Космогонический СИМВОЛИЗМ
ДРАКОНА
«У людей космогония подается с супом или на сладкое, но не как основание жизни… Много ударов
готовится, нужно притянуться к Иерархии изо всех сил!»/Агни-Йога,
Иерархия. п.262/»
Астрология
сейчас очень популярна. Даже дети знают, кто они по восточному гороскопу. Но
надо черпать вглубь, чтобы использовать астрологию с пользой, а это значит – осознанно.
Поэтому выбран такой эпиграф к работе чисто теоретической.
В этой статье мы
не будем останавливаться подробно на перечислении всех астрологических характеристик
символа дракона – о них много сказано. Мы скажем о том, что знаем, т.к. исследовали
этот вопрос, – о космогоническом символизме дракона. Именно из положения ТОГО, ЧТО
символизирует, Дракон в Древе иерархии космических сознаний, вытекают ВСЕ его
свойства.
Для более
полного понимания сути вопроса, предлагаем ознакомиться со следующими статьями,
представленными на сайте «Теософская лаборатория»: «Калачакра и другие формы
отображения истины», «Символизм животных Калачакры», «Символизм круга, радиуса
и древа», «Космогонический символизм Зайца».
На
нижеприведенном рисунке представлено Древо иерархии космических сознаний на
семи планах бытия солнечной системы (космогоническая схема), соответствующее ей
Древо сефирот и Древо 12 символов священных животных Калачакры (махаяны),
наличие соответствия между которыми рассматривалось в вышеперечисленных
статьях.
Рис.1
Приведем (курсивом) выдержку из кн. Дж. Купера
«Энциклопедия символов»: Символ дракона,
или «крылатого змея», объединяет в себе змею и птицу. В нём заключена
символика вод, несущих жизнь (змея),
и Дыхания Жизни (птица), Духа Божия. В
китайском символизме дракон представляет высшую духовную силу, бесконечность,
божественную силу перемен и трансформации, закон становления,
сверхъестественную мудрость, силу.
Найдем подтверждения такому раскрытию
символа дракона в теософских трудах.
Дракон в Древе
(рис.1) занимает вторую позицию после Зайца, соответствуя 2-му Сефироту Хокма,
Мудрость, и 2-му Аркану. «Сефира (Кэтер)
эманировала Мудрость и Разум, создав первую триаду» («Разоблаченная Изида»,
2, гл.V).
О сути 2-го Аркана прочтем в кн.В.Шмакова «Великие
Арканы Таро».
2-ой Аркан - учение о
Внутреннем Однородном Трансцендентальном Сознании Брамана; об Истине, как
высшей форме Единой духовной Материи;
Безначальный Космический Дух, Источник, Творец и Зиждитель
всего, в аспекте Аркана II выливается в учение о Божественной Материи, о Великой
Матери всего существующего, Изиде Божественной, об Абсолютной Истине как Первичном Теле Духа.
Вселенское Духовное
Сознание — Великая Матерь, Изида
Божественная — Едина и Нераздельна. Когда Дух приступил к Проявлению через
Триединое Творящее Божество, Великая Матерь вылилась в Принцип Истины Вечной и
Мудрости Абсолютной.
Аркан II есть учение о Внутренней Природе Космического
Сознания Вселенского Духа. Он живет в Себе Самом, Он созерцает Свое Бытие и тем
рождает Свою Божественную Природу. Как первая Ипостась Божества выливается в
нашем сознании в Принцип Воли — синоним Субстанциональности, так вторая Ипостась есть Божественное Самосознание.
Мысль и разум суть лишь ступени и следствия созерцания и самосознания; вот
почему Изида Божественная, как Начало Сознания, есть, вместе с тем, Начало
Разума Абсолютного и Мышления — Разума Запечатленного, который есть Источник
относительного бытия, мировой иллюзии — майи.
Внутреннее Однородное
Сознание Единого становится в манвантарный период Источником Иерархии космических Строителей. «… В духовном смысле существует
лишь единое Абсолютное Упадхи [Основа], от которого и в котором слагаются для
манвантарных целей бесчисленные основные центры, где совершаются мировые,
цикловые и индивидуальные Эволюции на протяжении периода деятельности. Вдохновляющие
Разумы, оживотворяющие эти различные Центры Бытия, именуются … как Ману, Риши,
Питри, Праджапати и так далее; и как Дхиани-Будды, Коганы, Мелха [Боги Огня],
Бодхисаттвы и другие ...» (ТД, 2, ст.1, шл.2 Носители
этой Мудрости и Разума назывались в
Тайном Знании Драконами.
В станце 2 ТД, 1 тома читаем:
ГДЕ БЫЛИ
СТРОИТЕЛИ, ЛУЧЕЗАРНЫЕ СЫНЫ ЗАРИ МАНВАНТАРЫ?... В НЕПОЗНАВАЕМОМ МРАКЕ, В ИХ
АХ-ХИ (Коганическом, Дхиани-Буддическом) ПАРАНИШПАННА. СОЗДАТЕЛИ ФОРМ… ПОКОИЛИСЬ В БЛАЖЕНСТВЕ НЕ-БЫТИЯ.
«Паранишпанна» … есть
summum bonum, Абсолют, следовательно, тоже, что и Паранирвана,. … есть состояние
субъективности, имеющее отношение лишь только к Единой Абсолютной Истине (Парамартхасатья)
на ее плане…
…Парамартха -
Само-анализирующееСознание…
Лишь –
«ясным умом, не затемненным Личностью, и накоплением заслуг многочисленными
Существованиями, посвященными Бытию во всей его совокупности (вся живущая и
сознательная Вселенная)», человек
освобождается от личного существования и, погружаясь и становясь воедино с
Абсолютом, продолжает существовать в
полном обладании Парамартха.
Таким
образом происходит восхождение по ступеням космической Иерархии.
ТД,2, ст.1, шл.1 :
« В Китае люди Фохи (Отсюда
проясняется происхождение слова фохат. Хотя слово Фоха встречается не во всех
изданиях «Тайной Доктрины», где-то
встречается, например, Фу Си… ) или «Небесного Человека» называются двенадцатью Тянь-Хуан, двенадцатью Иерархиями Дхиани или Ангелов с человеческими Ликами и
туловищами Драконов. Дракон обозначает Божественную Мудрость или Дух.»
Лик человека и
туловище дракона у Ангелов символизируют андрогинность высочайших
Дхиан-Коганов, - Драконов, чье
Творческое Воздействие космически есть
тончайшие огненные энергии и Фохат.
Великий
Коренной Дракон, который являет собой философски 2-ю ипостась
Высшей Триады, а метафизически Вселенское Духовное Сознание и Божественную
Материю, находится на 2-ом из семи планов бытия (рис.1). И как первоматерия, дракон
символизирует также и Хаос, непроявленную Тьму, с которой борется Свет,
организуя её в гармонию форм,. «Творческое
одоление (Светом) Хаоса или Дракона – постоянный подвиг… Тьма Хаоса
представляет средство для мысленного творчества…» / Агни-Йога,
кн. «Иерархия» п. 168/. Древнейший высокий символ Тьмы материализовался вместе
с материализацией сознания человечества, и позднейшее понимание дракона несло
уже негативный смысл – зла (кстати, не
из смыСЛА ли возникает понятие ЗЛА?.. Смысл явления, как нечто изменяющееся от
мыслителя к мыслителю, преходящее, отличается от истины, которая есть сущее
этого явления, неизменное).
Для примера
возьмем картину Н.К.Рериха «Победа» («Змей
Горыныч»), где воин в
древнерусских доспехах - на фоне гор - отрубил голову дракону. Картина написана во время решающей битвы на Волге и трактоваться
может следующим образом: как победа Света – воина над Хаосом на духовном плане;
как победа в Космическом Армагеддоне Сил Света над полчищами тьмы в 1936 году,
получившая земной отзвук во 2-ой Мировой войне; также Н.К. Рерих предвосхитил в
ней будущую окончательную победу русских над врагами.
Рис.2
Резюмируем.
Второй в Древе
иерархии космических сознаний, символ
Дракона заключает Учение 2 Аркана
о Вселенском Духовном Сознании, есть Сефира Хокма и двойственен по своей
природе.
С одной стороны,
он представляет Хаос, Тьму - проявления Божественной Матери, Изиды, В низшем проявлении – зло;
с другой –
Начало Разума Абсолютного, Великой Премудрости, которое есть СИНТЕЗ всех
последующих проявлений космической Иерархии сознаний - семиглавый или семеричный Дракон-Логос;
высочайшие из представителей
космической Иерархии также именуются Драконами. Написано в год. ч. Дракона, нед.ж. Змеи и б. Лошади
|