Статья 4. 12 ЗВЕНЬЕВ ЦЕПИ НИДАН
12 глав этой статьи посвящены 12 ниданам. В начале каждой будут представлены определения нидан из доступных источников (Е.П.Блаватская «Теософский словарь»*, Е.И.Рерих «Основы буддизма»**, Е.П.Б. «Инструкции…»***, «Ранняя буддийская философия. Философия джайанизма»****). Далее мы попытаемся рассмотреть ниданы через призму их космической иерархической принадлежности и найти подтверждения тех соотношений нидан и принципов, о которых мы начали говорить в статье 1 «Цепь нидан и символические животные Калачакры», а также в статье 3 «Принципы и ниданы на планах бытия», с которой данную работу надо читать совместно, т.к. будут постоянные ссылки на рисунки из неё. Конечно, ожидать, что наши рассуждения будут иметь 100% верности, будет дерзкой смелостью, но нам главное почувствовать верность выводов в целом. Детали же будут уточняться в процессе роста знания.
1 Авидья
Авидья. Отсутствие истинного восприятия или невежество*
Эти существования омрачили моё существование, ибо я не знал**
Первое звено в классической цепочке***
Цитаты из кн.Б.Д. Дандарона «Письма буддийской этики» /1/:
Эмпирическое Я есть несовершенство, или авидья, атмана.
Авидью атмана порождает «воля к жизни – основа нашего существования».
Татхата – это первоначало. Далее следуют алая с авидьей
Трансцендентное Я есть атман, или эхо Абсолюта. Оно обладает совершенством и несовершенством….
Итак, в атмане уже заложена бессознательная воля к жизни, БВЖ, (откуда или кем – вопрос отдельный). Она-то и является тем несовершенством, которое становится авидьей - первым звеном, начальным онтологически, в 12-звенной причинно-следственной цепи.
Фраза Отсутствие истинного восприятия означает в пневматологическом кресте свойство 4-ой категории сознания (рис.А) которая, как низшая конкретная воля, есть естество, но несовершенное, 1-ой категории – Высшей Воли, согласно теории пневматологии /8/. Сколько «несовершенство» сохраняется из цикла в цикл, столько данное сознание и воплощается, чтобы наработать истинное восприятие в лаборатории сансары и в конце полностью слить свою волю с высшей Волей. Тогда цикл необходимости для данного сознания завершится.
Рис. А. Пневматологический крест сознания атмана
Человек привязан к колесу причинности. С уничтожением невежества (авидьи) посредством устранения вожделения уничтожаются санскары, с их уничтожением уничтожается сознание и т.д. до самой смерти./Б.Д./
Последняя фраза, как и определение Эти существования омрачили моё существование, ибо я не знал** понимается в основном «горизонтально», на линии последовательных земных воплощений, и под невежеством, вожделением и т.п. подразумеваются все негативы личностного сознания человека, преодоление которых есть Путь совершенствования. А они на феноменальном плане есть карикатурные проекции нидан как причин бытия, поэтому фраза имеет и «вертикальное» прочтение, а именно: тогда не будет рождения и смерти, когда будет исчерпана (к концу манвантары) БВЖ атмана – главная причина существования, о чем было уже сказано выше.
Поскольку атман соответствует 1-ой Сефире Древа, Кэтер, и есть в Калачакре принцип, символизированный Зайцем /9,10/, то и нидана авидья, как присущая естеству атмана, будет соответствовать принципу Зайца и явится онтологически как Первое звено в классической цепочке*** .
В таком направлении, начиная с ади-ниданы, как 1, мы можем подходить к сути ниданы и через посредство числового ключа.
В Древе СЛ - ади-нидана соотносится с 1 Логосом (рис.2 /11/)_
В Древе ПЛ - со 2 Сефирой , Хокма (рис.3/11/)
В Древе нидан человека - с атманом, сефира 5 (рис.4/11/)
В Древе скандх – с высшим Эго человека (рис.5/11/)
2. Самскары (санскары)
Самскара. Действие на плане иллюзии*
Самскара. Карма. Это сознание создалось вследствие моих прежних существований**
С. Есть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими. С – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями, это группа скандх, впитывающих в себя особенности прочих скандх.**
С.-скандхи (тело причинности) обуславливаются необходимостью проявления. ** С появляются путём постепенного становления. В них ты продолжишь жизнь и в будущих существованиях и пожнёшь посеянное теперь и прежде**
Санскары – кармические следы – создаются в прошлом рождении.
Карма. Физически – действие, метафизически – закон причины и следствия или нравственная причинность. Метафизическая Самскара, нравственное следствие действия, совершённого для достижения чего-нибудь, удовлетворяющее личное желание. Карма – то единственное духовное зерно, которое переживает смерть и сохраняется при пересвоплощении. 11-я нидана в ортодоксальном буддизме*** .
Приведём выписки из книги Д. Т. Судзуки /2/, касающиеся данного вопроса (курсив).
Это сознание создавалось вследствие моих прежних существований. Именно поэтому санскары (или самскары) – это карма.
Слово санскара происходит от корня, означающего готовить, устраивать. Само слово означает как результат, так и процесс создания. Также санскары означает очертания, иногда эту нидану называют предположением и стремлением.
Санскары есть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами, и которые в настоящих дхармах подготавливают дхармы будущего. Это определение можно понимать двояко: а) на инволюционной дуге монад под предыдущими дхармами можно понимать качества, которые пришли из прошлых манвантар и определили несколько различных классов человеческих монад, б) на эволюционной дуге восхождения человека имеются ввиду дхармы, наработанные человеком его трудом. Благословенный сказал: «именно в процессе эволюции возникают санскары. Не существует ни одной санскары, появившейся иначе, чем путём постепенного становления. Сочетание твоих санскар есть твоё Я». Последняя фраза отнесётся к синтезу а) и б).
«Санскары-скандхи (тело причинности) обуславливаются необходимостью проявления, когда эта необходимость исчезает, они преображаются в чистый свет» /2/. Выделенная фраза, кстати, подтверждает ещё раз, что в атмане (нидана авидья) закладывается БВЖ.
Мы видим, что эти определения ниданы санскары одинаково подходят как для сознания Солнечного Логоса (СЛ) на втором космогоническом этапе (2 Сефира, рис.1 /11/), когда появляются «Сыны Утра Манвантары», Планетарные Логосы (ПЛ), так и для их сознания и сознания отдельного человека. Все они, так или иначе, перевоплощаются. Для всех санскары, как сказано, обуславливаются необходимостью проявления, что в принятых нами терминах означает обусловленность наличием бессознательной воли жить (БВЖ) Единого как аналога атмана.
Б.Д. приводит высказывания из кн. Н. С. Радхакришнана «Индусская философия»: неведение (авидью) атмана порождает воля к жизни. И это есть основа нашего существования. И даёт следующее объяснение: первое движение атмана (от возмущения атмана произошло самовозникновение первоматерии) установило также причинно-следственный ряд. Возникновение предматерии (имманентного), её существование с атманом (трансцендентным) Будда называл возникновением санскары.
Такое определение как раз дано с космогонических позиций, когда ниданы представлены как Причины Бытия и нидана санскара соответствуют принципу Дракона º 2 Сефира Древа º 2-ой Аркан. Это момент в космогонии, когда «просыпаются» Сыны Утра Манвантары, сохранившие свое сознание с предшествущей манвантары, т.е. принесшие оттуда наклонности и творческие силы.
Итак, В Древе СЛ - вторая нидана соотносится со 2 Сефирой , Хокма (рис.2 )_
В Древе ПЛ - это рупа-подпланы 2-го плана (рис.3)
В Древе нидан человека - рупа-подпланы 4-го плана(рис.4)
В Древе скандх – рупа-подпланы 5-го плана (рис.5)
3. Виджняна
Виджняна. Совершенное знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и единстве*
Виджняна (сознание) Я – личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.**
Скандха-виджняна даёт окраски прочим сочетаниям и поэтому определяет последующее существование в смысле устремлений, наклонностей.
Поговорим об этой нидане в дуэте с Д. Судзуки, (курсив).
Среди раннебуддийских терминов для сознания, одним из важнейших является, пожалуй, виджняна (буквально на языке пали – различительное знание)… Она всегда направлена на объект, интенциональна (есть всегда сознание чего-то, а не осознание как таковое).
Мы соотносим виджняну с принципом Змеи , 3-ей сефирой Древа Сефирот = 3-му Аркану. В этот онтологический момент происходит становление Творящего Божественного Сознания Единого = Я, в Нём уже возникли Первообразы, Элохим, которые будут строить Вселенную. И с этих позиций Бина, чьё ключевое слово Разум понимания, по сути, вполне можно назвать "различительным знанием”, направленным вовне с целью творчества (в отличие от Хокмы, сознания как такового, мудрости).
В никаях этот термин (имеется ввиду виджняна) употребляется по крайней мере в двух смыслах: осознание как акт, с одной стороны, и конкретные познавательные способности: шесть сознаний (сознание, запах, вкус и т.д.) – с другой. Творящее Божественное Сознание в Себе содержит Сознания (которые и есть Элохим), Каждый из них имеет своё индивидуализированное сознание и "управляет” определённым планом бытия, которому есть своё соответствие в ощущениях человека (сознание, запах, вкус и т.д). В правой колонне Древа 3-я Сефира есть непосредственный синтез 5-ой, т.е. виджняна синтезирует нидану чадаятана, шесть трансцендентальных чувств (рис.Б), что согласуется со смыслом данных нидан.
Рис.Б. Древо принципов и нидан
…поскольку она (виджняна) не представляет собой самости, которую можно было бы осознать. Таков и Разум Бога в Бине – там нет единой самости, но уже утверждается иерархия космических Сознаний. В человеке отсутствие самости соответствует буддхическому уровню сознания, т.к. уже в Высшем Эго человека самость присутствует и может быть осознана (рис.4).
Будда спорит с теми, кто приписывает сознание–виджняну какому бы то ни было субстрату. Сам он говорит о ней …как о факторе среди других факторов – обусловленных и обуславливающих. Естественно. Во-первых, виджняне СЛ, ПЛ и человека соответствует своя субстанциональная материя, а во-вторых, у разных классов человеческих монад в зависимости от санскары, будет разниться и качество субстанциональной материи, т.е. подпланы, где будет «находиться» их виджняна. На рисунках 2-5 той же статьи видим, что виджняна, как и санскары, принадлежит планам: 2, монадическому или анупадака, 4 – буддхическому и, скорей всего, 6-му подплану ментального плана (логично, т.к.числа 2-4-6 метафизически коррелируют меж собой).
Скандха-виджняна даёт окраски прочим сочетаниям и поэтому определяет последующее существование в смысле устремлений, наклонностей - полная аналогия задачам Элохим`ов как принципу, определяющему последующее существование солнечной системы. Таким образом, по самому смыслу нидана виджняна соответствует 3-му принципу в Древе, Змее.
С поиском единого, конкретного определения виджняны в буддийской литературе возникли определённые трудности – на первый взгляд. Но нельзя забывать, что каждый нумен имеет 4 пневматологических категории выявления (крест). Будда подчёркивает, что сознание начинается как одна вещь, а заканчивается как другая.
В Древе СЛ - третья нидана соотносится с 3 Сефирой , Бина (рис.2 статьи 3)_
В Древе ПЛ - это более низшие, чем у СЛ, подпланы 2-го плана (рис.3)
В Древе нидан человека - рупа-подпланы 4-го плана(рис.4)
В Древе скандх – рупа-подпланы 5-го плана (рис.5)
4.Ннамарупа
Намарупа. Личность, т.е. форма, имеющая название, символ нереальности материальных феноменальных явлений*
Н. – архаическое определение психофизического комплекса индивида ****
Форма, чувственное и нечувственное. Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя безличному.**
Об этой нидане говорится: Под сознанием Будда подразумевает закономерное движение, которое определило имя и форму /2./ Пневматология под этим понимает выявление в сознании четвертой категории (рис. А) Б.Д. пишет, что этот процесс буддисты понимают так: сама предматерия в состоянии потенции не представляла ничего определённого и получила свои определения, т.е. имя, конкретность выражения (вспомним каббалу, которая под Именами Бога подразумевает Его Атрибуты) от движения, а движение материи произошло от возмущения атмана С этого момента, как двинулась материя, она получила вполне определённую специфическую природу – её протяжённость, в которой заложены геометрические свойства и закономерности пространства. Таким образом, движение (закономерное движение) определило время, пространство и материю (т.е. форму). Как видим, Б.Д. (опираясь, кстати, на философию А.Шопенгауэра) приводит вполне трансцендентальное определение 4-ой по порядку ниданы намарупа. В макрокосме она вполне соответствует 4-ой Сефире (принципу Лошади в КЧ) – космогоническому моменту, когда Сыны Света, Дхиан-Коганы. (т.е. проявленные Аспекты Сознания Единого, Его Имена), коллективный Творец, выявляют нашу Вселенную как конкретную протяжённость (т.е. форму) в предматерии. Определение намарупы, данное Е.П.Б. как «личность, т.е. форма, имеющая название» – не противоречит высокому иерархическому положению намарупы в Цепи нидан, если под «названием» понимать эзотерический смысл Имени.
В Древах СЛ и ПЛ (рис.2 и 3) четвёртая нидана приходится на близко лежащие друг к другу высшие подпланы 3-го плана. Чтобы не произошло «запуток», надо подчеркнуть, что этот ∆456 нидан (и принципов) СЛ не является ∆456 синтетического МакроДрева, он раскрывает только 4-ый принцип МакроДрева. В целом, 4-я нидана СЛ и ПЛ совместно обобщаются 4-ой ниданой интегрального МакроДрева.
В Цепи нидан человека (рис.4) намарупа находится на высших подпланах ментального плана, для трёх низших миров это тоже своего рода предматерия, где оформляются в Триаду принципы атма-буддхи, т.е. соединяются в форму (карана шарира) духовное, атма-буддхи, и манас (явление, относительно их, материальное). В Цепи нидан животного человека намарупа займет 7-ой подплан ментала, коррелят 7-го плана.
продолжение в Части 2 и 3
|