Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [119]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Сравнение космологической схемы в традиции Абхидхармы с таковыми положениями теософии

Сравнение космологической схемы в традиции Абхидхармы с таковыми положениями теософии

Введение. В феврале сего года на очередной теософской школе в г. Кемерово А.М. Стрелков, буддолог и адепт (т.е. очень глубокий знаток и представитель) учения Калачакра, прочел несколько лекций по данной тематике. Он любезно познакомил нас со своими выпущенными в свет книгами. В одной из них /1/ была глава 13 «Модель буддийской вселенной», где приведены космологическая схема вселенной в традиции учения Абхидхарма и кратенькое её описание. После общения с автором, который радикально отверг всякие попытки найти нити общего между традиционным учением, которого он придерживался, и   теософскими воззрениями на Калачакру, как колеса времени, я, прочитав главу 13, естественно, захотела понять приведённую схему именно в свете «Тайной Доктрины», которая синтезировала также и положения учения буддизма, используя сравнительный подход.  

Вот что  из этого получилось. Рассмотрим космологическую схему (рис.1) по отдельным частям, опираясь на  её описания в тексте /1, стр.276-277/.

Рис.1

I. «Четырёхгранная четырёхступенчатая* гора Сумеру расположена в центре мандалы земли, имеющей форму диска».

*)судя по рис.1, последняя получается не ступень, а уже вершина. Но всё равно, частей у горы 5.

  1. «Мировая гора Сумеру, окружающие её материки, океан и Железная гора относятся к Кама-дхату (в пер. с санскр. «Мир страсти»).
  2. Выше Сумеру расположены 17 (в ряде текстов 18) небесных областей Рупа-дхату («Мир формы»)
  3. И выше них – 4 области Арупа-дхату («Мир не-формы»). Обитателями всех этих небесных областей называются божества различных классов».

Обратимся к теософской схеме 7 планов бытия и семи принципов человека на них (рис.2).

 

Рис.2

Пункт а). Положение, что Кама-дхату, Мир страсти, соответствует 6-му плану, астральному(где находится принцип кама) примем за аксиому для дальнейших рассуждений.

Поскольку природа, актуальное сознание человека и его тело имеют непосредственную связь с этим принципом, понимаем, отчего 7-ой план, место плотного существования, входит в Кама-дхату .

Пункт b). Каждый план можно разделить на 2 уровня (рупа и арупа, выделены цветом, рис.2). Рупа-дхату, Миру форм, соответствует весь 5-ый ментальный план плюс рупа-уровень 4-го плана буддхи. 17 или 18 областей Рупа-дхату можно понять как три уровня, каждый из которых опять семеричен – по закону аналогии. Но, поскольку первый план (подплан)  всегда для шести низших является не проявленным (даже на рупа-уровне), на каждом уровне подпланов будет по шесть. Всего 6 х 3 = 18.

 Пункт с). Выше будет Мир не-форм. В его 4 области (мы их отметили пневмат. крестом) как раз высшей войдёт «область» категории Разума Высшей Божественной Триады, соответствующая сефире Бина. Итак, эти три дхату в космологической схеме Абхидхармы – Кама, Рупа, Арупа  - есть 3 деления МАКРОКОСМА. 7-ой план входит в Кама-дхату, а 1-ый и арупа 2-го вечно сокрыты для человека.

II. Теперь подробнее разберём гору Сумеру в Кама-дхату.

Совместим её с астральным планом, который семеричен, как и каждый план (рис.3).

Рис.3

И обратим внимание на следующую выписку из /1/, которую мы разобьем на  фразы для отдельного рассмотрения:

  1. «Четырёхгранная ступенчатая гора Сумеру
  2. расположена в центре мандалы земли, имеющей форму диска.
  3. На плоской квадратной крыше Сумеру расположена страна Тридцати трёх богов, в которой правит Шакра (в пер. с санскр., «Мощный», имя Индры в буддийской мифологии).
  4. Сквозь Сумеру растёт Древо жизни.
  5. Вокруг вершины мировой горы обращаются солнце и луна.
  6. Над ней расположены звёзды».

Мы видим, что гора пятерична и 5 ступеней горы соответствуют 5 подпланам = 5 стихиям проявленного мира (согласно ТД ). 

Согласно фразе 5), солнце и луна принадлежат 5-му подплану, как и вершина мировой горы. Звёзды отнесутся, согласно 6), ко 2-му подплану. 1-ый подплан – не проявлен. Итого, 7 подпланов 6-го плана (по аналогии - 7 планов макрокосма в целом).

Согласно 3), небесное царство на вершине горы будет принадлежать уже 2-му подплану (его низшей части). Так как Шакра = Индра есть властитель проявленных чувств, коих 5 (обоняние, вкус, зрение, осязание, слух) и они суть соответствия 5 проявленным планам нашего мира.

Почему «страна Тридцати трёх богов»? ( Кстати, в мифологии Индии к этому числу прибавляют много нулей, указывая на множество уровней космоса, но суть числа 33 от этого не меняется). Его можно понимать как

1) 3+3=2+2+2, т.е. три женских плана из семи (2-ой, 4 и 6-ой, астрал);

2) 3х3=9, число, космогонический символизм которого открывается в учении о сефиротах, и это есть сложенная в форму божественная Мысль /4/. 9-ый сефирот Древа относится к астральному плану, когда Древо совмещается с 7-ю планами (рис.3).

Древо сефирот есть алгоритм построения космоса, оно, как и семеричность планов, присутствует на каждом уровне космоса. Древо представляет иерархию космических сознаний, проявляющих жизнь, и поэтому есть то Древо жизни, что растёт сквозь гору Сумеру (пункт 5).

Итак, гора Сумеру для физической земли является духовной душой, носителем духа, поэтому законно располагается в центре мандалы земли (так же, как знак Вишну располагается в центре теософской модели Калачакры и тоже является символом духовной души земного мира). Раз мировая гора и знак Вишну обозначают с какой-то стороны одно и то же, должны находиться соответствия между ними. На рис.1 мы видим, что в традиции Абхидхармы гора имеет вид треугольника с вершиной, направленной вверх. А в традиции учения Калачакра (как рисовал А. Стрелков для нас на своей лекции) гора имеет вид стилизованного треугольника вершиной вниз. Так что даже на первый взгляд,  рассматривая космогенезис несколько по-разному, в сумме две традиции  выявляют в символе горы два переплетённых треугольника знака Вишну :).

III. О положении земли. Особо остановимся на п. 1).

з описания принимаем: гора Сумеру четырёхгранна и расположена на диске мандалы земли. Значит, положение земли будет ниже основания горы. И это будет уже не 6-ой, астральный, но 7-ой, физический план (рис.3), это есть вся вселенная, в которой плотный глобус D планеты Земля существует.

И при взгляде на эту структуру сверху (рис.4), видно, что углы горы делят мандалу земли крестообразно (как кардинальный крест в теософской модели Калачакры, кстати! Мы вернёмся к этому чуть позже).

Рис.4

В  4-х получившихся четвертях мандалы расположены 4 материка в водах Солёного океана. Согласно их традиционному значению /1/, они принадлежат сторонам света следующим образом (Рис.5, табл.). Стороны света на схеме расположены в кресте так, что, если его поставить вертикально, его категории СОГЛАСУЮТСЯ через стороны света с категориями пневматологического креста сознания /2 / (рис.5).

В  4-х получившихся четвертях мандалы расположены 4 материка в водах Солёного океана. Согласно их традиционному значению /1/, они принадлежат сторонам света следующим образом (Рис.5, табл.). Стороны света на схеме расположены в кресте так, что, если его поставить вертикально, его категории СОГЛАСУЮТСЯ через стороны света с категориями пневматологического креста сознания /2 / (рис.5).

Рис.5

По конфигурациям знаков, изображающих континенты, мы видим, что  три из них содержат части окружности, по сторонам света это будут  восток, запад, юг, т.е. категории «земного» D234 пневмат. креста -  в отличие от «небесного» D123 (рис.5). Север же (Уттаракуру) = 1 к. Высшей Воли, имеет знак квадрата. И как 4-я к. нкв(ж), континент Джамбудвипа, входящий в бинер (единство противоположностей) воли, содержит в своей форме три части от квадрата и одну часть от круга, что подтверждает наше понимание 4-х континентов как СИМВОЛОВ 4-х категорий пневмат. креста сознания. Бинер также составляют категории Мистики и Разума (восток и запад). Причем Годания есть полный круг, Пурвавидеха – половина круга, что говорит о том, что полнота понимания земной жизни обеспечивается категорией Разума, а категорией Мистики - только наполовину (т.к. эта категория выполняет связь сознания с «небом», пространством). Одна часть окружности в почти квадратном знаке Джамбудвипы хорошо объясняет, кстати, для чего в понятии к. низшей конкретной воли (жить) = нкв(ж) слово жить взято в скобки: по закону пневматологии эта категория есть и должна быть набором частных, конкретных, проявлений Высшей Воли, и мало зависеть (или не зависеть) от влияния (жизни) тела и ума, привязанного к телу.

Выбор формы квадрата для символизма бинера воли (континенты севера и юга) и круга для бинера сознания (восток-запад) не случаен. Квадрат есть геометрическая модель креста, т.е. в данном случае он отражает крест сознания духовной души, иначе не было бы смысла называть 1-ю категорию Высшей Волей (идущей от высшей космической Иерархии, образно, от богов). В индийской версии космогонии вселенной утверждается о севере: «здесь выросли гора Меру и другие горы»/5/. «Тибетские древние рукописи сохранили информацию о легендарной стране Шамбхала, расположенной где-то на севере» /5, стр.107/.

Дополняет, на мой взгляд,  рассуждения о севере, как 1-ой категории, характеристика северного континента в тибетском варианте космологии /1, 5/: «обитатели которого слышат с приближением смерти неприятные звуки». Кто разобрался в статье /2/, тот поймет почему так. Ибо именно эта категория В. Воли креста актуального сознания устремляет человека от земли к миру Надземному в момент смерти (или самадхи). А круг = колесо жизни, существует только в уме. Да, уж кто-кто, а буддизм в понимании природы человеческого сознания «собаку съел» J!

Вопрос имён: для чего северный континент имеет в названии корень «уттара», что на санскр. означает «второй», а восточный континент имеет в названии корень «пурва», что означает «первый»? Я думаю для того, чтобы подчеркнуть важный момент: качество Севера, относящегося к 1-ой к. Высшей Воли сознания было известно посвящённым на востоке /2/, но в силу традиции буддизма (которая проистекла от тех рамок, которыми Будда сознательно ограничил беспредельность Гнозиса, чтобы им излагаемая концепция знания могла восприниматься человеческим разумом) Восток (т.е. 2-я к. Мистики) поставлен первым в кресте сторон, т.к. буддизм концентрируется непосредственно на человеческим уме, оставляя завуалированными понятия, абстрактные для конкретного ума. Получившаяся противоречивость сути и внешней значимости была отмечена в именах: Восток стал пурва=первым, будучи вторым пневматологически, а Север – уттара=вторым, будучи первым.

Имя южного континента Джамбу включает слог джа, который говорит о рождении (сравним со словом джати = рождение), что относится к человеку в плотном теле. И это согласуется с тем, что Джамбудвипа соответствует 4-ой категории низшей конкретной воли (жить), дающей сознанию возможность рождения в теле.

Слово Абхидхарма я бы перевела так: Буква А, как приставка, означает отрицание, бхи - существование, дхарма – закон или учение. То есть, получился смысл примерно такого направления: учение о законах не-существования или самый высший закон, абстрактный, относящийся к космогенезису. Можно сразу  проверить в Википедии. Ищем и находим вот что: «Абхидхарма - букв. «верховный закон», "высшая дхарма", "высшее учение"; буддийская метафизика (так традиционно переводится название учения)  систематично, непротиворечиво и абстрактно описывающая мироустройство, прежде всего как явления сознания, и явления природы. Вот! Поэтому космологическая схема этого учения так хорошо согласуется с положениями теософии, изложенными в «Тайной Доктрине», и с более сокровенной частью ТД – пневматологией.  

 IV. Ранее мы отметили, что при взгляде сверху на структуру гора Сумеру - диск земли (рис.4), видно, что углы горы делят мандалу земли как прямоугольный = кардинальный крест.

Если сравнить мандалу земли с «нашей» Калачакрой, то крест углов горы, символа устройства духовной души мира земного, СОВПАДЁТ с кардинальным крестом КЧ, категории которого также отразили  крест сознания духовной души (символ - знак Вишну). В таком случае, в кардинальном кресте мандалы земли север АНАЛОГИЧНО будет находиться как бы вверху мандалы земли, а юг – внизу (рис.4). Такое положение северного угла горы Сумеру, как представителя к. Высшей Воли, совпадает с  направлением устремления иерархии мировой горы в плоскости рисунка схемы. Если мы совместим мандалу земли (рис.4) с Калачакрой, то континенты  в  её зодиаке станут: Тельцом (Уттаракуру, север), Львом (Пурвавидеха, восток), Скорпионом (Джамбудвипа, юг) и Водолеем (Годания, запад) (рис. 6, табл). Так мы вышли на соотношение положения континентов со знаками зодиака.

Рис.6

Получается следующее прочтение зодиака: Овен будет 1-ый знак (его начало на вершине КЧ, где север креста горы Сумеру, рис.4) и он соответствует Парабраману; затем по ходу часовой стрелки идёт Телец = Ришабха, пранава (север на схеме),… Лев=Симха - это Нараяна, Дживатма (восток)… Скорпион = Вришчика, этот знак означает то, что расширяется, — расширяется как Вишва, или вселенная (юг) … Кумбха = Водолей (запад) –  это 14 лок сознаний (рис.6). Короче, толкования знаков как у С. Роу /7/ - для первого периода космогенезиса (поэтому в схеме Абхидхармы земля не выделена ещё как отдельный план. Кстати, в тибетской легенде о Начале и Конце вселенной  рассказывается именно о первом этапе возникновения земли из астральных вод /5, стр.103/).

Итак, пневматологический крест сознания, символизированный четырьмя континентами на диске земли, есть проекция креста сознания тех высших Риши, которые сущие (бха) в области Арупа-дхату на самом её верху (рис.1). Джамбудвипа (юг) – это земное человечество, оно есть конечная реализация 4-ой категории нквж божественной Воли  Риши. Тот факт, что 1-я категория Высшей Воли (север) креста континентов, «встала» на знак Ришабха, подтверждается оккультной астрологией, из которой кое-что раскрыто эзотерического об этом знаке: «Плеяды (созвездие на шее Тельца) рассматриваются, таким образом, даже в астрономии, как центральная точка, вокруг которой вращается наша Вселенная неподвижных звезд, как фокус, из которого и в котором Божественное Дыхание [т.е. пневма], Движение, непрестанно действует на протяжении Манвантары» /6/. Как же учению тантры не знать это и не запечатлеть на космологической схеме?!

V. Поговорим о двух островах около каждого континента (рис.1). Вместе с ними число материков и островов составит 12. То есть, 4 материка + к каждому по два острова (что означает - каждая точка креста проявилась как триада) – это диалектическое разворачивание категорий креста. Единица проявляет свой потенциал через троичность. Жизнь в ракурсе каждой из 4-х категорий, выявляясь сначала через волю, затем приобретает потенциал сознания через ещё две категории – чувство и разум. В целом получилось 12 аспектов выявления сознания (рис.7). Которые собой представляют в другом виде схему Древа из 4-х треугольников.

Рис.7

Это, так сказать, «чистая» диалектика, которая показывает, как из пневматологического креста сознания = Дыхания, перво-причины, выявляются впоследствии 12 знаков зодиака = 12 нидан = 12 символических животных.

И на космологической схеме мы видим, что в центре мандалы земли находится гора Сумеру (Меру). В другом источнике сказано: «В центре мандалы вселенной находится Земля – идеальная планета для человеческой цивилизации (она же гора Меру и гора Кайласа, а также Древо Мира и Ось Мира). Вокруг неё располагаются 7 континентов (материков) или семь планет, которые представляют одновременно семь океанов и семь золотых (или серебряных) гор*, а далее от континентов [т.е. от этих 7 золотых гор] отходят 12 субконтинентов**, означающих 12 созвездий лунного зодиака***» /5, стр.100/. *) 7 золотых гор и морей около и вокруг основания горы Сумеру в схеме традиции Абхидхармы. Что они означают в тексте/1/не раскрыто, но кое-что нашлось в другом месте (процитировано выше).

**) На рис.1 это 4 континента с парой островов около каждого из них.

***) То есть, наличие зодиака в мандале земли факт известный в эзотерическом буддизме. Можно предположить, что и связь между 12-ю знаками зодиака, 12-ю ниданами и 12-ю символическими животными (как принципами) ТОЖЕ, поскольку она существует и доказательств тому для непредвзятого ума предостаточно /8/.

Так что диск мандалы земли (рис.1) представляет физическую вселенную с Землёй в центре (над которой на других планах бытия расположена гора Сумеру, жилище разных иерархий богов); геоцентрически, вокруг Земли «ходят» планеты (7 гор и морей), они связаны с созвездиями через систему зодиака (четыре континента с островами – в целом 12). А конкретно 4 континента расположены в мандале земли таким образом относительно 4-х углов Сумеру (кардинальный крест зодиака), что выделяются в зашифрованном зодиаке как фиксированный крест  =  четыре категории сознания (всего человечества на земле в целом), по которым выявляются разные характеристики сознания людей в разных временных периодах в мире уже физическом. Так Джамбудвипа есть уровень качества современного земного сознания человека, связанного с плотным телом. Он соответствует 4-ой к. низшей конкретной воле (жить). Болезнь эгоизма, поразившая человечество, происходит от отождествления сознания человека с его плотным телом и от мощной привязанности к нему. Поэтому закономерно, что страна претов (голодных духов) и адовые области находятся именно под* этим континентом. 

*) Я понимаю это как положение их сознания на самых низших уровнях астрального плана, соответствующих царству животных. (По ТВ показывали американскую девочку-школьницу, которая охвачена постоянным чувством голода, доводящим её до обкусывания своих рук, если пища вдруг не доступна). Люди, соответствующие высшим трём категориям сознания до такого состояния уже не опускаются.

Солёный океан, в котором существуют континенты (человечество в форме его коллективного сознания), символизирует «воды» (эфирные подпланы) планеты плотной. Земля плотная произошла от океана высших вод астрального плана, что описано в Легенде о Начале и Конце Вселенной (в изложении старшего брата XIV Далай-ламы Тибета, настоятеля монастыря Кумбум /5,стр.103/).

И ещё. Поскольку известно, что пространственно каждый план суть отдельная сфера внутри другой, высшей, сферы с разным ритмом жизни относительно друг друга, понятным становится расположение в космологической схеме горы Сумеру как бы в вертикальной  плоскости, а мандалы земли – как целого плана с семью подпланами – в горизонтальной плоскости.Рассмотрим её подробнее (рис.8).

В диске мандалы радиально выявляются:

  • в центре - 1–ый подплан: Земля, как обитель богов, основание мировой горы Сумеру. И к. Высшей Воли актуального сознания человека;
  • затем 2-ой подплан: 7 золотых гор, они есть то, что содержит в себе потенциально акаша (их аналог -  «обитель» семи планет, правящих жизнью Земли).  И к. Мистики сознания человека;
  • затем 3-ий подплан: Солёный океан и к. Разума, которой человек осознаёт, что воды жизни - горьки, то есть, полны страдания;
  • затем 4-ый подплан: самая грубая эфирная субстанция, которая составляет прану в теле человека. И к. конкретной воли жить  в теле человека – Джамбудвипа!
  • И всё это ограничивается Железной горой. Она – окружность мандалы, символизирует собой гору, т.е. иерархию земных материальных элементов (и их 4 состояния: плотное. жидкое, воздушное и их  синтез). Она железная, т.к. это металл, проводящий электричество (прану), поэтому она символ стихии пракрити, низшего из пяти элементов мира. И железо, по преимуществу, составляет ядро нашей планеты. Неужто этого не знали в древности мудрецы? Конечно, знали!

Итак, вполне в согласии с общим космогоническим символом круга с точкой, в центре мандалы Земли  явлено трансцендентное – гора Сумеру, обитель богов, а на её периферии явлено имманентноеЖелезная гора.   

Символы, принадлежащие диску земли, выражают 7 уровней дифференциации 7-го физического плана, категории актуального сознания человека и разновидности людей в соответствии с ними.

Резюме

  1. Три дхату в космологической схеме Абхидхармы – Кама, Рупа, Арупа  - есть 3 деления МАКРОКОСМА.
  2. гора Сумеру для физической земли является духовной душой и носителем духа, поэтому законно располагается в центре мандалы земли (аналогично знаку Вишну в теософской модели Калачакры).
  3. 4 континента на схеме расположены крестообразно и таким образом, что (если крест поставить вертикально), они СОГЛАСУЮТСЯ - через стороны света -  с категориями пневматологического креста сознания, явленными четырьмя углами мировой горы. В целом, космологическая схема учения Абхидхарма хорошо согласуется с космогоническими концепциями, изложенными в «Тайной Доктрине», и с менее известной  областью  – наукой пневматологией.
  4. В результате рассмотрения в космологической схеме деталей горы Сумеры и мандалы земли, мы нашли их СООТВЕТСТВИЕ с теософской моделью Калачакры, которую ранее /3/ мы оценили как бхавачакру = Колесо существования, состоящее из 12 знаков зодиака, 12-ти нидан, и 12 х 5 = 60-ти принципов-«зверушек».
  5. Используя теософскую модель Калачакры, мы вышли на соотношение положений континентов со знаками зодиака. Наличие зодиака в мандале земли - факт, известный эзотерическому буддизму.
  6. Можно предположить, что и связь между 12-ю знаками зодиака, 12-ю ниданами и 12-ю символическими животными (как принципами) ТОЖЕ известна, поскольку она реально существует, и в эзотеризме доказательств тому для непредвзятого ума предостаточно.
  7. Значит, категоричное утверждение буддолога А.М. Стрелкова, что в тантрийской системе никаких 12-ти «зверушек» нет, - поколеблено, мягко говоря. Относительно космологии тантрийского учения Калачакра, адептом которого А.М. является, он сказал: «в Абхидхарме совсем другое устройство космоса». Насчёт «совсем» - это он погорячился J, несколько другой ракурс рассмотрения – возможно.
  8. Спасибо А.М. Стрелкову за то, что этой своей репликой, лекцией и книгой /1/ он подвигнул к более пристальному изучению космологии буддизма.

Он сказал: «Учение не может быть правильным, если в нём неправильна хоть 1 часть». Резонно. Но вполне реально даже большому знатоку не понимать учение (если не «своё», то другое) на все 100%. И сравнительный анализ учений в этом плане не помешает. Но надо знать основные алгоритмы мирового устройства, ну и, конечно, Тайную Доктрину в целом.

Ссылки

  1. Стрелков А.М. «Тибет. Легенды и тайны Страны снегов», Улан-Удэ: Удумбара, 2012, гл. Модель буддийской Вселенной
  2. Статья «Часть 1.Четыре стороны света и 4 состояния сознания как категории пневматологического креста»http://vp777.ucoz.ru
  3. Статья «Отражение 12-ти причин бытия в символизме Калачакры. Две Бхавачакры» http://vp777.ucoz.ru
  4. Статья «Сводная таблица толкований принципов и нидан», http://vp777.ucoz.ru
  5. Дылыкова-Парфионович В.«КЧтантра, 1 книга. Вселенная» ,изд-во Союз Дизайн, М., 2018
  6. Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ч.2 отд.8, A /ссылка из Википедии/
  7. Роу Субба «12 знаков зодиака»
  8. Статья «Соответствия знаков зодиака принципам и ниданам Калачакры по материалам кн. Дылыковой-Парфионович», http://vp777.ucoz.ru

Начато 21 марта 2020 года, белой Мыши, нед. кр. Зайца, день б. Кабана.

Окончено 25 марта 2020, год б. Мыши, нед. кр. зайца, д. с. Зайца

Окончательно 6.04.2020, б. Мышь, ж. Змея, день б. Зайца

 

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (29.03.2020) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 320 | Теги: гора Сумеру, калачакра, пневматология, космологическая схема | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024