ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЧЕТЫРЕХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИН
«Будда хотя и учил философии, построенной на основе истинного эзотерического знания, тем не менее, дал миру лишь ее внешний материальный облик и сохранил душу её для своих избранных. Многие китайские ученые среди востоковедов слыхали о «доктрине Души». Но никто не понял её истинного смысла и значения».
/Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», т.1. Введение/
Четыре благородные истины
В «Тайной Доктрине» представлено много знаний в самом сжатом виде, часто намёками. В данной работе сделана попытка, так сказать, расширить понимание некоторых фраз из Введения и 1-ой станцы 1-го тома.
Читаем: «Совокупность всех нидан основывается на Четырех истинах. Доктрина эта особенно характерна для системы Хинаяны» /1, шл.4/. Понятие теории потока уже говорит о том, что Доктрина рассматривает какие-то динамические процессы. Сразу вспомним способ изучения динамических процессов в философии – диалектический. Метафизическим основанием диалектики является пневматология.
Из фразы также явствует, что совокупность нидан есть следствие, а Четыре благородные истины – причина для них.
Несмотря на разнородность течений внутри буддизма, которые иногда противоречат одно другому, все они базируются на Четырех благородных истинах (если не отвергают их совсем). Считается, что эти принципы были поняты, определены и сформулированы самим Буддой.
Благородные истины трактуются как четыре этапа, проходимые человеком на пути от сансары к нирване. Существуют:
- Дуккха, или страдание. Все в жизни есть Дуккха.
- Самудайя, или причина Дуккхи.
- Ниродха, или прекращение Дуккхи.
- Марга или путь, ведущий к ниродхе.
Эти Четыре истины экзотеричны в том плане, что они есть учение, предназначенное для широких масс (его сансарическая часть), но всё равно они, в свете диалектической причинно-следственной логики, располагаются в форме пневматологического креста категорий сознания.
Как мы видим, страдание, дуккха, и причина страдания, самудайя, связаны меж собой непосредственно. Так же, как путь, ведущий к прекращению страдания, марга, и само прекращение страдания, ниродха. Это два бинера или антиномии. Но подойти от дуккха к её корню, самудайя, можно только через бинер марга - ниродха. Такова логика Четырёх благородных истин. И она согласуется с диалектикой пневматологического креста категорий сознания.
О пневматологическом кресте сознания.
Пневматология (от греческого слова “пневма” - дуновение, дыхание) - учение об онтологическом естестве становления монады /2/.
Дыхание - Бога или Атмана - это выявление категорий его Сознания. «То, что есть и в то же время нет», означает само Великое Дыхание, о котором мы можем лишь говорить, как об Абсолютном Бытии, но не можем представить в нашем воображении, как какую-либо форму Существования, которую мы могли бы отличить от Не-Бытия» /1, шл. 6/
«Каждый аспект есть символ одного атрибута и каждый атрибут или качество есть последовательное исхождение Божественного Дыхания в его циклической, инволюционной и эволюционной дифференциации. В космо-физическом смысле это есть Вселенная, Планетарная Цепь и Земля; в чисто духовном – Непознаваемое Божество, Планетный Дух и Человек – сын обоих, существо из Духа и Материи, и проявление их в его периодических выявлениях на Земле во время «Колес» или Манвантар» /1, шл.5/.
Но в чистой абстракции, онтологически, за этим стоит выявление 4-х категорий божественного Сознания.
Онтология - метафизическое учение о началах всего сущего.
Пневматологические принципы - категории становления Божества и монады - есть принципы воли, мистики и разума /3/.
Статичный треугольник категорий сознания в динамике проявления становится кватернером (рис.1) /2/.
Рис.1.
Этот пневматологический акт мистического Дыхания духа (выражаемый в Каббале тетраграмматоном IHVH), есть сущность, носитель и механизм жизни. /2/. В символизме «цифра 4 является мужским символом только на высочайшем плане абстракции» /1, шл.1/. Пневматологический кватернер сознания относится именно к такому сокровенному уровню. Кватернер – объёмная фигура, т.к. его категории принадлежат разным уровням метафизического пространства. Крест – его символ, проекция на плоскость. Крест является алгоритмом Древа, а Древо – алгоритмом Колеса времени. И по большому счёту, он всегда есть крест существования. В Четырёх благородных истинах - это крест существования страдания.
Страдание и существование. Этимологические изыскания
Страдание и существование синонимичны уже потому, что воплощенное существование всегда приносит страдание. Об этом гласит и Учение Будды, и наш собственный небольшой опыт. Под СТРАДанием обычно мы понимаем испытывание физической и душевной боли, дискомфорта. Но ведь слово СТРАДа это и (по словарю Ожегова) «напряжённая летняя работа земледельца» ради получения урожая каких-либо плодов. Улавливается также общность в созвучии слов страда и труд. Этимологически считается, что это общеславянское слово произошло от корня stro- «проявлять силу». Что ж, вполне согласуется с сутью 4-ой категории: низшая конкретная воля. СТРАДАНИЕ (как СУЩЕСТВОВАНИЕ) – это труд души в воплощении (в своём роде, ЗЕМЛЕдельца), напряжённый, с болями, но ради плодов – приобретаемого опыта и, как следствие, развития сознания.
Страдание, как и 4-я категория низшей, конкретной воли, имеет причину, составляя с ней бинер (в кресте - вертикаль). Путь же от страдания к причине «лежит» в горизонтальном бинере креста (рис.2). 2-я категория которого уже помогает достичь состояния без страдания*, но только достигнув причины, или категории Высшей Воли, слив с ней своё сознание, можно прекратить колесо воплощений в сансаре.
*) Если учесть, что состояние без страдания – синоним состояния блаженства, то в пневматологическом кресте верхний треугольник категорий 123 (рис. 2) будет вполне соответствовать понятиям философии индуизма: 1, к. В. Воли = сат (бытие), 2, к. Мистики = ананда (трансцендентное блаженство), 3, к. Разума = чит (абстрактное сознание). Это творящее божественное сознание - например, Высшего Я человека. Если посмотреть на крест от сознания проявленной конкретной личности, от человека на земле, то это будет нижний треугольник креста 432, представляющий три из 4-х благородных истин: 4, к. нкв = дуккха, 3, к. Разума = марга, 2, к. Мистики = ниродха (состояние без страдания). Через бинер 3-2 конкретное низшее соединяется с синтезом высшего. Вполне закономерно!
В форме креста мы находим: и саму первопричину, онтологическую (это сознание бессмертного высшего Я) или сансарическую (преходящее сознание личности), которая лежит в основании нового воплощения, и порядок этапов «выхода» из сансары к просветлению и нирване в иерархически (то есть, по степени духовности) возрастающей последовательности 4-3-2-1 категорий креста сознания. Согласуясь с последним, можно горизонтальную линию креста изображать в несколько скошенном положении, возвышая категорию Мистики (рис.2).
Рис.2
Будда, давая людям учение, изложил этот закон в виде четырех Истин, которые называют благородными (потому, что их знание рождает для человека благо). Но в эзотерической философии их онтологическая основа – пневматогенез, (рождение Дыхания), определяемый, теоретически, как диалектическое раскрытие единства духа в кватернер категорий сознания.
Известно выражение Лао Цзы: «Одно рождает два, два рождает три, а из тройки происходит одно – новое единство или порядок - четыре». Оно - о диалектике креста сознания и о действии, которое производит его 4-я категория, «зачиная» феноменальный мир.
Авидья в пневматологическом кресте и 12 Нидан
Для достижения большей ясности нужно понять, что представляет из себя в сознании (монады) категория низшей конкретной воли относительно к. Высшей Воли (Абсолюта).
Читаем у Б. Д. Дандарона в «Письмах о буддийской этике»: «Оно (эхо) отделилось от Абсолюта, потому что оно лишь эхо Абсолюта и поэтому не обладает совершенством, каким обладает Абсолют…. Но поскольку оно является эхом Абсолюта, оно обладает одним из его атрибутов, а именно: сознательной (разумной) волей. Т.к. оно является только эхом Абсолюта, то оно несовершенно по отношению к Абсолюту. Его несовершенство проявляется как бессознательная воля к жизни» /4/.
В «Тайной Доктрине»: «Традиция, что до физиологического «Падения» размножение вида, как человеческого, так и животного, творилось посредством Воли Создателей или их потомства, является универсальною. Это было падение Духа в зарождение» /5/.
Не трудно усмотреть в данном описании Бидии Дандаровича прямую аналогию с бинером воли пневматологического креста сознания монады. «Эхо» является 4-ой категорией креста сознания «Абсолюта» (её атрибут - несовершенство или неведение относительно Высшей Воли, всезнания), и «эхо» становится первой ниданой – авидья (неведение), за которой, как за первопричиной, следуют все последующие ниданы. То есть, все причины объективного существования «вытекают» из четвертой, волевой, категории Сознания.
Это неведение может быть 4-ой категорией сознания монады, проходящей очередной манвантарический цикл, и тогда 12 нидан на шкале планов бытия будут выглядеть как Древо. Это может быть неведением или невежеством предыдущего воплощения человека, ставшим для него причиной очередного колеса жизни в сансаре, и тогда 12 нидан станут звеньями замкнутой цепи. Отсюда и два подхода, эзо- и экзотерический, онтологический и сансарический, к пониманию учения о Четырёх благородных истинах.
Итак, пневматологический крест сознания = крест существования = крест 4-х благородных Истин (рис.2).
Этой цепочкой аналогий мы приоткрыли завесу одной из граней «Доктрины души» (см. эпиграф к данной работе): Четыре благородные истины, понимаемые массами только в плане приложения к теории сансары, есть диалектический механизм ДЫХАНИЯ ДУШИ, пневматологический крест, каковым было явлено всё во вселенной и она сама в том числе.
Можно выстроить схемку трёх главных этапов процесса проявления самосущего нумена в феноменальном мире (рис.3): сознание монады (крест), «запускающее» 12 причин существования в действие (круг хинаяны), конечным результатом чего является феноменальное проявление (круг махаяны).
Рис.3
В феноменальном мире ниданы, как и соответствующие принципы (аспекты целостного сознания), проявляются во временной циклической последовательности. И здесь начинается уже другая история – о Калачакре.
Резюме
Четыре благородные истины – метафизически и философски - есть форма выражения пневматологического креста волевого самосознания монады, четвёртая категория которого становится «породителем» 12-ти причин существования. Тем самым фраза: «… в сущность вещей, на которую никакая Майя не может влиять. Именно тут учение Эзотерической Философии в связи с Ниданами и 4 Истинами приобретает величайшее значение, но оно хранится в тайне» /1, шл. 7/, - наполняется для нашего разума конкретным смыслом и образным выражением.
Ссылки:
- Е. П. Блаватская «Тайная Доктрина», том 1, станца 1
- Статья «Диалектика. Теория бинеров»
- Статья «Основная доктрина пневматологии»
- Б. Д. Дандарон «Письма о буддийской этике»,изд-во «Алетейя», С.-П, 1997, стр. 74
- Е. П. Блаватская «Тайная Доктрина», том 1, ст.6, шл.5
Возникла идея 22 ноября 2006 г вечером, т.е. в год кр. Собаки, нед. кр. Козы
Оформляется в нед. бел. Собаки, закончена 22 декабря (нед. ч. Мыши)
Обращение 1 к статье: 5.02.2010 – год .ж. Быка, нед. ж. Козы, день б. Собаки
Обращение 2 – 2013, 18.01 – г. ч. Дракона, нед. Кр. Дракона, д. кр. Обезьяны
Полная переделка – 22.04.2018 – г. ж. Собаки, нед. ч. Об-ны, д. кр. Об-ны
Окончательно 22.04.2018 – г. ж. Собаки, нед. кр. Мыши, д. кр. Об-ны
|