Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [120]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 06.05.2024, 11:34
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Соответствие знаков зодиака принципам и ниданам Калачакры. По материалам кн. «Калачакра тантра». Часть 3.

Соответствие знаков зодиака принципам и ниданам Калачакры.

По материалам кн. «Калачакра тантра».  Часть 3.

Продолжение частей 1 и 2

8 знак, СКОРПИОН

Включает созвездия Анурадха, Джьештха и Мула.

1) санскр. Анурадха* – букв. Милая богиня;  Тиб. – букв.  Божественная женщина /1, стр.35/.

Богини – всё символы Женского начала в космосе, т.е. тончайшие материи определённых планов.

*) Радха – имя возлюбленной самого высшего бога, Вишну, а слог ану - атом; образования, не воспринимаемые органами чувств  - подтверждает высокий уровень плана этой материи.

«Ю.Н. Рерих называет созвездие Анурадха 17-ым. С. Дас … приводит другое название 17-го созвездия, а именно lag-sor (тиб. букв. палец, пригоршня воды), которое, возможно, передаёт форму этого созвездия, напоминающего очертания [приносимых] жертв и жертвоприношений»/стр. 35/.

Зная «устройство» круга махаяны (12 принципов - животных и 5 стихий), а также космоса (по «ТД»), скорее можно предположить следующее. Пригоршня = 5 пальцев, собранных вместе, означает высший план из пяти планов (стихий), их синтез, который вмещает «воду» =  первичную материю для проявленного космоса.

 Если, преемственно начатому в частях 1 и 2, понимать знак Скорпиона как соотносящийся в Древе с 5-м принципом Козы и принципом атма на низших рупа-подпланах 3-го плана (высшего из пяти, рис. 1) и символизированного в космогенезисе древних как первичные воды, то такое прочтение тибетского названия 17-го созвездия кажется значительно ближе к космогонии, чем то, что у С. Даса.

Рис.1

2)«Джьештха на санскр. – наивысший, наилучший, превосходный. На тибетском это созвездие называется также (Ideu)фея, волшебница, сокровищница» /стр.35/.

Сокровищница  сознания - эпитет принципа атма. («Ом мани падме хум» = «сокровище в лотосе моего сердца» - т.е. атма в Высшей Триаде, эзотерически).

«Изначально Джьештха было посвящено Индре*, но со временем почитание Верховной Богини под именем Тара** сделало это божество главной богиней созвездия, вытеснив образ Индры» /стр.36/.

*) Ведийский бог Индра есть один из главных богов солнечной системы (Его эпитет — Аджа, «Нерождённый». Гимны «Ригведы» прославляют его как демиурга, поднимающего небо); Индра – ум или душа; Бог чувств; главный Дэва /из словаря по йоге и веданте/.

Демиург - это Строители, Коллектив Дхиан-Коганов  (Монад), а значит, и 4-ый принцип в Древе, и его план – арупа-подпланы 3-го, атмического, плана  Космического Разума, Махата (рис. 1). «Мировой Разум, который, будучи отделен от своего Источника, является Демиургом или Творящим Логосом западных каббалистов, и также Четверо-Ликим Брамою индусской религии. Рассматриваемый в своей совокупности в Эзотерической Доктрине с точки зрения проявленной Божественной Мысли, он является Воинством Высочайших Творцов – Дхиан-Коганов» /2/ (рис.1).

А пять чувств есть, эзотерически, аналоги проявленных (низших пяти из семи) планов материи в макрокосме.

**) На следующем этапе космогенезиса (5-ый принцип в Древе) происходит индивидуализация Семи Монад, появляются дживатмы (атманы) на нижних, рупа-подпланах 3-го плана. Процесс диалектически аналогичен выявлению низшего манаса из Высшего на 5-ом, ментальном, плане. И когда этот диалектический этап становления космоса произошёл, естественным образом (так же, как мулапракрити скрыла собой парабраман) более материальные рупа-подпланы скрыли тонкие, субстанциональные, арупа-подпланы 3-го плана - мифологически, Верховная богиня Тара вытеснила образ Индры. «Верховность» этой богини означает её принадлежность (как символа тончайшей, но материи) именно к 3-му - или высшему из пяти проявленных - плану. (Аналогично в микрокосме человека Тара как Венера, будет на 3-ем подплане ментального плана, где «базируется» принцип Высшего Манаса человека, с которым, по «ТД», планета Венера связана).

«Тара на земле как речная богиня олицетворяет священную реку Ганг, вытекающую из спутанных волос, венчающих голову Шивы» /стр.36/. Шива - наивысший бог, имеет отношение только к 1-му подплану, лайя, 7-го плана. Воды реки Ганги, символизирующей животворящие «воды» = субстанцию и материю, «стекают» с его головы, что означает последовательное выявление субстанции и материи с 1-го подплана по 7-ой  на физическом плане (рис. 1).

 

Что касается ниданы, шадаятана, которая среди разных толкований имеет и такое: шесть трансцендентальных зачатков чувств, то она, как было доказано ранее /3/, соответствует 5-му принципу Древа, Коза, на 3-ем плане (элемент Эфир,  рис. 1). Принцип атма, принадлежа рупа-подпланам 3-го плана, по линии женского начала «закладывает» материальные основания (в человеке определяемые через чувствования) остальным шести принципам (линия мужского начала) человека. Это свойство атмы логически согласуется с ниданой шадаятана.

Итак, космологическая расшифровка символов богов и богинь, связанных через лунный зодиак со знаком Скорпиона в солнечном зодиаке, приводит нас к рупа-подпланам 3-го плана, атмического, и (согласно закону аналогии) к 3-му подплану на других  планах (рис.1).

 «Вторая богиня, имеющая отношение к созвездию Джьештха, носит тибетское имя Дугкарченма (тиб. Имеющая Белый Зонт) или санскритское Ситатапатра Апараджита, что означает «Победоносная [богиня] с белым зонтиком» /стр.36/.  

В предыдущей работе /4/ мы соотносили белый зонтик с танматрой притхиви и даже придали значение тому, что на КЧ в знаке Овна эта стихия присутствует в принципах белой Лошади и бел. Козы. В секторе Скорпиона принципов этой стихии сейчас нет, но когда-то Скорпион заключал в себе  знаки Весы и Дева:

  «Идея Густава Зейффарта, что в древние времена знаков Зодиака было лишь десять, ошибочна. Десять были известны лишь непосвященным. Посвященные же знали их все, со времени разделения человечества на два пола*, откуда и возникло подразделение Девы-Скорпиона на два. Это разделение, благодаря добавлению тайного знака, которому греки дали название Весов, вместо тайного и не выданного имени, составило двенадцать. (См. «Разоблаченную Изиду», II, 456) /Теопедия/.

*) к  концу Третьей Коренной Расы. В этот же примерно период человек был наделён разумом. До этого воплощенный человек был, по сути, животным, и принцип атма (дживатма) просто оживлял его; принцип буддхи был в зачатке, принципа разума у человека не было. На рис.1 мы видим: именно знак Скорпиона (как соответствующий принципу атма), заключая в себе знаки Весы и Дева, и был потенциально той Триадой атма – буддхи - Высший Манас, которая выявится только с появлением на сцене эволюции человека Кумар = агнишваттов (ставших принципом В. Манаса и давших человеку принцип низшего манаса - своего естества).

Значит, Скорпион в те времена имел в своём составе принципы стихии притхиви: белой Мыши и белого Быка, находящиеся сейчас на Калачакре в секторе Весов.

«Богиня Тара [ставшая главной богиней созвездия Джьештха] … ассоциируется с планетой Венера» /стр.36/. Венера - вроде бы - в астрологическом плане не имеет явного отношения к Скорпиону, но к Весам имеет (этот знак -  её обитель).

 В сноске /стр. 36/ читаем, что «белый зонт [имя Дугкарченма] – символ царской власти». Знак Скорпион (как аналог атмана), имея отношение к  рупа-подпланам высшего плана (стихии) из пяти, т.е. к Элементу Эфир, синтезу низших четырёх Элементов, имеет тем и «царскую власть», и право ассоциации с пракрити - относительно высших, не проявленных планов (стихий).

3) Созвездие Мула.

Санскр. Mula  сокр. Форма от Mula-sthana – богиня Гаури, прекрасная супруга Шивы.

Тиб. (snrubs) – основа, корень или жизнь.

Гаури (санскр. буйволица) – одно из имён сострадательной богини Умы, культ которой восходит к древнейшему культу Богини – Матери, процветавшему среди неарийских народностей Индии /стр. 37/.

Санскр. Mula  также означает корень, основа (сравним со словом  мулапракрити = корень-субстанция, «ТД»)

Как мы разобрали выше, двойственный по своей природе Космический Разум, или Махат, занимает одним своим полюсом арупа подпланы, другим – рупа-подпланы 3-го плана, где появляется принцип атман (монада, Искра, принимающая у Единого Отца эстафету «творения»), который и явит себя  как «основа, корень или жизнь» для существ низших пяти планов.

Так что, во всех наших подходах к символизму созвездий, входящих в Скорпиона, его метафизическая сущность выражается однозначно, без противоречий. Мы можем утверждать, что знак Скорпиона соответствует 5-му принципу Древа, Коза, и 5-ой нидане шадаятана, шесть трансцендентальных зачатков чувств.

 

9,10,11 знаки: СТРЕЛЕЦ, КОЗЕРОГ, ВОДОЛЕЙ

 О созвездиях Пурва-ашадха и Уттара-ашадха, входящих в состав созвездия Стрелец, нужной нам (космогонической) информации нет. Совсем не указано созвездий, «входящих во владения» созвездия Козерога (можно это понять так, что в состав ни одного из созвездий лунного зодиака не входят звёзды созвездия Козерог – странно…). Созвездие Водолей одной своей звездой входит в состав многозвёздного Шатабхиша, представленная информация о котором тоже скудна.

Поскольку доказательно первые 8 знаков у нас последовательно совпали с принципами от Тигра (Овен) до Козы (Скорпион), то применим метод экстраполяции - продолжим полученную тенденцию далее, так сказать, пунктиром: принципу Лошади будет соответствовать Стрелец, Змее – Козерог, Дракону – Водолей (рис.2). Но доказательства такого соответствия есть, они собраны из материалов «ТД» и др. источников (в статьях на сайте «Теософская лаборатория»).

Рис.2

12 знак, РЫБЫ

В его владения входит созвездие Ревати. На санскрите revati означает здоровье, богатство, процветание /стр.41/.

«Ревати связано с реками, так же, как у тибетцев – с небесным морем. Тиб. – букв. «небесная лодка, небесный корабль».

«Слово это может означать Йогини и иногда отождествляется с богиней Дурга и женой Солнца, Адити*. Словосочетание Revati-bhava (сын Ревати) означает планету Сатурн, рождённую от бога Солнца и его жены Ревати» /стр.41/.

*) «АДИТИ (Санскр.) - ведийское название Мулапракрити ведантистов; абстрактный аспект Парабрахмана, хотя оба непроявлены и непостижимы. В "Ведах" Адити есть "Матерь - Богиня", ее земным символом является беспредельное и безграничное пространство» /5/, т.е. это 2-ой план. Ревати, как пространство, «родила», дала существование планете Сатурн.

Но мулапракрити, пространство, в дальнейших «творениях» космоса становится «покрывалом», скрывающим тот Первый импульс начала махаманвантары - с 1-го плана, - который в Древе есть 1-ый сефирот, Венец, Логос Непроявленный (рис.1), почти сливающийся с Абсолютом,  прочно сокрытый в Шуньяте  буддистов.

Знак Рыбы в мифах других народов означает небесный Океан, Великие Воды. Но за этими все-рождающими Водами в мифах просматривается бог Посейдон  (мужское начало), бывший когда-то главным, но отодвинутый позднее на задний план (аналогично уже знакомой нам истории о Таре с Индрой).

Так что, в целом, ассоциация созвездия Ревати со знаком Рыб, символом Небесной Матери, Небесного океана = женского аспекта Единого, видна, и три экстраполированных положения знаков Стрельца, Козерога, Водолея этим утвердились. Мы имеем право сказать, что знак Рыб соответствует 1-му принципу Древа иерархии космических сознаний, символически, Зайцу - как его женский аспект! -  и 1-ой нидане  авидья, неведение /3/. Тогда мы рассматриваем в круге Калачакры зодиак как Древо иерархии космических сознаний, начиная со знака Рыб, против хода часовой стрелки.

И на Калачакре мы видим: в паре с красным Зайцем (знак Овна) стоит принцип красного Тигра, но по другую сторону от онтологического Начала - в знаке Рыб. В символизме богов «Дурга-разрушительница (жена Шивы) ездит верхом на тигре, а Шива, как разрушитель, носит иногда тигриную шкуру» /6/. Нидану смерть, Тигру соответствующую, можно тогда понимать как отсутствие всякой формности жизни и наличия пустоты (в буддийском понимании)  там, где Начало всего, связанное с именем богини Ревати, отождествляемой с Адити = Мулапракрити ведантистов.

 

Думается, что поскольку в Калачакра тантре активным «действующим лицом» является Раху, символ Земли, то описываемые в ней процессы не относятся к самому раннему периоду рождения всего космоса, к первой главе Истории Творения. Это последующие этапы, развёртывающиеся на планах 5 стихий. Так как автор книги, по которой мы проводили своё исследование, ставила целью описать вещи, касающиеся буддийского взгляда на космогенезис, то выбранные источники информации соответствовали поставленной задаче. Поэтому, возможно, так скудна оказалась информация о знаках, принадлежащих Высшей Четверице Древа, а именно: Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб. Ведь их главная роль в процессе становления космоса разыгралась на НЕпроявленных планах, в периоды «зари и вечерних сумерек» манвантары солнечной системы.

Резюме

Итак, следуя материалу о накшатрах лунного зодиака, представленного уважаемой В. С. Дылыковой (за что ей низкий поклон и благодарность!), а также используя знания «Тайной Доктрины» и символизма, привлекая диалектику и логику, получилось - может, с разной степенью достоверности, но в целом доказательно - выявить вполне определённую (рис. 2) аналогию знаков зодиака с принципами Древа, которые в Калачакре (в махаяне) суть 12 символических животных и 12 нидан цепи причин и следствий существования.

Аналогию, соответствующую современному космическому периоду. Ведантист С. Роу в своей статье о 12 знаках зодиака написал «История творения этого мира от его начала и до наших дней насчитывает семь глав. И седьмая глава ещё не дописана». Значит, именно в таком смысле, как было исследовано в данной работе, – седьмой главы, а не первой - соответствие зодиака с принципами КЧ должно использоваться для практических целей - календаря или космопсихологии.

Ссылки:

  1. Дылыкова-Парфионович В.С. «Калачакра тантра. 1 книга. Вселенная», М.,2018, (далее в ссылках стоят только страницы)
  2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина т.1 ст.5 шл.2
  3. Статья «Параллели. Соотношение принципов и нидан в системе Калачакры»
  4. Статья «Первая рефлексия на книгу «Калачакра тантра» В.С. Дылыковой - Парфионович», http://vp777.ucoz.ru
  5. Блаватская Е.П.  Теософский словарь
  6. Дж. Купер «Энциклопедия символов», Ассоциация «Золотой Век», Москва, 1995

Закончено 2019/02/25 - год ж. Собаки, нед. ч. Собаки д. ч. Змеи

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (27.02.2019) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 941 | Теги: принцип, теософская модель Калачакры, Калачакра тантра, Знаки Зодиака, нидана | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024