Асуры, ракшасы и пишачи на планах бытия. О психическом в человеке
Тексты цитируются из кн. Шри Ауробиндо «Мать»/1/, выделены цветом. От себя – рисунки, выделения в тексте и комментарии.
Глава ИПОСТАСИ И МОГУЩЕСТВА. Объяснение некоторых терминов в работе «МАТЬ» /1, стр.53/
1. ЛОЖЬ И НЕВЕДЕНИЕ
Неведение - значит Авидья, обособленное сознание, эгоистический ум, жизнь, которая возникает на его основе и все то, что вполне естественно для обособленного сознания, эгоистического ума и жизни. Это Неведение является результатом движения, при котором Космический Интеллект отделился от света Суперразума (божественного знания - Гнозиса) и утратил Истину - истину бытия, истину божественного сознания, истину силы и действия, истину Ананды, Блаженства. В результате мир всеобъемлющей правды и божественной гармонии, рожденный светом божественного Знания (Гнозиса), заменился миром, основанным на частных, отдельных истинах низшего Космического Интеллекта (рис.1), в котором все уже становится полуправдой, полуложью. [..]
Рис.1
В сознании подобного творения все либо ограничено, либо извращено разобщенностью с всеобъемлющим Светом. Даже сама Истина в таком виде воспринимается как частичное, ограниченное знание. И это называется Неведением.
Ложь, с другой стороны, - не Авидья, не неведение, но предельный ее результат. Она порождается асурической силой, которая проникает в это творение и не только разобщена с Истиной, а потому ограничена в Знании и подвержена ошибкам, но и восстает против Истины, стремится овладеть Истиной с тем, чтобы ее извратить. Эта сила, темная асурическая шакти или демоническая майя, утверждает собственное извращенное сознание, как настоящее знание, а свои умышленные искажения или извращения Истины, как настоящую Правду. Именно эти силы и сущности* извращенного и извращающего сознания называются бесами, силами зла. Когда же подобные извращения, порождаемые ими на основе невежества, утверждаются в качестве Истины, это становится ложью, в терминах Йоги - митхья (mithya), моха (moha).
КОММЕНТАРИЙ *) силы и сущности – две модификации миросозерцания Реальности: как единой пластической среды или как совокупностей отдельных явлений (монад) /4/.
2.СИЛЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ
Есть силы и сущности, заинтересованные в сохранении лжи, ими созданной в этом мире невежества, и утверждении ее в качестве истины, которой вынуждены следовать люди. В Индии их называют Асурами, Ракшасами и Пишачами (существами соответственно ментализированной витальности*, собственно витальности** и низшей витальности***, рис.2), противостоящими богам или силам Света. Они представляют собой могущества, поскольку имеют свой собственный космический масштаб с присущей им ролью и властью, и некоторые из них были когда-то божественными силами (бывшими богами, purve devah, как они называются в Махабхарате), погрузившимися во тьму оттого, что восстали против божественной Воли, управляющей Космосом. Слово «проявления» относится к тем обличиям, которые они принимают, чтобы влиять на мир, обличиям часто ложным, порождающим лишь ложь, а иногда - псевдобожественность.
КОММЕНТАРИЙ. В учениях восточной философии витальность – это жизненность, внутренняя энергия, обеспечивающая психологическое благополучие и здоровье личности ( называют её ещё ци или прана).
Асурические существа тьмы (законные следствия инволюционного уплотнения изначально тонкой светоносной материи), согласно приведённым Шри Ауробиндо качествам, принадлежат планам:
*) Асуры = ментализированная витальность - 6 план, 3 подплан на арупа-уровне, числовой аналог 3-го плана, Космического Интеллекта (рис.1, 2).
**) Ракшасы = собственно витальность – 6 план, астральный, 4 подплан (числовой аналог 4-го плана).
***) Пишачи = низшая витальность – 6 план, рупа-подпланы (рис.2).
Они близки - по плану своего существования - с кама-манасом (который представляет собой связку низшего манаса и камы, принципов 8-9 в Древе, рис.1). «Низший Манас облекается в сущность Астрального Света; эта астральная оболочка отгораживает его от его Родителя (7 принцип Высшего Манаса, рис 1), за исключением только через Антахкарану, что есть единственное его спасение. Разорвите ее и вы станете животным» /2/.
С позиций человеческой эволюции, в пневматологическом кресте астрального сознания человека (см. средний крест на рис.2), кама-манас – 3-я к. Разума, через которую астральная оболочка по сродству вибраций откликается на мысли низшего манаса, а 4-я к. низшей конкретной воли есть собственно принцип кама человека. Кстати, рупа-подпланы, где «базируются» пишачи, будут соответствовать астральному телу и его кресту сознания, относящемуся к животному царству .
«… существует 7 степеней - от инстинктивно животной до рационально инстинктивной, или психической» /2, стр.76/. Это и будет кама-манас - ментализированная витальность, рационально-инстинктивная, которая входит в низшее психическое человека, которое требует в дальнейшем эволюционного преобразования (рис.2).
Рис.2
Уточним некоторые понятия.
Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Она - форма жизнедеятельности.
Сознание – состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об эти событиях и ответной реакции на них /3/. Эзотеризм утверждает: сознание любого Эго (как монады, отдельной целостности) в проявлении четверично и выражается символом пневматологического креста его категорий /4, 6/, т.е., по большому счёту, бинер воли учитывается. Если входить в подробности дифференциации, то понятие сознания (и самоосознания) более связано с к. Разума, а психичность, как способность тонких ощущений, более соответствует категории Мистики. «Расплывчатое слово "сознание" вполне может быть заменено словом "осведомлённость". Каждый человек осведомлён по-разному, но все люди осведомлёны о своей осведомлённости» /8/.
Психика в человеке воспринимает Реальность с позиции единой пластической среды, частью которой является и человек. Он через тонкие ощущения может объективно переживать внешние влияния, но не осмысливать. Осмысляя же их, сознавая в категории Разума, человек становится субъективным в суждении, так как ограничен теми имеющимися у него концепциями, представлениями, в рамках которых он строит свои суждения. Здесь он воспринимает Реальность в аспекте монадности (раздельности) /4/.
Тогда, кстати, так можно понять термины сверх- и подсознания:
- сверхсознание (высшее психическое, к. Мистики)
Сознание: - сознание актуальное (Разум, двойственный по природе, бинер к. Мистики – к. Разума)
- подсознание (низшее психическое, к. Мистики)
Но в диалектике механизма выявления креста сознания к. Мистики есть тезис, утверждение, поэтому она всегда может и должна выявляться через свой антитезис, к. Разума.
Что касается высшего психического, или психического существа, ему Шри Ауробиндо даёт определение: «психическое существо, психика, - организованное вокруг искры Божественного Света эволюционирующее духовное существо, скрытое в глубине человеческой природы» /1, Словарь/.
«София» есть Мудрость, Буддхи – духовная душа (наш шестой принцип)»/5/. А духовное существо - это бессмертная Триада принципов атма - буддхи - в. Манас.
Согласно диалектике нисхождения эманаций в алгоритме пневматологического креста, принцип буддхи, отразится в низшем манасе человека своей 3-ей категорией, Разума (почему низший манас и аналогичен, когда чист от затемнений, качествам буддхи), а как 4-я к. нкв = низшая конкретная воля, буддхи проявится на астральном плане (рис.2, верхний крест). Конкретно, на 6-ом плане 1-ый подплан, лайя, – это Единый в его соответствующей лучевой Ипостаси, 2 подплан, акаша, - фокус проявления Махалакшми, 3-ей Ипостаси Матери Мира /7/, а уже на 3-м подплане, ментализированной витальности, где единство дифференцируется и видоизменяется, уже существуют Асуры, высшие из сил зла, но инволюционно вполне законные.
Резюме
- Добиваясь ясности между определениями одних и тех же сил Тонкого плана разными авторами, мы использовали понятия пневматологии и более детально установили уровни существования асуров, ракшасов и пишачи - на астральном плане, на одних подпланах с кама-манасом и собственно принципом кама человека. Эта субстанциональная близость и даёт возможность силам зла так сильно влиять на низшее психическое в сознании человека.
- Мы разобрали, что 4 высших, бесформенных арупа-подплана астрального плана (как элементы пластической единой среды) представляют собой (в аспекте монадности) 4 категории пневматологического креста астрального сознания. Из них конкретно бинер сознания согласуется со 2 и 3 подпланами.
- Добиваясь, по ходу изложения, ясности в понятиях психики и сознания, мы сравнили с ними пневматологические характеристики категорий Мистики и Разума, что помогло уточнить возможности обобщения или различения понятий психики и сознания (полные ли они синонимы).
Ссылки:
- Шри Ауробиндо. Мать. М., «Благовест», 1994
- Блаватская Е.П. «Инструкции для учеников внутренней группы», М, «Сфера», 2000, Заметки по поводу статей I. II. III. /
- Новая философская энциклопедия, ст. Сознание, 2010
- Шмаков В. «Основы пневматологии. Теоретическая механика становления духа», Киев,1994 (II. Пневматология. § 79)
- Блаватская Е.П. « Эликсир жизни» M., Сфера, 1998, статья «Будущий оккультист» .
- Статья «Основная доктрина пневматологии», http://vp777.ucoz.ru
- Статья «Четыре Ипостаси Матери как 4 категории пневматологического креста Её сознания. Часть1, 2», www.cv777.ucoz.ru
- Бейли А. Эзотерическая психология 1 том, гл.II
Тема начата 12.10.20, год б. Мыши, нед. б. Мыши, день кр. Мыши
Ок 20,01,2021, год б. Мыши, нед. кр. Дракона, день ч. Дракона
|