Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [120]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 06.05.2024, 10:39
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Соответствие знаков зодиака принципам и ниданам Калачакры. По материалам кн. «Калачакра тантра». Часть 2.

Соответствие знаков зодиака принципам и ниданам Калачакры.

По материалам кн. «Калачакра тантра».  Часть 2 

Продолжение части 1 статьи «Соответствие знаков зодиака принципам и ниданам Калачакры».

Разобрав, что символизм первых созвездий лунного зодиака подтверждает аналогию между знаками Овна и Тельца  с символическими животными Тигр и Бык в Древе иерархии космических сознаний, проверим уже и созвездие Близнецов – насколько оно будет связано с принципом Мыши = 10-ым сефиротом Малкут, представляющим Земное царство. На 7-ом плане принцип Мыши находится на 1-ом подплане, лайя (рис.1). 

Рис.1           

3 знак, БЛИЗНЕЦЫ

Звёзды a и b созвездия Близнецы включает в себя созвездие Пунарвасу. Оно «олицетворяют две богини, одна из которых богиня Апараджита* или Дурга, супруга Шивы, представляющая Великую Черную Богиню Кали, и вторая богиня, именуемая Джаянти**, дочь Индры, и обе прославились как богини, раздающие дары» /1, стр.31/.

*) Санскрит – слоговый язык, т.е. каждый слог имеет своё конкретное  значение. Поэтому сочетание «а-пара-джи» может означать, примерно, «не – за пределами – жизни», например там, где жизнь в разных формах «бьёт ключом» - через посредство принципа джива, т.е.  на 1-ом подплане 7-го плана (рис.2).

Рис.2

К этому же подплану нас отсылает Апараджита как Дурга (и Кали), супруга бога Шивы (персонифицирующего  волевой принцип в Божественной Триаде), она символизирует соответствующую субстанцию и разрушающее все формы время физического плана. То есть, земные принципы Малкут и Мышь. И нидана существование /2/.

Этим принципам соответствует категория Высшей Воли пневматологического креста актуального (земного) сознания человека (рис.2).

**) Санскритское имя Джаянти, дочери Индры («господина чувств», бога мира уже проявленного), созвучно с названием ниданы джати, рождение, – следствие существования. Её тибетский аналог означает «победоносная» /стр.31/.

Так вот, качества этих двух богинь, представляющих одно созвездие Близнецов, указывают на двойственность:

Богиня Апараджита/Кали - дарящая всему жизнь и разрушающая всё на 7-м, физическом плане = 1-ый подлпан, лайя-центр и стихия притхиви – макрокосмически (рис.2).

Богиня Джаянти, связанная с рождением всего проявленного, и тем побеждающая смерть (форм) - это 2-ой подплан = акаша, космическая Матерь 7-го плана. Обе богини, супруга и дочь высших богов, «раздают дары» (блага существования) в этом мире.

Но почему же 2-ой подплан – через богиню Джаянти – присоединился к 1-му подплану и к принципу Мыши? 10-ым принципом Древо сефирот выражает полное проявление макрокосма. И принцип Мыши/Малкут (аналогично парабраману и мулапракрити в их единстве) есть андрогин, содержащий в потенциале М. и Ж. начала = Каина и Авеля, то есть, близнецов, солнечно-лунных. (Но в дальнейшей дифференциации физической материи и в эволюции человека (микрокосм) 2-ой подплан будет играть уже отдельную роль и ассоциироваться с другой стихией и другим знаком зодиака).

Так что, созвездие Близнецы, связанное с 1-ым, лайя, подпланом физического плана, с 10-м принципом Древа Мышь  (сефирот Малкут) и ниданой бхава, существование, поддерживает начатую с Овна и Тельца логическую линию соотношений знаков зодиака с принципами Калачакры.

4 знак, РАК

 «Созвездие Пушья  - владения созвездия Рак. Пушан, ведическое божество благосостояния, связанное с  Солнцем*; часто ассоциируется с Луной-Сомой как защитником Вселенной. Тиб. – царь, правитель»/стр.31/.

*) Куспид знака Рак – это точка летнего солнцестояния, с максимумом проявления солнечной энергии (благосостояния?). В тексте КЧ-тантры созвездия и планеты имеют свои «достояние», «богатство», «имущество», которые «делятся», растут, уменьшаются, «используются» другими; имеют даже единицы измерения. Может, эти слова означают,  нашим языком, имеющийся у них потенциал (всеначальной) жизненной энергии, Силу? 

 С другой стороны, ассоциация Пушана с Луной-Сомой отсылает его к астральному плану. Это одно из значений Сомы – олицетворять 6-ой, астральный, план. Более полный символизм Луны  – олицетворять Пространство как Мать, рождающую всю вселенную (2-ой план). И 6-ой план для 7-го есть конкретная Мать Земли, рождающая и питающая (дающая Силу) все её формы (рис.1). Планы 2,4,6 – женские, по этой линии они - аналоги.

«Сома, Правитель невидимой Луны, но не Инду, физической Луны» /2/. Сома, по большому счёту, ассоциируется «с влагой, которая способна производить жизнь под воздействием тепла» /3/ - понимай, астральный (влага) план, «производящий» жизнь форм под влиянием (тепла) с плана ментального. 

«Это созвездие (Пушья) отождествляется с двумя богинями: одна из них – Пушти, дочь Дакши», [который «рождает» создания],  она же – Сарасвати, богиня мудрости и красноречия», имеющая ассоциации опять же с Сомой… «Её образ восходит к ведийскому божеству одноимённой реки, олицетворяющему речь»/стр.31/.

Красноречие связано с 6-м,  астральным планом, т.к. он являет форму (9-ый сефирот, Форма, Сила) мысли и придаёт ей творящую силу.

«Иногда на место богини Сарасвати помещают жену Варуны, владыки морей и океанов*, по имени Сиддхи**, тибетское имя которой Дуппама, что означает Совершенная йогини, Победоносная йогини**» /стр 31/.

*) Варуна - Владыка вод, т.е. астрального плана. Жена его – материя этого плана.

**) сиддхи – санскр., сверхспособности, присущие йогу. Когда йог полностью ими овладевает, он осваивает жизнь в Тонком мире и  становится «победоносным» (нирманакая), побеждая свои привязанности (нидана упадана) к существованию в плотном мире. 

«Кроме них Созвездие (Пушья) представляет богиня Ума, Великая богиня Махадеви», её тибетский аналог имеет значение «приносящая удовлетворение» /стр. 31/. Последнее слово связано с выполнением желания и с сексуальным влечением – это всё кама, астрал.

Итак, подтверждений достаточно тому, что через созвездие Пушья знак Рака связан с астральным планом, с 9-ым сефиротом, Форма, и 9-ой ниданой привязанности, т.е. с принципом хинаяны  - Кабаном (рис.1).

5 знак, ЛЕВ

Во владения знака Льва конкретно из лунного зодиака входят созвездия Магха,  Пурва-пхалгуни и Уттара-пхалгуни. Два последних созвездия характеризуются в книге чисто астрономически.

Магха (санскр.) - подарок, дар, награда; богатство, власть*. Магха с тибетского переводится как Конь (возможно, созвездие Пегас). Иногда рассматривается как эпитет жены лунного божества Сомы**/стр. 32/.

Если, преемственно начатому, понимать знак Льва как соотносящийся с принципом низшего манаса человека (рис.1) и ниданой тришна, жажда жить (символ Собаки в Древе),  то можно понимать:

*) Дар – это дар разума воплощённому человеку, данный Кумарами (агнишваттами), солнечными божествами, с арупа-подпланов 5-го плана, где «базируется» принцип Высшего Манаса человека (рис. 1), но и дар импульса воли к жизни от атмана, дживатмы, переданный человеку через его Высшую Триаду принципов (Атма-Буддхи-В.Манас)  и воспринимаемый как жажда жить.

Власть – это  сила, даваемая разумом (Лев – царь: зверей - в природе и животной природы – в человеке).

Богатство  - тоже в разуме.

Всё это имеет низший манас, ум человека, являясь в воплощённой личности человека временным «регентом» духа.

**) Эпитет жены лунного божества Сомы будет означать тот же низший манас с его положением там же, на низших, рупа - подпланах 5-го плана (рис.1)

Кстати, число 5 - порядковый номер знака Льва в зодиаке, считая от Овна, – это число воплощённого человека, ставшего разумным. Что согласуется с эзотерическим смыслом числа 5 как символа разума и человека (разумного).

Получается, что созвездие Лев связано с ментальным телом человека – принципом низшего манаса, с 8-ым принципом Древа (Собака) и ниданой жажда жить. (А отсюда вытекают и остальные астрологические характеристики рождённых в знаке Льва).

6 знак,  ДЕВА

«Созвездие Читра (санск. citra – превосходная, яркого цвета, ясная;  тибетское название – птенец, цыплёнок*) находится во владениях знака Девы. Читра является названием главной звезды a - Спика (лат.  колос) созвездия Девы. Фигура девы с колосом символизирует одноимённое название, а колос (Спика) указывает на то, что Солнце находится в этом созвездии, и наступила пора урожая»/стр.34/.

*) название птенец, цыплёнок - «случайно» совпадает с принципом петуха (птицы) в махаяне, эзотерический символизм которого - Высшее, бессмертное, Я человека (рис.1). «Птица. Символ непреходящего; божественного проявления, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания; мысли, воображения /4, раздел Птицы/; у гностиков петух изображался иногда с колоском пшеницы в клюве» /4, Петух/.

Символ колоса в руке девы может иметь не только астрологическое и сельскохозяйственное значения.

Если, преемственно начатому, знак Дева соответствует принципу Высшего Манаса человека, то колос с зёрнами (плоды настоящего и залог будущего в «чаше», сердечном центре человека) в её руке (как в чаше из пяти пальцев!) вполне соответствует эзотерическому смыслу - телу карана шарира (причинное тело = высшее Эго) человека воплощённого. В санскритскои слове Читра слог чит означает «всеобщее, чистое сознание, абсолют, высшее сознание» /5/. И в этом тоже можем находить подтверждение соответствия зодиакального знака Девы с третьим принципом высшей, бессмертной Триады человека.

 Само латинское название этого знака – Дева: Virgo (от Vir - «мужчина, человек» и  gen  - «рождать») – означает «рождающая человека». Подобно этому, «индийское название этого знака зодиака Kanya, девушка, восходит к ностратическому kkana = рождать» /6/. Высшее Эго «рождает» свои воплощения.

Давая разум человеку, Кумары дают человеку воплощённому способность знать, ведать себя и окружающий мир. 7-я нидана, соответствующая принципу петуха, - ведана (рис. 1).

Можем считать, что созвездие Дева связано с принципом Высшего Манаса человека, с 7-ым принципом Древа - Петух и ниданой ведана,  чувствования (и тем  - ведение явлений). 

7 знак ВЕСЫ

Во владениях этого знака зодиака находится созвездие Вишакха лунного зодиака.

«Этим созвездием управляют две богиниМахешвари (одно из имён Кали), и Радха (или Гопи, прекрасная пастушка, возлюбленная Кришны), последняя в отдельных случаях выступает аватарой прекрасной богини Лакшми. Санскр. Radha, vicakha  – процветание, успех»/стр.34/.

Надо сказать, что перевод каждого санскритского слова не так прост, он имеет до 64 значений! И такое прагматично всеми понимаемое значение слова vicakha  – процветание, успех, для сознания человека на духовном плане приобретает особый смысл, если считать, что  знак Весы соответствует 6-му сефироту Тиферет (Красота, Гармония)  на 4-м плане, среднем из семи, и духовному принципу буддхи в человеке (рис.1).

Так сочетание прекрасной богини Лакшми и ужасной богини Кали, являющей собой дух разрушения, вполне может относиться к 4-му плану, буддхи. С одной стороны,  этот план представляет собой прекрасное отражение Природы Божественной, сефирот Тиферет - Красота, Гармония - где, воистину, достигается равновесие (символ – весы!) духа и материи, гармония (в соприкосновении всех частей Природы). С другой стороны - это план, как известно из «ТД», на котором очередной циклический виток (Круг) существования семи глобусов Земли заканчивается пралайей.

В Тибете Махешвари известна под именем Сагакьема. «Настоящую известность созвездию Сага принёс месяц Вайшакха [Вишакха], именно в этот месяц родился Будда Гаутама, отринул мир и покинул его, достигнув полной нирваны»/стр. 35/.

Согласно «Тайной Доктрине» именно в принципе буддхи на 4-ом плане божественная монада рождается как индивидуальность (дуада атма-буддхи)  и, пройдя «цикл необходимости», здесь же она (монада) достигает - в человеке - полного просветления разума и  состояния нирваны.

Можем считать, что знак Весы соотносится с сефиротом Тиферет на 4-м плане буддхи, принципом Обезьяна махаяны и соответствующей ему ниданой спарша, соприкосновение.

 следующих знаках в третьей части.

Ссылки:

  1. Дылыкова-Парфионович В.С. «Калачакра тантра. 1книга. Вселенная», М.,2018, (далее в ссылках стоят только страницы)
  2. статья  «Цепь нидан и символические животные Калачакры», сайт «Теософская лаборатория»
  3. Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ст.1 шл.3
  4. Дж. Купер «Энциклопедия символов», Ассоциация «Золотой Век», Москва, 1995
  5. Андросов В.П. «Индо-тибетский Буддизм». Энциклопедический словарь. М., Ориенталия, 2015
  6. Веташ Семира и В. «Астрология и мифология», АТОН, СПб,1998, стр 542

 

 

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (27.02.2019) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 789 | Теги: Калачакра тантра, Знаки Зодиака, нидана, принцип, теософская модель Калачакры | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024