Отражение 12-ти причин бытия в символизме Калачакры. Две Бхавачакры
Данное исследование является продолжением и уточнением темы параллелей между принципами и ниданами в Калачакре /1/.
Двенадцать нидан, онтологических причин бытия, суть АЛГОРИТМ динамического механизма проявления статических в своём естестве Аспектов Сознания Активного Божества, выявленного Абсолютом /2/. АЛГОРИТМ нидан соответствует АЛГОРИТМУ Древа принципов /1,2/. (Онтология — учение о бытии как таковом, о духовных Началах Мира, вечно неизменных).
Синтетическое Древо иерархии космических сознаний (Древо принципов) показывает все иерархические ступени сознаний, совокупно представляющие Адама - Кадмона: Великий Человек Небес (Солнечный Логос) ® Человек Небес (Монада = Планетарный Логос = Дхиан-Коган) ® атман, индивидуализированная Монада ® истинный человек космоса (Высшее Эго человека) ® человек, а также их связи между собой. Располагается оно на семи макрокосмических планах бытия. Оно не есть Древо конкретного из сознаний космоса, но обобщенный АЛГОРИТМ космогенезиса, его суть. Так для каждой космической ступени сознаний будут «свои» 7 планов, но это всегда будет тот же самый алгоритм = Древо принципов и нидан.
Сфокусируем рассмотрение соответствия принципа/ниданы на геометрии круга КЧ и начнём с 1-го плана, «корня» Древа:
Этап 1) принцип Кэтер, всезнание/ Авидья, неведение, (это слово как-то не корректно по отношению к Божественному. Можно сказать – несовершенство или концептуальность, отмечая конкретность данного проявления, что означает всё-таки ограничение относительно Полноты Всезнания и, поэтому, всё-таки неведение). Несовершенство есть 4-я категория пневматологического креста сознания Солнечного Логоса в момент Его первого манвантарного проявления. Эта категория называется низшая конкретная воля (нкв) жить или бессознательная воля к жизни (БВЖ) = Первый Луч, его геометрический символ - точка в круге. 1 план. Круг и Точка в круге - онтологическая и синтетическая основа Калачакры (рис.1).
Рис.1
Этап 2) Хокма, мудрость/Самскара, наклонности ума. «Просыпаются» после махапралайи Сыны Утра Манвантары, муже-женственные (МЖ) ®символически, 2 радиуса круга КЧ, первая дифференциация Единого Элемента . 2-ой план (Рис.2) «Маха-Вишну» (или Ади-Будда) - кульминация всей совокупности духовной мудрости во Вселенной »/ 3/ Значит, это Хокма.
Рис.2
Этап 3) Бина, Разум/Виджняна, сознание. Из точки 2, Хокма (как из М. начала), эманировались Элохим,ы, МЖ. В круге возникает Треугольник Творящего Сознания, МЖ, - троичная Сефира. 2-ой план (рис 3).
В Бине (как Ж. начало) выявляются 7 Элементов, из которых 1-ый Элемент, синтез всех, представлен площадью круга, 6 остальных - поле предстоящей эволюции космоса. Происходит дифференциация Единого Сознания по 6 Аспектам, Качествам, Лучам (М) и, потенциально, единого Элемента (Ж) на 6 дифференциаций = «зачатков» шести Элементов = шести будущих планов бытия. На символе круга КЧ Триаду Божественного Сознания Солнечного Логоса (СЛ) можно выразить, в таком случае, двумя переплетёнными треугольниками (звезда Вишну) в центре Круга – М. Начало, и шестиугольник, описанный вокруг него, как Ж. Начало. Они разделят окружность КЧ = периферию Божественного Сознания СЛ на части от 3-х до 12 = Зодиак. «Знаки Зодиака – «Священные Животные» или «Небесный Пояс» <…> являются <…> Элохим'ами…»/4/. Эти части будут символами великих циклов манвантары СЛ.
Рис.3
Изобразить в одном знаке все трансцендентные этапы раскрытия Божественного Сознания – бесперспективное дело. Да и, поскольку Божественная Триада и первые два плана не постижимы человеком, нам нет смысла углубляться в детали. Здесь важен сам принцип символического изображения деления Единства на Части. Практически, на КЧ эти символы будут перекрыты геометрическими символами Брамы Невечного и других космических сознаний (как для глаз человека на первом из 7 этажей дома крыша сокрыта потолками верхних этажей).
Этап 4) Хезед, Космический Закон Единства всего сущего /Нама-рупа, Имя и форма. 3 план.
Эманировался Перворождённый, Брама Невечный, МЖ, синтез Коллектива Семи Строителей. Соответственно данной нидане, Брама, как М. начало, будет означать Имя (т.е. манвантарная конкретизация Единого Бож. Сознания в Сознание Бож. Личности). Он будет представлен на КЧ как звезда из 6 Лучей = Сил, одна сокрыта в центре - «шестиугольник, который вместе с его центральным знаком тау, или со Свастикой, представляет семеричность» / 5/ (Рис.4). А как Ж. Начало, первичная форма, Брама будет представлять пространство = шестигранник в КЧ, описанный вокруг 6-лучевой звезды таким образом, что каждый Луч Звезды становится трансцендентным «создателем» одного направления пространства (имманентное), которое для периферии становится двумя знаками зодиака (рис.4). Так центр Круга дифференцировался (аналогично сокрытым процессам плана 2-го) в более сложную геометрическую фигуру (рис.4). Она связана с символами Брамы – квадратом и кубом.
Квадрат являет в Древе 4-ю категорию пневматологического креста Непроявленного Божественного Сознания (Логоса солнечной системы, 1,2,3 и 4 этапы Древа), и в КЧ - крест рождения самого Проявленного Брамы (рис 4).
Диагонали шести граней куба отразят 6-лучевую звезду с 12-тью точками излома Звезды (рис.4). «Додекаэдр лежит сокрытым в совершенном Кубе», – говорят каббалисты /6/. Куб – это, символически, выявление плоского квадрата в пространстве, т.е. этап последующей дифференциации.
Рис.4
В центре круга КЧ находится 6-лучевая звезда Вишну (куб), представляющий 6 Трансцендентальных Сил = Строителей Космоса = высочайших Дхиан-Коганов = Планетарных Логосов = 7 Лучей и Его имманентное - 6-ричное (6-мерное) пространство – женский аспект Брамы, которые есть, совокупно, Коллективное Сознание = Ум космический (план 3, Махат), лежащий в нуменальной основе проявленного космоса. Звезда и пространство разделят периферию круга КЧ (как символа, в данном случае, проявляемой солнечной системы) на 12 частей = зодиак (рис.4).
Итак, нидана имя и форма, нама-рупа, соотнеслась в космогонии с Коллективом Строителей, который можно назвать Посредником между Духом и материей, т.е. Бож. Личностью для Духа Вечного (как экзотерически Брама Невечный и называется в индуизме) и Бож. Душой для существ более материальных планов.
Этап 5). Принцип Гебура (непреложность исполнения в материи Космического Закона) и ему соответствующая нидана Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).
Это этап индивидуализации Семи Монад, явление атмана.
Принцип 5 - атман, становится переходной точкой от макрокосма к микрокосму. Являясь Искрой Бож. Огня = Единого, атман, в то же время, есть духовное Начало мира эволюции человека. Аналогично макрокосму, он - 6-лучевая звезда в центре круга КЧ. И шадаятана, «6 основ - зачатков», соответствует шести пракрити микрокосма (шестигранник вокруг Звезды), которые проявятся как 6 планов поля эволюции человека, и станут шестью чувствами будущего человека (рис.5). То есть, на данном космогоническом этапе шадаятана, онтологически, выражает женский аспект муже-женственного атмана.
Рис.5
Этап 6) Тиферет – Красота совершенства / Спарша - соприкосновение.
Первообраз Мира, возникший в Сознании Единого, проявляется в материи 4-го плана буддхи, его форма есть Красота совершенства, «механизм, действие», каким это достигается в материи буддхи, есть соприкосновение: Духа с материей плана и между всеми Частями внутри плана. Символически, это опять (см. этап 3, 4) шесть трансцендентальных Сил звезды Вишну и 6-угольник, описанный вокруг него. Они делят периферию круга КЧ на 12 частей (Зодиак) согласно 12-ти точкам излома в фигуре Звезды (рис.6).
Рис.6
Итак, повторимся, нидана спарша, прикосновение, относится к этапу отражения, взаимодействия нуменального мира Духа (третий план, Махат) с феноменальным - для Богов - миром 4-го плана, Элемент Огонь, – и это есть проявленный мир макрокосма = становление духовных Первообразов Мировой Души для трёх низших планов. 12-звенное деление окружности КЧ на данном этапе - это явленный додекаэдрон, 12 знаков Зодиака, которые соответствуют 12-ти принципам Древа, полного проявления Тела Небесного Человека. Онтологически, это стало и выявлением всех 12-ти звеньев цепи нидан для Него. Мы можем сказать, что сложилась Бхавачакра МАКРОкосма.
Термин в буддизме Бхавачакра, означает «колесо бытия»; трактуется как двенадцатичленная формула бытия. Конечно, «колесо бытия» 4-го плана есть бытие Богов, высших творческих Сознаний космоса. Экзотерический буддизм эту «высокую» сторону, естественно, не афиширует. Такое колесо из 12 звеньев логично назвать малой колесницей, хинаяной, по сравнению с махаяной, которая состоит из 60 принципов.
Махаяна, вписанная в 12-звенный круг зодиака на 6-ом космогоническом этапе, ещё больше отдифференцирует окружность КЧ. Учение махаяны посредством 60 принципов-«зверушек» покажет те, выявившиеся на плане буддхи, божественные Силы, которые осуществляют и будут осуществлять строительство миров на планах 3,4,5,6,7.
Знание о соответствии таких Сил с определёнными принципами очень скудны в теософской литературе, но они есть.
На 4-ом плане индивидуализированные ранее атманы, в сочетании с имманентной им субстанцией буддхи, дадут монаду человека атма + будддхи. Множественные монады человека на данном плане имеют то же огненное естество, что и Душа Мира. Они Части Её целостности, и каждая Часть выражает всю целостность через свою тональность – по закону Мира Огненного (и принцип Тиферет = Красота совершенства есть качество этого закона). Поэтому каждая Часть, как и Мировая Душа в целом, м.б. явлена звездой Вишну центре КЧ,. В силу этого знаки зодиака могут восприниматься характеристиками и мировой Божественной Души, и Божественной Души (атма + буддхи) отдельного человека.
Этап 7). Принцип Нецах, великолепие, /нидана Ведана, чувствования, согласно Древу, означают этап индивидуализации безличного принципа Атма+Будддхи в индивидуализированную триаду Атма + Будддхи + В.Манас. Здесь «рождается» истинный человек, космический, = В. Манас. Последний есть Высшее Эго человека.
С 7-го этапа, план 5, ментальный, мы можем рассматривать Калачакру как микрокосм
Муже-женственная Триада человека символизируется, аналогично макрокосму, звездой Вишну в центре КЧ (рис.7).
Луч В. Манаса, в полной аналогии с макрокосмом, есть Третий Луч, делящийся далее на 4 Луча /7/, что вместе составит 5 Лучей, а соответственно им, 5 чувств = 5 стихий - поле эволюции человека проявленного, - занимающих своё место на планах макрокосма (рис.7).
Рис.7
В микрокосме 60 принципов-«зверушек» махаяны, вписанные в круг КЧ, укажут на выявившиеся в ментальном поле 5-го плана варианты индивидуализаций Высшего Я человека.
Для человека это ещё потенциал, требующий утверждения через воплощения.
7-ой принцип, великолепие, (Высший Манас человека) и нидана ВЕДАна, чувствования (именно чувствования, а не умственные напряжения, обеспечивают человеку истинное ВЕДЕние) обуславливают следующие принцип (точнее – уже преходящий аспект 7-ричного человека) и нидану.
Этап 8). Это принцип Ход, слава возможности (низший манас человека) и нидана тришна, жажда жить. Эта нидана становится Силой, подвигающей преходящую личность бессмертного человека к дальнейшему воплощению в плотной форме, на трёх низших планах материи (рис.7).
Тот факт, что именно В. Манас обладает волей, а н. манас – только желанием /8/, подтверждает такую систему отношений принцип/нидана, в которой низшему манасу (символ Собака) соответствует именно нидана тришна = желание.
Итак, на этапах 7 и 8 Древа мы переходим к пристальному рассмотрению КЧ, как мира человека. Но не забываем, что принципы-«зверушки» всегда символизируют 2 типа характеристик, соответствующих:
- - МАКРОкосмическим Силам космоса – в больших циклах времени;
- - МИКРОкосмическим личностным Силам рождённых людей – в малых циклах. Последние мы и используем в системе КЧ для практических космо-психологических исследований по датам рождения. Кроме того, на людское сознание преимущественно влияют скандхи = группы атрибутов личности, что есть следствие действия АЛГОРИТМА САНСАРЫ = замкнутой в круг Цепи нидан чувственно-разумного существования, в которой неведение есть и причина, и следствие других нидан.
Этап 9). Его принцип Форма, Сила, а нидана упадана - влечение, привязанность к существованию, 6-ой план, астральный. На первый взгляд, может смутить то, что принцип кама семеричного человека, который соответствует 9-му принципу Древа, есть желание на астральном плане, а нидана тришна, тоже желание, но у человека она соответствует н. манасу, плану ментальному.
Противоречия здесь нет. Тришна, жажда, желание существовать, рождается в уме (как семена), но силу воздействия она приобретает через каму - чувства и эмоции, естество которых и есть субстанция 6-го плана = элемент Вода, характерное свойство которого – ВЯЗкость /9,/. И характер этой силы, увлекающей вниз, определяет нидана упадана - приВЯЗанность. Желание через привязаность развилось, условно, как растение из семени, но плод созреет позже, поэтому астральный план есть Тонкий мир, переходный к миру плотному.
Этап 10). Мир плотный. Ему соответствует 10-ый принцип Малкут, Царство Земное, и нидана бхава - жизнь, бытие, существование (плотное). Санскр. bhâva, от корня bhu—быть, становиться – вот откуда взял начало философский космогонический термин становление (ставшее).
Малкут и бхава соответствуют человеческому принципу праны как Дживы; последняя есть аспект 5-го принципа Древа - атмана. Существование на физическом плане обуславливает рождение.
Этап 11), Нидана Джати, рождение соответствует человеческому принципу аурической оболочки /10/. «Аурическое Яйцо есть передатчик от периодических жизней к Жизни вечной, т.е., от праны к Дживе» /11/ . Рождение в теле обуславливает старение и смерть.
Этап 12). Нидана Джара, старение и смерть, которая соответствует человеческому принципу линга шарира или эфирному телу, носителю праны /1, рис. 3/.
Таким образом, к 10-ричному Древу иерархий космических сознаний добавились 2 принципа/ниданы, относящиеся к человеку. Полнота проявления цепи 12-ти принципов и нидан вновь завершилась – в микрокосме, на 12-ом этапе, когда сознание рождённого человека становится троичным, т.е. активным, творящим сознанием (рис.8), И колесо времени вновь может превратиться в Бхавачакру = проявленное Колесо Бытия человека = Колесо Перевоплощения = Пратитья-самутпада-чакра («Колесо взаимозависимого возникновения»).
Но в алгоритме макрокосма есть только десять Сефирот, поэтому, макрокосмически, КЧ становится «Колесом взаимозависимого возникновения» на 10-ом этапе Малкут / бхава.
Как мы детально рассмотрели, Калачакра выражает собой (соответственно видоизменяясь) каждый из принципов-этапов Древа – и геометрически, и через символизм животных. Бхавачакра же - это конкретный вид КЧ, она соответствует принципам 6 и 10 (12) Древа.
Отношение друг к другу чисел 6 и 10 в Древе будет как отношение 1 и 5, которое метафизически отражает отношение (сродство) Отца = Единого Бога и его единородного Сына = атмана. План 6-го этапа как Отец (Мать) по отношению к плану Земли (рис.8). Отношение 6 и 12 – как отношение (сродство) 1 и 2 = духа и материи = Начал Мужского (дух человека) и Женского (его сознание земное).
Планы Бхавачакр: 4, буддхи – прообраз мира (духовный) и 7-ой, физический – его становление; их отношение друг к другу - как 1 (высшая воля) и 4 (низшая конкретная воля). Их Стихии Огонь и Земля. На 4-ом плане – существование иерархий Солнечного Логоса и Планетарных Логосов в относительно плотной (огненной) форме и на 7-ом плане – существование в плотной форме человека. «Первичное Творение» называется Творением Света (Духа); Вторичное – творением Тьмы (Материи)[28]. …. Первое является эманацией саморожденных Богов (Элохима); второе – физической Природы» /12/. Таким образом, с 10-ым этапом Древа в Космосе выявились, как уже ставшее, два «Творения» = две Бхавачакры = два додекаэдрона (12-гранника). Неразрывная связь этих двух между собой в отношении Земли символизировалась в оккультизме понятием двойной додекаэдрон (рис.8).
60 принципов-«зверушек» махаяны, вписанные в круг КЧ, на 10-м этапе стали символами ментальных, психических и психо-физических характеристик личности воплощённого человека, которые карикатурно видоизменяются под воздействием его скандх и клеш.
Так что, по дате рождения в системе КЧ можно определить влияние на индивида не только «изначальных» качеств принципа и ниданы, но и их «карикатур» - негативных сансарических искажений = сканд и клеш. Влияние именно такой Калачакры более всего воспринимает человек, проживающий на первом этаже своего 7-этажного Дома.
Рис.8. Две Бхавачакры, «небесная» и земная
Например, принцип Змея (нидана виджняна, сознание, заключающее в себе разум) наделит индивида не только разумом, способным видеть внешнюю связь вещей, но и большой вероятностью проявить агрессивный непросветлённый ум. Или принцип Петуха (нидана чувствования) выявит в индивиде не только способность к тонким восприятиям Горнего, но, куда скорей, такие грубые чувствования как привязанность, желание и алчность. А принцип Кабана (кама человека и нидана привязанность) выявит неведение индивида - а откуда бы взяться знанию в низких желаниях и страстях?.. Обратим внимание в этих перечислениях на логичное соответствие ниданы и её «карикатуры» для каждого из животных.
А теперь цитата с одного буддийского сайта: «Бхавачакра – это колесо жизни человека земного. В её центре часто изображаются трое животных, кусающие друг друга за хвост. Это змея, символизирующая агрессию непросветлённого ума; петух, символизирующий привязанность, желание и алчность, и свинья, представляющая неведение. Эти мешающие чувства не позволяют уму узнать собственную истинную природу, из-за чего и появляется всё колесо рождений. Всё колесо жизни держит руками и ногами зубастый дух. Его лицо выглядит отвратительно, но на лбу мы также видим третий глаз - он указывает на возможность выхода из этого круга».
Вот откуда были те выше взятые «карикатуры», что так логично связались с ниданами трёх животных КЧ!.. Заметим ещё, что троица животных, вынесенных буддистами в центр бхавачакры, есть представители трёх колонн Древа, символизирующих три аспекта сознания – разум - слева, мистику (чувствования) - справа и волю - центр. Кроме того, Петух, Собака (её нуменальный источник - Змея, в колонне разума, она более изобразительна для гнева, чем домашняя собака) ) и Кабан (свинья) как раз вместе составляют личностный аспект сознания = треугольник 7,8,9 в Древе (рис.8).
Удивительное (удивительное ли?..) совпадение трёх центральных животных буддийской бхавачакры и их характеристик - с ниданами и принципами-«зверушками» (и даже со структурой Древа), как мы их соединили между собой!
Но если, для эксперимента, использовать положения из другого источника /14/, где Змея толкуется как нидана «влечение, привязанность (Упадана)», Петух как нидана «шесть трасцендентальных органов чувств (Чадаятана)», а свинья = Кабан вообще как нидана «сознание (Виджнана)», то получается нелепица - нидана и скандха конкретного животного - из канонического толкования бхавачакры - друг к другу логически "не лепятся" (пардон за каламбур :)). Это должно навести на размышления.
Краткое резюме
Итак, в целом мы выяснили, что
- КЧ – символ универсальный (и темы этой мы касались уже не раз /13/; символизм Калачакры заключает в себе каждую иерархическую ступень космоса. Бхавачакра – это конкретизация понятия Калачакры на плане проявления;
- 12 принципов как Древо иерархии космических сознаний и 12 нидан как Древо онтологических причин бытия - метафизически и логически, а не просто по числу - соответствуют 12-членному делению в символизме Калачакры. Более того, именно они являются нуменальными основами 12-частного деления, поскольку представляют собой единый диалектический и космический АЛГОРИТМ, поданный в разных исторических Учениях под несколько разными углами видения.
- Мы ещё раз убедились в правильности выбранной системы параллелей между принципами, ниданами и символами животных Калачакры. И пора бы теософам, использующим Калачакру как инструмент познания, прийти в этом вопросе к общему знаменателю.
Ссылки на литературу
- Статья «Параллели. Соотношение принципов и нидан в Калачакре», http://vp777.ucoz.ru
- Статья «12 звеньев цепи нидан» - сайт «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru
- Е.П.Блаватская,ТД, т. 3, Новосибирск, 1993г, отдел XLI, статья «Учение об аватарах» ,стр. 315.
- Е.П.Б, ТД, т. 2, СТ.1, ШЛ.1
- Е.П.Б, ТД,т. 3, Новосибирск, 1993г, отел XI, Шестиугольник с центр. точкой или седьмой ключ, стр.104.
- Е.П.Блаватская Т Д, т.1 ч.2 отд.XII .
- А. Бейли «Трактат о Космическом Огне» ,т.1
- ЕПБ, ТД,3, Некот. Статьи об отношении оккультной ф-фии к жизни, статья «Воля и желание»
- Б.Д. Дандарон «Письма о буддийской этике», «Мысли буддиста. Черная тетрадь», Петербург, «Алетейя»,1997
- ЕПБ ,ТД,3, , Новосибирск, 1993г, статья О «принципах» и «аспектах» стр.425.
- ЕПБ ,ТД, 3, Новосибирск, 1993г, ст. «Аурическое Яйцо», стр. 460
- ЕПБ, Т Д т.1 ч.2 отд.13
- Статьи о КЧ на сайте «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru
- Рослев В.М. «Вечность – время богов», г. Нижний Новгород, 2010, стр.135
Начато 2011, февраля, 21,- год б. Тигра, нед. ч. Собаки, день син. Коза, вечером
Открыто вновь 3 января 2017 года, 20ч.42 мин. – год кр. Обезьяны, нед. ч Быка, день с. Тигра, 12-минутка син Змеи
Окончание 23 янв 2017 - год кр. Обезьяны, нед. кр. Змеи, день б. Собаки
Внесены некоторые исправления 2017/08/16 - год кр. Петуха ,нед. б. Зайца, день с. Кабана
|