Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [118]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 15.04.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Статьи. Теософия.

Циклы осознанности. Взгляд с позиций теоретической механики становления духа

Циклы осознанности. Взгляд с позиций теоретической механики становления духа

Доклад для  Всероссийской теософской конференции - 2021 в г. Кемерово

А есть ли вообще у осознанности циклы? ОСОЗНАННОСТЬ - это способность, функция сознания. Рост осознанности представляется слишком субъективным процессом, чтобы иметь устойчивый цикл. И какой алгоритм будет лежать в основании такого цикла? Я поняла, что к этому вопросу надо подходить основательно, начиная с теоретической механики становления духа.

1. Определения.

а) СОЗНАНИЕ. Начнём с самых основ бытия (онтологии). Первая Двойственность, диалектически возникшая из Единой Реальности, символизируется бинером дух-материя (рис.1). В следующий момент 1 и 2 взаимодействуют, возникает триада дух и двойственная душа, где душа суть сознание и есть тончайшая светоносная материя, а другая, более плотная, часть материи станет строительницей форм (рис.2). Далее (рис.3) дух, как Высшая Воля, являет свою конкретную волю в конкретной форме (бинер 1-4) , сознание (бинер2-3) и  формируется четверичность. У сознания  одна часть будет ближе к духу, к бесформенности, а другая – ближе к миру форм.

Рис.1-3

Так, диалектически, складывается невматологический крест самосознания монады (и всякого индивидуального эго). И его четыре аспекта станут динамическим выразителем в материи всегда нуменального духа.

б) ОСОЗНАННОСТЬ. В современной психологии определяется как непрерывное ОТСЛЕЖИВАНИЕ текущих ПЕРЕЖИВАНИЙ. Это способность  сознания  к  интроспекции собственной деятельности. Она может быть направлена на внутренние состояния, такие как интуиция, или на чувственное восприятие внешних событий. Осознанность включается в более общее понятие ВНИМАТЕЛЬНОСТИ.

Тогда в рамках пневмат. креста ОСОЗНАННОСТЬ будет относиться к бинеру 2-3, СОЗНАНИЯ. В процессе эволюционного развития чувствования к. Мистики станут чистым чувствознанием, а работа категории Разума сосредоточится на творческом оформлении в разные формы-символы того знания, что будет постигаться непосредственно Мистикой, и человек достигнет полноты выражения своего СОЗНАНИЯ, которое суть ДУША и СВЕТ.

«Душа - это тот фактор, вызывающий в материи чувствительную реакцию,  который мы называем сознанием в его различных формах. Душа по своей сути  есть СВЕТ - и буквально, с точки зрения вибрации, и в философском смысле, являя собой истинное средство познания, и символически, ибо, подобно солнечным лучам, рассеивает тьму»/1/.

«На ранних стадиях своей эволюции человек, с точки зрения сознания, относительно нечувствителен и несознателен, как и материя на ранних стадиях формирования. И достижение полной сознательности, несомненно, является задачей эволюционного процесса… Неразвитый человек не излучает света. Не видно света в голове, свечение составляющих тело элементов и свет атомов, образующих природу формы, тусклое. По мере продвижения эволюции эти неясные точки «тёмного света» увеличивают свой блеск; внутри человека свет мерцает время от времени (в течении жизни и в длинной череде воплощений) и становится сияющим светом, когда человек вступает на путь ученичества». /1/.

Для себя я сформулировала так: ОСОЗНАННОСТЬ, суть фокусировка УМА, наведение чёткости и глубины восприятия. Это умственное наблюдение, или фокус сознания, или так называемая точка сборки, которая фиксируется либо в к. Разума (как у современного человечества), либо в к. Мистики (для чего ещё нам надо постараться). Одновременно находиться в двух состояниях УМ человека не может. Но постепенно к. Разума станет гармоничным выразителем мистически воспринимаемой Истины.

Рис. 4. 1) Рассмотрим сознание детальнее. Бинер 2-3 пневмат. креста имеет свои «этажи»: бинер высших Мистики и Разума - сверхсознание (в терминах Шри Ауробиндо) и бинер низших Мистики и Разума - подсознание (по Фрейду). Сознание  в кресте  - по большому счёту - прямоугольник, а не линия.

Сверхсознание тяготеет к духу, подсознание – к процессам, связанным с телом (рис.4). Они есть те «берега», что существуют, но не ОСОЗНАЮТСЯ актуальным сознанием среднего человека. Именно ОСОЗНАННОСТЬ выявляется как СВЕТ, который может быть слабым или сильным, мерцающим или стабильно сияющим. Осознанность можно понять как конкретную линию М-Р индивидуального сознания, но это может быть и всё пространство сознания. 

Обыденное восприятие (низшая Мистика) подобно полусонному состоянию, в котором где-то на бессознательном уровне происходит спорадическое сканирование явлений текущего момента. Затем, воспринятая в форме образов, информация переходит к более детальной обработке при помощи низшего манаса, где человек и теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его кармически обусловленные мысли. ОСОЗНАННОСТЬ же пробуждает дремлющее сознание. Таким образом, осознанность – это «чистое» восприятие в к. Мистики, которое даст - в к. Разума - и «чистую» (от  эгоистической обусловленности) мысль.

 В состоянии ОСОЗНАННОСТИ через к. Мистики мы непосредственно соприкасаемся с женским аспектом Духа. А в к. Разума мы явления восприятий ОСОЗНАЁМ со всех сторон: даём форму, порядок, и складываем в мнение или в обусловленную концепцию;

Сейчас мы уточнили один момент: осознанность (напряженное внимание, дозор) – это термин, подходящий для к. Мистики, т.к. он относится к качеству восприятий. О-сознание  -  термин, подходящий для к. Разума, он связан с качеством знания объекта -  «со всех сторон» или не со всех J

У развитого человека полнота СОЗНАНИЯ выявляется как Ясный СВЕТ души (алая-виджняна), и это будет полное ОСОЗНАНИЕ и полная ОСОЗНАННОСТЬ.

Вывод. Если периодичность в явлении осознанности и осознания существует, то она связана в кресте с бинером 2-3 сознания субъекта.

а) Современные определения : ЦИКЛ – это повтор во времени набора каких-то параметров, в основе которого лежит определённый АЛГОРИТМ — конечная совокупность точно заданных правил решения задачи или порядка действий исполнителя.

Цикличность в космосе связана с проявлением нуменов = высших сознаний. 4-тактный, так сказать, АЛГОРИТМ проявления категорий креста самосознания монады станет нуменальным ЦИКЛОМ, лежащим в основании всех дальнейших проявлений сознания в материи. Тут мы и сможем найти онтологический корень для циклов осознанности 

Попробуем отследить этот алгоритм - для начала - в больших циклах эволюции.

Рис. 5.  2) Рассмотрим-под углом пневматологии-цикл развития семи Коренных Рас в 4-ом Круге эволюции монад как цикл актуализации 4-х категорий пневмат. креста человеческой монады. В каждой расе она выявляется своим особенным крестом.  Сказано в «ТД /3/:

  • «1 и 2 Расы духовны, но не разумны То есть, актуализирован бинер воли.
  •  Сказано, у людей 3-ей Расы, получивших разум, сознание начинает мощно проявлять себя в к. Мистики (поэтому в кресте монады мы выделили к. Мистики), а зачаток к. Разума (рассудок) развивается, но позже и постепенно.
  • «В 4 Расе, к концу, развитие рассудка на физическом плане было достигнуто» .  Но к. Мистики была активна почти до конца расы;  Момент, когда 3-ий глаз (связанный с к. Мистики) закрылся в сознании человечества и называется «Матерь Мира сокрыла свой Лик».  «Мы перешли срединную точку совершенного уравновесия Духа и Материи – или же равновесия между мозговым рассудком и духовным пониманием» - в нашем контекстеравновесие между к.к. Разума и Мистики.
  •        Настоящее человечество 5 Расы, почти пройдя заложенный в алгоритме цикла, акономерный период «крена» в сторону к. Разума, стоит теперь, как утверждает Агни Йога, перед срочной задачей ОСОЗНАННОЙ активации к. Мистики и гармонизации с ней категории Разума. Чтобы стало как в 4 Расе, но на высшем уровне, аналогично уровню 2-ой расы.

  • В сознании 6 Расы будет из мерцающей развита полная осознанность.  
  • В 7-ой Расе постепенно произойдёт полное раскрытие к. Высшей Воли в своём антитезисе – в низшей конкретной воле (жить), которая к концу этой Расы и всего 4-го Круга уже не будет актуальна. Воплощения в плотном теле прекратятся. Сознание станет осознанно-троичным.

          Итак, закономерность, а в планетарных масштабах жизни цикличность выявления категорий Мистики и Разума, с которыми связаны осознанность и осознание, - налицо.

Так в чем же принципиальное отличие к. Мистики от к. Разума и в чём важность каждой из них?  В том, что эти 2 категории реализуют 2 подхода СОЗНАНИЯ к созерцанию 2-х модификаций Единой Реальности:

а) через к. Мистики, когда Реальность постигается (ощущается) в своей первой модификации - как единая пластическая среда, как пространство; 

 б) и в к. Разума, когда человек воспринимает Единую Реальность в её второй модификации – в монадной, то есть, как конгломерат отдельностей.   

"Наше сознание поднимается до созерцания в пластической стихии (т.е., в к. Мистики) только путем эволюции в монадности (в к. Разума): хотя пластичность вечно присутствует в нём (нашем сознании) и феноменологически раскрывается... В Упанишадах эта идея возводится до онтологической всеобъемлемости: «Два Брахмана подлежат созерцанию: слово и не-слово, и только словом открывается не-слово» /4/.

Рис. Сводная таблица

Дух нисходит в сознание от Мистики и Разуму, а сознание человека восходит от Разума к Мистике, от ОСОЗНАНИЯ к ОСОЗНАННОСТИ или - в терминах буддизма - от Метода к Мудрости.

 рис.6 3) Учитывая троичность проявления каждой из 4х категорий пневмат. креста монады, мы имеем Древо целостного сознания монады. Сознание, фокусируясь в любой точке Древа, имеет всё остальное в потенциале.

Как и пневмат. крест, Древо станет АЛГОРИТМОМ цикличности космических проявлений.

В частности, Древо есть онтологический корень цикла из 4-х юг. Поскольку осознанность – это предикат (функция) сознания, 4 ступени сознания в Древе также будут и ступенями осознанности. Так мы выходим на понятие 4-х юг как на ЦИКЛ изменения степени ОСОЗНАННОСТИ .

В югах степень осознанности Реальности будет пропорционально уменьшаться по шкале Древа от 1, духовности, до 4, материальности. А всё тонкое (более духовное) и существует дольше, поэтому Сатья юга самая длинная. В этот период «Корова благого закона» стоит на 4-х ногах, то есть, все 4 категории сознания  гармоничны; спонтанно превалируют Высшая Воля и Мистика; в Двапара юге спонтанно активна к. Мистики: мир ощущается как единство множеств. В Трета юге мир постигается уже категорией Разума, он кажется множеством единств; в Кали юге, когда в фокусе осознанности находится только конкретная (в каждый момент времени) воля жить, Корова благого закона однонога (но относительно не долго :)) 

рис.7 4) Перейдём от больших циклов – к малым.

Найдя онтологический (нуменальный) алгоритм пневматологического креста, мы можем ожидать, что он будет работать и во всех меньших циклах, которые мы имеем возможность наблюдать по Калачакре. Так как крест, вписанный в круг, есть метафизическое и символическое её основание.

Рассмотрим в круге КЧ 60-летний цикл жизни человека. Рождение – это проявление 4-ой к. воли жить. Тогда в 15 лет к. Разума будет наиболее активна: дети усваивают набор знаний о мире, но сами не очень осознанны в нём. В 45 лет  в фокусе будет к. Мистики: проявится мудрость, как результат ОСОЗНАННОСТИ восприятия жизни. В 75 лет у развитого человека осознание в к. Разума вновь будет в фокусе.  

Аналогично, в любом другом цикле можно найти ритмическое смещение фокуса в бинере сознания 2-3 и попробовать его интроспективно ОСОЗНАТЬ.  В солнечных циклах работают: на востоке или утром - Мистика, на западе или вечером – Разум; На севере или в полночь – Высшая Воля. Люди это знали и использовали.

5) Надо заметить, что маги и йоги могут осознанно и по своей воле переводить фокус сознания из к. Разума в к. Мистики. Обратимся к своеобразной энциклопедии оккультизма – книгам К. Кастанеды /5/.

Вернёмся снова к рис.5. Направим своё внимание (осознанность) на крест актуального сознания человека в центре композиции данного рисунка J. С ним связано то, о чём я буду

цитировать  из Кастанеды (и сразу комментировать, текст другого цвета).

 Есть три типа внимания. По словам дона Хуана, мы состоим как бы из двух воспринимаемых сегментов. Первый – это наше знакомое физическое тело, которое может воспринимать любой из нас. Второй – светящееся тело, являющееся коконом, который могут воспринимать только видящие, и которое придает нам вид огромного светящегося яйца. На рис.5 оно не изображено, но обозначено крестом актуального сознания человека. Его 4 категории принадлежат разным подпланам эфирной материи земного плана, которые и составят субстанцию светящегося, аурического, яйца.

 Дон Хуан изобразил наше сознание разделенным на три неравных части. Самую маленькую часть он назвал первым вниманием и сказал, что это именно то ВНИМАНИЕ, то СОЗНАНИЕ, которое развито каждым человеком для того, чтобы иметь дело с повседневным миром; оно включает в себя ОСОЗНАНИЕ физического тела. Это 3-я к Разума, в которой наше сознание центрировано в настоящий момент и период. 3-ий подплан – это эфир, через который мы и воспринимаем мир органами чувств – видим (волны света), слышим (волны звука) и т.д.

Другую, более крупную часть, он назвал вторым вниманием и описал его как то внимание, или ОСОЗНАНИЕ, которое нам нужно, чтобы воспринимать наш светящийся кокон и действовать как светящееся существо. Он сказал, что второе внимание в течение всей нашей жизни пребывает на заднем плане, если только оно не выводится вперед благодаря специальной, преднамеренной практике  (понимай, медитации) и что оно охватывает ОСОЗНАНИЕ светящегося тела.

Это к. 2-я, Мистики, на 2-м п/плане, акаши, единой пластической среды. Её осознанием и определяются все вИдения мистиков.

Последнюю, самую большую часть он назвал третьим вниманием. Это то НЕИЗМЕРИМОЕ ОСОЗНАНИЕ, которое включает в себя неописуемые аспекты физического и светящегося тел. 

Это уже 1-ый подплан,лайя и синтез низших, и с ним связана к. В. Воли нашего земного сознания.

Я спросил его, испытал ли он сам третье внимание. Он ответил, что был на его периферии и что если он когда-нибудь войдет в него полностью, я тотчас узнаю об этом, потому что все в нем мгновенно станет тем, чем оно и является в действительности – взрывом энергии. Он добавил, что полем битвы для воинов является второе внимание (категория Мистики), которое было чем-то вроде тренировочного полигона для достижения третьего внимания (т.е., к. В.Воли). Сразу после смерти наше осознание тоже входит в третье внимание, но только на мгновение и к. Высшей Воли выводит нашу бессмертную часть сознания (или всё сознание, если оно достигло полноты ОСОЗНАННОСТИ и степени Ясного света) за пределы физического мира. 7-я Раса и Архаты всех времён активируют её в своём сознании, становясь бодхисаттвами.

Третье внимание достигается, когда свечение ОСОЗНАНИЯ превращается в огонь изнутри - свечение, которое зажигает одновременно все эманации Орла (микрокосма) внутри кокона человека. Огонь изнутри сжигает материальную оболочку и маг «покидает Землю, как будто его здесь никогда и не было» (слова дона Хуана).То есть, сознание мага в этот момент стало троичным, без конкретной воли жить в теле. 7-я Раса!

Итак, 3 высшие категории сознания суть 3 внимания  и 3 степени осознанности.

6) Посмотрим снова рис.4. Что касается жизни «простого» человека, центрированного в двух низших категориях, то ЦИКЛИЧНОСТИ в его мерцающей ОСОЗНАННОСТИ найти практически невозможно, даже если знать, где искать - настолько эти процессы субъективны и подчинены карме. Путь извилист!..

 Но если бинер сознания Мистика - Разум человека тяготеет к духовному миру, то у него возрастает ОСОЗНАНИЕ основ бытия и растёт устремлённость к верхнем «берегу» сознания. На этих Путях у стремящегося появляются намерения, которые мотивируют его низшую волю к утверждению РИТМА определённых действий, то есть, РИТУАЛОВ (лат. ritualis - обрядовый). А вот ритуал преимущественно цикличен!

Рис. 8. РИТУАЛ – это РИТМ проявления веления АУМа (Высшей Триады) в материальном мире. Он возникает, когда в уме складывается управляющий алгоритм обряда (напр., утренней молитвы). Но по большому счёту, ритуал – метод организации физического плана (Луч 7 - Церемониальной Магии и Порядка).  

Слова создаются в к. Разума как символы того, ЧТО воспринимается категорией Мистики сознания.

Есть личная версия этимологии слова РИТУАЛ. Давным давно... соединение морфем АУМ и РИТМ строило символ сочетания духовного и материального: АУМ спускается сверху, а РИТМ действия (вибрационный и во времени) поднимается снизу (от сознания человека); получается словесно-образная форма - РИТММУА (рис.8). В волнах времён и смен народностей этот словесный кристалл истины видоизменился: к символу добавилось окончание л (получилось - ритмуал), звук м потерялся, и до нас дошло слово ритуал, смысл которого передаётся уже не по форме символа, построенного осознанно, а просто по памяти... 

Высшим, божественным, алгоритмом ритуала является зодиак. Так, Э. Кришнамачарья приводит 12 медитаций на полнолуние в каждом знаке зодиака и объясняет мистический смысл этого ритуала /2/. С ростом сознания и осознанности, человек сам задаёт себе ритмы = циклы. Говорят, у йога время располагается уже внутри, на сушумне, как и зодиак.

Резюме. Я пришла к выводу, что ОСОЗНАННОСТЬ и ОСОЗНАНИЕ суть функции двойственного СОЗНАНИЯ, и сами по себе они не имеют циклов. Осознанность есть Свет, который мерцает, гаснет или возрастает у каждого сугубо индивидуально.  

Только в рамках проявления «4-тактного» АЛГОРИТМА креста сознания монады может найтись определённая ЦИКЛИЧНОСТЬ в колебаниях фокуса сознания между категориями Мистики и Разума, между ОСОЗНАННОСТЬЮ восприятий и ОСОЗНАНИЕМ чисто умственным. Опять же, есть те, кто по своей воле – вне природной цикличности  могут переводить точку сборки во второе внимание и даже в третье /5/. Но и они не исключают влияние времени.

Нам для попытки осознания таких цикличных колебаний фокуса сознания нужны: практика наблюдательности, соответствующие знания и наглядный календарь циклов - Калачакра. Те же, кто пока не вникает глубоко, используют слова сознание, осознанность и осознание как синонимы. Но они не найдут и циклов.

 Ссылки:

  1. А. Бейли «Эзотерическая психология», т.1
  2. Кришнамачарья Э. «Духовная психология. Оккультная анатомия. Духовная астрология» Москва, ЭКСМО, 2004
  3.  Сводная таблица о Расах по «ТД». Теопедия.
  4. Шмаков В. «Основы пневматологии», ч.II, Пневматология, п. 79
  5. К. Кастанеда, книги «Дар Орла» и «Огонь изнутри»

28,02,2021 –б. Мышь, ч. Кабан, д. с. Кабана

 8,03,2021 б. Мышь, с. Мышь, б. Заяц

Ок  28..03.21 б. Бык, ж. Дракон, с. Кабан

 

 

Категория: Статьи. Теософия. | Добавил: iranad (14.03.2021) | Автор: Надёжкина И.А.
Просмотров: 287 | Теги: цикл, первое внимание, Древо целостного сознания, второе внимание, ритуал, пневматологический крест, четыре юги, осознанность, фокус сознания | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024