Пневматология в Агни Йоге
ВВЕДЕНИЕ. Пневматологический крест монады (и каждого индивидуального эго, понимаемого как монада, единство) закладывает основу в диалектический алгоритм построения иерархии космических сознаний /1/. Теософия и учение Агни Йоги, обе раскрывают с разных сторон этот символ онтологического Дыхания, лежащего в основании жизни космоса и человека.
В этой работе мы рассмотрим несколько подтверждений тому только из Учения, приведя параграфы из книги «Иерархия».
7.088. Насколько же ученик должен ОСОЗНАТЬ мощь распознавания и утверждения1, что есть один закон, который правит всем Космосом, – Высшая Воля2: по этой линии создается эволюция духа3. Этот закон объединяет принадлежащие явленные величины. Устремление4 к исполнению Высшей Воли приводит к чуткости восприятия. Только этот путь дает соответственное решение осознания и исполнения Высшей Воли. Так и Мы приносим Нашу творческую устремленность Высшей Воле; и так дуги сознаний объединяются в Едином Пламенном Сердце! Так творится великая космическая ступень!
Каждая фраза параграфа несёт глубокий смысл, раскрываемый с позиции эзотерической науки пневматологии /1,2/следующим образом:
1) мощь распознавания и утверждения – это мощь пневматологического креста сознания. Его бинерные категории: распознавание – бинер 2-3, ума или, непосредственно, сознания; утверждение – бинер 1-4, воли (рис.1);
2) категория Высшей Воли в пневмат. кресте есть синтез остальных категорий сознания монады (эго) и наиболее приближена к своему нуменальному Источнику;
3) диалектически и метафизически, низшая конкретная воля сознания Учителя, иерарха, соединяется с категорией Высшей Воли ученика (рис.2) - по этой линии создается эволюция духа (рис.3).
4) Устремление субстанционально являет себя в к. Мистики. Оно есть поток энергии и имеет вектор направления.
Рис.1-3
Рассмотрим по отдельности бинеры воли и сознания (мышления).
БИНЕР ВОЛИ
7.087. Вездесущий Огонь насыщает каждое жизненное проявление. Вездесущий Огонь устремляет1 каждое действие. Вездесущий Огонь напрягает каждое стремление, каждое начинание. Потому как же не проникнуться ведущим Огнем? Космическая мощь, которая заложена в каждом импульсе человека2 и в творческой силе, направлена к сознательному созиданию. Как нужно бережно собирать эти тождественные энергии для созидания лучшего будущего! Ведь только сознательное отношение3 к овладению силою соизмеримости4 может явить творчество, достойное лучшей ступени. Потому каждый на пути к Нам должен устремиться к созиданию, сознательно направляя свои распознавания.
1) Вездесущий Огонь = стихия, психическая энергия, которая по сути, есть всеначальная энергия;
устремление уявляется (для к. Мистики) в единой пластической среде (рис.4, табл.) как поток; стихия огня - магнетически - даёт ему направление к соответствующим космическим потокам. Четыре стихии определённым образом согласуются с категориями пневмат. креста (рис.1, стрелками показана нисходящая иерархия стихий).
2) импульс – энергетический толчок, который даёт психическая энергия (присущая Высшей Воле) для начала действия как претворения конкретной воли. Ощутить импульс можно категорией Мистики сознания и непосредственно 4-ой категорией низшей конкретной воли (рис.1).
3) сознательное отношение – это внимание (которое есть направленный поток в пластической среде, ощущаемой категорией Мистики) и осознанность (понимание категорией Разума сознания).
4) Сила соизмеримости – это опять психическая энергия; она в процессе творчества поверх логики рассуждения (к. Разума), через чувствование (к. Мистики) соизмеряет разные аспекты (напр., в живописи – линии, формы, цвета, их композицию).
7.061. Когда мысль вмещает устремление к исполнению Высшей Воли1, то устанавливается прямое соотношение со Щитом Высшей Воли.1 Разве можно достичь понимания Космоса без устремления проникновения в Высшие Сферы? Ведь только преемственность дает основание всем устремлениям. Все сущее двигается законом преемственности2. Потому каждое обособление может дать лишь утерю назначенного. Так мысль зарождается, как носительница преемственности, так закон Высшей Воли творит беспредельно.
1) Диалектика здесь такова: 1 категория Высшей Воли даёт приказ®2 к. Мистики воспринимает®3 к. Разума осознаёт, понуждая® соответствующее действие 4 к. нкв, а затем через бинер воли 4-1
устанавливается прямое соотношение, контакт, с сознанием Иерарха = со Щитом (рис.1, 2).
2) Символически, преемственность происходит в сфере Дыхания Учителя и ученика, то есть, через контакт 1-ой к. Высшей Воли ученика с 4-ой категорией низшей конкретной воли Учителя (рис.2). Связка сознаний ученик-Учитель есть звено цепи иерархии (рис.3).
7.063. Свойство психической энергии есть утверждение правильного решения*. Как же люди должны развивать в себе это свойство! Без этого качества нельзя усвоить Огонь Пространства. Ведь без этого качества не принять надлежащего сокровища. Только прикасание к Высшему может дать направление, потому необходимо устремиться к пониманию Высшего Начала. Только так мы приблизимся к закону Иерархии.
*) Категория Разума сама по себе не может утвердиться на правильном решении, только через связь со своим тезисом, категорией Мистики, которая ощущает огненную Истину. Таким образом, раскрытие к. Мистики сознания ставится как первостепенная задача для решения текущих эволюционных целей человечества, указанных в Учении. Без развития этого инструмента мышления, как сказано, нельзя усвоить Огонь Пространства.
7.064. …Ведь закон Высшей Воли положен нами в основание всех действий*. Ведь закон Высшей Воли дает венец ВАШИМ делам*. Как же можно уклониться от Указа Высшей Воли без потери явления победы? Как же можно найти лучшие пути, когда Щит Владыки утвержден ручательством Нашим? Исполнители Воли Нашей ведут к победе, потому ученики должны применить самые точные устремления к исполнению Высшей Воли. Только так мы достигнем. Только так утвердим победу.
*) В бинере 1-4, воли (рис.1, 2) именно к. Высшей Воли является тезисом, т.е., основанием = нуменальным Источником жизненной энергии, тогда как низшая воля, антитезис, есть конкретная, «выпадающая» из тезиса частность, обособленная и тем противоположная тезису (как тьма – Свету).
БИНЕР СОЗНАНИЯ
Шмаков В. : Существует бинер монадной и пластической модификаций Реальности.
«Единичное конкретное бытие в монадности определяется индивидуальностью как искони заданной статической формой духа; в пластичности оно есть динамической поток естества определенного устремления и ритма вибраций. Монадным пневматологическим категориям: воле, мистике и разуму, как ипостасным модусам самости монады и ее актуального обнаружения в иерархии аспектов нисходящих порядков, здесь соответствуют целокупные состояния ее естества. Идея категории соотносительна с идеей феноменологии; поэтому идея категорий в прямом смысле монадна» /2/.
Монадность и пластичность – это разделение единой Реальности, происходящее в уме человека; это его 2 способа миросозерцания. Шмаков: Наше сознание поднимается до созерцания в пластической стихии только путем эволюции в монадности: хотя пластичность вечно присутствует в нем (нашем сознании) и феноменологически раскрывается... В Упанишадах эта идея возводится до онтологической всеобъемлемости: «Два Брахмана подлежат созерцанию: слово и не-слово, и только словом открывается не-слово» /2/ (рис.4,5).
Рис 4. Таблица примеров выявления двух модификаций Единой Реальности
Рис.5
7.104. Для эволюции духа необходимо объединение сознания с сердцем.
Здесь понятие сознания используется с позиции к. Разума - как ум и осведомлённость, а сердце – проводник к. Мистики. (Надо заметить, что понятия ума, разума, мышления, сознания часто используются как синонимы, и только в смысловом контексте можно конкретизировать их смысл).
Восприятие мира в одной только модификации монадности (в к. Разума) приводит к противоречиям, заблуждениям и невежеству:
7.103. Противоречие есть ковер отца лжи. Вступивший на него не может видеть человека без злотолкования. Противоречие науки обычно на том же ковре. Можно удивляться, насколько могут люди заполнять себя толкованиями, в которые сами не верят. Церкви современные лучший пример, почему явление самое высокое не меняет жизни. Потому будем беречь вмещающее сердце!
7.105. Слово, идущее из сердца, насыщает пространство, потому мысли, идущие стремительным потоком*, образуют сферу, которая является защитою против ядовитых газов планеты. Мысли являются заградительною сетью для человечества. Ведь только эти светлые излучения дают силы бороться против тьмы. Потому так важно прослаивать пространство словами сердца; свет заключается в них. Так человечество возносится на крыльях мыслей. Так строится эволюция*.
*) слова сердца выражают гармонию категорий 3, Разума и 2, Мистики в бинере сознания; через к. Мистики (ощущение единства всего сущего как единой пластической среды) сознание человека способно уже вознестись к 1-ой к. Высшей Воли, соединившись с волей Иерарха (рис.1,2).
РЕЗЮМЕ. Доктрины о бинере монадной и пластической модификаций Реальности и о пневматологических категориях: воли, мистики и разума самосознания монады (индивидуального эго), раскрывают эзотерический смысл многих понятий, помогая прояснению – в Разуме - той необходимой задачи, что ставит учение Агни-Йоги перед человечеством в наступившую эпоху: поменять вектор развития двойственного по природе ума с односторонней фокусировки на категории Разума в сторону сознательного развития категории Мистики сознания, в сторону раскрытия способности созерцать мир, космос в аспекте единой пластической среды, что поможет ощутить реальность манифестаций космической Иерархии.
Усвоение основ пневматологии продвинет уже определённым образом образованную часть человечества к синтезу Тайной Доктрины и учения Агни Йоги, которые – будучи усвоены только в к. Разума - останутся сухо-умозрительными, а посему полными противоречий и оторванными от текущей жизни.
При такой базовой поддержке, думается, теософы и последователи Агни Йоги более осознанно подойдут к практическому действию по развитию своих категорий Мистики и Воли. Сознательная гармонизация категорий бинера сознания (Метода и Мудрости, в терминах тантризма /4/) есть задача трансформации ума - высшая цель, конкретно поставленная перед человеком (среди религий и наук) только буддизмом.
Ссылки:
- Статья «Основная доктрина пневматологии», сайт «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru
- Шмаков «Пневматология», ч.II, Пневматология, параграф 79
- Шри Ауробиндо. Мать. М., «Благовест», 1994, Словарь
- Выписки из книги Г. Муллина «Практика Калачакры». Комментарии с позиций эзотерической науки пневматологии, http://vp777.ucoz.ru
Нач. 7.01.2021 – г. б. Мыши, нед. с. Тигра, день с. Зайца.
Ок. 19.01.2021 - г. б. Мыши, нед. кр. Дракона, день б. Зайца
Ок-ок 28,01,21 г. б. Мыши, нед. ж. Лошади, день ч. Мыши
|