Душа и свет. Пневматологический крест сознания
Задача статьи – рассмотреть такие качества души как чувствительность, сознание и свет (определения которых взяты из книги /1/) и соотнести их с категориями пневматологического креста сознания монады или индивидуального эго. Дело в том, что смысл некоторых определённых положений и понятий учения Агни Йоги для разума глубже раскрывается именно через пневматологию. Несколько таких примеров были приведены в статье «Пневматология в Агни Йоге» на сайте «Теософская лаборатория» /2/. Обе эти работы дополняют друг друга.
«Душа - это тот фактор (возникающий в результате контакта между духом и материей), который вызывает в материи чувствительную реакцию и который мы называем сознанием в его различных формах.
Душа по сути своей есть СВЕТ - и буквально, с точки зрения вибрации, и в философском смысле, являя собой истинное средство познания, и символически, ибо, подобно солнечным лучам, рассеивает тьму.
Важнейшие качества души:
а. Чувствительность, или чувствительная реакция на контакт, способствующая накоплению знаний.
б. Сознание, познание окружения, и развитие инструментов, с помощью которых сознание может продолжать своё развитие.
в. Свет, или излучение, результат взаимодействия жизни с окружающей средой.
Душа - это то латентное, или субъективное, сущностное качество, которое воспринимается как СВЕТ, или световое излучение. Это свойственное всем формам собственное внутреннее свечение. В недифференцированном состоянии, ещё до вовлечения в активность творческого процесса материя, сама по себе, не обладает душой и, следовательно, не способна ни реагировать, ни излучать. Только когда - в эволюционном творческом процессе - материя приходит в соприкосновение и сливается с духом*, появляется душа и даёт этим двум аспектам божественности возможность проявиться в виде троицы, обладающей чувствительностью и излучающей магнетический СВЕТ» /1/.
КОММЕНТАРИЙ: *) Первая Двойственность, диалектически возникшая из Единой Реальности, символизируется бинером дух-материя (рис.1). В следующий онтологический момент 1 и 2 взаимодействуют, возникает триада дух-душа-материя, где душа-материя есть тончайшая светоносная материя и суть сознание, а другая, более плотная, часть материи станет строительницей форм (рис.2). Далее дух являет свою конкретную волю в конкретной форме через посредство души, и формируется четверичность, «три упадают в четыре».
Рис.1-3
Сознание, качество души, получается двойственным по природе: одна часть будет ближе к духу, к бесформенности, а другая – ближе к миру форм. Для демонстрации этого факта иерархичности категорий на рисунках креста 2-я категория Мистики несколько приподнята относительно к. Разума (рис.3). Но две этих части нераздельны и бинерно взаимосвязаны (рис.2). Так формируется пневматологический крест самосознания монады (и всякого индивидуального эго), рассматриваемый нами как мужской аспект Реальности, активный в лоне Матери (в женском аспекте) - едином Пространстве, или в пластической среде. Четыре аспекта самосознания монады станут Дыханием (греч. пневма) = двигателями и осуществителями Замысла Единого в проявленном мире.
«Поскольку в данном трактате всё излагается применительно к человеческой эволюции, то можно утверждать, что только тогда, когда доминирует душа*, реагирующий аппарат (природа формы человека) полностью соответствует своему назначению, и только тогда становится возможным подлинное магнетическое излучение и сияние чистого СВЕТА» /1/.
К: *) Света без стихии огня не бывает. Огонь – высшая из 4-х стихий и ей соответствует высшая в в пневматологическом кресте категория Высшей Воли.
Учение Агни Йоги утверждает, что преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя, жизнь, а в том, как растут внутри качества человеческого сознания и огни, утверждаемые ими. Качества сознания уявляются в форме огней, дающих отложения огненных кристаллов, объединенная мощь которых сосредоточивается в Чаше. Возжение огней - необходимая ступеньна пути восхождения по лестнице совершенства.
«Выражаясь условно, на ранних стадиях своей эволюции человек, с точки зрения сознания, относительно нечувствителен и несознателен, как и материя на ранних стадиях формирования. И достижение полной осведомлённости = сознательности, несомненно, является задачей эволюционного процесса. Выражаясь, опять-таки, символически, неразвитый человек не излучает, или не проявляет, света. Ещё не видно света в голове, хотя ясновидящие могли бы наблюдать тусклое свечение составляющих тело элементов и свет атомов, образующих природу формы/1/.
К: Наше актуальное, земное, сознание проявляется в теле, которое обладает своим сознанием, также выраженном четырьмя категориями, где 1 к. Высшей Воли, синтезирующая в себе остальные три, также проявляется в стихии огня, 4-ый подплан ( рис.4). Цель эволюции духа – утвердить свою огненную природу и собрать в себе Огонь Светоносный.
«В Учении Агни Йоги Огнём называются все тончайшие духовные проявления, которые утверждают лучшие человеческие действия. ..Каждый из нас носит в себе Огонь единый, неизменный во всей вселенной. ..Каждое достижение Огня даётся напряжением…»/3/.
Рис.4. Кресты земного сознания человека и его тела. Светящееся сознание и тело света.
«С течением эволюции тусклые точки "тёмного света" становятся ярче. Свет в голове у среднего человека представляет собой периодическое мерцание и переходит в сияющий свет, когда он встаёт на путь ученичества. У посвящённого атомы сияют уже столь ярко, свет в голове имеет такую интенсивность (при параллельной стимуляции силовых центров), что образуется ТЕЛО СВЕТА. Когда оно сформируется окончательно, то станет более значимым, чем плотное физическое тело. Это то ТЕЛО СВЕТА, в котором сознательно обитает истинный сын Божий.
После третьего посвящения в результате слияния с энергией духа этот двойной СВЕТ становится ещё ярче и великолепнее. Это происходит не потому, что к нему добавляется некий третий свет, а потому, что СВЕТ материи и СВЕТ души раздуваются до большей славы Дыханием духа*. Понимание этих аспектов света даёт более точное представлению о ПРИРОДЕ ОГНЕЙ в человеческом выражении божественности» (рис.4).
К: *) Дыхание духа - это крест сознания Иерарха, Учителя, с которым соприкасается устремлённый ученик категорией Высшей Воли своего сознания /2/.
«Всякая форма, от мельчайшего атома до огромного созвездия, есть воплощение жизни, выражающей себя как сознание: осведомлённость и чувствительная реакция через какую-либо разновидность механизма отклика.
Так утверждается вселенная жизней, взаимодействующих и взаимосвязанных, каждое из которых обладает сознанием, многие - самосознанием и некоторые - групповым сознанием, но все укоренены в универсальном уме, все наделены душами и все представляют различные аспекты божественной Жизни» /1/.
Рис.5
КОММЕНТАРИЙ: Посредством пневматологических крестов сознаний и выстраивается Иерархия космических сознаний, которая в теософии символизируется формой Древа (макрокосмически, Древо сефирот) на семи планах бытия (рис.5). Оно, кстати, наглядно демонстрирует своими четырьмя треугольниками то, что процитировано выше.
Ссылки:
- Бейли А.А. «Эзотерическая психология», 1 том, глава 2, Вопрос 5.
- Статья «Пневматология в Агни Йоге», сайт «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru
- Горчаков Г.С. кн. «К 100-летию Учения. «Агни Йога»
Начато 21.01.2021 - год б. Мыши, нед. кр. Змеи, день ч.Змеи
Ок 03,02,2021 – год б. Мыши, н. ж. Козы, д. б. Лошади
|