Дхарма
«…Дать Дхарму – это не значит привлечь кого-то к вашей религии или даже заставить думать как вы. Это означает – показать людям и открыть для них путь к их собственным сердцам, их изначальной сущности будды. Буквально дать Дхарму – значит дать истину, реальную, вне принятия желаемого за действительное. Это дар, который приведет людей к их собственному окончательному человеческому осуществлению и выполнению. Все же, дар Дхармы в смысле истины более явен: он показывает людям, как воспользоваться преимуществом каждого опыта, который у них есть, углубить понимание жизни и открыть свою чистоту, сострадание и силу.» «Нерушимая Истина», стр.317
«Если не объяснить, как зародилась Дхарма, могут, по заблуждению, не поверить в это истинное и глубокое тайное учение.» Тантра единения солнца и луны. Слова моего несравненного Учителя, стр.461
«Самый лучший способ помочь другим – это открыть им Дхарму. Самый лучший способ получить такую помощь – это обратить свое сознание к Дхарме..» Атиша. «Слова моего несравненного Учителя», стр.488
«Дхарма – религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении, Пути благочестия. Это одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философии. Дхарма, кроме «Закона», имеет еще два распространенных перевода: Дхарма – Природа (Мироздание) и Дхарма – Долг (Предназначение)» Ким Киуру, стр.11
«Дхарма – Истина, Природа вещей» «Будда, Мозг», стр.355 «Дхарма – (санскрит) – Священный Закон, канон буддистов» Блаватская Е.П., «Теософский Словарь»
«Поскольку Дхарма – это санскритское слово – оно имеет целый ряд различных значений. В своем наиболее широком значении означает все, что может быть познано. Этот термин означает исключительное Учение Будды. Дхарма имеет два аспекта: Дхарма передачи Знания, т.е. передаваемые наставления; и Дхарма осуществления, т.е. мудрость и прочее, что было обретено в ходе практики на основе этих наставлений. Обычно эпитетом к Дхарме является «возвышенная», «ибо она освобождает существ от страдания». Когда слово Дхарма обозначает просто явление, т.е. любую вещь, которая может быть познана, оно (слово) здесь может переводиться как «явление», «вещь» » «Слова моего несравненного Учителя», стр.550
В «Голосе Безмолвия» Е.П. Блаватская дает такое определение Дхармы – «Дхарма, одна из основных идей индусского религиозного миросозерцания, может быть переведена и словом долг и словом закон; иногда Дхарма означает праведность, иногда религию.» Стр.77
«…Святая Дхарма – учение Будды. Санскритское слово Дхарма происходит от глагольного корня «dhp», означающего «держать», т.е. буддийское учение – это «держатель истинного и неоспоримого смысла». Это Учение «святое» (санскритское sat), потому что оно - учение «Святого» (Будды). По-иному sat можно толковать как «наивысшее» (среди других учений) или как обозначение достойных (высодуховных) людей, для которых это Учение предназначено.» «Мириады миров», стр.222
Будда неоднократно подчеркивал, что для постижения сути его Учений недостаточно одного интеллектуального понимания и что суть Дхармы можно осознать только путем непосредственного опыта. И он «…постепенно излагал свое описание природы индивидуального опыта – Дхарму, базируя каждое новое знание на предыдущем, в соответствии с уровнем понимания тех, кто его слушал. Исторически эти Учения делятся на три категории, которые называются тремя поворотами Дхармы. На санскрите слово Дхарма в этом смысле означает «Истина», или попросту, «природа явлений». Будда давал свои первые учения под открытым небом и в месте под названием «Олений парк» в Сарнатхе, поблизости от Варанаси, крупного города на северо-востоке Индии. Этот первый свод Учений Дхармы описывал относительную природу реальности, основанной на наблюдаемом физическом опыте. Учение первого поворота колеса Дхармы часто обобщают в серии высказываний, общеизвестных под названием Четыре Благородные Истины, хотя их можно более точно определить, как Четыре чистых прозрения в суть вещей. Эти четыре прозрения сводятся к следующему: 1. Обычная жизнь обусловлена страданием. 2. Страдание вызвано соответствующими причинами. 3. Причины страдания могут быть устранены. 4. Есть простой Путь устранения причин страдания. Это Хинаянское Учение или Малая Колесница. Результат Хинаяны, данный в третьей благородной истине, это прекращение. Это относится к прекращению (исчезновению) тех загрязненных состояний сознания, которые продолжают удерживать нас пойманными в сансаре. «Нерушимая Истина», стр.289
Учение Будды о первом повороте колеса Дхармы содержатся в священных писаниях, или «трех корзинах»: 1. Типитака – дисциплина (правила монашеского ограничения). 2. Сутрах (основные доктрины и методы). 3. Абхидхарме – метафизика (психология и философия). Те, кто посвятил себя Хинаянскому Учению, называются шраваки и пратьека – будды истины.
«Шраваки – последователи хинаянской колесницы. Они не стремятся к Пробуждению во имя блага всех живых существ.» «Слова моего несравненного Учителя», стр.589
«Пратьекабудды – тот, кто преодолел сансару без помощи духовного Учителя.» «Слова моего несравненного Учителя», стр.568
«Освобождение, которое реализуют шраваки и пратьекабудды, не является полной буддовостью, хотя они вырываются из сансары, им еще предстоит пройти путь Великой Колесницы и обрести полную буддовость.» «Слова моего несравненного Учителя», стр.566
«Те, кто получил только учения первого поворота колеса Дхармы, создали две философские школы – Вайбхашика и Саутрантика – согласно которым абсолютно «реальными» считались бесконечно малые частицы. Более поздние Учения Будды показывали, что из простого факта возможности преобразования этих бесконечно малых частиц следует, что они могут быть подвержены влиянию причин и условий, и, фактически, представляют собой преходящие явления, а, значит, их нельзя считать фундаментально или абсолютно «реальными».» «Будда, Мозг», стр.107-110
«Тот факт, что религиозное разнообразие в буддийском Тибете пошло непосредственно от Будды – это было одним из самых больших его подарков своим последователям.» «Нерушимые Истины», стр.17
Содержание Второго Поворота Колеса Учения – это природа окончательной действительности, или пустоты. Учение Будды о Пустоте находится в сутрах. Наиболее полное описание учения о пустоте дается в работах множества известных индийских комментаторов. Наиболее важный из них – мудрец Нагарджуна (I-II века), который известен в Тибете как человеческий прародитель Махаяны. Нагарджуна точно формулирует философское понятие пустоты, известное как Мадхъямака. Махаяна или Большая Колесница по сути своей включает не только второй поворот, но и третий поворот Колеса Дхармы. И поэтому Учение Махаяны делится на Махаяну I и Махаяну II. Махаяна I – это второй Поворот Колеса Дхармы. Давалась на горе Коршуна, Раджа гриха, северо-восточная Индия, штат Бихар. Это Учение сосредоточено на природе Пустотности, любящей доброте и сострадании. Пустота (абсолют). Все явления – без самохарактера (самоприроды). Главные тексты этого Учения: Сутры Махаяны и Сутры Праджна-парамиты. Махаяна II – это Третий Поворот Колеса Дхармы. Давалась на Северо-Востоке Индии в штате Ваишале. Учение сосредоточено на изначальной сущности будды. Все разумные существа обладают внутри себя сущностью будды. Главные тексты Учения: Сутры изначальной сущности будды, Сутры Сандхинирмочина и Сутры Ланкаватара. Учение Второго и Третьего Колеса Дхармы – это Учение Бодхисаттв.
«Бодхисаттва – 1. существо, имеющее намерение привести всех существ к Просветлению, и идет по пути бодхисатв; 2. арья бодхисатва – тот, кто уже достиг хотя бы первого из десяти уровней бодхисатвы.» «Слова моего несравненного Учителя», стр.
«Для Махаяны единственная достойная цель состоит в том, чтобы стать буддой подобно Шакьямуни, чья мудрость не имеет никаких границ, и чьё сострадание столь же безгранично. Таким образом, через клятву Бодхисаттвы человек стремится следовать тем же путем, что и Будда Шакьямуни и, в конечном счете, быть рожденным, подобно ему, в мире, где дхарма неизвестна, достичь полного и совершенного просветления и установить традицию Дхармы.» «Нерушимые Истины», стр.333
Мы рассмотрели Три Поворота Колеса Дхармы, в которые вошли малая и большая (или средняя) колесницы. Но существует еще одно Учение Будды. Это Ваджраяна – Алмазная Колесница. Это тайное Учение или Откровение Будды, Откровение Заджраяны. Оно давалось на юго-востоке Индии. Слушателями этого Откровения были Король Индрабхути и бодхисатвы. Это Учение сосредоточено на средствах мастерства ваджраяны, включая визуализацию и пребывание в природе сознания. Главные тексты этого Учения – тантры Ваджраяна – нетрадиционное откровение или наставление по практике. Из индийских текстов, встречающихся в тибетском каноне, мы узнаем, что сначала Будда Шакьямуни учил четырем благородным истинам, известным как «первый поворот колеса Дхармы». Это собрание наставлений известно как хинаяна, или «малая колесница», что отличает его от более поздних учений Будды. В более поздние периоды жизни Будда повернул колесо Дхармы (дхармачакру) второй и третий раз, давая соответственно учения о пустоте и изначальной сущности будды. Кроме этих трех поворотов колеса Дхармы, он также давал посвящения и наставления для нетрадиционных наследий ваджраяны. Тибетская традиция, следуя индийской, утверждает, что не все эти Учения были созданы Буддой Шакьямуни в его обычном физическом теле. Будда Шакьямуни обладал не только смертным физическим телом, но и тремя кая. Первое – нирманакая – его физическая конкретная форма, видимая обычным людям. Второе – самбхогакая – идеальное духовное тело, имеющее форму, цвет и свет, но не имеющее материальности, в котором Будда, как полагают, путешествует по небесным царствам, чтобы преподавать Дхарму. Самбхогакая обычно видима только людям, имеющим значительные духовные достижения. Третье – дхармакая, абсолют, окончательная реальность, которая определяет природу понимания самого Будды. Что же превращает Гаутаму в будду? Это – факт, что он является определенным человеческим воплощением окончательной реальности, дхармакаи. Его неотделимость от этой окончательной природы «вещей, как они есть», дает ему способность проявиться в визуальной (призрачной) форме самбхогакая и путешествовать в этом «теле» везде по Вселенной в молнии (вспышке), проявляясь в многочисленных формах и показывая другие чудеса. Считается, что именно в форме самбхогакая были даны Учения махаяна и ваджраяна. Например, считается, что в ваджраяне Будда проявлялся в виде различных тантрических божеств вместе с их мандалами, или свитками, и преподавал тантрическое учение в этой форме. Для обычного, мирского мышления могло бы показаться, что учения, данные Буддой в его физическом теле, более «реальны», или законны, чем те, что даны в нематериальном, духовном теле, невосприимчивом к большим чувствам. Но в представлении тибетцев последние учения имеют большое значение, потому что они стоят ближе к источнику дхармакая, из которого, в конечном счете, учения и происходят. Согласно тибетскому буддизму, Будда Шакьямуни в течение сорока пяти лет после просветления создал множество учений и обычных, и нетрадиционных. Тибетцы объединяют их в две отдельные категории: Первая – обычные учения, включая хинаяну и махаяну. Будда представил эти учения в трех поворотах колеса Дхармы. Вторая – нетрадиционные рекомендации, содержащие в ваджраяне. Поскольку ваджраяна адресована, прежде всего, практическим целям и не представляет новых и отличных от прежних учений взглядов, она обычно не считается отдельным поворотом колеса Дхармы. «Нерушимые Истины», стр.68
Тибетцы рассматривают хинаяну, махаяну и ваджраяну как три яны, или «колесницы», составляющие три главные стадии пути буддиста. С тибетской точки зрения, тот, кто идет по пути к просветлению, сначала практикует хинаяну, затем махаяну и, наконец, ваджраяну. Человек сначала входит в Хинаяну, находя прибежище (утешение) в Будде, Дхарме и Сангхе, а, затем, стремится вести этическую жизнь и медитировать. Далее человек переходит к Махаяне, давая обет бодхисатвы и работая ради благополучия других так же, как ради своего собственного. И затем человек входит в Ваджраяну, выполняя обет бодхисатвы путем различных методов интенсивной практики медитации. «Нерушимые Истины», стр.76
Мы рассмотрели Три Колесницы. В них заключено все Учение Будды. Но Дхарму можно также подразделять на девять частей: Три внешние колесницы – колесница шравак, колесница пртьекабудд и колесница бодхисаттв, которые направляют нас, начиная с источника страдания. Три внутренние колесницы – крия, упайога и йога, в которых делается упор на чистоте ритуала во внешнем поведении. Три тайные колесницы – махайога, ануйога и атийога, которые обучают мощным методам преобразования. Таким образом, необходимо повернуть колесо дхармы в трех колесницах, которые подразделяются на девять и представляют всевозможные виды обучения в соответствии с потребностями каждого индивида. «Слова моего несравненного Учителя», стр.435-436
Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы – явления - предмет нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово «дхарма» - одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма – есть многообразный фактор, фактор сознания с присущей ему особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, - дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо Дхарма также обозначает закон. Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы, они появляются в один момент, чтобы измениться в следующем. Дхармы (трансцедентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их (дхарм) определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно – это Нирвана. Каждая дхарма является причинной, ибо каждая дхарма есть энергия – явление и обусловлена кармой. Рерих Е.И. «Письмо Р.Я.Рудзитису, 11 июня 1935 г.»
Существует пять преимуществ практиковать Дхарму: 1. Быть рожденным в человеческом теле. (Не будучи человеком, невозможно даже обнаружить Дхарму). 2. Быть рожденным в центральном месте. (Если бы вы родились в отдаленном месте, где о Дхарме даже не слышали, вы никогда бы не повстречались с ней. Однако, если вы знаете о Дхарме, то в плане Дхармы, место, где вы родились, является центральным, где существует Учение Великого Будды.). 3. Рождение со всеми человеческими способностями. (При отсутствии тех или иных способностей восприятия – зрение, обоняние, слух, осязание – глухонемые, умственноотсталые не способны практиковать Дхарму.) 4. Рождение без порочных наклонностей. (Если бы они у вас были, вы были бы всегда вовлечены в недостойные действия, что несовместимо с Дхармой.) 5. Вера в Дхарму. (Если бы у вас не было веры в Учение Будды, вас не привлекала бы Дхарма. То, что вы смогли устремить свое сознание к Дхарме, дает вам преимущество веры.) Поскольку эти пять преимуществ находятся в прямой зависимости от личных характеристик и склонностей человека, их называют «пять индивидуальных преимуществ». «Слова моего несравненного Учителя», стр.57-69
Но существуют восемь состояний, в которых возможность практиковать Дхарму исключена. Эти восемь состояний в совокупности называют «отсутствие свободы»: 1. Рожденные в адских сферах, где непрестанно терзают невыносимые жара или холод. 2. Голодные духи (потому что страдают от голода и жажды). 3. Животные. 4. Боги-долгожители или «боги без восприятия» создали в своем сознании некий пробел и ничего не воспринимают, и находятся в состоянии глубокого сна без сновидения. 5. Те, кто рожден в окраинных землях (им неизвестно Учение Будды). 6. Те, кто имеет ложные взгляды (тиртхика – последователи школ религиозной и философской мысли, несовместимых с буддизмом). 7. Те, кто рожден во время темной кальпы (время, когда не приходил ни один будда). 8. Те, у кого способности восприятия ущербны (отсутствие одного из 5 органов чувств). «Слова моего несравненного Учителя», стр.65-66
Однако, разъяснение Дхармы очень полезно, если делается не из расчета на богатство, почести, славу и другие блага. Двадцать приобретений составляют пользу бескорыстного дара Дхармы – дара без стремления к благам и почестям. Вот каковы эти приобретения: 1. Обретается хорошая память. 2. Обретается постижение (абсолютной истины во время медитации).
Истина относительная – видимая, которая воспринимается и трактуется искаженным сознанием как единственная. Истина абсолютная – истина, которая постигается мудростью при отсутствии каких-либо движений сознания. Характеризуется тем, что находится «за пределами сознания, немыслима, невыразима». «Слова моего несравненного Учителя», стр.553
3. Обретается рассудительность. 4. Обретается твердая убежденность (неколебимость воззрения относительно конечного смысла – обретается вера и рвение). 5. Обретается проницательность. 6. Достигается немирская мудрость. 7. Уменьшается привязанность. 8. Уменьшается неприязнь. 9. Уменьшается заблуждение. (три главные клёши – заблуждение, привязанность, жажда). 10. Обретается неприступность для Мары. 11. Обретается покровительство Победоносных Будд. 12. Обретается покровительство не-людей (разного рода духи и прочие существа иных измерений бытия). 13. Боги даруют великолепие. 14. Недруги не могут навредить. 15. Друзья и близкие не оставляют. 16. Слова почитаются. 17. Обретается безбоязненность (отсутствие страха перед сведущими слушателями). 18. Увеличивается внутреннее счастье. 19. Мудрецы восхваляют. 20. О проповедях долго помнят. «Ламрим», т.1, стр.46
Кроме 20 приобретений, дарующих изучающим Дхарму, существуют Достоинства Дхармы. Будда, обладающий бесчисленными достоинствами, вырос из претворения в жизнь и освоения словесной и реализованной Дхармы. Достоинства – это плод Дхармы, воплощения Дхармы. Дхарма нравственности – главное условие возникновения достоинств. Они – порождения дхармы самадхи. Вначале достоинства – предмет словесной Дхармы, в середине развиваются на основе реализованной Дхармы и, наконец, благодаря Дхарме, образуются. «Ламрим», т.1, стр.238
Существует такое выражение в буддизме – «Медведь Дхармы» - это тибетский термин – «…тот, кто не укрощен Дхармой. Он знает Дхарму, но, поскольку он не практиковался в ней, его сознание окостенело. Если подойти к Дхарме с ошибочным отношением, то может возникнуть ложная самоуверенность, которая сделает вас невосприимчивым к Учителю и его наставлениям.» «Слова моего несравненного Учителя», стр.504, примечание 42
Существуют защитники Дхармы. Они защищают Учение от фальсификаций и передачу Учения без искажений. Защитниками Дхармы могут быть эманации будд или бодхисатв, а также духи, боги и демоны, покоренные великим духовным Учителем и связанные обетом защищать Дхарму. «Слова моего несравненного Учителя», стр.552
Есть даже такой титул – Всеведущий повелитель Дхармы – эпитет Лонгченпы – великого ламы 14 века. «Слова моего несравненного Учителя», стр.543
Наивысшее состояние Нирваны – Дхармакая – «тело Дхармы» - аспект пустоты буддовости. Может переводиться как «абсолютный простор», «тело Истины». «Слова моего несравненного Учителя», стр.550
Есть Дхарма-Мудра. «Нагрим», т.1, стр.394, рис.41
Мудра (санскрит) – называется мистической печатью. Система оккультных знаков, образуемых пальцами. Эти знаки имитируют древние санскритские буквы магической силы. Первоначально употреблялись в школе йогачарья северных буддистов, позднее были приняты индусскими тантриками, которые часто злоупотребляют ими в целях черной магии. Блаватская Е.П. «Теософский словарь»
«…Так же существуют «Пять Дхарм Майтреи». Одна из них – комментарий Праджнапарамита, другие четыре – это работы, посвященные именно третьему повороту Колеса Дхармы…» «Нерушимые Истины», стр.397
Санскритский термин «SAMAYA» был переведен на тибетский язык и означает священная клятва, обязательство или обет. Три священных обета тантрической практики относятся к трем колесницам Дхармы – хинаяне, махаяне и ваджраяне. Первый обет (хинаяне) требует избегать причинения вреда всем живым существам. Второй обет (махаяне) состоит в развитии бодхичитты.
«Бодхичитта – «ум» или «сердце» пробуждения, непосредственное постижение природы ума, выполнение действий, направленных на освобождение всех живых существ от всех форм и причин страданий посредством осознания ими своей природы будды, развитие чистосердечного желания возвысить всех живых существ до уровня, на котором они осознают свою природу будды.» «Мозг», Будда, стр.354 Третий обет (ваджраяна) обязывает всегда сохранять гордость йидама, т.е. видеть себя и всех живых существ как божеств священной мандалы. Так требуют законы Дхармы. Хрестоматия по шести йогам Наропы, стр.308, пункт 5
В хрестоматии по шести йогам Наропы мы встречаем интересный исторический факт, что существуют три великих Царя Дхармы: 1. Сонгцен Гампо, который в середине VII века сделал буддизм государственной религией Тибета. 2. Трисонг Децен, столетие спустя пригласивший в Тибет Гуру Подмасабхаву и , в дополнение к руководству активной переводческой деятельности, основал первый в стране полноценный монастырь. 3. Три Ралпанчан, еще через полвека выступивший покровителем систематизированного пересмотра и стандартизации всех ранних переводов и завершивший, таким образом, дело первых двух. Все три великих царя Дхармы считаются предыдущими реинкарнациями Первого Далай-ламы Тибета – Гендун-Дуб. «Ламрим», т.1, стр.300 (п.5)
И, конечно, Учение Дхармы в буддийской философии имеет свою символику – буквально вращающееся «Колесо Закона» - Дхарма-чакра. «Колесо Дхармы» - символ Учения Будды. «Повернуть колесо Дхармы» - означает учить Дхарме. «Слова моего несравненного Учителя», стр.556
Дхарма-чакра – система циклов или перерождений. Важность двенадцати нидан оказалась на центральном месте в жизни Будды. Мы узнаем из буддийской хронологии, что только увидев 12 нидан, Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи в Бодхгае. Когда Будда увидел 12 нидан, он понял, как все происходящее в мире возникает на базе кармы. Он увидел, что нигде нет никакого «я», никакой множественности и двойственности. В тот момент он достиг просветления.
Об Учении в труде «Сокровищница» сказано: «Двояка священная Дхарма Учителя: словесная и реализованная». Словесное Учение – это установление способов практики Дхармы, методов ее осуществления (эту Дхарму еще называют теоретической). Реализованное Учение – это осуществление того, что установлено, приведено в систему. Эти две Дхармы – словесная и реализованная – соотносятся как причина и следствие. «Ламрим», т.1, стр.30
Будда Шакьямуни повернул колесо Дхармы на трех уровнях; и, являясь в необозримом множестве форм, в соответствии с нуждами и способностями существ, которым предназначалась помощь, он повел их через девять колесниц Учения к зрелости и Освобождению. Даже та кальпа, когда на землю приходил Будда и учил Дхарме, пройдет, и истинная Дхарма, которой он учил, перестанет существовать, и все опять станет таким, как во времена темной кальпы. Период между исчезновением Учения Будды и следующим появлением Учения Будды именуется «лишенным Дхармы». Мы живем в эпоху усиливающейся деградации в пяти планах: 1. в плане времени 2. существ 3. длительности жизни 4. воззрений 5. омрачений
Тем не менее, тексты передачи и постижения Учения все еще существуют. Поскольку обе эти части Учения живы (передачи и постижения), мы все еще имеем благую возможность открыть для себя Дхарму во всей ее полноте. «Слова моего несравненного Учителя», стр.74-75
По словам Будды, его Учение будет пребывать здесь в течение пяти тысяч лет. В конце этого периода оно будет разрушено тем, кто явится перевоплощением самого Будды, т.к. наступит день, когда от Учения Будды не будет никакой пользы. Но существуют миллиарды миров, подобных нашему, с бесчисленными миллиардами живых существ. В иных учение появилось заново; в иных оно скоро утратит свою значимость. Но оно где-нибудь существует, и это Учение никогда не уйдет. «Буддийская практика» Далай-Лама -14
Медитировать без знания Дхармы – все равно, что восходить на гору, не имея ног. Знание Дхармы без медитации подобно погоне за радугой. Итак, не впадайти в крайность. Буддисты советуют знать: когда, где, как, с кем и зачем медитировать. Тибетский Лунный календарь 2010-2011гг, стр.52
Чтобы постепенно претворить в жизнь благое, преподают: 1. Легкую Дхарму – приобщают к легким наставлениям и пояснениям людей с детским разумением. 2. Когда они обрели среднее разумение – приобщают к средней Дхарме, к средним наставлениям и пояснениям. 3. Когда узнают, что обрели большое разумение – преподают глубокую Дхарму – приобщают к тонким наставлениям и пояснениям. «Ламрим», т.1, стр.163
Хотелось бы еще процитировать «Ламрим» 1 том, страницы 255 и 380. Мысли, сопровождающие подношение; их шесть: «…Ты – непревзойденное Поле достоинств», «Наилучший Помощник», «Высшее из существ», «Великая редкость, подобная цветку Удумбаре», «Уникум, поскольку единственен в мириадах миров». Комментатор «Нга» объясняет уникальность Будды тем, что «в одно время в одной Вселенной (включающей мириады миров), не бывает двух Будд.». Такова Дхарма. Настоящая трагедия для людей – умереть, не подготовившись к будущей жизни, умереть без Дхармы. И мы осознаем, что непрерывно идем – одинокие, без спутника – к другому концу жизни. Тогда думаем: «Не следует делать ничего, что не является Дхармой», и приходит непривязанность к этой жизни. Пока она не зародится в душе, весь Путь Дхармы загражден. «Ламрим», т.1, стр.194
Дхарма, т.е. Учение Будды, дает знание, уничтожающее будоражащие нас эмоции и самые стойкие формы незнания. Дхарма уводит нас за пределы страдания и приводит к нирване. Дхарма позволяет одолеть умственные факторы, которые встают на пути Просветления и открывает путь к нирване, состоянию, находящемуся за пределами омрачающих чувств. «Моя духовная биография» Далай-Лама, стр.71-72
Что же отличает Дхарму от не-Дхармы? «…То, что противодействует омрачениям – это Дхарма; то, что не противодействует – это не-Дхарма; то, что укладывается в мирскую жизнь – это Дхарма; то, что не укладывается – это не-Дхарма; то, что соответствует писаниям и наставлениям – это Дхарма; то, что не соответствует им – это не-Дхарма; то, что оставляет положительный след – это Дхарма; то, что оставляет отрицательный след – это не-Дхарма.» «Слова моего несравненного Учителя», стр.359
Дхарма – это Путь морали. Путь морали – это Свет. Дхарма характеризуется святостью, миром, истиной и силой духа. Дхарма – это единение, растворение. Её свойствами являются справедливость, контроль над чувствами, уважение, любовь, достоинство, доброта, размышление, симпатия, ненасилие. Такова Дхарма, которая пребудет в веках. Она ведет человека к Вселенской Любви и Единству. Это наивысшая дисциплина и наиболее благоприятная. Это Духовный Путь и Освобождение. Сатья Саи Баба.
Мезинова Любовь Николаевна Собрано в год ч. Дракона
Использованная литература.
Теософский словарь, Блаватская Е.П., изд. «Сфера», 1994г, Москва
«Голос Безмолвия», Блаватская Е.П., изд. «Новый Акрополь», 2004г, Москва
«Ламрим», Чже Цонкапа, изд. «Нартанг», С-Петербург, 1994г.
«Нагрим» 1т., Чже Цонкапа, изд. А.Тереньтьева, С-Петербург, 2011г.
«Нерушимые Истины», Реджинальд А.Рей, изд. «Астрель», 2004г.
«Мириады Миров», Джамгон Конгтрул, изд. «Уддияна», С-Петербург, 2003г.
«Слова моего несравненного Учителя», изд. «Нартанг», С-Петербург, 2007г.
«Будда, Мозг», Йонге Мингьюр Римпоче, изд. «Открытый Мир», Москва, 2010г.
«Хрестоматия по шести йогам Наропы», Гленн Муллин, изд. «Открытый Мир», Москва, 2009г.
Тибетский календарь 2010-2011гг., изд. «Дже Цонкапа», г.Улан-Уде, 2010г.
|