В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные
годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее
новолуние по лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по
астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в
разных странах эти даты могут не совпадать.
Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы
делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам
За
три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен,
посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения.
Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан
Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее
честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день,
непосредственно предшествующий Новому году.
Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до
6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать
мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за
помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении
сложных вопросов.
В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы —
хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет
всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).
В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи.
Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и
может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным.
Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных
обрядов.
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор,
во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются»
все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает
приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания
праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и
хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия
как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также
человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный
цвет (торма).
Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи
покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к
пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь
отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад
(согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться
вместе с ним).
В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь
ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека.
Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к
дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно
развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней,
привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также
символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем
живым существам.