Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [118]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 29.02.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Эпитеты «ярый» и «страстный» в письмах Е. Рерих. Духовность, интеллект и психическая энергия

Эпитеты «ярый» и «страстный» в письмах Е. Рерих. Духовность, интеллект и психическая энергия

По письмам от 05.05.34 и 15.10.53  из кн. «Е.И. Рерих. Сокровенное знание, теория и практика Агни-Йоги», Глава «Роль интеллекта и духовности в эволюции человечества» /1/. Цитаты выделены курсивом.

 Часть 1. Ярый и страстный. О Смысле этих эпитетов.

ЯРЫЙ. Ярая сознательность, ярый интеллект, ярая всеначальная энергия, яро создаёт, ярый состав её (планеты) ядра, ярый инстинкт, ярая любовь, ярая духовность, ярое мощное существование Космического Бытия.

СТРАСТНЫЙ. Страстный эгоизм, страстное зло, страстное распознавание, страстное напряжение, страстные препятствия.

Мой вывод, базирующийся на анализе этих словосочетаний: эпитет ЯРЫЙ относится, подходит  как синоним к понятию ОГНЕННЫЙ, принадлежащий к стихии огня, следовательно, динамичный и связанный с духовными субстанциями проявления. Агни Йога в своих книгах широко раскрывает это понятие. И когда я вместо эпитета «ярый» подставляю слово «огненный», смысл вышеприведённых сочетаний мне кажется этому соответствующим.  К стихии Огня относятся 4-ый план, буддхический, и высшие подпланы 5-го плана, ментального, где «живут» агнишватты, давшие человеку принцип разума (рис.1).

Рис.1

А эпитет СТРАСТНЫЙ относится, подходит как синоним к понятию ПСИХИЧЕСКИЙ, то есть, к явлениям – для подавляющего большинства человеческой массы - на 6-ом, астральном (психическом) плане /1,2/. Кама − наш принцип (тесно связанный с низшим манасом, рассудочным умом), весьма действенный для человека, он может являть себя как добро или как зло. Так что эпитет «страстный» относит наше понимание ситуации к психическим проявлениям сознания (эмоции, чувства, желания, страсти) на Тонком плане, элемент Воды. Поэтому в записях Е.И. Рерих так часто и используются эти два эпитета – антагонистические, как огонь и вода, − чтобы подчеркнуть план или подплан (поскольку 7-ричная дифференциация элементов наблюдается внутри всех 7 планов), к которым относится данное действие или качество. Ниже будут уточняющие примеры.

Часть 2. Уточняющие комментарии к понятиям интеллекта и духовности

1. «Духовность. есть основа всякого Бытия вечного. Духовность, прежде всего, есть сознание… где жизнь, там и сознание. Степени сознания и осознания беспредельны….

Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному».

В человеке духовность в чистом виде − это огненный принцип Буддхи, в зачатке он присутствует у всех людей. Поэтому утверждается, что «духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта». В Древе иерархии космических принципов (рис.1) духовному принципу Буддхи соответствует 6-ой сефирот Тиферет (символ Обезьяны в Древе /3/), центральный  и волевой (рис.1).

Низший манас (принцип Собаки) и Кама − в нашем астральном теле (принцип Кабана) - вместе с Высшим Манасом = Высшим Эго человека (пр-п Петуха) составляют индивидуальный аспект = ∆ 789 целостного сознания человека, представленного Древом/3/. 

 «Степень развития духовного (в Древе - 6, Буддхи) и развития интеллекта (т.е., двойственного Манаса, 7-8) страстно разнятся в степени напряжения при каждом новом воплощении». Прокомментируем. Разница между ними, коль скоро она «страстная», выявляется у человека в его психическом или астральном сознании, которому соответствует 9-ый принцип Древа, Кабан. Он тоже находится в колонне воли, как и Обезьяна (рис.1). Мы получаем, таким образом, 4 последовательных и связанных между собой фигурой креста принципа 6→7→8→9, которые являются четырьмя категориями пневматологического креста сознания принципа Буддхи человека (рис.2). Из этой диалектической схемы становится очевидным, отчего в утверждении Е.И. Рерих духовное и интеллект (Манас), как три высших категории креста сознания Буддхи, проявятся именно страстно в 4-ой категории, потому что эта категория есть принцип Камы человека, наше психическое мятущееся «страдалище».

Рис.2

2. Интеллект. «Способность распознавания противоположений (или интеллект) растёт по мере развития любви с каждым новым воплощением, ярой (понимаем, огненной) любви или влечения к Прогрессу, к Красоте, к Идеалу. Но такое качество распознавания накопляется медленно, ибо встречает страстные (то есть, психические = переживательные) препятствия в противоположениях, которые замедляют или ускоряют развитие распознавания». Согласимся, сколько надо пережить, чтобы «железно» осознать, что добро всегда лучше зла!

«Развитие интеллекта возможно после страстного (психического) напряжения и страдания всего нашего существа. Распознавание и вмещение противоположений несравнимо способствуют развитию духовности». Пример: Тьма (зло) и Свет (добро) сначала распознаются и осознаются со всех сторон как антиподы, и затем только вмещается в сознание понимание, что есть один Свет, а тьма есть просто недостаточное количество Света −  и это будет синтез.

«Но эволюция интеллекта медленно поддается ускорению, ибо Руководитель планеты не может насиловать сознание. Оно должно развиваться свободно и индивидуально, иначе нельзя достичь мощи духа, необходимой для созидания миров. Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью*, - великая Мощь в Космосе». *) Потому что двойственный Манас с Буддхи составляют в пневматологическом кресте  (рис.2) верхний треугольник с вершиной Высшей Воли − Силы, действующей через 9-ый принцип (Кама, психическое) прямо на земное сознание человека (∆10,11,12, рис.1).Лишь бы Кама была очищена от эгоизма.

            «Ярая (огненная) духовность растёт много скорее, нежели интеллект и способность распознавания противоположений, существующих в Мире Проявленном.

Ярый интеллект (Высший Манас человека) появляется при сознании своей обособленности (на 4-ом подплане, огненном, ментального плана) от всего существующего и окружающего. Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм и яро создаёт особую индивидуальность, которая становится высоким благом (при соединении ума с принципом Буддхи, рис.2) или страстным злом в Мире Проявленном, в человеке (отделившись от Высшей Воли и сконцентрировавшись на эгоистических земных желаниях)… И только проснувшаяся любовь к Высшему идеалу может спасти его от разложения – именно Любовь к Прогрессу, Красоте Высшей определённо способствует возвышению духа и росту страстного распознавания, и тогда интеллект преображается в Высший Разум*».

*) Страстное распознавание человека – психическое или кама-манасическое, то есть, желающее, стремящееся почувствовать в конкретной ситуации: что она несёт, добро или зло? Борьба чувств идёт на астральном плане (пр-п Кабана в Древе, рис.1). Потому что сам низший манас, ум человека (7, Собака в Древе) не может «вычислить», что перевешивает в данной паре противоположностей. Но он, соединившийся с принципом Высшего Манаса (8, Петух), осенённого светом Буддхи (6, Обезьяна), − просветляется этой мудростью.

Но что есть Свет Буддхи и В. Манаса в человеке? Он есть огненная (ярая) энергия, называемая психической.

3. Психическая энергия.

 «Развитие интеллекта возможно после страстного напряжения и страдания всего нашего существа. И чем больше напряжений и труда, тем скорее энергия всеначальная (ВЭ), ставшая в человеке психической энергией (ПЭ) развивается. Человек научается распознаванию. Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным даром, уявляя распознавание».

В пневматологическом кресте духовной души человека = Буддхи, как мы видим (рис.2, 3), разум двойственный, Манас, который уявляет распознавание противоположений (в диалектике - бинеров), имеет своим синтезом Волю, энергию Буддхи. И мы можем понимать ПЭ как энергию  духовной души человека.

Рис.3

«Именно психическая энергия (ПЭ) является основою совершенствования Космоса и утончения всеначальной энергии (ВЭ). Всеначальная энергия является основою созидания Космоса*, и, ярая, в страстном** напряжении при сочетании с разнообразными элементами на протяжении бесконечных эонов, слагает сложнейший психический аппарат***, через который  действует уже ПЭ, явленная в каждом существе в различной степени».

*) На схеме Древа иерархии космических сознаний и семи планов бытия (рис.1,3) мы видим, что именно огненный 4-ый план является той ступенью мироздания, где макрокосмическая ВЭ (на трёх высших планах) становится уже ПЭ в микрокосме на 5,6,7-ом планах эволюции человека.

**) ВЭ, «ярая, в страстном напряжении» - речь идёт здесь уже о психических процессах высшего уровня, ибо как наверху (принцип 6), так отражается и внизу (пр-п 9), но перевёрнуто J, потому что своей скобочкой (символ части духа) цифра 6 тянется к небесному Логосу-творцу, а 9 – к земному творцу - человеку.

              Возникнуть может следующий вопрос. Если в микрокосме духовная душа человека или 6-ой принцип в Древе, Буддхи, будет Высшей Волей своего пневматологического креста, а его низшее психическое, человеческая душа, 9-ый принцип (Кабана), будет категорией низшей конкретной волей (рис.1,2), то ЧТО тогда будет 1-ой категорией В. Воли для Буддхи в макрокосме? В алгоритме Древа мы увидим, что Высшей Волей для Буддхи, по закону креста, будет 3-ий принцип (Змеи) на 2-ом плане. Это Разум в Божественной Триаде сознания Единого. Так, именно пневматологический крест сознания всякой (от божественной до человеческой) монады, являющий алгоритм 1→2→3→4, связывает в Древе иерархии космических сознаний 3-й принцип с 6-м, а 6-ой с 9-ым.

Кстати. На сайте «Теософская Лаборатория» есть статья ещё 2013 года, ч. Змеи, «Почему знак Козерога - на знамени Камы?» по материалам из «ТД». Статья готовилась в ноябре, как сейчас. И это было 22-13 = 9 лет назад (такой цикл называют психическим). Об этой статье сегодня, 15 ноября, яро (огненно, потому что началась, согласно Калачакре /3/, 6-дневка красной Лошади) вспомнилось. Её тема как раз о принципах Древа 3-6-9, то есть, о связи всеначальной энергии, фохата, с энергией психической (рис.3). Психическая – огненная! - энергия в проявлении своём тесно связана с числами, как самыми абстрактными символами космогенезиса. Вот и у нас получилось: год 2013 оканчивается на цифру 3, сумма цифр года = 6; день ноября 15 - это опять 6; 9 лет назад мысль о принципах 3,6,9 была оформлена, и ПЭ, связанная с нуменальными принципами 3, 6 и 9 Древа как сознания, проявилась в соответствующие теме числовые даты. Именно на такой связи психической энергии с числами основаны феномены предсказаний знаменитого математика Сидика Афгана, создавшего Международный центр философской (точнее было бы сказать - оккультной) математики. О нём показали по ТВ 20 (=2, план сознания Единого, где 3 = его Разум) ноября (=11) 2022 (=6, план психический). Общая сумма цифр этой даты будет 10, совершенное проявление 1, духа. Вот пример работы ПЭ, сложившийся экспромтом, что называется, здесь и сейчас.

              ***) Понимаем, что сложнейший психический аппарат, который слагает ВЭ через ПЭ, есть Тонкое тело человека. Оно выявляет собой индивидуальный аспект (∆789) целостного сознания человека (рис.1,3), в котором он, окончив путь земных воплощений, предстанет уже как нирманакая.

        Резюме. Итак, изучив два письма Е.И. Рерих, мы нашли синонимы эпитетам «ярый» и «страстный». А также разобрали в свете диалектики, пневматологии и оккультных знаний темы о духовности, интеллекте, психическом аспекте сознания человека и о психической энергии, связав в единое представление информацию об одних и тех же вещах из двух разных источников: Тайной Доктрины и Агни-Йоги − первоисточники, единство которых некоторые теософы и «рериховцы» пока не смогли допустить в сознание, радикально предпочитая что-то одно. Причины отсутствия такого вмещения − процесса синтеза в познании противоположений − мы также находим освещёнными Еленой Ивановной: «качество распознавания накопляется медленно, ибо встречает страстные препятствия в противоположениях, которые замедляют или ускоряют развитие распознавания». Понимаем, что индивидуальное развитие и его ритмы у каждого свои, и всё приходит со временем.

А сроками во времени, которое имеет свои аспекты в проявлении, оперирует, как мы убедились даже на своём примере, психическая энергия космоса и духовной души человека, воедино с ним слитой.

Ссылки:

  1. Книга «Е.И. Рерих. Сокровенное знание, теория и практика Агни-Йоги», Рипол Классик, М., 2002, стр. 121 -123, 102
  2. Блаватская Е.П. Психология, наука о душе, М., Дельфис, 2017
  3. Статьи на сайте «Теософская Лаборатория», https://vp777.ucoz.ru   

Нач. 14. 11 22 – ч. Тигр, син. Змея, б.Коза

Ок.15.11.22 – ч.Тигр, кр.Лошадь, ч. Обезьяна

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (23.11.2022) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 97 | Теги: всеначальная энергия, интеллект, страстный, буддхи, символизм чисел, духовность, Сидик Афган, психическое, Ярый, Манас, психическая энергия, духовная душа, высшее психическое, пневматологический крест, Древо целостного сознания | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024