Эзотерический взгляд на Страстную неделю христианства,
и её связь с ниданами буддизма
Последняя неделя перед Пасхой носит название Страстная седмица. Это название дано христианством, как считается, в память о последних проведенных на земле днях Иисуса Христа. Начинается она с понедельника и заканчивается в полночь с субботы на воскресенье. Но только ли один тот смысл, вкладываемый христианством, она имеет? Попытаемся найти эзотерические корни Страстной седмицы.
Основные положения, которыми мы воспользуемся в исследовании данного вопроса:
- Известна семилучевая звезда магов; её планеты, выбранные определённым образом (см. Приложение), стали управителями дней недели (рис.1).
![](/_pu/2/s16505069.jpg)
Рис.1
- Эти планеты-управители известным образом связаны и с семью принципами человека /1/.
- Нуменальное Единство проявляет себя Семью Лучами = Аспектами, которые не разделимы (неделя!).
- Семи Аспектам Единого, как трансцендентному, соответствуют 7 планов бытия = 7 градаций единой субстанции как имманентное. И Древо жизни, выросшее с «небес» до Земли на этих планах, символизировано в халдейской каббале Древом сефирот. Это Древо семерично, если его рассматривать как 4 «единицы» (1, 6, 9 и 10 принципы) и 3 «двойки», которые представляют двойственный по своей природе разум разных космических уровней (рис. 2).
![](/_pu/2/s59519510.jpg)
Рис.2
Расположив Древо на семи планах (для каждого уровня космических сознаний планы будут свои), мы, тем самым, соединим Мужское и Женское Начала (Древо и планы) проявленного Единого Логоса, и тем глубже вникнем в понимание Древа жизни как Древа иерархии космических сознаний, нисходящих по ступеням материи, или как Древа восхождения сознаний от земного существования к духу (рис.2).
Расположив на 7 планах рядом с Древом принципов-нидан планеты – астрологические управители дней недели, мы можем рассмотреть полученные соотношения с позиций оккультизма (физики сверхтонких энергий) и (или) метафизики. Начнём с Луны, как в древнем списке планет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ):
Согласно «Тайной Доктрине», человек – существо, оккультно семеричное. Его 7 принципов имеют определённую связь с астрологическими планетами. Воспользуемся этим знанием.
Луна в микрокосме человека «управляет» эфирным телом (линга шарира), а также и природой Земли – это 7-ой физический план.
Марс – в микрокосме человеке «управляет» телом желаний (камарупа) – астрал, 6-ой план (рис.2).
Меркурий – представляет в астрологии подвижный и конкретный ум, а оккультно, он есть мистически воспринимаемая мудрость. В «ТД» указано, что Будха (Меркурий) разумен и мудр, потому что он является отпрыском Сома. Сома есть Бог Тайны и возглавляет мистическую (через чувствование) и оккультную природу в человеке и Вселенной /2/. Третий принцип Высшего Манаса в Высшей Триаде (рис.2) человека является для земного человека мистическим источником (передатчиком) мудрости = будха. Два разных определения Меркурия, думаю, не противоречат друг другу, т.к. есть точка соприкосновения этих крайностей (об этом чуть ниже). В любом из этих случаев Меркурий является «вестником богов».
Юпитер - в микрокосме человека связан с аурической оболочкой, самые высшие её градации - на 4-ом плане буддхи, самые грубые – на физическом.
Венера – в микрокосме человека связана с принципом Высшего Манаса на высших подпланах 5-го ментальнго плана. В. Манас (7-ой принцип) принадлежит в Древе колонне Мистики.
Сатурн – в микрокосме человека связан с принципом низшего манаса, но он также представляет 3-ий Аспект Божественного Разума на 2-ом плане; он вершина колонны разума Древа.
Солнце – в микрокосме человека символ праны или дживы, источника жизни (10-ый принцип); оно может символизировать Источник жизни как духовного Отца всего сущего на 1-ом плане.
Мы видим, что при таком рассмотрении последовательность планет, соответствующих дням недели, по своим метафизическим свойствам коррелирует с иерархией планов бытия, а значит, и с принципами/ниданами Древа на 7 планах.
И если мы рассмотрим Древо как 12 причин бытия на 7 планах, то мы увидим в канонах Страстной недели согласованность по смыслу с последовательными этапами Пути преодоления 12-ти причин существования = 12-ти нидан буддизма (рис 2). В христианстве канон Страстной недели (расписанный от понедельника до воскресенья) именно заключает в себе путь восхождения Христа, сына человеческого и Сына Божьего, по Древу жизни от своего бытия телесного, страдающего и смертного (в Древе принцип 10 есть сознание земное, включающее совокупность нидан смерть – рождение –- существование /4/) к божественному Отцу на Небесах (к 1-му сефироту, Кэтер, = Венец совершенства и Ади-нидана).
Это Древо представляет собой иерархию принципов целостного сознания человека. И достижение вершины Древа есть истинное христианское воскресение в духе, а буддийское - достижение нирваны.
Канон предписаний Страстной недели и эзотерические комментарии к нему
Понедельник, день 1-ый
В понедельник церковь вспоминает патриарха Иосифа, которого из зависти продали в Египет братья. Его страдания сравнивают с прообразом Спасителя. Кроме того, в понедельник вспоминают о проклятии бесплодной смоковницы, что несет символ души, которая не творит добрых дел, не кается и не молится.
Комментарий. На Земле, в подлунном мире это 7-ой план (рис.2); свободный дух находится в рабстве у телесной природы (Иосиф в Египте), отчего страдает. Поэтому человек, находящийся под влиянием только Луны (т.е. земной природы, но не духа), есть бесплодная смоковница для эволюции, ему не преодолеть земного существования на 7-ом плане и трёх нидан: смерти, рождения и бытия, чтобы взойти «по Древу» к духу.
Вторник, день 2-ой
В Великий Вторник вспоминают о притчах Иисуса, о Воскрешении из мертвых, о Страшном суде.
Комментарий. Марс соответствует принципу кама, желания, на 6-м астральном плане, где сознание воскрешается в тонком теле после смерти, и там проходят процессы очищения сознания от земных вожделений (Страшный суд) , и преодоление ниданы привязанность к земному.
Среда, день 3-ий
В Великую Среду вспоминают о предании Иисуса Христа Иудой за 30 серебряников. Иуда выбрал тем себе духовную гибель. В среду вспоминают и о грешнице Марии, которая раскаялась. Мария помазала голову Иисуса миррой, и омыла его ноги слезами, приготовив его к погребению.
Комментарий. Меркурий, разум, есть поле, где происходит процесс выстраивания антахкараны - моста от преходящего низшего манаса (8-ой пр-п Собаки) к 7-му бессмертному принципу Высшего Манаса* на 5-ом плане (рис. 2). Иуда не выстроил этот мост, не преодолел нидану жажда жизни, привязывающую человека к подлунному миру, и он будет вновь рождаться и умирать в низших мирах (число 30 намекает на цикл Сатурна, символ ограничения сознания формой). А Мария есть символ тонкой материи «раскаявшейся» души, которая, напротив, способна соединить рассудочный разум с душой божественной, вечной, оставив тленное тело «погребению».
*) Е.П.Б. в своих трудах утверждает, что Меркурий соответствует в человеке принципу буддхи, «место» которого – 4-ый план. Утверждение, что он причастен также к процессам выстраивания антахкараны в манасе, не противоречит этому, так как всё происходит на 4-ом подплане ментального плана, который и есть та тонкая материя, которая соответствует состоянию «раскаявшейся» души человека и - по космическому закону аналогии – она есть аналогия плану буддхи.
Четверг, день 4-ый
В Великий Четверг церковь и люди вспоминают о Тайной вечере, на которой Иисус установил таинство Причастия, омыв ноги своим ученикам в знак любви к ним. Великий Четверг называют также Чистым.
Комментарий. Слово «причаститься» означает ПРИбавить свою ЧАСТЬ, например, сознание ученика - к сознанию Учителя, каковой процесс соприкосновения части с целым происходит мистически. Причащение - это действие ниданы соприкосновение. Юпитер, управитель четверга, соответствует принципу аурической оболочки человека, самые грубые её вибрации относятся к тонкому аспекту линга шарира (11-ый принцип, Быка) человека, делая возможным контакт его земного сознания с аурой Учителя и тонкими космическими энергиями.
Пятница, день 5-ый
Великая пятница – самый строгий день недели, это день скорби. Церковь в пятницу вспоминает о мучениях, казни и смерти Иисуса Христа. В память о мучениях Иисуса Христа в этот день воздерживаются от принятия пищи.
Комментарий. Венера, управляющая пятницей, соответствует в Древе 4-му принципу (Лошади) = нидане нама-рупа, личности, (рис.2) на 3-ем плане, когда рождается преходящая Личность непреходящего Божественного Сознания. Преодоление этого уровня человеком будет означать смерть его личности, но не его духа.
Скорбь – по словарю - чувство человека, возникающее в связи с какой-либо личной или общественной утратой. Но нет смысла Церкви, ждущей воскрешения духа, скорбеть о гибнущей плоти Христа, тем самым ещё больше привязывая к ней сознание паствы (Иосифа – к Египту, месту рабства), усиливая тем страхи о неизбежной смерти. Здесь нужно другое чувство.
Зададимся вопросом: в память ли о мучениях Иисуса воздерживаются в пятницу от принятия пищи? Или всё-таки памятуя о самом Христе в человеке - его бессмертном Высшем Я (с ним оккультно связана Венера), для которого важна пища духовная, а не земная?.. Ведь иначе можно было бы скорбно, например, не разговаривать или от что-то другого воздерживаться.
Суббота, день 6-ой
В Великую Субботу вспоминают о погребении Спасителя, о его победе над смертью в аду и введении в рай. Суббота – день покоя.
В Великую субботу продолжают все приготовления к Пасхе: красят яйца, готовят пасхальное угощение. Крашеные яйца, как и сам праздник Пасхи, символизирует перерождение, победу живого над мертвым.
Комментарий. В день шестой, Сатурна, преодолены почти все причины, привязывающие сознание к жизни в сансаре, которая включает в себя, кроме физического, мир Тонкий (победа над смертью в аду). Достигнут «рай» - высший уровень божественной Триады. А на 2-ом плане 3-ему аспекту Триады (сефира Бина, принцип Змеи) соответствует именно Сатурн, иудейский Иегова. Здесь преодолеваются предпоследние из 12 причин существования – 3, сознание и 2, склонности, принесённые с прошлых воплощений /3/. Символ яйца в космогонии имеет непосредственное отношение к проявлению 2-го аспекта Триады – в нём находится то, что сохраняется с прошлого и вновь рождается в настоящем - зародыш жизни.
Воскресенье, день 7-ой
Великий праздник Пасхи в честь воскрешения Иисуса Христа. Служба в храмах обычно начинается ровно в полночь. После службы верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе», на что отвечают: «Воистину Воскресе».
Комментарий. Воскрешение Христа означает победу сознания над последней причиной существования Ади- ниданой, ввергающей дух в материальное бытие /4/, и тем - воскрешение сознаний к своему духовному естеству на 1-ом, высшем плане.
Заметим, пасхальная служба начинается именно в полночь на воскресенье, когда, оккультно, начинается 1-я четверть воскресных суток, управляемая именно Солнцем (рис.1).
Как видим, каноны Страстной недели христианства четко указывают на эзотерически последовательное восхождение сознания по ступеням семи планов в полном согласии с принципами Древа, как 12-звенного символа целостного сознания человека, причин существования и космического алгоритма инволюции и эволюции духа. (Что не удивительно, так как христианство много чего получило от иудаизма, в том числе, «фишку» Каббалы - Древо сефирот; и канон составлен, похоже, не без этого основания).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Выборки сделаны из «Инструкций» Е.П. Блаватской /1/, курсивом.
Ранние христиане, заимствовав от евреев лунные месяцы, пытались совместить их с солнечными планетами, но лишь ВСЕ ЗАПУТАЛИ… Древние же располагали планеты в такой последовательности: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, считая Солнце планетой в экзотерических целях (рис.1, звезда магов). Это и есть Птолемеева ГЕОцентрическая система.
... христианская хронология и последовательность дней недели каждодневно обличаются как основывающиеся на совершенно ложном астрономическом фундаменте…
Кроме того, египтяне и индийцы, два древнейших народа, разделяли свой день на четыре части, каждая из которых находилась под покровительством и управлением одной из планет (рис.1, табл.). С течением времени каждый день недели стал называться по имени планеты, управлявшей его первой частью, утром. Так вот, когда христиане преобразовывали свою неделю, они действовали таким образом: желая сделать день Солнца, или Sunday, седьмым, они наименовали дни недели, беря поочередно каждую четвертую планету, т. е. начиная с Луны (понедельника), они считали так: Меркурий, Венера, Солнце, Марс (рис. 1). Таким образом, вторник, день, чья первая часть управлялась Марсом, стал вторым днем недели, и так далее. Следует также помнить, что Луна, как и Солнце, заменяет собой таинственную планету.
Нынешнее деление солнечного года было произведено спустя несколько веков после начала нашей эры, и неделя наша не является неделей древних и оккультистов. Семеричное деление четырех частей лунных фаз (рис 1, табл.) старо как мир и возникло у народа, исчислявшего время по лунным месяцам. Евреи этим делением никогда не пользовались, ибо брали в расчет лишь седьмой день, Саббат, хотя вторая глава книги «Бытие», похоже, и говорит о нем. Вплоть до времен Цезарей, семидневная неделя не прослеживается ни у одного народа, кроме индусов. Из Индии она пришла к арабам, а с христианством достигла и Европы. Римская неделя состояла из восьми дней, а афинская – из десяти. Таким образом, заимствование индийской семидневной недели лунного исчисления при одновременном сохранении мифологических названий планет являет собой одно из бесчисленных противоречий и заблуждений христианского мира*».
*) Комментарий. Но полного заблуждения, думаю, не будет, если 7 дней недели (в том виде, что мы имеем сейчас) и их планет-управителей рассматривать, начиная с понедельника, как коррелирующих с восходящим, эволюционным, направлением к вершине Древа 12-ти принципов целостного сознания на 7 планах, поскольку канон Страстной седмицы раскрывает эту закономерность, а значит, и те психические и психо-физиологические аспекты влияния планет, которые задействованы в четвертях суток недели.
«Современные астрологи также неправильно дают соотношения дней и планет и их цветов, и тогда как оккультисты могут прекрасно обосновать каждую деталь своих цветовых таблиц и т. д., астрологи вряд ли могут сделать то же самое» /1/.
Выводы
- Как мы убедились, канон Страстной недели, (хорошо коррелирующий с Древом целостного сознания, и с планетами-управителями дней недели) имеет – таким образом - универсальную эзотерическую суть. (Что, думаю, подтверждает гипотезу - или факт? - связи раннего христианства с гностицизмом, оттуда Церковь и почерпнула своё знание оккультных истин, «изведя» потом гностиков как «язычников»).
- Существующая семидневная последовательность планет (как астрологических управителей суток, пусть и скомбинированных в своё время преднамеренно, но с сохранением закономерности выборки по звезде магов, что доказывает наличие смысла в выборке) коррелирует с 7 планами бытия человека и принципами-ниданами Древа. Так что, не совсем уже «всё запутали» ранние христиане. Созданная ими неделя имеет если не астрономический, то метафизический смысл, зафиксированный в каноне Страстной седмицы, который заключает в себе, говоря языком буддизма, путь преодоления цепи причин, ввергающих человека в очередное воплощение в сансаре, вполне аналогично смыслу зодиака, как Пути ученичества /5/, который можно использовать как поведенческий семидневный алгоритм для духовной работы тем же христианам. Сама Е.П.Б., например, рекомендовала проводить занятия теософией в четверг, мотивируя тем, что Юпитер – планета гуру, Учителя. А Церковь рекомендует воздержание в среду (Меркурий) и пятницу (Венера) – именно тогда, когда надо особо держать чистым телесный проводник ради связи с духовными энергиями.
- Посвящённые в рядах раннего христианства обладали сокровенным знанием древних, и это знание стало основанием для построения 7-дневной недели с сознательно выбранной ими последовательностью планет-управителей (обратим внимание на слова, сказанные Е.П.Б.: «желая сделать день Солнца седьмым»).
- Понятия нидан – из буддийской философии, которая была уже известна в те ранние времена гностикам /6/ – вполне коррелируют с представлениями канона Страстной недели христианства, а тем и проясняют метафизический смысл последних.
- В практической области, найденные коррелятивные связи могут дать недельный ритм для наблюдений над проявлениями своей психической энергии.
Ссылки:
- Е.П. Блаватская «Инструкции для учеников внутренней группы», гл. «Планеты, дни недели и соответствующие им цвета и металлы», Инструкция II, Диаграмма II
- Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина», т.2, ст.1, шл.3, (сайт Теопедия)
- Статья «Сводная таблица толкований принципов и нидан», сайт «Теософская лаборатория» http://vp777.ucoz.ru
- Статья «Корреляция хинаяны души с зодиакальным кругом в Калачакре. Часть 2», http://vp777.ucoz.ru
- А. Бейли «12 подвигов Геракла»», Теософическое издательство, 2021
- Кинг Ч.У. «Гностики и их реликвии, древние и средневековые» Амрита-Русь, Москва, 2022
Начато 2017/04/15 - кр. Петух, б Коза, день ч. Обезьяны
Окончено 2017/08/02 – кр. Петух, ж. Мышь, день ж. Петуха
Коррект_ок. 24.04.2022 – ч. Тигр, нед. ч. Обезьяны, день с. Козы. ☉, Пасха
|