Статья 1.ДРЕВО НИДАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ КАЛАЧАКРЫ - Калачакра. Теософские исследования. - СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... - Каталог статей - Персональный сайт

Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [17]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [52]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 384

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 07.12.2016, 11:36
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Статья 1.ДРЕВО НИДАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ КАЛАЧАКРЫ

Статья 1.ДРЕВО НИДАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ КАЛАЧАКРЫ

Введение, которое больше похоже на эпиграф

 «Читайте Махаваггу и старайтесь понять не предубежденным западным умом, а духом интуиции и истины, что полностью Озаренный говорит в первой Кхандхака. Позвольте мне для вас перевести: «В то время Благословенный Будда был в Урувелле на берегах реки Неровигара, когда Он отдыхал под Бодхи Деревом Мудрости после того, как он стал уже Самбуддха, и в конце седьмого дня сосредоточив свой ум на цепи причинности, сказал так:

из Невежества происходят

самкхары тройной природы – продукции тела, речи и мыслей. Из самкхар происходит сознание,

из сознания происходит название и форма,

из этого происходит шесть сфер (шесть чувств, седьмое принадлежность озаренных);

от них происходит соприкасание,

и из него происходит ощущение;

из этого происходит жажда (или Желание, Кама, Танха), 

из жажды – привязанность,

существование,

рождение,

старость и смерть, печаль, сетование, страдание, уныние и отчаяние.

Опять посредством уничтожения невежества уничтожаются санкхары и их сознание, название и форма, шесть сфер, соприкасание, ощущение, жажда, привязанность (эгоизм), существование, рождение, старость, смерть, печаль, сетования, страдания, уныние и отчаяние. Таково прекращение всего этого множества страдания».

Зная это, Благословенный произнес следующие торжественные слова: «Когда истинная сущность вещей становится ясной медитирующему Бикшу, тогда исчезают все его сомнения, так как он узнал, какова эта сущность и что является ее причиной. Из невежества происходит все зло. Из знания приходит прекращение всего этого множества несчастий, и тогда медитирующий Брахман рассеивает полчища Мары подобно солнцу, освещающему небо».Медитация здесь обозначает сверхчеловеческие (не сверхъестественные) свойства или архатство в его высочайших и духовных силах».

/Из кн. «Письма Махатм» (письмо 57-е)/.

 Постановка задачи

Изучение цепи нидан полезно и интересно само по себе. Мы же дополнительно используем данное знание под углом интерпретации символических животных Калачакры. И предлагаем вниманию ряд статей, объединенных одной темой: Введение – Цепь причин жизни и смерти. Ниданы; Статья 1 - Древо нидан и символические животные Калачакры; статья 2 - Пневматология атмана и его БВЖ; статья 3 - Принципы и ниданы на планах бытия: статья 4 - 12 звеньев цепи нидан.

Поставим себе задачу найти связь нидан, это «детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах», с принципами макрокосмического Древа, рассматривая их с позиций эзотерической философии, под которой мы в своих работах понимаем, прежде всего, трансцендентальную диалектику и пневматологию.

Методология

По совету Сократа надо оттолкнуться от самых надёжных вещей в своих рассуждениях. Таковыми мы можем считать следующие фундаментальные положения:

1.      доктрина становления: феноменальные явления есть отражение вещей нуменальных;

2.      главный закон, дающий возможности постижения этой доктрины в разуме – это закон аналогий;

3.      пневматология, наука о 4-х категориях сознания, даёт базу для понимания процесса дифференциации сознаний, т.е. становления духа или, по-другому, феноменологии нуменального;

4.      единственный, в разуме, метод, адекватный мировым  процессам – это диалектический метод;

5.      символизм  и мифология сохранили отражения истинных знаний, и теософия помогает правильному их пониманию;

6.      труды Е.П.Блаватской послужат поддержкой и ориентиром при пользовании различной оккультной литературой.

 СТАТИКА И ДИНАМИКА в космогоническом процессе становления вселенной

Можно выделить три основных этапа в космогоническом процессе становления вселенной из небытия в бытиё:

1.      Непроявленное - статика.

Высшая Триада – 12 Божественных принципов, раскрывшиеся аспекты Божественного Сознания, потенциальны, подчинены закону синархии. Первые 10 Аспектов соответствуют 10 космогоническим Арканам или 10 Сефиротам. Десятый Сефирот скрывает в себе триаду актуального сознания земного человека. Непознаваемы.

Символы – круг с точкой, круг с диаметром.

2.      Становление - динамика.

12 Божественных принципов выявились в причинной последовательности, как трансцендентальная Космическая Иерархия Сознаний, имманентным (внутренне присущим) которой будут 7 планов  бытия, 7-ричная дифференциация Единого Элемента, материя (от тонко-субстанциональной до плотной)

      Символ – Радиус = макрокосмическое Древо /8/  

3.      Ставшее – временная последовательность статичных феноменов.

Выявление на феноменальном плане  12-ти  божественных принципов в виде тончайших космических энергий, пространственного огня, подчинено закону циклической временной последовательности и может пониматься нами как качество времени, которое накладывает свой отпечаток на все феномены в нашем пространстве-времени.

     Символ – окружность, в том числе окружность Калачакры  как колеса махаяны, с 5х12=60 принципами.

Эти три  этапа мирового действа мы находим в символе круга с точкой и радиусом (табл. 1)

  Таблица 1

12 нидан в этой тройственной системе займут срединное положение, ибо они выражают динамику процесса, что вытекает из их сути  (В статьях /9/  на нашем сайте представлена широкая подборка материала по данной теме).

     Понятие о ниданах (т.к. они известны нам из учения Будды) исторически моложе понятий Арканов и Сефирот, относящихся к более глубокой древности.  Но различий в них не так много. Все они отражают космогонические процессы, являясь гранями единого Гнозиса, но несколько с разных сторон. Философия буддизма более сфокусировала взгляд на сознании человека, на динамике процессов его развития, хотя идея тождества макро- и микрокосма является общебуддийской.  По ходу жизни каждая эпоха освещала какую-то свою грань в едином Знании. Чем ближе к современности, тем знания становились более дифференцированными, детальными, и в настоящее  время, образно говоря, мы за деревьями перестали видеть лес в целом, т.е., увлёкшись частностями, перестали принимать в расчёт фундаментальные метафизические законы.

Ниданы имеют двоякое значение. «Они суть: 1) двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную Природу с объективной или же существующих между субъективной и объективной Природами. 2)  Цепь причин и следствий» /5/. 

Субъективное – то, что присуще внутреннему Существу ( Логосу или ч-ку), объективное – то, что присуще внешней, плотной форме проявления этого Существа. Согласуя ниданы с принципами и располагая их в Древе на планах, мы иллюстрируем первое из приведённых значений, тогда как сущность диалектики основывается на втором значении нидан

На первом космогоническом этапе нуменальные принципы, как первые дифференциации Сознания Единого, существуют, скрытые в нём, потенциально. И Единому = Ади-Сознанию, присуща  Ади-Нидана, которая «толкнёт» уже существующее к движению, развитию. По логике она вторична, т.к. что-то должно сначала БЫТЬ, затем уже оно как-то проявит себя в действии.

В процессе становления бытия ниданы, так же как и принципы, описывают характер каждого космогонического этапа, но под другим углом зрения. Если принципы отвечают на вопрос: каково качество данного этапа, отмечая тем статичность их положения (ключевые определения Сефирот: Кэтер – знание, Хокма – мудрость, Бина – Разум понимания и т.д. Взаимосвязи между ними представлены в Древе Сефирот графически, линиями /10/.  Но что толкнуло Кэтер эманировать Хокму? На этот вопрос вроде и нет прямого ответа в рамках этого Древа), то ниданы  начинают с вопроса: почему начался этот процесс? «Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в 12 аспектах, или же мы могли бы сказать, закон кармы в 12 ниданических аспектах» /5/. Слово же карма означает причинно-следственную связь всех действий и явлений. «Несовершенство» атмана есть первопричина процесса становления человека, в конце которого он познает смерть» /1/. И 10 нидан между авидьей и джарой (онтологическим Началом и онтологическим концом процесса  проявления),  недаром называются 10-ю кармами – действиями. Ясно, что цепь нидан отражает уже не статику, а динамику процесса становления как макро-, так и микрокосма.

В диалектике, если поставить рядом принцип и соответствующую ему нидану, то каждое звено причинно-следственной 12-ричной цепи  есть выпадающий из статического нуменального принципа–тезиса динамический, по своему характеру, антитезис (табл.2). Это нерасторжимое содружество и отличие одновременно. Поэтому наличие такой бинерной связи дает нам право сравнивать иерархии принципов и нидан. А также понимать, что ниданы  вторичны по отношению к трансцендентным принципам.

  Принципы и ниданы

«Цепь причинности начинается  с авидьи - невежества, или несовершенства атмана»; «авидья – первое звено в классической цепочке»; «Будда указывает, что от неведения возникают один за другим все необходимые моменты индивидуального Я, которых 12»; «несовершенство атмана есть первопричина процесса становления человека, в конце которого он познает смерть»  – читаем мы в разных работах. В макрокосме 12 причинно-следственных звеньев Цепи есть Причины Бытия в целом. И Ади-Ниданой, Первопричиной, будет служить та же авидья, которую мы только должны понимать не как невежество, но скорее как «несовершенство, которое проявляется как бессознательная воля к жизни» (сокращенно БВЖ) /1, 11/. Таким образом, авидья – корень нидан и онтологически, как  причинное начало проявленного бытия, есть первое звено в Цепи. Наука о Дыхании, пневматология, разъясняет это утверждение (см. статью «Пневматология атмана. Бессознательная воля жить».

Итак, мы имеем иерархическую последовательность принципов и иерархическую последовательность нидан (табл.2). Нет прямых указаний в имеющейся у нас литературе о том, как они между собой связаны. Будем рассуждать логически.

 Ни последовательность принципов нельзя изменить, ни последовательность звеньев причинности  - по их диалектической сути.

Иерархия 12 принципов макрокосмического Древа начинается с принципа Зайца /12/.

Иерархия 12 нидан начинается с первопричины – авидьи.

Тогда напрашивается простой вариант связи принципов и звеньев (табл.2):

    Таблица 2

Обратим внимание! Данные краткие определения принципов и нидан не могут внести всей ясности именно в силу их краткости. В разных источниках они несколько изменяются, и только теософский подход  (синтетическое знание) поможет приблизиться к пониманию их сущности.

 И теперь осталось цепь нидан  представить в той же форме, что и принципы бытия, т.е. в форме Древа (рис.1)

 

 Рис.1 . Древо Принципов и Нидан.     

            Резюме

            Таким образом, мы можем сделать кое-какие выводы,  а именно:

1. .Ниданы, как динамические причины бытия, вторичны по отношению к трансцендентным принципам, и наличие такой бинерной связи дает нам право сравнивать иерархии принципов и нидан.

2.  .Цепь нидан  представляется в той же форме, что и принципы бытия, т.е. в форме Древа.

3.   .Именно символ Зайца заключает в себе первую нидану, авидью, т.к. Древа принципов и нидан аналогичны.

4.   Из того, что ниданы вторичны по отношению к трансцендентным принципам, мы можем заключить, что в Калачакре символы «зверушек» надо определять по их высшему метафизическому статусу – принципам. Символические животные – не ниданы, но принципы. Ниданы будут вторичным фактором определения,

5.  .Определив взаимосвязь принципов и нидан, мы можем добавлять характеристики нидан к характеристикам принципов при расшифровке психологических качеств, которыми наделяют человека и время космические энергии, символизированные «зверушками» в Калачакре. Например, человек, рожденный в год (недельку) Зайца будет подспудно обладать свойством не только первого принципа, определяемого ключевым словом Знание, но и первой ниданы, авидьи, т.е. невежеством из-за отсутствия истинного восприятия. Всякое явление двойственно! А принципы Бык и Тигр, не имеющие расшифровывающих суть ключевых слов в Древе Сефирот, как сокрытые сефирой Малкут, обрели их из цепи нидан (табл. 2), символизируя при этом низшие принципы человека /13/.

6.  Представив ниданы в виде Древа, мы будем иметь возможность более глубокого анализа их взаимодействий между собой. Выявятся не только последовательные связи (типа бхава есть причина джати), но и опосредованные, идущие, например по линиям в Древе Сефирот /10/ . 

7.   .Желая расположить Древо нидан на схеме планов бытия, мы не должны забывать, что ниданы дают «все необходимые моменты индивидуального Я, которых 12» /2/,т.е. их положение на планах будет зависеть от иерархического уровня того индивидуального сознания в космосе, чье становление они отражают. Этой теме посвящена статья «Ниданы на планах бытия».

 Использованная литература:

  1.    Б.Д. Дандарон «Письма о буддийской этике», «Мысли буддиста. Черная тетрадь», Петербург, «Алетейя»,1997
  2.     Д.Т.Судзуки «Мистицизм христианский и буддистский»,София,Киев,1996.                            

3.      Философский энциклопедический словарь, Москва, 1989

4.      Агни-Йога, кн. «Беспредельность», п. 29

5.      Е.П.Блаватская «Инструкции для учеников внутренней группы», Москва, Сфера, 2000

6.      Е.П. Блвавтская «Тайная Доктрина»

7.      Письма Махатм.Самара, 1993г.

 Статьи на сайте «Теософская лаборатория»:

  1.  Символизм круга, радиуса и древа Калачакры.
  2. Ниданы.Подборка цитат. Пратитья самутпада как буддийская концепция причинности       
  1. Калачакра и другие формы отображения Истины
  2. Пневматология атмана и его БВЖ
  3. Символизм животных в  Калачакре
  4.  Символизм Быка в Калачакре 

 

Напечатано 2,03,2011 - г. б. Тигра, нед. ч. Кабана, 

Внесены незначительные корректировки 2.12,2016 - год кр. Обезьяны, нед.ж.Обезьяны, день син. Лошади

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (02.03.2011) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 1371 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016