умственные взгляды на определенную группу образов дадут различие мнений - в зависимости от точки зрения. Свет духовный, находясь вне и выше нашего с вами разума, поможет выявить синтез (т.е. единство всех положений: от слов син – вместе, теза – положение) и посему даст максимальное приближение к истине в данном вопросе.
А мы, если ещё не понимаем, что такое духовный Свет, ещё не чувствуем его в себе, должны захотеть его, начать его искать - если устали заблуждаться и стремимся – уже! – получать более истинное представление о жизни.
В наше время, достигнув какой-то степени образованности благодаря системе государственного обучения, надо сознательно, самостоятельно стремиться к просвещённости. Для этого надо хотеть знать истину. Стремление к истинности знания о жизни разбудит в нас Свет, который поможет расставить в нашем уме все накопленные образы по местам согласно не нашему личностному, ограниченному, представлению, а их истинному положению.
Для этого надо постоянно, целенаправленно учиться, накапливая как можно больше самых разнообразных умственных представлений о жизни. Ведь если не будет образов в голове, если ум не развит – что же тогда будет ОСВЕЩАТЬСЯ? Пустырь?..
Вот знакомое старшему поколению по телепередаче «Очевидное-невероятное» J
четверостишие А. С. Пушкина;
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг!
Со школы привыкнув к тому, что Александр Сергеевич - гениальный поэт, поверим же ему! Не зря он слово «просвещенье» связал со словом «дух». Только вместе эта триада:
1, Дух просвещающий;
2, опыт, полученный в результате жизненного труда, и
3, разум, синтезирующий антагонистические крайности = парадоксы,
- даст сознанию человека
4, «открытия чудные» - истинное знание!
Причем в основание треугольника лягут разум и труд, они будут питать собой ОБРАЗОВАНИЕ, а Дух просвещающий встанет в вершине этого треугольника, вне плоскости образования (и ПРОСВЕЩЕНИЕ будет вытекать из этого источника).
Знаете, что мы получили? Мы получили диалектику процесса накопления, развития земного человеческого ЗНАНИЯ! А это уже не просто поэзия – это эзотерическая философия, которую поэт выразил всего четырьмя рифмованными строчками, такими музыкальными для слуха и так много дающими уму. Триада духа просвещения, опыта и гения соответствует триаде категорий сознания человека (рис.1).
Рис.1 Схема диалектики процесса развития земного человеческого ЗНАНИЯ
Треугольник диалектически синтезируется в дуаду и, далее, в точку. Эта точка станет 4-ой категорией и сформируется КРЕСТ, соответствующий пневматологическому кресту сознания человека (рис.2)
Рис.2. Крест сознания человека
Заключим свои рассуждения выводами:
- ПРОСВЕЩЕНИЕ не равно образованию, но стоит выше его и вмещает ОБРАЗОВАНИЕ в себя.
Надо неустанно трудиться над своим сознанием, не только расширяя свое образование, но и направляя устремление на поиск Света духовного.
- По аналогии ПОЭЗИЯ, как форма выражения идеи, не равна ПРОЗЕ, но стоит выше её.
Мысль, выраженная в стихотворной форме, простой, краткой и более красивой, но и более сложной в выполнении, влияет мощнее (имеет больше оккультной Силы = энергии тонкого или огненного мира), чем та же мысль в прозаической форме. Форма поэтическая будет метафизически ближе к первообразу выраженной идеи, чем более многословная форма прозаическая – согласно диалектическому (или можно сказать, космическому) закону простоты.
Поэтому талант выразит идею в прозе, гений выразит эту же мысль в СТИХе. Первый преимущественно пользуется 3-ей категорией Разума своего сознания, второй близок СТИХиям - через посредство 2-ой категории Мистики, непосредственно впечатлённой 1 – Светом духовным (рис.2). И потому «поэт в России больше, чем поэт», что стихийная природа русских чувствует и ищет в поэзии мощь глубинной правды…
P.S.
Я всегда стараюсь записывать даты работы над материалом. В данном случае были 2 даты в год. Кр. Собаки и даты, когда я случайно нашла данный файл в массе других записей, открыла и спонтанно стала читать и немного править. Мне пришла в голову мысль проверить, каким числом будет выражен аккорд принципов каждой даты, т.е. поискать объективный знак относительно данной работы.
Вот что получилось:
ИДЕЯ родилась в :
Год кр. Собаки - 8 принцип Древа; нед. б. Козы – 5 принцип; день син. Тигра - 12 (рис.3)
Итого, 8+5+12=25=7 – полное проявление идеи (которую считаем за 1) данной статьи.
Доработано:
Год кр. Собаки, 8; неделька ч. Петуха, 7; день б. Зайца, 1 (рис.3)
1+7+8=16=7– опять полное проявление, т.е. проявление и смысла и формы, его заключающей.
Отредактировано
17,02,16 - Год син. Козы, 5; нед. бел. Петуха, 7; день син. Лошади, 4 (рис.3)
5+7+4=16=7– и опять полное проявление!
Число, выражающее метафизический смысл каждой из трех дат, = 7. Классно!!
Рис.3 Схема Древа принципов
На следующий день опять открыла файл, и опять нашлось в голове, что дописать. Интрига! Сейчас проверим, что же скажет суммарное число принципов этого дня?..
19,02,2016 – год. с. Козы - 5, нед. бел. Петуха - 7, день кр. Обезьяны – 6
5+7+6=18 = 9 – 9-ый Сефирот, принцип Кабана означают: сложилась тонкая форма идеи данной работы. Всё. Ей осталось только проявиться в материи.
Категория Разума моего сознания наслаждается логикой и гармонией всех привлеченных частей, а мистическое ощущение Тайны единства сущего трепещет при таких «совпадениях»…
|