О СИМВОЛИЗМЕ БЫКА В КАЛАЧАКРЕ
В Калачакре 12 символических животных онтологически представляют Древо космической иерархии сознаний, первые 10 из них имеют свое толкование, исходящее из их аналогии с 10 Сефиротами или Первоверховными Принципами, во-первых, и из их аналогии с ниданами, во-вторых (рис.1). Бык же и Тигр не имеют сефиротического основания, поскольку их порядковый номер 11 и 12. То есть, они относятся только к ниданам, которых 12. Но символизм быка очень древний и вполне космогоничный. Разобраться в их толковании – принципиальный для понимания «зверушек» Калачакры вопрос.

Рис.1
Приведём (курсивом) материал по символизму быка (в скобках будут примечания уже наши).
В кн. Дж. Купера «Энциклопедия символов» /1/ находим:
- Символ быка в целом олицетворяет производительную, репродуктивную (рождающую) силу природы;
- У индусов он – всеохватывающее дыхание Адити (в ведийской религии олицетворяет собой женское начало, высшее воплощение материнства и воплощение световой энергии Вселенной. Википедия), атрибут бога Агни (мужское).
- У скандинавов он атрибут Тора (муж. начало) и посвящен Фрее (жен. начало. Аналогично индусам).
- Хеттский бог Солнца принимает образ быка и является одним из аспектов Эа, как бога магии (связанной с тонкой материей, т.е., с женским аспектом бытия).
- У иранцев бык олицетворяет душу мира (жен.).
- В буддизме бык – личность (т.е. приходящее, иллюзорное в ч-ке) и является атрибутом (отличительной принадлежностью) бога мертвых Ямы (согласно теософским исследованиям (рис.1 Древа на7 планах), 2-ой подплан 7-го плана наиболее близок к плану 6-му, астральному, где «базируется» бог Яма. На этом же подплане «работает» 2-я категория Мистики креста актуального сознания человека, а это суть принципа Быка (рис.2))
В Египте он был посвящен солярному богу Ра, который в образе небесного быка ежедневно оплодотворял богиню неба Нут (аналогично символизму индусов).
- В митраизме бык означает победу над звериной природой в человеке (Бык – тезис и он диалектически и эволюционно «побеждает» антитезис = Тигра в бинере 11-12 Древа) и жизнь, прошедшую через смерть (новое перерождение).
- Сила, придаваемая сомой (и соединяющая, через категорию Мистики, актуальное сознание человека с высшим планом, астральным, т.е., 11 принцип- с 9-ым), приравнивалась к силе быка;
- В даосизме Лао-Цзы (посвященный!) ездил верхом на буйволе (на чём ездишь, то, значит, и победил. Христос, например, въехал в Иерусалим на осле, что означает побеждённую физич. природу человека).

Рис.2
Как видим, символизм быка, за редким исключением, символизирует материальную природу, но в её субстанциональной, эфирной, части, т.е., высшие подпланы физического плана (рис.1). Только эта субстанция (= 2-ой подплан физич. плана), является «передатчиком» актуальному (в плотном, проявленном мире) сознанию человека тончайших космических энергий = акаши, экзотерически, которая есть - символически - кровь мистического быка, приносимого вечно в жертву богом Митрой*. Не забудем, что в индуизме Вак, женский аспект Брамы, имеет образ Небесной коровы. Значит, то, что символизирует бык, с ней одной природы.
*) Для понимания этой фразы приведем выдержки из кн. Юрия Николаева «В поисках Божества» /2/, комментарий в скобках – наш.
Стр. 40. О культе Митры: …культ юноши, олицетворяющего Творческое Начало в мире и вечно совершающего таинственное заклание (жертвоприношение) мистического быка. (Творческие Силы космоса, Дхиан-Коганы «пахтают океан» единой материи = Матери, чтобы сотворились множества миров разной плотности).
Стр. 27: …культ Митры был в теснейшей связи с культом Великой Матери («корень-материи», изначально единой и недифференцированной = 2-ой макрокосмический план, рис1).
Стр. 28: …древнехалдейское сказание о создании мира из крови убитого быка (Великая Матерь = бык, символ космической единой материи - аллегорично оказывается «убитым быком» в манвантаре бытия, проявленном мире Но его кровь созидает мир).
Стр. 39: …образ проливаемой крови как символа одухотворения и возрождения (Великая Матерь, духовная субстанция 2-го плана в манвантаре «не исчезает», она соответственно дифференцируется и, как 2-ой подплан, находится на каждом из планов. Земной человек соприкасается с субстанцией = единой пластической средой 2-го подплана посредством категории Мистики своего пневматологического креста сознания, и при должном саморазвитии может возрождаться не перерождаться телесно, но возрождаться духовно).
Стр. 28 … смысл этого распространённого символа (им. в виду быка) нам не вполне ясен (а теософам, благодаря знаниям «Тайной Доктрины» и эзотерической науки пневматологии, ясен в достаточной мере).
Итак, резюмируем.
Символ принципа Быка, субстанционально относящийся ко 2-му подплану 7-го, физического, плана, связан с единым макрокосмическим пространством = 2-м планом, Великой Матерью, а через это и с иерархией Творческих космических Сил = символически, юноша Митра), а также с функцией периодического возрождения природы и перерождений человека на Земле.
В микрокосме человека Бык детализирует, если можно так выразиться, свое макрокосмическое содержание принципом тонкой составляющей линга шарира человека (это физический аспект его аурической оболочки на 2-ом подплане) в отличие от плотной линга шарира (эфирное тело, состоящее из материи 3-го подплана, принцип Тигра, рис.2).
Также принцип Быка – это категория Мистики пневмат. креста актуального сознания человека, и в рамках дуальности в кресте категорий 1-2 (но и бинерного их единства) он есть женское начало для принципа Мыши, джива-праны и категории Высшей Воли, как начала мужского.
Заметим, глядя на форму Древа, что 10-ый принцип Мыши есть материальный аналог 1-го принципа Зайца; Бык же аналогичен в Древе 2-му принципу, Дракону. «Как вверху, так и внизу».
Ссылки на литературу:
- Купер Дж. «Энциклопедия символов», Ассоциация «Золотой век», Москва,1955
- Николаев Ю. «В поисках Божества», «София», Киев, MCMCV
2009 г., ж. Быка
25,11,24 –с. Дракон, кр. Коза, день ж. Змеи