СИМВОЛИЗМ ЖИВОТНЫХ КАЛАЧАКРЫ - Калачакра. Теософские исследования. - СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... - Каталог статей - Персональный сайт

Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [17]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [52]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 384

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 09.12.2016, 06:49
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

СИМВОЛИЗМ ЖИВОТНЫХ КАЛАЧАКРЫ
СИМВОЛИЗМ ЖИВОТНЫХ КАЛАЧАКРЫ

Предварительно для более полного представления темы отсылаем к статье "Калачакра и другие формы отображения истины"

«Иерархия символов животного есть иерархия видов конкретности Божества, закон абсолютного возрастания индивидуальности. Если символы камней и растения являют всеобщность в ее целостном или ограниченном смысле, но всегда как безличную реальность, то напротив, каждый символ животного утверждает конкретность Божества, указывает Его определенную аспективность, Личность.» /Шмаков «Арканы Таро»/

  На нижеприведенном рисунке представлена Космогоническая схема Древа иерархии космических сознаний и символов 12 священных животных Калачакры, наличие определенного соответствия между которыми мы попытаемся проиллюстрировать через символизм данных животных (из кн. Дж.Купера «Энциклопедия символов» - курсивом).

 

Рис.1. Космогоническая схема Древа Сефирот и соответствующих им символов
священных животных Калачакры

1.Символ зайца почитался во многих религиях, особенно египтянами, как символ андрогина, Озириса, Логоса. Он олицетворял начало, рассвет, подъём и периодичность. У американских индейцев Великий Заяц Монабозо играет роль творца, Героя Рассвета, персонификатора Света.

1-я Сефира (Кэтер = Венец, Корона) есть сокрытый Единый, слишком сокровенный, чтобы о Нём было известно непосвящённым. Его представителем в проявлении являлся Логос. Он синтез и начало (рассвет) всего бытия, периодически проявляющегося после ночи Пралайи; как Сила, Он есть творец../Шмаков «Арканы Таро»/Его план проявления – первый, Ади. Поэтому символ зайца аналогичен Кэтер

Следуя одной из легенд, американские индейцы рисуют на одной стороне весла кролика, курящего трубку, а на другой – пуму, объясняя это тем, что пума всегда гоняется за кроликом, желая его съесть, но он спокойно курит, т.к. не боится её.  Если заменить пуму тигром, которых нет в природе американского севера, то легко прослеживается аналогия между отношениями  этих зверей и отношениями первого и последнего принципов в Калачакре. Если первый принцип – Заяц, онтологическое Начало всего, есть Единое Сознание (или Знание), то последний принцип – Тигр, предельная дифференциация в иерархии космических сознаний, это конечный этап инволютивного процесса, конкретный феномен проявленного сознания. Хотя в каждом таком конкретном феномене целостное Знание не просматривается, искажается до неузнаваемости майей (пума=тигр хочет съесть кролика), тем не менее, оно всегда, как нумен, существует (кролик не боится пумы). Думается, что индейцы, дальние потомки атлантов, сохранили в своих легендах  космогонический символизм.

На Калачакре принцип Зайца начинает круг цикличности /Ю.Н. Рерих «К изучению Калачакры»/.

Ключевое слово «Знание» («Сефира» или «Божественный разум» в Каббале» - из кн. «Разобл. Изида»)

                 2.Символ дракона, или «крылатого змея», объединяет в себе змею и птицу. В нём заключена символика  вод, несущих жизнь (змея), т.е. первоматерии, и Дыхания Жизни (птица), Духа Божия. В китайском символизме Д. представляет высшую духовную силу, бесконечность, , божественную силу перемен и трансформации, закон становления, сверхъестественную мудрость, силу. По «Тайной Доктрине» Драконы Мудрости – это Высочайшие Разумы в иерархии космических  сознаний. В точке 2 Древа Сефирот они в самом начале своего манвантарного проявления (на втором плане). Имя 2 Сефирота «Мудрость». «Сефира (Кэтер) эманировала Мудрость и Разум, создав первую триаду» /«Разоблаченная Изида», 2, гл.V)/.

                 3.Змея. В мифологиях мира использовалась, как символ зла, необходимого для общей победы добра, и в положительном аспекте, как символ жизни, вездесущности Божества. То, что змея как бы входит в состав дракона, иллюстрирует 3-ю Сефиру и её бинерную связь со 2-ой Сефирой. Имя «Разум понимания». Символизм змеи широко представлен в «ТД»

                 4.Теогонический синтез природы символизируется сфинксом. К этому символу близко подходит символ коня, часто совпадающий с ним по эзотерическому смыслу /Шмаков/. Конь означает скрытую сущность вещей (буддизм). Конь в индуизме  - один из образов Авалокитешвары, Господа нашей вселенной. Белый конь Калки – последняя инкарнация Вишну.(рис. 2).

 Э. Кришнамачарья. Стр 325:

    • Брихадараньяка упанишада:
    • «Поистине, утренняя заря – это голова коня мудрости»
    • Конь – это жизненная сила, который держит всё в равновесии.
    • Этот конь потомок вод. Происхождение его очень древнее. 
    • Он называется Вайшванара (ч-к в творении).

       Мы кланяемся тому, чьим проводником явл-ся конь. Он - Господь этой приходящей вселенной.»

4-ая Сефира – это и есть теогонический синтез природы вселенной (Коллективный разум нашей солн. с-мы), и, как мы видим, символ лошади полностью ей соответствует.

Ключевое слово в КЧ «Справедливость». Имя 4 Сефиры «Милосердие» (/«Разоблаченная Изида, 2, гл.V)/.) - как высший Закон, творящий мир.

Рис. 2 Положение на семи планах бытия пяти стихий проявления «12 священных животных» в макрокосме и микрокосме.

                 5.Особый вид символа животного, выражающего специфически идею извращенного бытия (когда стихия природы, олицетворяемая в древнегреческой мифологии богом Паном, разрывает эзотерическую связь с Горним), т.е. дьявола, — козёл /Шмаков/. Но у индусов козел (наряду с бараном) является атрибутом бога Агни, который скачет на козле, у китайцев козёл является омофоном ян и становится мужским принципом, добром и миром. Коза Амальтея, по преданию, вскормила Зевса Диктиноса, её шкура стала ему щитом, рог – рогом изобилия. Сравним эти свойства с характеристикой 5-го Аркана и увидим их полную логическую идентичность

5-ый Аркан - учение об индивидуальности отдельной Монады, как формы Вселенского Духа; о расколе и вихревой природе сознания. «Будучи по природе своей частью Вселенского Духа, монада своим сознанием являет аспект Космического Божественного Сознания; утверждая себя как самостоятельную независимую субстанцию второго рода, монада тем самым утверждает присущее ей сознание как вторую ипостась своей реальности; это сознание в присущем ему самому аспекте теряет связь с Общекосмическим Сознанием и получает независимость бытия, хода и самой закономерности порядка самоутверждения»

 

                 6. Обезьяна. Символизм её в поздних религиях имеет практически всецело отрицательный характер. В индуизме же обезьяна является священным животным, означает доброжелательность и нежность, эмблема бога Ханумана; у индейцев майя Бог Северной Звезды имел обезьянью голову, В египетской «Книге мертвых» есть рисунок, где три собакоголовые обезьяны вытягивают из воды полную рыбы сеть.

По своему облику обезьяна – несовершенное (не развитое ПОКА до конца), карикатурное отображение человека. Но в своём идеале человек – отражение Бога, и образ обезьяны, получается, - его сокрытие. Этот символ логически соответствует 6-ой Сефире, котрая есть зеркальное отражение Кэтер.  Её имя - «Гармония. Красота».

6-ой Аркан - учение о космической семье феноменальных утверждений Первообразов; о подобии мира Божеству. Небесная Природа. Что соответствует 4-му плану буддхи.


7. Птица. Символ непреходящего; божественного проявления, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания; мысли, воображения. У христиан птицы – крылатые души, всё духовное. Младенец Христос часто изображается с птицей в руках. В индуизме птица означает разумность, мышление: «Мысль – самая быстрая птица» (Ригведа). У маори птица-человек – это божество, всевидящий, всемудрый, символизирующий силу и храбрость. Птица Гаруда – птица жизни, Небес, Солнца, победы, она создатель и разрушитель всего, на ней передвигается Вишну.у гностиков петух изображался иногда с колоском пшеницы в клюве (Эго со своими воплощениями)  

7-ой Аркан - учение о Монаде, как квазисамостоятельной субстанции; о ее  целостном, замкнутом и независимом бытии - самоутверждающемся Первообразе; его падение. Другими словами, этот Аркан символизирует Высшее Эго человека, где отдельная Искра Божественного Сознания индивидуализировалась, отделившись покровами Майи от себе подобных.

Петух – символ Высшего Эго человека, «птицы Хомы (от слова Хомо - человек) прекрасные, вы не любите землю…» /Н.К. Рерих/.Имя 7 Сефирота  - «великолепие». (Другой вариант – Победа)

                 8. Собака. Восьмая Сефира – природа феноменальная (для Бога), воплощающаяся личность человека. И как конкретная воплощающаяся личность полностью принадлежит земле, так и символизирующая её собака бегает, опустив морду к земле, в отличие от петуха, могущего летать (символа бессмертного Высшего Эго) По словам Апулея «собака, поднимающая свою грубую шею, с мордой поочерёдно то чёрной, то золотой, - означает посланника, снующего туда-сюда между высшим и подземным мирами» (т.е. между высшим манасом и астралом). В алхимии собака символизирует дуальную природу Меркурия, ноуса (ума). У мексиканцев собака символизирует одновременно смерть и воскресение. В буддизме Львиная собака – страж Закона, подавление страстей через Закон (в Древе -  связь Собаки с Козой по левой колонне).

8-ой Аркан - учение о круговороте единичных феноменальных сознаний в феноменальной природе. Имя 8 Сефиры «Слава» = Неизреченная Слава Божия ..в Его Внешнем Проявлении /Арканы Таро/

                 9.Вепрь – кабан – в Ведах поднимает клыками Землю из вод. Космогонически это есть аллегория уплотнения астральной формы планеты до твёрдого состояния. Имеет как солярное (олицетворяет мужской пр-п), так и лунное значение. У индусов третья инкарнация Вишну, Варахи, в образе вепря спасает землю от вод хаоса и впервые обрабатывает землю.(В Калачакре третий из пяти цветов (стихий), красный цвет животного, соответствует - в микрокосме - астральному плану, рис. 2).Свинья также олицетворяет Ваджраварахи – богиню рассвета и Царицу Небес, источник жизни и плодородия, женское проявление  Варахи.( =Луна). Свиноматка ассоциируется с Великой матерью и имеет лунную и небесную символику (= пространство астральное для Земли) Вепрь м. б. посланником богов.(колонна равновесия, ∆ Заяц,Обезьяна,Кабан. Каббала это качество отмечает у 9-ой сефиры). У скандинавов и тевтонцев вепрь связан с похоронами (т.е. с астральным планом, куда «уходят» мертвые) .

Поэтому символ кабана соотносится с 9-ой Сефирой – моментом, когда сформировалась в астральной материи Земная природа, а также сложилась форма человека как утвердившегося Божественного Первообраза. Имя  9 Сефиры «Форма. Основа порождения».

9-ый Аркан - учение о человеке, как утверждённом Перовообразе. Природа Земная.

               Мы привели примеры из книг по ззотеризму и мифологии, где анализируются эти мифы с космо- и теогонических позиций, подтверждая, что символизм животных глубок, не случаен и имеет корни, уходящие в тайное знание, Гнозис.

Не сложно было заметить, что приведённый порядок символов соответствует сути первых 10 космогонических Арканов и есть система символических животных 12-летнего буддийского цикла хинаяны: Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан, Мышь, Бык, Тигр, которые, в свою очередь, связываются в буддизме с 12 ниданами.

                 Понять три символа: Мышь, Бык и Тигр, можно, если смотреть на них уже не с позиций метафизики, описывающей Атрибуты Единого, а с точки зрения дифференциации сознаний от Единого до отдельного актуального (земного) сознания человека. Тогда к схеме Древа Сефирот вместо 10-ой Сефиры, символизирующей проявленный мир в целом, Малкут, прибавится новый треугольник, описывающий сознание человека проявленного (рис.)

Тогда символы 12-ти «зверушек», начиная с Зайца, четырьмя триадами (рис.) представят инволюцию духа: сознание Единого, коллективное сознание Монад, проявленное сознание монады и сознание отдельной воплотившейся личности. Или, по-другому, иерархию сознаний.

                10.Крыса – символизирует смерть, разложение; зло (в христианстве), что вполне соответствует качествам 10-ой Сефиры как земной жизни, полной скорбей (буддизм). С другой стороны, в индуизме она олицетворяет благоразумие, дальновидность. Крыса служит боевым конём Ганеше – победителю препятствий, символизируя успешную попытку. Эти характеристики уже описывают 10-ю Сефиру как синтезирующую вершину в треугольнике актуального сознания человека, его категорию Воли, эволютивно, т.е. вверх, направленную. Только такая устремлённая воля даёт успех. Если воля ещё не устремлена, она символизируется мышью (беспорядочное возбуждение и всяческое зло). В контексте природы, 10-я точка на схеме Древа обозначает конечный синтез всякой дифференцированности физического плана, следовательно, смерть и разложение (плотной материи), что и отобразилось в символе крысы.

10-ый Аркан - учение о мире, как устойчивом замкнутом вихре - утвержденной тварной природе Божества. Ключевое слово на КЧ «Накопление» - скорее как психологическая характеристика, но можно условно принять его и как синоним слова «синтез земного»

                 11.Символ быка в целом олицетворяет производительную, репродуктивную (т.е. возРОЖДАЮЩУЮ) силу природы; у индусов он – всеохватывающее дыхание Адити, атрибут бога Агни. Положение символа быка на схеме Древа в основании колонны Дракона вполне соответствует данной  характеристике. В таком положении Бык и Тигр олицетворяют в бинерной форме сознание проявленного человека, причём Бык – тезис, связывающий с единством, а Тигр – антитезис, предел отчуждения сознания от себе подобных. Только через тезис (принцип Быка) актуальное сознание может сообщаться с Горним. И мы находим в символизме, что бык у древних олицетворял победу над звериной природой человека; сила, придаваемая сомой, приравнивалась к силе быка; в даосизме Лао-Цзы ездил верхом на буйволе.

Ключевое слово на КЧ «реализация» (толкование автора КЧ), но «рождение», согласно символизму, будет больше соответствовать сути принципа.

                 12.Образ тигра в символизме отражает его соответствие природе земной и сознанию земного человека. Тигр одновременно творец и разрушитель. У египтян (чей символизм ещё тесно связан с метафизикой и космогонией), Тигр – атрибут Сета в его тифоническом аспекте  как убийцы Озириса («В природе духовной … мысль и разум, а на земле … все здоровое, устроенное и упорядоченное сроками… является истечением и подобием Озириса. Тифон же в пределах души – все бурное, титаническое, неразумное, и непостоянное, а в материальной части – смертное, вредоносное.. – все это как бы набеги и мятеж Тифона» / Плутарх «Исида и Осирис», М., Эксмо,2007, стр. 59/).

Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре., «Оседлать тигра» означает выступить против или вступить в конфликт со стихийными опасными силами.дракон и тигр, изображенные вместе, означают противоположные силы духа и материи.

В китайской алхимии тигр символизирует телесную силу, Он страж могил. Но тигр также и символ военного  мужества, власти. У индийцев он символ кшатриев, касты правителей и воинов.

Ключевое слово на КЧ «рождение» (толкование автора КЧ), но «смерть» как антитеза «рождению» и качество, присущее всем вещам плотной материи, будет больше соответствовать сути принципа, хотя не будет этим полностью раскрывать его суть (см. ст. «Метафизическая основа принципа тигра»)

                 Символизм льва необходимо рассмотреть. Он многообразен, но достаточно явно прослеживается основная его задача как символа – иллюстрировать свойства 8-ой Сефиры, а именно, личности человека, находящейся на низших подпланах ментального плана, т.е. символ льва соотносится с символом собаки, но степени Льва -  это степени посвящения (напр., Пустынный лев).

Приведём самые характерные примеры символизма льва из книги Дж. Купера. Лев – страж дверей, врат (в «царство божие»), Древа жизни. Крылатый лев, грифон, олицетворяет андрогина. В буддизме лев означает духовное рвение, продвижение вперёд; Будду изображают на троне, стоящем на львах. В христианстве лев  - и символ Христа и, с другой стороны, дьявола – пасть «льва рыкающего»  (ясно отражены обе предельные возможности развития отдельной личности). Есть поверье, что львята рождаются мёртвыми, а жизнь в них вдыхают родители (личность без союза с высшим манасом не имеет бессмертия жизни).

 Резюме.

Думается, приведённый выше материал убедительно показывает

·         параллельное тождество Сефир от 1 до 10, Арканов от 1 до 10 и  ряда символов животных Востока от зайца до тигра

·         связь онтологического (манвантарного) начала всего сущего с символом зайца

 

Корректировано год б. Зайца, нед. Син. Собаки, дни син. Козы и кр. Обезьяны

 
Использованная литература: «Тайная Доктрина», В. Шмаков «Великие Арканы Таро», Дж.Купер «Энциклопедия символов»,
О пневматологии см. статьи: ОСНОВНАЯ ДОКТРИНА ПНЕВМАТОЛОГИИ
Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (21.04.2010) | Автор: Надежкина Ирина Анатольевна
Просмотров: 3020 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
2  
Автор добавила ещё картинку и кое-какие фразы отредактировала.
Повышаем качество smile

1  
Автор заменила старый вариант статьи на новый, откорректированный и дополненный в мае 2011г. tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016