Статья 3 - ПРИНЦИПЫ И НИДАНЫ НА ПЛАНАХ БЫТИЯ - Калачакра. Теософские исследования. - СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... - Каталог статей - Персональный сайт

Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [17]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [52]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 384

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 09.12.2016, 06:48
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Статья 3 - ПРИНЦИПЫ И НИДАНЫ НА ПЛАНАХ БЫТИЯ

ПРИНЦИПЫ И НИДАНЫ НА ПЛАНАХ БЫТИЯ

Статья 3

     «Таким образом, философия психических, духовных и умственных соотношений человека с его физическими функциями находится почти в безвыходной путанице. Ни древняя арийская, ни египетская психология не поняты сейчас надлежащим образом; также не могут они быть усвоены без принятия эзотерического семеричного подразделения или же, хотя бы ведантического пятеричного деления человеческих внутренних принципов. Без этого навсегда невозможно будет понять метафизические и чисто психические и даже физиологические отношения между Дхиани-Коганами или Ангелами на одном плане и человечеством на другом».(ТД, ст.7, шл.2)

Начнём рассмотрение вопроса со стороны макрокосма.

            Как мы выяснили /1/, 12 нидан космогонически представляют собою 12 Причин Бытия, каждая из которых соответствует конкретному Принципу. Не проявленный статичный мир Божественного Сознания связан с проявленным миром посредником – миром становления, где Аспекты Божественного Сознания разворачиваются в творящую Иерархию космических Сознаний, символизированную Макрокосмическим Древом (рис.1). Оно интегрирует в себе три главных семеричности проявления, относящихся к  Солнечному Логосу (СЛ), Планетарным Логосам (ПЛ) и человеку.

 

     Рис.1  Интегральное Древо  иерархии космических сознаний. (Красным представлены  7 принципов человека)

Различным типам сознаний в Макрокосмическом Древе соответствует свой треугольник Древа:

Так 1-ый треугольник (символизированный далее значком D)123 – символ сознания Единого, Солнечного Логоса (СЛ), Божественная Триада, находится на планах, не доступных человеческому восприятию.

2-ой D456 – сознание коллектива Монад , Планетарных Логосов (ПЛ). Дхиан-Коганы.

3-ий D789 – проявленное сознание атмана или сознание Высшего Эго = истинного Человека;

 4-ый D, нижний,  -  актуальное (земное) сознание человека.

            Мы знаем, что Планетарные Логосы (ПЛ)  - Небесные Люди – синтезируются сознанием Солнечного Логоса, Великого Человека Небес, А человек – сознанием ПЛ. Можно сделать  попытку  расположить на 7 планах эти три Древа нидан, конечно, с большой степенью допуска из-за недостаточности детальных знаний. Для чего это нужно? В нашем случае, для того, чтобы выстроить логичную систему с минимумом противоречий и наглядно понять, что их нет в тех характеристиках нидан, которые оказались доступными нашему вниманию /2/.  Например, о нидане тришне сообщается коротко, что она есть «любовь чистая и нечистая», т.е. и любовь божественная, и любовь земная одновременно, а значит, одновременно субстанция и тончайшая, и грубая, чего не может быть, ибо между этими состояниями есть иерархическая и субстанциональная разница, как, например, между планами буддхи и астральным. С другой стороны, имея определения нидан, мы можем по ним решать обратную задачу – конкретизировать местоположение принципов Древ СЛ, ПЛ и человека на планах и подпланах, что также может иметь теоретическое и прикладное значение.

Итак, каждая из этих трёх Волн Жизни в проявлении есть развёрнуая семеричность и характеризуется своим Древом принципов, а следовательно, и Древом нидан, поскольку причины бытия есть у всякого живущего и каждому сознанию имманентно присуща и своя пракрити, т.е. свои планы существования. Поэтому Древа СЛ, ПЛ и человека будут несколько сжаты по сравнению с интегральным Макрокосмическим Древом, которое вобрало в себя их все, и расположены они будут индивидуальным способом, но принципы МакроДрева сохраняют соответствия с   принципами и ниданами внутри каждого из Древ.

1.      Древо нидан Единого.

Древа нидан являются бинерными соответствиями Древам принципов, которые представляют данную сущность в полном её проявлении.

Для сознания СЛ, Единого, схема Древа разместится с 1-го по 5-ый планы, т.к. Его септернер – семеричное развёртывание – заканчивается высшими подпланами ментального плана (7-я Сефира МакроДрева) (рис. 2).6 и 7 планы не являются для Него принципами.

Возникает законный вопрос: речь идет о семеричности, а мы видим в Древе СЛ 12 принципов/нидан. Как связана 7-ричность принципов с 12-ричностью?

7-ричность есть проявление одной сущности. Но даже в Древе Единого заключены семеричности проявления отдельных Его аспектов, которые также являются высочайшими космическими Сущностями. Так

1 → 7 – проявление 1-го Логоса, который дает импульс жизни на всю манвантару и уходит во тьму небытия (заметим на рис.2, он доходит до атмана , который во всех учениях утверждается как Искра естества пламени Единого).

4→10 – проявление его Высочайшей Формы,

5→11, 6→12 – проявление Высочайших космических Иерархий, входящих в Его состав.

Надо понимать, что персонифицирование СЛ, возможно, есть только умозрительный прием, позволяющий понять определенные космогонические процессы, и что при детализировании рассмотрения этот метод уже «не срабатывает», мы начинаем видеть множество космических Сил, действие которых подчиняется другим законам. В целом, это иллюстрация проблемы двойственности всего сущего: как единства и как множественности.

В Древе СЛ 1-ый D123 не изменится по сравнению с МакроДревом (именно здесь «находятся» высшие центры Божественного тела = солнечной системы, его «голова»). В первых станцах «ТД» мы находим об этом онтологическом этапе достаточно информации.

2-ой D456 расположится на верхних п/планах атмического (3-го) плана. 7-я точка займёт место на нижних п/планах 3-го плана, где онтологически возникает атман, «сын», через которого Единый «ощущает» низшие уровни проявления. Поэтому на плане Махата выражается  полностью пневматологический крест сознания коллективного Творца солнечной системы, описывающий процесс индивидуализации монад.

3-ий D789. На 4-ом плане буддхи будут ниданы 8 и 9, жажда жить (проявляться) и привязанность к жизни. Идущему к нирване человеку, об этом говорят мистики, придётся преодолевать эти инволюционные энергии, принадлежащие СЛ.

               Рис 2 .         

                4-ый D. На уровне существования человеческих Высших Эго (5 план, 7-ой принцип) будут у Единого ниданы рождения и смерти, обусловленные бхавой (бытие). Здесь многое может сказать тот, кто знает тайны жизни богов и духов, принадлежащих иерархии Единого. Например, Высшее Я человека есть сущность, Человек истинный, на своем плане существования он выражает предел дифференциации сознания Единого, коллективно - его конкретное проявление, и как таковой, имеет свои циклы жизни, обусловленные последними тремя ниданами – всё по аналогии с человеком земным.

  2. Древо нидан Планетарного Логоса

Для группы из семи Сынов Света, Планетарных Логосов (ПЛ), «проснувшихся» (точка 2 МакроДрев) после пралайи солнечной системы, существуют свои 12 нидан. И располагаться на планах бытия их 7 Древ будет особенным образом (рис.3). Более того, существуют различия для каждого из Семи, согласно их иерархического положения внутри Группы. Древа могут оканчиваться на 5, 6, 7 планах, а может, и выше…

1-ый D123  у них оформится на 2-ом плане анупадака в рамках сознания 2-го Логоса.

В целом, 2-ой D456 оставим неизменным по сравнению с интегральным МакроДревом. Действие 4-ой ниданы ПЛ и последующее действие, относящееся к индивидуализации монад, будут происходить на 3-ем плане Махата, а их триадное выражение – на плане Буддхи.

∆789 и ∆10,11,12 по своему положению будут отличаться для разных ПЛ. Глубокое знание всех групп Иерархий, для нас пока закрытое, даст и точность положения. То, что мы опишем ниже, есть один из возможных вариантов, который (как нам думается) относится к  6, 7 группам Иерархий / ТД,1, ст. 7шл.1/,

            В 3-ем ∆789 нидана чувствование ПЛ, будет «работать» через посредство В.Эго человека, а  8-я нидана, тришна, будет той причиной, которая «толкает» проявленную Триаду  к воплощению. Человеку придётся на обратном, восходящем Пути к нирване, когда он сольет своё сознание  с сознанием каранашарира, причинного тела, преодолевать ментальные жажду жить и привязанность к существованию. Можно предположить, что 9-я нидана упадана ПЛ будет соответствовать уже личности человека, закладывая в неё через иерархию низших манаса-путров (бархишад), привязанность к существованию, что позже в уме человека может стать зародышем страха перед смертью.

Рис 3

Нижний треугольник нидан, займет место на астральном и физическом планах. 10-я нидана ПЛ, обуславливающая рождение, станет, таким образом, связанной с явлениями 9-ого принципа Формы в человеке, который также тяготеет к воплощению. Этот треугольник будет последними ниданами, 11 и 12, заходить на первые эфирные подпланы 7-го плана, что означает их участие в существовании смертных. Нидана джати, рождение, в Древе конкретного ПЛ (рис. 3) совпадёт с ниданой бхава, бытие, Древа нидан человека (рис.4 и 10 в МакроДреве), это означит, что проявляющаяся постоянно жизнь ПЛ как дживатма, становясь праной, энергетизирует существование человечества через 1-ый эфирный подплан 7-го плана.

 А причина, подвигающая формы к быстрому разрушению, то есть, нидана джара, смерть, в Древе ПЛ, на этом плотном плане дает цикличность существования человечества как уже не бессмертных видов (Расы, подрасы) в её согласованности с 11 ниданой, рождение, в  Древе человека.

 3. Древо нидан человека 

Теперь мы можем «расписать» по планам бытия 12 нидан человеческого существования (рис. 4). Как мы выяснили /3/, отсчёт 12-ти причин чувственно-разумного существования вполне однозначно начинается с атмана  ÷ эха, отделившегося от абсолюта (в терминах Б.Дандарона). Атман, это трансцендентное Я человека, с заложенной в нём потенциально бессознательной волей к жизни (сокращенно БВЖ), в терминах нидан – авидьей, несовершенством, через 12 звеньев причинно-следственной цепи феноменализируется в конкретное явление – человека, рождающегося и умирающего.

            Рис. 4 (Красным цветом представлены 7 принципов человека)

 Оккультизм представляет человека как 7-ричное  по уровням сознания и соответствующему составу тел, начиная с атмана и кончая плотным телом, существо на пяти низших планах бытия  Поэтому 12 нидан человека так же расположатся на схеме 5 планов, начиная с низших п/планов третьего плана (где «место» 5-ой сефиры синтетического  МакроДрева) до физического.                         

1-ый D123, бинерный аналог высшего сознания человека, займёт планы атма – буддхи, Атман – искра божественного Единства – расположится на 3-ем плане. Как атма-буддхи это будет монадой человека, его бессмертной индивидуальностью. Видим на схеме, что буддхи человека выразится уже двойственностью (а в МакроДреве здесь всего одна синтезирующая точка). В бинере нидан 2-3 сокрыта тайна особенностей воплощения монад .

2-ой D4,5,6, расположится на  высших подпланах ментального плана, и покажет троичность В. Эго человека, которое потенциально отражает атма-буддхи-манас Триады.  На плане разума вновь, как и для СЛ на плане Махата, расположится целиком пневматологический крест, демонстрируя процесс дальнейшей индивидуализации сознания -  в  личность человека.

3-ий D7,8,9 - символ личности, зайдёт 7-ой ниданой, восприятие, на подпланы низшего манаса. Это означает, что оно не есть телесное явление, но восприятие умом среды через все телесные чувства, которые передались ему посредством мозга.  Ниданы 8,9 – жажда жить и привязанность к жизни - находятся на одном, астральном, плане, выявляя чувственность человеческого желания. Отметим, что жажда жить и привязанность к жизни ПЛ интеллектуальны, разумны, а СЛ – духовны и  являют собой для нас качество любви-мудрости посредством 4-го Элемента Буддхи. В мудрости Востока много можно найти того, что раскроет  эти теоретические конструкции.

4-ый D  останется в своём положении по сравнению с МакроДревом без изменений, т.к. он там представлял собой актуальное сознание человека, рождающегося и умирающего.

 Древо скандх.

Поскольку воплощенный человек – это человек животный в начале своего эволюционного пути и имеет квазисамостоятельное бытие, то оно выражается также набором из 12 нидан, имея причинный корень существования, авидью, на рупа-уровне манаса, там, где личность проявленного человека самоосознает себя как отдельное существо.

 

  Рис.5

 Высший ∆ воплощенного человека занимает все 4 низшие подплана ментального плана, авидья находится на срединном 4-ом подплане и изживание в мире сансары этого несовершенства означает строительство человеком моста антахкараны, сказать по-другому, это превращение самоосознающего, но по всем качествам двуногого животного - в человека и, далее, в бого-человека. В этом плане интересно сравнение положений двух последних Древ нидан. 

Ниданы ведана и тришна, ощущение и жажда жить, находятся на низших слоях астрала, качество которого влияет на эти причинные звенья - уже все знают, насколько оно оставляет желать лучшего.

Нидана привязанность  находится на 7-ом плане, становится вершиной креста четырех последних нидан. Прану, соотнесенную с ней,  можно понять как засоренную, искаженную привязанностью к чувственным вещам, что негативно повлияет на духовную устремленность треугольника актуального сознания человека и на здоровье телесное. Сказано, что эфирное тело человека очень чувствительно к астральным влияниям в силу близости вибраций астрала. А ∆10,11,12 животного человека более груб субстанционально, чем таковой в Древе человека.

Эти ниданы становятся постоянно меняющимися в зависимости от среды скандхами. И Древо нидан животного человека можно назвать Древом скандх.

 

Сведем все Древа в одной схеме для наглядности (рис. 6)

 

Таким образом, разнообразие Древ нидан прояснит многие непонятности в кратких буддийских формулировках нидан и скандх, в высказываниях мистиков, даст пониманию наглядность и дополнительную информативность.

  Думается, что ещё не раз придётся возвращаться к рассмотренным четырем Древам, и по мере детального изучения строения семеричных тел СЛ, ПЛ и человека, позиции звеньев Древ будут уточняться.

Статья «12 звеньев цепи нидан» продолжает начатую тему.

                 

              Рис.6      Сводная схема  Древ нилан. СЛ, ПЛ, человека, скандх и МакроДрева   

                *) В Древе нидан человека добавлена 4-я категория пневматологического креста актуального сознания человека, чтобы нагляднее был виден уровень соотношения его категорий с низшими скандхами.также это есть 4-я компонента праны - ассимилированная телом и, таким образом, принадлежащая телу. 

 

Ссылки на статьи сайта:

 1.       «Цепь нидан и символические животные Калачакры»

2.      «Ниданы. Подборка цитат». «Пратитья самутпада как буддийская концепция причинности.», «12 звеньев цепи нидан»

3.      «Древо нидан», «Пневматология атмана и его БВЖ».

 

 

 

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (09.03.2011) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 1516 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016