Часть 3. Лучи и парамиты в знаке Вишну
Освежим для начала в памяти и осмыслим то, что найдем в «Тайной Доктрине» о знаке Вишну (цитаты курсивом):
1) Эти Шестеро*, естество которых заимствовано от Седьмого**, являются Упадхи или Основою или Основным Камнем, на котором объективная Вселенная построена; Они Нумены всего Сущего. Следовательно, они одновременно и Силы Природы; Семь Ангелов Присутствия/1/.
*) рисунок из книги:
**) естество которых заимствовано от Седьмого означает, что Седьмой должен быть иерархически высшим для Шестерых, т.е., быть Первым Лучом из Семи!
Тогда почему он не назван Первым, а назван Седьмым? Противоречие? Думаю, нет.
Есть места в трудах Е.П.Б, где она ведёт счет принципов или планов снизу вверх, от 1-го, «земного» к 7-му, «небесному».
2) Есть другая цитата: «В своем Единстве, Первоначальный Свет есть седьмой или высший принцип Дайвипракрити, Свет Непроявленного Логоса. Но в своей дифференциации он становится Фохатом или «Семью Сынами».
Первый символизирован центральною точкою в Двойном Треугольнике: последние – самим шестиугольником или «Шестью Членами» Микропросопуса; Седьмой* – Малкут, «Невеста» христианских каббалистов, или наша Земля». /2/.
КОММЕНТАРИИ
*)То есть, Седьмой Луч из этих «шести Членов» и будет Малкут, физический план (рис.2), и он не в центре звезды.
Рис.1-2
Рассуждаем далее. Если Первый (высший, Свет Непроявленного Логоса) сокрыт в центре звезды Вишну, тогда выявившиеся вовне Лучи будут: 2-ой, 3, 4, 5, 6 и 7-ой (рис.1), а не 1,2,3,4,5,6, как подписано на рисунке звезды в самой первой цитате.Там был совсем другой космогонический этап. В общем, другая комбинация = другая схема проявления Аспектов Единого Сознания.
Когда 1-ый Луч не проявлен в манвантаре, высшим и главным в проявлении становится Второй Луч, Вишну. «Говорят, что Вишну появляется верхом на Шеше в начале каждой манвантары как «Господь Творения»/3/. Поэтому далее будем рассматривать вариант рис.1.Лучи в нём распределены согласно методу, который обоснован в статье «Почему в пневматологическом кресте 2 стоит справа, а 3 слева?» /9/.
3) Ж. М. Рагон дает очень хорошую иллюстрацию этой «иероглифической шестеричности», как называет он наш двойной равнобедренный треугольник.
«Иероглифическая* шестеричность есть символ сочетания философских трех огней и трех вод, откуда происходит рождение элементов всего сущего».
*) ИЕРоглиф, судя по первому корню слова, – знак, запечатлевающий духовное, а значит, и его качества (в форме, в числе, в расположении частей символа). Этим можно пользоваться при исследовании значения символа.
4) «Сочетание двух полов и разделение материи по троичностям необходимы для развития зарождающей мощи**, этого плодородного свойства и стремления к размножению, врожденному во всех телах»/ 4/.*) ИЕРоглиф, судя по первому корню слова, – знак, запечатлевающий духовное, а значит, и его качества (в форме, в числе, в расположении частей символа). Этим можно пользоваться при исследовании значения символа.
**)Сама эта зарождающая мощь связана с инволютивным треугольником знака Вишну, возникает из пневматологического креста сознания Единого, как 4-я категория, низшая конкретная воля, /5/, и касается – через крест звезды Вишну и пневматологический крест на низших планах - земного мира, щедро оплодотворяя его (рис.2).
Как явленный Аспект (или Атрибут = Лучи 4,5,6,7) космического Единого Сознания, каждый Луч звезды Вишну имеет своё наименование (согласно качествам) и свой преимущественный план проявления /6/ (Рис.3,в).
Рис.3а-в
1-ый Луч вне проявления в настоящей манвантаре, как и 1-ый план,. 1 Луч являет свое божественное Присутствие на каждом плане на 1-ом из семи его подпланов.
Иерархический порядок распределения Лучей в Звезде мы уже изобразили (рис.1). Он начинается с её вершины, где находится 1-я категория Высшей Воли пневмат. креста сознания духовной души, которую и символизирует звезда Вишну /5/, и со 2-го Луча Любви-Мудрости (бог Вишну во многих учениях и религиях индуизма считается первым в высшей триаде богов).
Далее по нисходящей шкале иерархии категорий креста, т.е. справа налево и вниз, от к. Мистики к к. Разума, последовательно расположим в Звезде и остальные Лучи, согласно их Числам (рис.3,а).Слово Число пишем с заглавной буквы, т.к. оно определяет имя, индивидуальное качество Луча (его характеристики приведены из книги /6/). Теперь через символ звезды Вишну, лучи которой связаны с парамитами /7/, мы можем рассмотреть соответствия Лучей, как Аспектов сознания Единого, с этими «запредельными совершенствами» буддизма (таблица рис.3,в).
Информацию можно извлечь уже из этой сводной таблицы.
Так, 2 Луч, Любви-Мудрости, Аспект Единого, 2 план макрокосма, акаша, не постигается, но его соответствия как 2 подплан низших планов постигается – через многие ступени восхождений. Путь к ним – через развитие категории Высшей Воли креста сознания человека (рис.3а), которая выявится как совершенная любовь и будет проводником всеначальной энергии (в терминах Агни-Йоги), необходимой для перехода сознания с низшего уровня на высший (соответствие с парамитой энергия).
3 Луч, Активного Разума 3-ий Аспект Единого даёт качество активности для приспособления материи к «нуждам» духа; это разум, присущий самой материи. Ему соответствуют третьи подпланы низших планов, которые постигаются человеком через высокое умственное развитие (соответствие с парамитой медитация = концентрация);
4 Луч, Искусства и Гармонии Через Конфликт, имеет качество достигать гармонии через конфликт антиномий любой двойственности. На физическом плане, в частности, - с помощью совершенного качества терпения. На 4-м плане буддхи, в Мире Огненном, божественная гармония и единение всех Частей Единства существуют перманентно, а на земле они выявляются эволюционно и последовательно во времени. Духовным знанием этого, кстати, и питается терпение. «Кто обладает терпением, тот Великий Человек»/Агни-Йога/, (т.е. махатма, а значит, овладевший «шестью совершенствами» духовной души).
5 Луч, Конкретного Знания или Науки (5-ый план разума и творчества). Его влияние - как проекция парамиты знание-мудрость - выявляется в жизни человека (обычно в зрелом возрасте) как пик профессионального мастерства и субъективное чувство понимания жизни. «Каждый пусть мыслит научно, тогда он поймёт законы нравственности», вытекающие из самого мирового устройства /8/.
6-ой Луч Идеализма и Преданности (6-ой, астральный план) - только он таким своим качеством преданности, вытекающей из любви духовной, может дать цель и нравственную силу (психическую энергию) для дисциплины духа (над страстями и низменными привычками). Заметим, что 5 Луч, научное знание, есть тезис для 6 Луча, а их синтез – 2 луч Любви (рис. 1).
7 Луч, Церемониальной Магии и Порядка (соответствие - 7-ой, физический план). Только этот Луч (понимай, конкретная иерархия Дхиан-Коганов) может «устроить» порядок в материальном мире, рождённом великой Тарой, материнское качество которой – щедрость мощи рождения и великодушие ко всему живому. Церемониальность в объективном мире, включающая правильную последовательность во времени (ритм) и чувство возвышенной торжественности, необходимы для явления и удержания огненной стихии, проводника Высшей космической Воли, как утверждается в Учении Живой Этики (бинер лучей и парамит 2 и 7).
Итак, мы видим, что шесть Лучей звезды Вишну (с алгоритмом Лучей как на рис.3) логично связаны с «запредельными совершенстввами».
Взглянем на рис.3а. Четыре божественных состояния (т.е., категории креста сознания) в человеке вызывают 4 чувства: спокойствие, ответную радость, сострадание и самоотверженную любовь (взятые на рис.3а в рамочки). Если мы понимаем, что последние связаны с активностью определённых (так наз., четырёх безмерных) дхарм, элементов бытия, составляющих поток сознания человека, то будут яснее и нижеследующие утверждения: на рис. 3а в Звезде мы видим, что духовное спокойствие, соответствующее категории Высшей Воли пневматологического креста, покоится «на плечах» парамит терпение и медитация (концентрация ума); чувство радости (блаженство) возникает в к. Мистики сознания, когда развиваются совершенства медитация и мудрость; с другой стороны, парамиты 3,терпение и 2, самодисциплина вызывают чувство сострадания в к. Разума; 2,самодисциплина и 5,мудрость – становятся основанием для безупречного выражения самоотверженной любви. По-моему, всё логично.
Что касается аналогий парамит с планами (рис.3а, сводная таблица, и рис.4), то и здесь аналогия прослеживается. О связи 7-го плана и 1-ой парамиты, щедрость или великодушие, как рождающей мощи, уже сказали; парамита дисциплина духа (или самодисциплина) необходима прежде всего для обуздания страстей (6-ой план, астральный); парамита знание-мудрость (т.е., правильно применённое знание) соответствует принципу Высшего Манаса – 5-ый план, ментальный; о парамите терпение тоже сказали выше – она согласуется с Огненным Миром 4-го плана; парамита медитация – это способ контакта сознания с космическим разумом – 3-ий план. Конечно, этот план не доступен человеческому сознанию, но 3-ий подплан 5-го ментального плана - да, т.к. это уже принцип его Высшего Манаса; парамита энергия – как способ достижения актуальным сознанием человека высшего, акашического, подплана (на каждом из низших планов), который соответствует 2-му плану, где «актуален» 2-ой Луч Любви-Мудрости (рис.4). Как видим, соответствия есть.
Рис.4
Итак, 1-ый Луч Воли скрыт в центре 6-лучевой Звезды. Она, как мы определили, явлена на 4-м плане (рис.2). А в макрокосме, онтологически, 1-ый луч – вне звезды, на 1-ом плане. Есть ли в этом противоречие? Нет.
Для более глубокого понимания Лучей нужно соответственно глубоко вникнуть в диалектику начальных стадий космогенезиса. Тогда будет понятным утверждение, что звезда Вишну (как Семь Лучей – Аспектов Единого) «зачинается» уже на 2-м плане, с первым проявлением двойственности, а на 4-м плане, в Мире Огненном, она уже проявлена и будет «реализовываться», согласно "ТД", 4-ой Иерархией Дхиан-Коганов (рис.2, 4).
Но этот 6-лучевой символ можно распространить и на все 6 планов макрокосма (рис. 4). Прежде всего, 2-ой Луч уявится, как второй Аспект Сокрытого Единого, на 1-ом подплане 2-го плана (каждый из Лучей имеет в себе все семь аспектов, в том числе и Воли, аналога 1-го Луча), и остальные Лучи так же - на каждом из «своих» планов и именно на 1-ом подплане (рис.3в, сводная таблица). Числа Лучей в получившейся «большой» Звезде, как видим, соответствуют номерам планов, что говорит о сохранении алгоритма проявления Аспектов-Лучей в таком варианте = в такой период космогенезиса (рис.1). Пневматологический крест сознания, получившийся при этом, будет иметь вертикальный бинер воли, «составленный» из 2-го и 7-го Лучей (2 и 7-ой планы), а получившийся из синтеза боковых Лучей горизонтально расположенный бинер сознания будет именно на планах 4-ом, мудрости и 5-ом, разума. 1-ый Луч, сокрытый на 1-ом плане, через 2-ой Луч окажется спроецированным (сокрытым) на огненный 4-ый план, буддхи, конкретно, на его 4-ый подплан, в сердце проявленной звезды Вишну.
Символы солнца и луны на рисунке указывают на мужское (воля) и женское (сознание) начала в треугольниках Звезды.
Резюме
Итак, относительно связей между парамитами и Лучами, из приведённых сравнений вытекает, что:
- нуменальные Шесть Лучей (через алгоритм звезды Вишну) определяют «запредельные совершенства», парамиты - те качества духовной души, которых взыскует человек, устремлённый по пути к духу.
- В целом, «буддийские» парамиты и есть эти Лучи. Вполне возможно, что «жёсткой привязки» (как в рассмотренном выше варианте) конкретной парамиты к конкретному Лучу нет. Это заметно особенно для парамит в горизонтальных бинерах (3-4 лучи и 5-6 лучи). Парамита медитация, например, «подходит» для раскрытия качеств обоих Лучей: и 3, и 4. Это можно понять так, что парамиты, хоть и «запредельны», но более приближены к сознанию человека, чем Лучи; они есть как бы собирательный образ, подходящий по качествам к разным схемам расположения Лучей в Звезде, которые возникают от периодов космогенезиса, от «индивидуальной» цикличности проявления макрокосмических Лучей, о каковых законах непосвященные мало что знают (в настоящий период - только то, что в книгах А. Бейли).
Мысль: только божественный разум Будды мог так объять и соединить Беспредельное движение Качеств Божественных (Лучей) с относительно конкретным, но совершенным Образом системы качеств духовной души (парамит), что это соединение стало - в разной мере - доступным пониманию разума человека…
- Поскольку в современной Калачакре звезда Вишну является символом духовной души и нуменом проявленного космоса, то знание о Лучах в приведённом выше виде алгоритма их проявленности (а есть и другие, естественно), может дать возможность использовать эти знания для изучения циклов, влияющих на эволюцию сознания человечества. (Есть уже попытки в космопсихологии использовать знание о соотносимости пяти стихий махаяны с пятью проявленными Лучами для анализа аккорда сознания человека, как и знание о цикличности влияния шести лучей-парамит /7/).
- То, как Лучи соотносятся с парамитами, поможет нам в углублении понимания сути шести «совершенств», т.к. на существующем уровне знание теософов о парамитах ограничивается - по большому счёту - рамками представлений, вытекающих из ключевых слов, их определяющих, которые, естественно, не могут вместить всей диалектичности выявления запредельных качеств. То, что для разума «продвинутых» буддистов является входом в понимание мира Надземного, для ума современных теософов остаётся только дверью туда, и пока закрытой.
- Ну, и перекинут ещё один «мостик» между формами знания Запада и Востока (буддизм) через Калачакру.
Ссылки:
- Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.2 отд.7
- Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ст.7 шл.1
- Блаватская Е.П. - О циклах и нынешних заблуждениях
- Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ч.2 отд.10
- Статья «Часть 2. О сторонах света в символе звезды Вишну»,http://vp777.ucoz.ru
- А. Бейли «Трактат о Семи лучах», кн. «Эзотерическая психология»
- Статья «Парамиты как лучи души. Калачакра», http://vp777.ucoz.ru
- Агни-Йога, Надземное, ч.1, п.350
- Статья «Почему в пневматологическом кресте 2 стоит справа, а 3 слева?», сайт http://vp777.ucoz.ru
28 декабря 2019 год ж. Кабана ,нед. ч. Быка, день с. Кабана
13 апреля 2020. Год б. Мыши, нед. б. Лошади, день б. Собаки
откорректировано 2.12.20, г. б. Мыши, нед.ж. Обезьяны, день б. Зайца
|