Калачакратантра о времени. Комментарии с позиций пневматологии
Текст Калачакратантры взят из перевода одной главы книги В. Уоллес "Внутренняя Калачакра. Буддийско-тантрический взгляд на человека" /1/.
С одной стороны, интересно это прочесть, пока нет подлинников под рукой J. С другой стороны, возникает определённая рефлексия на данную информацию. И она тоже интересна в том плане, что не возникло антагонизма представлений, скажем, западных, с положениями буддийского учения о Калачакре.
Так, согласно эзотерической науке пневматологии, сознание раскрывает себя четырьмя аспектами. Зная определения каждой категории /2,3/, можем найти в учении Калачакры их параллели в понятиях, определяющих «время» и «колесо времени» - и сделать из этого кое-какие выводы.
Текст комментариев – в виде сносок, курсивом – введён в последовательный текст перевода книги /1/.
На основе разума и тела Будды, «время» - означает ум Будды*, который является мгновением высшего, нерушимого блаженства (парамакшара-сукха) и в котором момент тленного счастья, или семенное выделение, исчезает навсегда. Этот момент - ваджра-джняна. «Колесо» символизирует тело Будды*, которое произведено высшим блаженством и состоит из соединений и его элемента, свободных от болезненных и познавательных помрачений. 1
* время = ум (разум, сознание) Будды = колесо = тело Будды = Калачакра как площадь круга и как окружность = все связи внутри элементов этого круга.
Крест - символ диалектического единства аспектов сознания, - вписанный в круг, будет символом того сознания, что проявляется данным кругом.
1 Сознание Будды (свободное от помрачений) выражено здесь в определениях, соответствующих четырем категориям пневматологического креста сознания (рис.1).
Рис.1. Пневматологический крест сознания (Будды) в круге (тело Будды)
Это тело, обладающее всеми аспектами и соединениями, является единством трех миров, объектом познания (джея)2.
2 три низшие мира: 7 - физический, 6 - астральный, 5 – ментальный; единство - это круг Калачакры (КЧ) = тело Будды, единое с его умом.
В Секоддешатике объясняется, что слово «время» означает «высшее, нетленное, момент удержания»3 (ачьята-кшана), которое является знанием; а его «колесо» - это колесо, психофизические совокупности которого свободны от помрачений.
3 В понятии пневмат. креста сознания (рис.1) момент удержания – это «удержание» 4-ой категории сознания, нкв – низшей конкретной воли (жить), то есть, отказ от воплощения в форме, «три НЕ упадают в четыре». Тогда остальные три категории сознания: Высшей Воли, Мистики и Разума – останутся в виде триады. В категории Разума Будды это будет такое проявленное СОЗНАНИЕ (бинер сознания 2-3), которое вмещает полное знание, гнозис. Если мы рассмотрим Древо целостного сознания человека (рис.2), то в нём это полное знание, гнозис, будет 3-им принципом божественного сознания, в каббалистическом Древе это сефира Бина - разум понимания, которому соответствует символ змеи из 12 животных Калачакры и нидана джняна, разум /4/.
Рис.2. Древо принципов и нидан
То самое колесо является «совершенной мандалой ваджра-сферы» (ваджра-дхату-маха-мандала), телом Бхагавана, состоящим из мудрости и метода4, которое включает все аспекты и все чувственные способности, а так же все иллюзии.
4 это можно понять как иное выражение бинера сознания: категория Мистики (тонкого чувственного восприятия субстанциональной среды) и к. Разума, метода её (т.е., неделимой среды) умственного - понятийного, дискретного, монадического - осознавания. Высшее, Божественное, качество этого метода познавания - диалектика.
Tрадиция Калачакры также объясняет «колесо времени» как единство ума и тела Будды, основываясь на недвойственности знания (джняна) и объекта знания (джея). «Время» - высшее нерушимое знание (парамакшара-джняна), высшее блаженство и причина уничтожения всех помрачений (см. рис.1). Его «колесо» - тройственный мир, который характеризуется бесчисленными явлениями и является объектом того знания5.
5 Недвойственность знания и объекта знания – состояние мира ,которое осознаётся на плане 4-ом, буддхическом. Там уже складывается первая форма Калачакры /5 / - неразрушимое время.
Точно так же «время» - высший, нерушимый момент (парамакшара-кшана) семенного удержания, известный как ваджра-гносис (рис.1). Этот момент иногда рассматривается как неразрушимое время (акшара-кала), прекращение привязанностей (рага), истечение времени происхождения (утпада-кала) и времени разрушения (ниродха-кала)6.
6 это определение 4-ой категории нкв креста сознания, которой «выдыхается и вдыхается» проявленный мир.
Это «колесо» - неявные соединения и элементы7 - единство трех миров, которые являются объектом знания (рис.1), что свободно от помрачений.
7 соединения и элементы - неявные, когда они на огненном плане (буддхи), но могут выявляться в разуме методом диалектики с использованием схем древа, круга, геометрических фигур, чисел и т.д.
То самое «колесо» также называют «высшей мандалой ваджра-сферы» (ваджра-дхату-маха-мандала), которая наделена всеми аспектами и содержит все иллюзии, и является телом Будды, состоящим из мудрости и сострадания8.
8 это другое определение бинеров креста сознания Будды (рис.1а).
«Время» также понимается как образ (мурти) мудрости и сострадания, который имеет форму общепринятой действительности9 (самврити-рупин); а его «колесо» - пустота (шуньята) этого образа10.
9 Калачакра (КЧ) выражает собой не только изначальные аспекты всеначальной энергии = аспекты ума Будды, на 4-ом плане буддхи, но и КЧ как бхавачакру – на физическом плане, где она воспринимается актуальным сознанием человека = нижним треугольником Древа (рис.2) /6 /.
10 Пустота – качество «колеса» как 4-ой категории, онтологического начала воплощения. Она диалектически вытекает из 3-ей категории сознания для реализации сострадания, воплощения в трёх мирах, чтобы дать возможность развиваться меньшим сознаниям.
«Время» почитается в образе несравненного существа (пуруша) - вездесущего, свободного от формирований (нишпрапанча), имеющиго уши, нос, рот, глаза, тело, руки и ноги, как свое в качестве «колеса». Все же это Колесо Времени не является ни пурушей, ни пракрити, ни умом, ни звуком, ни запахом, ни вкусом, ни ощущением, ни формой. Калачакра - это смерть разумных существ и их владыки. Она держатель трех миров, причина причин (каранам каранам), но, тем не менее, не творец. Она - духовное знание (видья), самое высшее состояние блаженства, которое достигается через йогу11.
11 И это КЧ на 4-ом плане, идеальный прообраз «колеса» земного.
Выражаясь языком практики Калачакратантры, «колесо времени» относится к интеграции причины, результата и метода реализации, известного* как Калачакра 12.
*Так напечатано в оригинале, но там бывали и ошибки в окончаниях слов, поэтому я поняла смысл фразы так: «колесо времени», которое относится к интеграции причины, результата и метода реализации, известное как Калачакра.
12 Это опять названия категорий креста сознания: причина – к. 1, Высшая Воля; метод реализации объединенного ума – категории 2, Мистики и 3, Разума; 4-я к.нкв – результат, (рис.3)
Слог КА символизирует причину (карана), которая является миром (шанта). Слог ЛА - поглощение (лайя) неустойчивого ума (чала-читта), обозначаемого слогом ЧА, в том мире, который произошел вследствие соединения потоков (крама-бандха) капель. Соединение потоков, которое обозначено слогом КРА, подразумевает соединение потоков капель тела, речи, ума и знания12 посредством врожденного блаженства13.
12 см. рис.3, пневмат. крест воплощенного сознания. Насколько эти определения соответствуют категориям сознания!
13 т.е. врождённого присутствия триады высших принципов: 1 – атма, 2 – буддхи, 3 - манас, сущность которых есть соответственно 1 - сат, 2 – чит, 3 – ананда (блаженство). Сат, 1, как синтез 3, можно понимать как самое наивысшее блаженство. И проявляет себя Триада, (трансцендентная для воплощённого = дух) через к. высшей Воли.
Рис.3
В заключение можно сказать, что «колесо времени» символизирует не только проявления циклического существования и нирваны14, но также и их причин15.
14 т.е., как КЧ физическая, где время = аспекты всеначальной энергии воспринимаются сознанием последовательно, и духовная, где аспекты синархичны (воспринимаются сознанием одномоментно и целокупно).
15 т.е., аспектов сознания Будды на его плане проявления. На КЧ оно символизировано, например, звездой Вишну в центре – другая форма креста.
В этой тантрической системе «колесо времени» представляет единую объединенную реальность, которую именуют: Калачакра, Ваджра-йога, Адибуддха ("изначальный Будда"), Сахаджакая ("Врожденное Тело"), Джнянакая ("Тело знания"), Вишуддхакая ("Чистое Тело"), Сахаджананда ("Врожденное Счастье") и т.п. Когда эта единственная реальность проявляется в многочисленных феноменальных формах, то ее называют циклическим существованием. Согласно интерпретационному толкованию Вималапрабхи термина калачакры, общепринятая действительность - это временное значение (неяртха) выражения «колесо времени», тогда как изначальная реальность – окончательное значение (нитартха) выражения*.
*см. комментарий 9.
Отожествление времени с феноменальными и окончательными реальностями не является чем-то вымышленным или же уникальным для традиции Калачакры. Предвестников этого термина можно обнаружить уже в Ведах. В ранних ведических текстах слово «время» означало как феноменальное время, так и высшее бытие, источник живых существ. Например, в Атхарва веде говорится: «Ум находится во времени, прана - во времени, и имя занимает пространство во времени... Время создает живых существ. В начале, время создало Праджапати. Так же, некоторые из вышеупомянутых определений термина Калачакра обнаруживают поразительное сходство между интерпретацией Калачакры Калачакратантрой и раннего брахманского понятия о Праджапати. Подобно Калачакратантре, брахманы говорят о Праджапати, как о «времени», которое посредством дней и ночей рождает и разрушает живых существ. Тело Калачакры, как и тело Праджапати - это год, состоящий из дней и ночей, космоса и разумных существ. Кроме того, некоторые из методов, которыми Калачакратантра соотносит определенные части тела с фазами луны и другими временными явлениями, удивительным образом напоминают соотношения, данные в брахманах. В Секодеше есть даже упоминание о Калачакре, как о Праджапати, прародителе всех Будд.
Похожим образом, данное Калачакратантрой понятие «колесо времени», как проявление в форме временного феноменального мира, где оно охарактеризовано движением солнца, и как бесконечная независимая реальность, форма которой – пустота 16, показывает некоторое сходство с понятием о времени в упанишадах.
16т.е., в категории 1 пневматологического креста сознания Будды проявляет себя независимая реальность, а в к. 4 - форма временного феноменального мира, временный аспект Брахмана, который проявляется как год, или Праджапати.
Пустота как отсутствие формы у Сущности (в к.1) и пустота, когда во множественности форм теряется единство Сущности (в к.4).
Маитри упанишада соотносит время с двумя аспектами Брахмы - воплощенным и бесформенным, временным и бесконечным. Бесформенный или вечный аспект Брахмы превосходит Солнце и неделим; а время, относящееся к движению Солнца – временный аспект Брахмана, который проявляется как год, или Праджапати, благодаря чему рождаются, растут и погибают живые существа. В ранее процитированной строчке из Адибуддхатантры говорится о том, что время порождает явления и всегда разрушает их, что так же резонирует со следующей строчкой из Махабхараты и Курна Пураны, где сказано: «Время создает существа и разрушает. Различные строфы в Махабхарате, Курма и Вишну пуранах так же описывают время как обычное явление, и как вездесущего, самосуществующего и высшего Ишвару, который не имеет ни рождения, ни смерти, кто - Я (атман) всех. В Бхагавадгите, Кришна говорит о себе как о неувядающем времени, которое производит разрушение миров17.
17. Триаду богов олицетворяют категории пневмат. креста. Стрелками показана диалектика по категориям креста любой пралайи, см. рис.4.
Рис. 4
Эти сходства толкований колеса времени между Калачакратантрой и перечисленными работами, вероятно18, предполагают, что не буддистские описания времени в некоторой степени повлияли на формулировку «колеса времени» Калачакратантры.
18 Не «вероятно», а точно и не «в некоторой степени», а в достаточной, ибо знания «не буддийские» и «буддийские» вытекали, как различные формы, из единого Гнозиса.
Краткий вывод из комментариев
«Будда хотя и учил философии, построенной на основе истинного эзотерического знания, тем не менее, дал миру лишь ее внешний материальный облик и сохранил душу её для своих избранных. Многие китайские ученые среди востоковедов слыхали о «доктрине Души». Но никто не понял её истинного смысла и значения»/ Е.П.Блаватская «ТД», Введение/.
Дыхание - пневматологический крест 4-х категорий сознания, основа диалектического построения мира, лежит в основании «доктрины Души» и просматривается во всех учениях (в чём мы ещё раз сейчас убедились), объединяет их и даёт возможность сложить синтез в познавании разрозненных – вроде бы – фактов.
Ссылки:
- В. Уоллес "Внутренняя Калачакра. Буддийско-тантрический взгляд на человека" (The Inner Kalacakratantra. A Buddhist Tantric View of the Individual автор Vesna A.Wallace. р. 56-108). Русский перевод: Ирины Семченко. Текст взят с сайта : https://www.agni-yoga.net/vbulletin/node/36996/page3
- В. Шмаков «Основы пневматологии. Теоретическая механика становления духа», Киев,1994
Статьи на сайте «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru :
- «Эзотерический смысл четырех благородных истин»,
- «Статья 1. Древо нидан и символические животные Калачакры»
- «Отражение 12-ти причин бытия в символизме Калачакры. Две Бхавачакры»
- «Калачакра как символ всеначальной энергии», сайт «Теософская лаборатория»
14 апреля 2018 – ж. Собака, б. Лошадь, кр. Мышь
Окончательно 15.04.2018 - ж. Собака, б. Коза, б. Заяц
|