Статья 4. 12 ЗВЕНЬЕВ ЦЕПИ НИДАН. Часть 3 - Калачакра. Теософские исследования. - СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... - Каталог статей - Персональный сайт

Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [17]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [52]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 384

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 09.12.2016, 06:46
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Статья 4. 12 ЗВЕНЬЕВ ЦЕПИ НИДАН. Часть 3

Продолжение. Часть 3

9. Упадана

Упадава. Созидающая причина Бхавы, которая таким образом становится причиною Джати, Эта созидательная сила есть привязанность к жизни*.

У.- Материальная Душа /4/.

Упадана. Влечение. Привязанности. **

Упадана, привязанность к существованию, соответствует принципу Кабана. Он есть 9 Аркан или 9 Сефира – сложившаяся в Тонком мире Форма. Созидательная сила упаданы вовлекает Форму в воплощение на физическом, плотном, плане. Для разных классов cознаний плотным будут считаться разные планы бытия, а упадана всегда будет находиться уровнем выше. Так для СЛ 9-я нидана Древа будет находиться на 4-ом плане буддхи, для ПЛ - на 5-ом, ментальном, плане, а для человека – на 6-ом, астральном, плане (рис.2-4). В Древе животного человека (рис.5) инволюционный вектор ∆789 «в лице» 9-ой ниданы наложится на эволюционный вектор (принцип Мыши) ∆ 10,11,12 в МакроДреве и, тем самым, будет являться фактором, понижающим степень устремленности актуального сознания человека к духовным сферам.

Ранние буддисты определяли четыре разновидности упаданы:

- привязанность к чувственному удовольствию (kama)

- привязанность к ложному мнению (ditthi)

- привязанность к  добродетели и обетам (речь идёт о брахманской дхарме)

- привязанность к атмаваде.

Естественно, что мы относим их к человеку. Но интересно, как иерархически возрастает в этом перечне качество привязанности. Если чувственное удовольствие человека как раз относится к астральному плану, то мнение формируется уже в разуме, добродетели и обеты, а также атмавада относятся к духовным областям. Возможно, что эти области как-то связаны с упаданой СЛ и ПЛ (планы буддхи и ментальный, как уже говорилось). Мы бы сказали, что упадана ПЛ влияет на разум человека и создаёт препятствие на пути его совершенствования. Создав собственное мнение о чём-то (мыслеформу), что есть творчество - эволюционный фактор (положительный тезис), человек через воздействие инволюционной силы упаданы ПЛ привязывается к своему мнению, что может создать центрированность на этом мнении и, как следствие, неподвижность в мышлении (отрицательный тезис). Человек должен уравновесить возникший бинер (победить «зло»), чтобы смочь продвигаться выше. Аналогичным образом возникает бинерность инволюционно – эволюционных сил для продвинутого человека на плане буддхи. Одна сила устремляет, другая тормозит. Сводная схема Древ (рис. 6) показывает наличие разных сил на любом срезе бытия. Закон бинерного раскрытия силы устремления на планах души и разума человека протекает в результате одновременного воздействия на восходящее сознание инволюционных сил, порождённых в сознаниях разного иерархического уровня (СЛ, ПЛ, атмана и др.)

В целом, это диалектический закон бинерного раскрытия любой трансцендентной силы, вытекающий из многомерной, но взаимосвязанной природы жизни. Исследование Древ принципов и нидан различных космических Сознаний, помогающее усвоению материала «Тайной Доктрины, методологически можно отнести к области трансцендентальной психологии, каковую мы и затронули в данной работе. Для тех, кто изучает Учение Агни-Йоги, добавим, что процессы и явления, при этом происходящие, в силу их психической природы, (а также пневматологичекие процессы) дают теоретическую базу таким  понятиям, как  психожизнь и психодинамика,

Что ещё можно сказать об упадане человека?

О кама-пране читаем /3/: «прана пробуждает камические зародыши к жизни и делает все желания жизненными и живыми», т.е. оживляет на астральном плане мыслеформы (ибо семена желаний прорастают в уме) подобно пране на физическом плане, оживляющей тела. Прана же, которой присуща эфирная субстанция высших подпланов 7-го плана, по нашим изысканиям, четверична, и четвертая её компонента– конкретная индивидуализированная прана, находится на 4-ом подплане 7-го плана (рис. Г). По аналогии, верхние четыре подплана астрального плана можно отнести к кама-праническим, 4-ый подплан – конкретно к человеческой кама-пране. Так упадана человека, 9-я нидана МакроДрева, Созидающая причина Бхавы (существования), и должна быть в идеале этой чистой кама-праной, созвучной, гармоничной своему высокому аналогу  - упадане СЛ (4-й план мудрости и любви). Мы же наблюдаем позорное сползание наших камических привязанностей в низшие, грубые области (из-за воздействия скандх, которыми становятся ниданы животного человека).

Упадана ПЛ находится на рупа-подпланах 5-го, ментального, плана (рис.4). Не эта ли привязанность к жизни Существ, принимавших участие в создании человека, подпитывает, как бы извне, наш страх смерти?.. Осталось сказать, что тогда упадана СЛ на 4-ом подплане 4-го плана есть пранический жизненный принцип, оживляющий стхула шарира СЛ – всю нашу солнечную систему. И изливается он из духовного центра нашего солнца как созидательная сила, причина существования

 

10. Бхава

Становление./1/, существование /5/

Бхава. Кармический посредник, ведущий к рождению в той или иной форме в Трайялоке и гати*

Бхава. Бытиё. Я рождён, потому что я принадлежу миру бытия**

Бхава- бытиё или состояние бытия, мир, рождение, одно из имён Шивы

Пратитья самутпада  = бхавачакра  = колесо существования=сансара

В целом, кажется, так ясно видна взаимосвязь 10-го принципа праны = Мыши и 10-ой ниданы бхава по своей сути - жизненный принцип и существование! - что все размышления вокруг этого вопроса только для детального уяснения. И мы пройдем этот путь.

Логическое разворачивание нашей гипотезы соотношений принципов и нидан требует, чтобы существование, 10-я нидана («не существование-жизнь, но как моральный агент, определяющий, где вам надлежит родиться»/3/ = Сила космическая), соответствовала 10-ой Сефире, Малкут = Земное Царство = 10-му принципу Мыши в Макрокосмическом Древе /10/. Этот принцип и нидана относятся к уже феноменальному проявлению. Для СЛ, ПЛ и человека такое проявление будет на разных уровнях.

Чтобы понять бхаву как Кармический посредник, ведущий к рождению в той или иной форме в Трайялоке и гати*, обратим прежде внимание на  определения /4/:

Гати (санскр) – 7 состояний чувствующего сознания:

1.       три высших – дэвы,. асуры и (бессмертные) люди

2.       три низших – суть личности в камалоке, элементалы и животные

3.       7-ой вид существования – нирманокайя

Трайялокья (санскр.) – букв. «три сферы» или мира:

1.       мир форм (рупадхату)

2.       мир желания (камарупа)

3.       бесформенный мир (арупадхату)

Арупадхату – этот мир лишён каких-либо форм или желаний, высшая сфера посмертной Трайялокьи – порог к состоянию нирваны.

Замечаем, что гати (состояния сознания) и трайялока (миры) соответствуют друг другу, как трансцендентное и имманентное. Из взаимного сравнения пункта 1 вытекает, что не только камарупа и арупадхату, но и  рупадхату относится к посмертному существованию человека, т.к.  (бессмертные) люди есть состояние сознания на уровне В. Манаса .

В Древе человека принцип Мыши есть принцип праны и вершина последнего D в МакроДреве, символа актуального (активного в нашем проявленном мире) сознания человека. Эволютивный D10,11,12, вершиной показывает направление приложенных человеком усилий – на восхождение по иерархической лестнице сознаний (рис.1, рис. В) – в посмертном состоянии тоже!. Насколько будет велико устремление человека в жизни на физическом плане существования, настолько высоко он и продвинется после смерти вверх по ступеням «состояний чувствующего существования» - до определённой локи. Поэтому бхава, бинерно соотносясь с принципом Мыши, и является кармическим посредником между жизнью в плотном теле (где закладываются причины) и жизнью на «небесах» в определенной локе (следствия). Ещё раз: каково актуальное сознание человека, синтезированное 10-ым принципом, таково и посмертное существование. Реальна и, так сказать, обратная зависимость: каково было положение в высших мирах существа, идущего на земное воплощение, таково будет и его актуальное сознание и, как кармическое следствие, воплощение «хорошее» или …

Как описано в «Тибетской книге мертвых», в момент смерти всегда предоставляется шанс увидеть Ясный Свет Мудрости, и достичь состояния нирваны. Но по своему невежеству человек не может этого сделать, попадает в бардо и затем вновь рождается. Так вот, Ясный Свет Мудрости видится в момент отделения принципов праны и линга шарира от тела (как знаем, праной становится с первым вдохом ребенка дживатма). И если продвинутый человек сможет правильно сосредоточить сознание (схематически: на 1-ой точке пневматологического креста сознания, рис.В), то он будет восхищен лучом праны, ставшим опять дживой, в те области, откуда пришел к нему этот луч, т.е. к нирване экзотерически, оккультно - в Арупадхату – высшая сфера посмертной Трайялокьи, Такой продвинутый человек есть уже адепт. Остальные же должны будут побывать в камалоке и дэвачане, затем вновь воплотиться. В этом смысле бхава – кармический посредник рождения в тонких мирах.

 

 Рис.В. Крест категорий праны и эфирного тела в человеке.

 

Положение 10-ой ниданы Древа человека на 1 подплане показывает лайа-центр для пралайи физического мира.

Бхава Древа ПЛ, есть состояние бытия, мир – по нашим размышлениям -  астральный, 6-ой план. (рис.3,), Поскольку бхава связана с принципом праны, бхава ПЛ должна быть, по аналогии с праной человека, четверична и занимать положения на первых четырех подпланах астрала. Положение ниданы Древа ПЛ в центре астрального плана скорее обобщенное, чем конкретное. Её положение рядом с 9-ой Сефирой МакроДрева означает, что бытие, существование ПЛ (актуализация) именно на этом плане закономерно хотя бы потому, что 4-я нидана имя и форма =  «Личность» ПЛ (на 3 плане) проявится в четвертый пневматологический момент на 6 плане в качестве «девяти Праджапати, которые помогали Демиургу в созидании материальной вселенной».

Можно предположить, что Сила, обозначенная как бхава, не только дает жизнь существам этого мира, но и оживляет все астральные образования человека, и мы, явившись в этот мир после смерти, встречаемся, как с живыми, с порождениями своего собственного сознания.

Бхава Единого на схеме планов (рис.2) находится на 1-ом подплане ментального плана, аналогично бхаве в Древе человека, так же одаривая жизненным принципом всех существ этого плана. Так же, по аналогии, бхава СЛ должна быть четверична в проявлении. Положение ниданы бхава в Древе СЛ показывает лайа-центр для пралайи ментального мира, - и всех трех миров как физического плана СЛ.

 

11.    Джати

Джати. Рождение согласно одному из видов вступления в  поток жизни или перевоплощений – или Чатур-Йони, причём каждый вид ставит рождённого в одну из 6 (7 эзотерически) Гати*

Джати. Рождение. Я страдаю, потому что я рождён**

Как мы рассмотрели выше, все ниданы бинерно соотносимы с принципами, и  кармический посредник рождения 10-я нидана бхава,  - с принципом Мыши. Логично, что 11-я нидана джати, будет соотноситься с принципом Быка (рис. 1), На 10-ом принципе Мыши заканчивается Древо Сефирот и принципы Быка и Тигра привнесены в МакроДрево как составные компоненты, детализирующие актуальное сознание человека. Принципы, имеющие символы Быка и Тигра, иерархически самые низкие, связаны с феноменальным проявлением, конкретно -  с принципами праны и линга шарира.

В символизме Быка его связь с процессом рождения просматривается как репродуктивность природы /12/. Это служит подтверждением тому, что символом Быка определяется именно нидана джати. Число 11=10+1 говорит о рождении нового конкретного единства  в лоне феноменальной природы.

О ниданах джати и джара в Древах СЛ и ПЛ сказано в статье 3 /11/.

Если мы вникнем в то, что написано о нидане рождение в «Инструкциях..» /3/, мы несколько расшифруем сухие понятия джары разных Древ: «…родиться в одном из шести объективных форм существования или же в седьмой, которая субъективна. Это …эзотерически:

1. Высшие боги.              2. Дэвы (или питри – все классы).

3. Нирманакая.               4. Бодхисатвы.

5. Люди в Миалбе*.       6. Камарупические существования,

                                                  будь то людей или животных,

                                                  в камалоке, или астральном свете.

7. Элементалы (субъективные существования).

* МИАЛБА (Тибет.) В Эзотерической философии Северного Буддизма - название нашей Земли, именуемой Адом для тех, кто вновь воплощаются на ней для наказания.

«4 способа вступления на путь рождения, как обусловлено кармою:

  1. рождение из чрева  - как у людей и млекопитающихся
  2. рождение из яйца – птицы и пресмыкающиеся
  3. рождение от влаги и зародышей воздуха – как у насекомых
  4. мгновенным самопреображением – как бодхисаттвы и боги (анупадака)» . /3/

наводят на мысль о видах рождения человека разных Рас.

1 - удел людей  конца 3, 4 и 5 Рас.

2, 3 - Первые Расы рождались  аналогичным способом/ТД, том 2/

4 – такое рождение  - дело будущих Кругов и Рас.

Как замечаем, виды рождения связаны с разными состояниями сознания. Но все это «управляется» 11-ой ниданой Древа человека на 7-ом плане.

 

12. Джарамарани

Джарамарана. Старение и смерть, следующие за зрелостью скандх*

Джара. Старость. Смерть. Существование есть страдание, ибо в нём заключены старость, смерть и тысячи страданий**

При рассмотрении нидан иногда ставится не авидья, а джарамарана (джара) первопричиной в ряду остальных причинных звеньев. Но для какой цели? Смерть (как результат страданий, болезней) станет первой, когда она есть толчок, старт для похода человека к нирване (блаженству, где страдания нет) Этическая задача философии буддизма – помочь людям выбраться из тьмы к свету, разорвав  колесо сансары, поэтому первый толчок выбирается самый наглядный.

В целом, смерть – это явление, связанное с формами и дающее возможность бессмертному духу бесконечно существовать через их эволюцию. Смерть формы освобождает дух, дает ему возможность вернуться в божественное лоно и не воплощаться более - в этом заключен онтологический конец. Чтобы завершить последнюю жизнь на Земле, надо все равно умереть. Смерть – своего рода посвящение, конец прожитой ступени.

Тигр тоже последний в ряду принципов КЧ, он символ предела дифференциации сознания человека, после чего начинается обратный процесс восхождения к божественному Источнику - своего рода тоже конец. Таким образом, принцип Тигра, замыкающий D актуального сознания, т.е. проявляющий его в телесной форме, делающий человека активным во внешнем мире, готовым к борьбе за своё выживание в этой форме, а значит, на страдание, и нидана джара – старость и смерть как результат существования – соотносимы друг с другом.

Обратимся к Древу животного человека = Древу личности = Древу скандх (рис.5). Старение и смерть, следующие за зрелостью скандх* (= группы атрибутов). Они соединяются при рождении человека (а но образуются в высших треугольниках Древа) и складывают его личность. Достигнув зрелости, эти скандхи начинают разъединяться и слабеть, в силу действия 12-ой ниданы, наступает дряхлость и смерть. Сама жизнь на земле есть страдание, которое вытекает из борьбы человека за существование, продолжение рода и т.п.

Как представить себе зрелость скандх? Когда плод созреет, он отпадает от дерева, чтобы умереть, но уронить в землю новое семя. Когда атрибуты старой личности изжиты, новые наработаны, т.е. тоже в своём роде созрели для прорастания в будущем – плод жизни созрел. Тогда приходит пора «сматывать удочки»J с физического плана: форма конкретного воплощения изжила  себя. Но семя – в земле! В этом смысле смерть становится причиной нового рождения.

Принципы Тигра и Быка в Древе являются основанием нижнего треугольника сознания человека на проявленном плане, они суть бинер, причём  принцип Быка -  тезис, а принцип Тигра – выпадающий из него антитезис; тогда рождение, как аналог принципа Быка, будет тоже тезисом, а смерть, аналог принципа Тигра, антитезисом. В диалектике антитезис не имеет самостоятельного, независимого от тезиса существования. Такова и наблюдаемая реальность – не родишься, значит, и не умрёшь.

При наложении нижних треугольников сознания в Древе человека и в Древе животного человека (рис.6) видим, что смерть  последнего совпадает с 4-ой точкой креста  - телесной праной, иллюстрируя этим смерть плотного тела. Но при возвышении сознания, оставшийся от креста треугольник высших категорий праны (рис.Г) на высших подпланах эфирной материи может существовать без смерти, до конца манвантары 7-го плана (вспомним, что Расы 1 и 2, по словам Е.П.Б., не исчезли, но существуют в нас). 

Нидана джара для высших сущностей, СЛ и ПЛ, не означает смерти телесной тождественно человеку, но может быть «мгновенным самопреображением – как бодхисаттвы и боги (анупадака)»

 Резюме. Итак, мы рассмотрели по отдельности определения каждой ниданы на предмет её бинерного соответствия с принципом и нашли, что таковое существует в каждом звене.  

Этим мы добавили еще один аргумент к тому, чтобы принять выводы, сделанные в статье 1 /9/, и ещё один, но не последний, кирпичик (в виде статей по теме нидан) к попытке научного раскрытия символизма животных Калачакры для использования его в теоретических и прикладных целях.

Литература:
1. Б.Д. Дандарон «Письма о буддийской этике», «Мысли буддиста. Черная тетрадь», Петербург, «Алетейя»,1997
2. Д.Т.Судзуки «Мистицизм христианский и буддистский»,София,Киев,1996.
3. Е.П.Блаватская «Инструкции для учеников внутренней группы», Москва, Сфера, 2000
4. Е.П.Блаватская "Теософский словарь”,”Сфера”,Москва,1994
5. Письма Махатм. Самара, 1993
6. В. Шмаков "Великие Арканы Таро”, "София”,Киев,1993.
7. Е.И.Рерих, «Путями духа», «Основы буддизма», Москва, «Сфера», 1999 год.

Статьи на сайте:
8. статья 2 - Пневматология атмана и его БВЖ
9. статья 1 «Цепь нидан и символические животные Калачакры» и
10. «Символизм животных Калачакры»)
11. статья 3 - Принципы и ниданы на планах бытия
12. «О символизме принципа Быка в Калачакре»

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (15.03.2011) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 700 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016