ЧАСТЬ 1. ТОРОИДАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕНИ и КАЛАЧАКРА
Введение. Ввиду большого –для сайта – объёма, разделим статью на две части.
- Гипотеза о тороидальном устройстве пространстве-времени. Время как спираль
Если предметное пространство мыслится и наблюдается нами как 3-х мерное и в виде шара, то временное пространство хочется схематично увидеть в виде ТОРА, сечением которого (поперечным и продольным) будет круг Калачакры (рис.1 и 1а). Ибо Калачакра не просто своеобразный календарь времени, но его, времени, действительная модель. Поразмышляем в этом направлении.

Рис.1-1а Периферическая поверхность такого тора = «бублика» будет феноменальным временем, которое (по общему представлению, то есть, не факт, что это научная точка зрения) последовательно-поступательное и цикличное одновременно, представляя тем самым спираль, витки которой и складывают поверхность тора. Спираль времени выходит из точки начала махаманвантары Тнач = 0 и приходит, как Т конечное, туда же. Тнач = Ткон, т.к. небытиё одинаково до и после манвантарного проявления.
Именно, змей Уроборос закусывает свой хвост на вершине Калачакры в Тнач полнотория - тора, заполненного чем-то, в нашем случае, пространством-временем.
На плане нуменов время не изменяется и равно нулю либо вечности (¥), что, в принципе, однозначно. Таковым будет время в центре круга КЧ, а также за пределами «бублика» и внутри его «дырки». (Возможно, это то, что считается астрофизиками тёмной материей?). На рис.1 все центры Кругов времени составляют пунктирную окружность внутри тора, в которой То=0.
Где же на торе будет расположена точка временно̀го начала махаманвантары, Тнач = 0? На внутренней поверхности тора, со стороны «дырки от бублика» (рис.1, 1а). Там будет и точка весеннего равноденствия (ВР), которая есть онтологическое начало Тнач каждого из бесконечного числа сечений, т.е., все Калачакры «прикреплены» своим онтологическим началом к этой внутренней линии тора. Свами Шри Юктешвар Гири, астролог, рассчитывая длительности юг в 24000-летнем цикле, аналогично располагал знаки Овна и Рыб ближайшими к духовному центру Вишну-Набхи, находящемуся где-то в космосе /1/.
Но если наблюдателю сменить масштаб наблюдения на значительно больший, то он скажет, что эта критическая точка Тнач = 0, где начинается и кончается манвантара, не есть конец жизни, и оттуда после пралайи начнётся новый временной «бублик». Математик бы сказал, что начальные точки новых манвантар Тi (где i = 1,2,3,4… и т.д., рис.2) есть точки разрыва и скачка функции, описывающей эволюционную спираль времени, витками которой сложен тор. На графике такая функция с разрывами в точках Тi = 0 представится ступеньками. Учёные уже пришли к выводу, что непрерывные функции есть лишь частный случай прерывистых функций, а не наоборот.

Рис.2
На рис.2 мы видим распрямлённую спираль времени. Каждый непрерывный отрезок функции Э = f(T), описывающей развитие = изменение сознания (помним, что именно изменение порождает в уме наблюдателя время /1/) – это одна манвантара, в которой величина Э изменяется непрерывно. Следующие непрерывные отрезки – другие манвантары. Поскольку пралайя - это отсутствие жизни форм, созданных внутри этой манвантары, то и пралайя ими не ощущается, а посему равна нулю по времени. Но в пралайе жизнь не замирает, в результате процессов на высших планах происходит трансцендентный скачок сознания в нулевой точке, и начинается новая манвантара или другой виток прерывистой спирали, состоящей, при детальном рассмотрении, из отдельных циклов = КЧ i.
Полная манвантара Единого Логоса (для упрощения примем за него Солнечный Логос = СЛ), опишется полным кругом Калачакры, т.к. в нём заключено выявление и дифференциация всех аспектов сознания СЛ (конкретно, 60 = 12х5 принципов и 12 знаков зодиака). По аналогии с ней, малые полные круги Колёс времени будут соответствовать манвантарам иерархически низших субстанциальных сущностей. Мы назвали их малыми, потому что длительность манвантары СЛ будет наибольшей по времени, если смотреть с позиций низших иерархий. Но субъективно (т.е., с точки зрения конкретной сущности) они будут одинаковы, т.к. будут наполнены единой всеначальной энергией и составят одну целокупную жизнь – Логоса ли, человека ли.
Итак, одна такая непрерывная ступенька в эволюционной функции Э = f(Т) – это полный круг КЧ, сечение полнотория, а нулевая точка – трансцендентный по своему качеству переход одного витка псевдо-целостной спирали в другой. В ходе космической эволюции разные длительности ступенек будут соответствовать разным - по степени самореализации - сущностям.
- Странное «вдруг»
Рассмотрим пристальнее момент, когда одно качество вдруг сменяется другим (например, год кр. Тигра в 5-летке Рыб перейдёт в год кр. Зайца в 5-летке Овна). Постараемся приблизиться к нулевой точке перехода, которая находится на вершине КЧ, привязанная к физическому моменту весеннего равноденствия (ВР), когда солнце переходит (в 6 утра на экваторе) из южного полушария в северное, и день равен ночи везде на Земле. Мы начнём (умозрительно или медитативно) дробить время на часы, минуты, секунды, наносекунды.., приближаясь к точке, когда уходящее качество (красного Тигра) минимизируется и не останется от него «чистый» нуль. Дробя время, мы дробим и материю до первоэлемента, и тем мы подойдём к жизни СЛ, ибо первоматерия имманентна (присуща) сознанию Логоса, она едина и не имеет качеств. Таким образом, продвигаясь к нулю длительности времени на физическом плане, мы приближаемся к нуменальному = к вечности (рис.3). А наше актуальное сознание может только уловить, что качество времени – вдруг - изменилось. Странное «вдруг» – в которое вмещается вся вечность!

Рис.3
«У Платона (в его диалоге «Парменид» (156 d)) «вдруг» - одно из существенных слов, выражающих не просто неожиданность или начало изменения, а место самого начала, канун бытия… это странное по своей природе «вдруг» лежит между движением и покоем, находясь совершенно вне времени» /2/. Точнее: между движением, покоем и снова движением, понимая под покоем статику нуменального.
Если смотреть только на физическом плане, когда наступает «вдруг» смена качества времени, на самом деле происходит переход из одного качества в другое через нуменальный план, где НЕТ времени, нет движения. На КЧ это «вдруг» можно было бы изобразить для любого полного цикла на начале точки ВР, например, так (рис. 3). Качество, символизированное кр. Тигром, в какой-то момент сменяется другим качеством – кр. Зайца. Для этого одна энергия должна быть в природе как бы «выключена», а другая «включена». Имеем, формально, скачок через нуль, реально - прикасание к нуменальному состоянию. Таких касаний на границах принципов и в каждом масштабе существования на Калачакре получается много. Не круг времени, беспрерывно текущего, а решето какое-то получается, в отверстия которого брызжет неземной свет 😊. Древние греки вполне заслуженно обожествляли нуль (потому что из него бил луч света неземного) и даже боялись, как говорят историки, иррациональных чисел. Не даром Платон, очень древний и очень мудрый грек, дал слову «вдруг» эпитет «странный». Мы увидели, что за ним скрыт разрыв последовательности времени (рис. 2,3).
Известно всем, что окружность и радиус круга связаны зависимостью L=2pR, где коэффициент p=3.1415… есть иррациональное число. Следовательно, окружность КЧ, как символ проявленного мира, не выражается конечным числом, но бесконечным, также указующим на присутствие духовного мира, куда человек живой может «нырнуть», соответственно практикуя.
Итак, время одного масштаба кажется непрерывным, но на самом деле оно дискретно. И только множественность переживаемых одновременно разномасштабных циклов маскирует собой возможность осознавать в разрывах феноменального времени присутствие Беспредельности.
- А теперь поговорим о формуле времени
Символ звезды Вишну (рис.4) нам показывает, что Логосу, как Единому Сознанию (вершина белого D) синтезирующему всю множественность сознаний, бинерно соответствует (имманентна) единая первоматерия (инволюционная вершина чёрного Ñ), лежащая в основе всего многообразия форм.

Рис.4
Если масштаб времени и пространства при восхождении по иерархической лестнице сознаний (человек®Планетарный Логос® Солнечный Логос) возрастает к ¥, то при приближении к единицам первоматерии масштаб времени и пространства убывает практически до нуля. Наука рассчитала время жизни атома, которое много-много меньше жизни человека, а время процессов на уровне элементарных частиц ещё меньше того.
Получается, если мерить мерками человеческого масштаба, то «бублик» временного пространства жизни Солнечного Логоса (СЛ), можно считать – бога, должен быть самый по времени большой – Тmax, а тор жизни первоатома материи – самый маленький, Tmin. Но это будет один и тот же тор временного пространства, т.к. он принадлежит проявлению одной сущности, Солнечному Логосу. (Получается, Змей, закусивший свой хвост, символизирует, кроме прочего, бинерное единство трансцендентного и имманентного полюсов сознания Логоса. И змеиная голова с хвостом в пасти законно проецируется на онтологически начальную точку КЧ). Так, продвигаясь к нулю времени жизни атома, мы приближаемся к вечности существования сознания СЛ, как субстанциальной сущности - относительно землян.
Опираясь на это положение, распишем формулы времени для Имманентного и Трансцендентного Ликов Логоса.
Время Т существования на уровне самой минимальной формы материи (имманентное, женский аспект) будет:
Tmin = K1 х (Tф min + Тпс_имм),
где Тф – физический фактор времени. В философии субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самосущие (сам-бхава) сущности. Условно этот фактор, зависящий от природы сущности, назван здесь «физическим», он как бы связан с внешним проявлением, а Тпс – психический фактор, он ассоциативно связан с внутренним составом сознания. Это универсальная формула времени, поэтому нужен коэффициент К перехода из одного космического масштаба в другой.
Время Т существования Солнечного Логоса (трансцендентное, мужской аспект) будет самым длительным:
Tmax = K2 х (Tф max + Тпс_СЛ)
Они, Tmin и Tmax, должны быть равны между собой, т.к. принадлежит одной муже-женственной сущности:
K1 х (Tф min + Тпс_имм) = K2 х (Tф max + Тпс_СЛ) (1)
Так как Tф min ® к 0, а Tф max ® к ¥, вставим эти предельные значения в формулу (1) и посмотрим, в пределе, что получится:
K1 х (0 + Тпс_имм) = K2 х (¥ + Тпс_СЛ).
Раскроем скобки: K1 х 0 + K1 х Тпс_имм = K2 х ¥ + K2 х Тпс_СЛ
K1 х 0 = 0, а величинами К2 и Тпс_СЛ в правой части равенства формулы (2) можно пренебречь, так как к бесконечности они уже ничего больше прибавить не смогут. Получилось: K1 х Тпс_имм = ¥. Коэффициентом K1, конечным по величине, на фоне ¥ тоже можно пренебречь.
Остаётся Тпс_имм = ¥ (3) Философски, из этой «математики» вытекают следующие положения:
1). Как таковая, психическая компонента Тпс_СЛ сознания Солнечного Логоса - трансцендентного - не значима, в пределе - не существует, ибо то, что у человека психическое (переживания, мысли там всякие), у Логоса является уже Высшим Космическим Законом, а он определяется только физической, внешней компонентой времени Тф, которая хоть и стремится к ¥, но есть фактор объективный для всех вещей в манвантаре (к нему относятся циклы пространства-времени).
Получается, субъективного в боге (как конкретной, пусть и субстанциальной, «личности») ничего нет, есть один Закон = Дхарма и пустота, о чём утверждает буддийская философия, провозглашая: “бога нет”. На самом деле, Будда для своих определённых целей изложения миропонимания просто не рассматривал пространство и время в рамках концепции субстанциальности. У него был другой концептуальный подход. (Человек не может постичь Бога, но может к нему, как к Истине, приближаться в разуме – через разные умозрения, мистически оплодотврённые, что обусловлено самой сутью третьего аспекта божественного Триединства. Этим методом и пользуются Учителя человечества, обучая нас, бестолковых😊).
2). Относительно имманентного получилось, что Тпс_имм = ¥, то есть, у субстанциальной материи есть только субъективный фактор: психическая составляющая времени - и она равна вечности.
Объективный же фактор времени Тф, определяющий размер торсионного пространства времени со стороны имманентного, стремится к нулю.
Но что же такое психическая составляющая для частиц первоматерии? - это изменения - как абстракция переживаний - приводящие к движению материи /3, часть2/.
Мы можем сделать заключение, что: а) трансцендентная составляющая формулы временного пространства Логоса полностью объективна (Тф ®¥, Тпс_СЛ®0); б) имманентная составляющая формулы временного пространства Логоса полностью субъективна (Тпс_имм ® ¥. Тф ® 0).
Что входит в значение «полностью объективна»? Диалектически, в первый онтологический момент выявляется, как Воля = всеначальный импульс Жизни, тезис - трансцендентная составляющая Логоса, что есть План = Закон, который будет реализовываться в проявлении. В следующий диалектический момент выявляется антитезис – имманентная, субъективная составляющая субстанциальной сущности Логоса – первоматерия. Всё, что проявится в дальнейшем, сформируется и будет изменяться в ней, циклически, на 5 планах проявления, это будет игра Лила и она составит плод работы самосознания Логоса.
Резюме. Образуются временные циклы существования, соответствующие уровням сознаний Космической иерархии и их пространственным масштабам. Они-то и составят тороидальное по форме пространство-время.
Таким образом, - с одной стороны - наше циклическое время отражает трансцендентное сознание Единого и Его волю, становящуюся – с другой, имманентной стороны – разными аспектами всеначальной психической энергии, что в совокупности является проекцией на феноменальный план нуменального состава всех аспектов сознания Солнечного Логоса* (в виде символических животных и аналогичных им знаков зодиака).
*) В книге А. Клизовского, излагающего основы учения Агни Йоги, находим: психическая энергия… «она действует вне времени и пространства. Посланная к нам из дальних миров, она может проявить свое действие немедленно» /4/. Это вполне согласуется с приведёнными выше рассуждениями об устройстве пространственно-временного тора с сечением, являющимся Калачакрой - в её теософской форме.
Когда в «эзотерической» – пока – литературе речь идёт о тонко-вещественном воздействии космоса (через градации плотности материи, стихии, химизм планет, лучи, вибрации и т.п.), имеется в виду действие имманентной составляющей сознания Единого, что есть проявленная психическая = огненная энергия воли и сознания. Трансцендентное становится явным через имманентное.
конец 1 части
|