Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [0]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [19]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [83]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 395

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 15.11.2018, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Статьи. Теософия.

Свободная воля и мудрость. К пониманию качеств категорий сознания

Свободная воля и мудрость.

 К пониманию качеств категорий сознания

  1. Освежим в памяти. Пневматологические принципы - категории становления Божества и монады - есть принципы воли, мистики и разума. Эти три принципа органически сопряжены во внутренней их природе и сопряженно выявляются. Они суть модусы всякого проявляющегося в феноменальном мире духа. Эзотеризм использует понятия воли, мистики и разума лишь как интеллектуальные обозначения трех действительно существующих мировых начал, которые онтологически есть Отец, Святой Дух и Сын.

Диалектика - сущность и метод познания мира - имеют в основании Дыхание и пневматологию, науку о категориях сознания.

Пневматологический крест категорий сознания /1/:

Рис.1

  1. О всеначальной энергии (ВЭ) мы уже упоминали / 2 /

Рис 2 – 3

  1. Кроме книги В.Шмакова «Теоретическая механика становления духа. Основы пневматологии», где о качествах категорий пневматологического кватернера (креста) сознания сказано академично, обосновано и подробно, много о них  говорит учение Агни-Йоги в выражениях не менее научных, но более приближенных к  простой речи, что весьма оживляет эти понятия, тем способствуя их усвоению.  

«Одно из самых высших проявлений всеначальной энергии (ВЭ) есть энергия мысли» /3/.

Мысль пространственная восчувствуется непосредственно категорией Мистики актуального сознания человека. Эта категория есть антитезис, т.е. «выявитель», Высшей - Божественной!  -  Воли (рис.2), и поэтому качеством такой мысли будет мудрость (рис.3).

 «Если человек соприкасается с Высшим Миром, то касание это совершается не в области напряжения воли, но именно путем глубины сознания, где сгущается чистая всеначальная энергия» /3/.

Мысль принимает разные формы в категории Разума, которая есть антитезис (частичное выявление и поэтому отрицание утверждения) категории Мистики, своего тезиса (мудрости - утверждения и нуменального Источника) (Рис.2, 3). «Мыслитель упоминал о двух сущностях в человеке – о разуме и мудрости»/4/.

В Агни-Йоге находим ещё одно определение - основная энергия:

 «Нельзя обособить мысль от основной энергии мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии» /1/. Мысль, рождаясь в пространстве, «порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной» /3/ (рис.3).

Ясно, что под этим определением подразумевается определённый аспект проявления всеначальной энергии. Каждый из 4-х аспектов сознания, стоящего за проявленным космосом, будет в последнем выявляться соответствующим качеством энергий (рис.3). Эту идею основной энергии можно вообразить в понятии пневматологического креста сознания так: основная энергия мироздания это энергия, рождённая действием 4-ой категории сознания, низшей конкретной воли,  будь это мироздание нашей солнечной системой или нашим плотным телом (т.е., смотря какой Сущности пневматологический крест рассматривать).

Тогда как со всеначальной энергией «имеет дело» к. Мистики – мудрость / 2 /.

  1. Категории пневмат. креста актуального (земного, мозгового) сознания человека выявляются на соответствующих субстанциональных уровнях 7-го плана: это 4 высших подплана,  или эфиры (рис.4).

 Рис.4

Коль скоро категория Мистики и к. Разума антиномичны друг другу, они должны быть в сознании сгармонизированы. «Крен» и стабилизация в одном из крайних положений сознания не даёт возможности Высшей Воле проявить себя в 4-ой категории, нкв.

3-я категория сознания, Разума, диалектически замыкая категории 1 и 2 в треугольник (рис.2), становится конкретным сознанием воплощённой личности, ею мотивируется та часть низшей конкретной воли жить (нкв), которую мы называем свободная воля. От к. Мистики, как уже говорилось, в сознании рождается мудрость.

Так как антитезис может в своей крайности и вовсе стать отрицателем тезиса, такая форма не будет уже пригодна для гармонии. «Сущность мудрости в том, чтобы понять все разновидности, пригодные для гармонии». /5/. (А от не пригодных -  сознательно отказаться).

«Может иногда казаться, что свободная воля действует безудержно, но поверх даже самого ужасного напряжения воли выступает некая сила, которая совершенно преображает посылки волевые. Вопреки желанию разума, маятник жизни указывает иное непреложное решение*. Каждый добросовестный наблюдатель может удостоверить, что его мысль не имеет решающего значения. Поверх воли, основанной на житейском опыте, выявляется иная глубокая мудрость, таившаяся в глубинах сознания» /4/.

*) «качество ПЭ есть принятие верного решения» /6/

«К сожалению, люди мало различают границу свободной воли и мощи всеначальной энергии…

Вместо того чтобы обе силы действовали гармонично, они состязаются в борьбе… из этого происходят прискорбные состязания… Одна из причин заболеваний планеты заключается в несоответствии [космосу] сил человеческих. Пусть об этом подумают» /4/.

О категории Мистики, несущей мудрость, т.к. через неё человек непосредственно впитывает высшее космическое Знание, о к. Разума, из которой произрастает свободная воля,  и необходимости гармонии между этими (бинерными) категориями сознания сказано в Агни-Йоге:

«Мысль может быть мгновенна и порождать молниеносное огненное решение.

Человек говорит – подумаю, но он уже давно подумал. Огненно в нем уже живет решение, и он под думою предполагает рассудочное рассуждение. Поучительно наблюдать поединок рассудка с огненным решением. Рассудок не однажды мог повреждать огненное решение, но само зерно остается прочно. Оно сокроется в глубине сознания и не раз напомнит о себе. Жаль, что человек так упорно не желает осознать различные слои мышления» /7/.

Люди полагают, «что физическое волевое воздействие будет наиболее доступно и действенно.

При всех механических увлечениях (самодавлеющий приоритет к. Разума*) люди усиливают и увлечение свободной волей, но Мы уже говорили, насколько опасно такое увлечение. Свободная воля в сущности своей не может состязаться с всеначальной энергией. Такие поединки могут быть мучительны и даже губительны. Значит, мы опять подходим к золотому равновесию» /4/.

*) примечание автора статьи.

«Как прекрасна может быть подвижная свободная воля, которая научит распознавать мудрость, которой не следует противиться. Познавая разумность сущего, человек познает и глубины в себе самом. Человек научится уважать в себе силу, которая ведет его к лучшим следствиям. Счастье человечества в том, что оно располагает всеначальной энергией, и бедствие, что эта благословенная сила не признана и проклята. Можно себе представить ужас, когда человек отказывается от лучшего своего сокровища!» /4/.

Ссылки:

  1. В. Шмаков «Теоретическая механика становления духа. Основы пневматологии», Киев, 1994, стр. 131
  2. Статья «Всеначальная энергия, учение Калачакры и сердце. Доклад для VII теософской конференции»
  3. Агни-Йога, кн. Надземное, ч.2, п.213
  4. Агни-Йога, кн. Надземное, ч.2, п.270
  5. Агни-Йога, кн. Надземное, ч.2, п.211
  6. Агни-Йога, кн. Надземное, ч.2, п….
  7. Агни-Йога, кн. Надземное, ч.2, п.318

 

Начато 2.02.2018 – кр Петух, ж. Лошадь, ж. Бык

Ок 5.02.2018 - кр Петух, ж. Коза, ч. Дракон  

ок-ок 5.04.2018 - год ж. Собаки, нед. ж. Змеи, д. с. Зайца

Категория: Статьи. Теософия. | Добавил: iranad (05.04.2018) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 39 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018