Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [118]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 407

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 29.02.2024, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Статьи. Теософия.

О связи чувств и субстанции. Единство Агни Йоги и теософии

                            О связи чувств и субстанции. Единство Агни Йоги и теософии

              9.207. Основа чувства есть его беспредельность; так можно очень осознавать, когда Говорю о приближении и постоянном углублении чувства. Считайте, что огненное приближение не знает границ, оно вне наших измерений. …. Таким образом, можно приобщаться к мысли о Беспредельности. Но, как мы уговорились, субстанция есть чувство и наоборот. Так мы введем в понимание чувство, как Беспредельность. Иначе говоря, чувство приведет к Вратам Огненным./1/.

Очень часто в литературных источниках (связанных, так или иначе, с оккультизмом, с древними учениями, с эзотерической философией) даваемые словесно качества, характеристики чего-то  бывают числом четыре. Когда есть знание о пневматологическом кресте раскрытия сознания всякой нуменальной монады и понимание онтологического значения свойств его 4-х категорий, тогда ясно видится, что такая четверичная группа характеристик не случайна, но раскрывает собой этот нуменальный алгоритм формирования  феноменальных явлений. Вот один подобный пример из учения Агни Йоги.

9.191. Мы говорили о торжественности, о дружелюбии, о великодушии; заключим этот квадрат благодарностью. От малого по всей Иерархии сверкают искры благодарности. Ценны эти огни! / 1/.

Исходя из того оккультного положения, что «субстанция есть чувство и наоборот», мы можем перечисленные в приведённом выше параграфе 4 чувства расположить на 4-х низших планах, которым, согласно Тайной Доктрине, соответствуют данные первоэлементы, или стихии (рис.1, столбцы 1-3).

Рис.1. Стихии и категории креста духовной души (буддхи) человека

Поскольку чувство есть составной аспект тернера сознания (воля-чувство-разум), обратимся к пневматологическому кватернеру сознания, каковым оно выявляется в феноменальный мир из своего нуменального единства (буддхи). Четыре категории этого кватернера = креста на плоскости соответствуют своим иерархическим порядком, как мы видим на рис.1 (и согласно эзотерической философии), четырём стихиям, среди которых Огонь является синтезом остальных.

Каждый план имеет, в свою очередь, также 7 градаций, подпланов. Актуальное, физически-земное, сознание человека выявляется в субстанции высших подпланов 7-го плана (рис.2). Именно с категориями этого креста связаны 4 рассматриваемых нами чувства. Их порядок расположения (от 1-го до 4-го эфира) соответствует алгоритму онтологической иерархии стихий: огонь→воздух→вода→земля. 4-ый эфир (аналог земли, как самой плотной субстанции) включит в свои градации тот физический огонь, который мы знаем.

   

Рис.2 Человек плотный, его низшие принципы и пневмат.крест его сознания.

 Рассмотрим подробнее соответствия чувств и категорий.

1) О чувстве торжественности, являющимся следствием активности 1-ой категории В.Воли, но и настроем человека, необходимым для поднятия вибраций своего сознания до степени огненности, как о высшей категории четверичного сознания, достаточно говорится в Учении, например:

9.196. Не следует думать, что Архат может упускать из сознания, хотя бы на мгновение, Волю ведущую. Он окажется простым человеком, если не будет всегда торжественно нести Чашу подвига. Мощь Его сердца уснет, как только Он не ощутит в руке своей нить Иерархическую. В этом сознании постоянного бодрствования заключается особенность Архата*. Когда Говорю вам о бодрствовании, научаю вас основам познания**. Но не легка эта торжественность»/1/.

Прокомментируем:

*) только у Архата категория В. Воли постоянно активна и осознанаема им (через бинер Мистика-Разум). И Высшая Воля прямо, без искажения реализуется Архатом в действии, т.е., его низшей конкретной волей. Люди к этому не способны. Ученики – стремятся. Не надо понимать слова об Архате как только о существе высоком, нам не доступном. Архат здесь представляет высшую ступень развития, нашу эволюционную цель.

**) Четыре степени познавания, известные с древности, приводятся Е.П.Блаватской в порядке возрастания иерархичности: бодрствующее сознание, сон со сновидениями, сон без сновидений и турия (это явные характеристики категорий пневмат. креста!).

 Итак, категории Высшей Воли соответствует торжественность. Это чувство спонтанно возникает, когда 1-я категория креста сознания уже активна и, следовательно, влияние Высшей Воли может осознаваться человеком через это чувство. И напротив, нагнетая чувство торжественности, человек открывает врата для входа Влияния Высшего.

2) Категории Мистики соответствует чувство великодушия, ибо величие души может наиболее неискажённо уявиться в сознании только через чувствование.

3) Категории Разума соответствует дружелюбие, ибо без этого чувства хаос эгоистических желаний, сросшихся у людей с  их действующим  умом, приведёт к полной социальной нетерпимости и безобразию в поведении. (Так, причиной широко распространившейся сейчас в Европе русофобии можно считать следующее: те люди, что центрированы сознанием в своей категории Разума, которая у них направлена и обслуживает только 4-ю к. низшей конкретной воли (жить сытно и вольготно), стали эгоистичны до предела и поэтому легко поддаются внушаемому извне страху и недоброжелательству. Хотя зачаток чувства дружелюбия есть изначально у имеющего душу большинства человечества).

9.184. Не думайте, что бездушные люди какие-то чудовища. Они в разных областях достигают даже механических преимуществ, но ОГОНЬ покинул их, и затемнились дела их /1/. То есть, Высшая Воля атрофирована, 2-я к. Мистики в бинере их сознания уже не ощущает высших веяний и, как следствие, 3-я к. Разума тогда не вмещает и соответствующих гуманных ценностей для обоснования  земных действий  (4-я к. нкв) человека (рис.1).

Ещё о дружелюбии как качеству, относящемуся к категории Разума:

9.138. В последний раз обратимся к дружелюбию как основе жизни. Не румяна, не белила злобы – дружелюбие. Не завеса – дружелюбие. Не личина предательства – дружелюбие. Не приветливая гримаса – дружелюбие. Нужно понять дружелюбие как нелицемерное сердечное чувство. Много ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих себя. Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности. Огонь, прежде всего, не терпит колебаний. … онодружелюбиенераздельно от расширения сознания*. ... Не будем бояться, что люди вообще не могут вернуться к дружелюбию, его достаточно в каждом из нас, потому и о других вообразим то же самое. Но не сделаем это огненное качество, как безволие, порабощенность и жалкое лицемерие./МО,ч.1/

*) расширение сознания человека происходит через утончение чувствований, т.е., через развитие к. Мистики его сознания. И категория Разума, оформляющая эти впечатления, идущие от души, в слова и образы, в поведенческие нормативы (негативный пример которых для дружелюбия показан в первых предложениях параграфа) конечно, нераздельна с к. Мистики, как единственно реальным Источником познания жизни. Поэтому, не загрязнённая самостью, к. Разума тоже огненна, даже если она соотносится с первоэлементом воды (рис.1).

4) Чувство благодарности естественно выявляется в 4-ой категории. Ибо она выкажет себя не словами перед изображениями, но делами = низшей конкретной волей САМОотверженно творить добро = дарить благо согласно Воле Высшей −  воли бессмертного Эго или ведущего духовного Иерарха.

Категориям Мистики и Разума находим в Агни Йоге соответствия ещё трёх огненных чувств – целесообразности, справедливости и ответственности.

9.224. Незлобность есть одно из огненных качеств. Но что сделали люди из этого состояния? Не дряблость, но полная справедливость заключается в незлобивости. Огненное сердце отлично понимает недопустимость злобы. Оно знает о созидании, которое исключает злобу, как средство негодное. Также незлобивость чувствует целесообразность, иначе говоря, высшую меру справедливости. О чувстве справедливости мы много говорили, но оно так основательно, что нужно среди каждого повествования утвердить его. Иначе, что же уравновесит ощущение личное, когда нужно из-за ширмы крови заглянуть к Свету. Неслучайно люди говорят о судье несправедливом, у него кровь глаза заливает. … кто желает огненно мыслить, тот должен знать и об огне-ответственности. Такая ответственность есть самая тяжкая, ибо она содержит в себе самые противоположные зачатки. Но от подземных огней до Света Высшего широка область! / 1/.

Незлобивость синонимична дружелюбию, которое мы определили выше как относящееся к категории Разума. Там же будет и справедливость. Целесообразность и справедливость бинерно связаны, ибо справедливость вытекает из  чувствуемой сердцем (т.е., категорией Мистики) целесообразности: какие цели поставлены - интуитивно или личным расчетом, такой мерой будет определена в уме и справедливость. Если цели ощущаются в области общего блага, то соответственное представление о справедливости уравновесит ощущение личное, которое также гнездится в к. Разума.

Эта категория креста земного сознания проявляется на 3-ем подплане (рис.2) и она соответствует 3-ей к. Разума креста духовной души (буддхи), отонсящейся по субстанции своего проявления к стихии воды (рис.1). В теле же человека вода – это кровь, носитель, как мы находим у Е.П. Блаватской, личной камы (желаний, эмоций человека). Отсюда и образ, приведённый в параграфе АЙ: кровь заливает глаза судье неправедному (т.е., эмоции замутняют разумную справедливость).

Чувство огненной ответственности человека проявится в к. Мистики, и 4-я категория низшей конкретной воли (нкв), будет действовать соответственно влиянию к. Высшей Воли.

Чувство огненной ответственности двойственного (животного и духовного) человека проявится в 4-ой категории низшей конкретной воли, которая, конечно, будет действовать соответственно влиянию на сознание тела или духа (к.Высшей Воли).

              Резюме. Некоторые люди из причисляющих себя к теософии или учению Агни Йоги не принимают еще теснейший связи теософских знаний, данных через Е.П. Блаватскую, с тем, что мы находим в книгах учения Агни Йоги, данного через Е.И. Рерих. Но такое вмещение даёт уму более полную картину понимания. И мы сейчас рассмотрели пример соединения и согласованности знаний того и другого. Сама же Агни Йога утверждает:

9.079. Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите – каждое столетие дается, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает в себе «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений. Нужно пожелать, чтобы люди не только читали Наши Книги, но и приняли их немедленно, ибо кратко Говорю о том, что необходимо запомнить./1/.

Ссылки:

  1. Учение Агни Йога, книга Мир Огненный, часть 1

Нач. 9.10.2022 – ч. Тигр, нед. б. Мыши, день с. Козы .

Ок. 17.10.22 - ч. Тигр, нед. б. Быка, день с. Зайца

корректир . 12.11.22 - нед. с Змеи, д. ж. Змеи

 

Категория: Статьи. Теософия. | Добавил: iranad (18.10.2022) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 93 | Теги: огненные чувства, Теософия, пневматологический крест сознания, ответственность, дружелюбие, целесообразность, торжественность, категория Мистики, Агни Йога, субстанция, благодарность, категория Разума, справедливость, планы, великлдушие | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024