Символизм принципа Кабана
Астрологи разных школ несколько отлично друг от друга дают характеристики этого года. Но эти заключения, так или иначе, будут объясняться синтезирующей всё Калачакрой, включающей в себя 60-летний буддийский цикл рабчжун, символизированный 60-ю животными.
Попробуем сделать попытку разобраться, где тот первоначальный – нуменальный и онтологический - источник сведений о принципе Кабана, который дает базу дальнейшим психологическим заключениям.
Сначала, что такое принцип, в частности, Кабана. Это грань Божественного Сознания – метафизически и онтологически (Рис.1). Принцип проецируется на все планы, включая физический, в качестве тончайших энергий. В 60-летнем цикле на Калачакре он представлен символами кабана пяти цветов = стихий. Воздействие этих энергий проявляется на трёх разных уровнях: космического сознания, человечества в целом и каждого человека в отдельности.

Рис.1
В эволюции конкретно человека символ Кабана относит наше внимание к астральному плану. Потому что, во-первых, символизм кабана (или свиньи) соответствует 9-ой сефире Иесод (Форма, основа порождения) и, соответственно, 9-му Аркану, принадлежащему Миру созидания = Миру отражения Реальности в микромире, и представляющему учение о человеке, как утверждённом (т.е. уже вполне сложенном) первообразе /1/ (рис1. Древа). И то, и другое относится именно к астральному плану, лежащему на метафизической шкале выше плана физического, но ниже ментального (рис.2)

Рис.2
Во-вторых, подтверждения этому мы находим в символизме данного животного, дошедшего до нас из таких глубин истории, когда оккультные знания были базовыми для психологических характеристик.
Принцип Кабана (совместно с принципом Собаки) в человеке относится к индивидуальному аспекту его целостного сознания, конкретно, к преходящей личности.
В своем идеале эта личность должна отражать в себе, как в капле, величие Божественного Образа. В потоке же сансары принцип Кабана соответствует в 12-звенной цепи причин существования нидане упадана = привязанность. А также принципу кама, желание, в семеричном (согласно Тайной Доктрине) составе человека.
Вот это и есть главное положение, определяющее не только психологические, но и космогонические характеристики всего, что относится к символу Кабана для человека – его принадлежность к 6-му, астральному, плану (рис.1). Из материи этого плана состоит у человека тело эмоций и желаний. И в настоящий период развития человечества сознание большинства поляризуется именно в нём, и ещё не организовано в нужной мере – полно желаний и привязанностей к преходящему, беспокойно, вследствие чего мало подходяще для того, чтобы выполнять свое назначение: быть проводником как высших ментальных, так и, духовных энергий к физическому аспекту целостного сознания человека (рис.1).
Теоретические положения относительно принципа Кабана помогут нам теперь понять те представления о нем, которые сложились в символизме. И, следовательно, сделать выводы, какие качества нашей натуры будут ярче проявляться в циклах активности данного принципа.
Приводим данные из кн. Дж. Купера «Энциклопедия символов» /2/.
Кабан имеет как солярное (олицетворяет мужской принцип), так и лунное значение (белый К. является лунным и женским, отражая принцип воды).
У индусов третья инкарнация бога Вишну, Варахи, в образе вепря спасает землю от демонов (вод хаоса) и впервые обрабатывает землю (т.е., формирует).
Свинья также олицетворяет Ваджраварахи – богиню рассвета и Царицу Небес, источник жизни и плодородия, женское проявление Варахи.
Свиноматка ассоциируется с Великой матерью и имеет лунную и небесную символику (т.е., пространство астральное - формообразующее для Земли).
В шумеро-семитской традиции крылатый вепрь - убийца Таммуза, поэтому – зло, но он м. б. посланником богов.
У скандинавов и тевтонцев вепрь связан с похоронами (т.е., с астральным планом, куда «уходят» мертвые).
В Зендавесте «сияющий вепрь» ассоциируется с Солнцем (т.е., очищенное астральное тело есть проводник духовных энергий и потому сияет).
Геракл, Герой, убил Эриманфского вепря (т.е., означает победу над страстями и низменными желаниями на пути ученичества /3/).
Друиды (жрецы) сами себя называвшие «кабанами», отождествляли себя с оккультным лесным знанием.
Итак, Символизм Кабана подтверждает, что сей принцип принадлежит астральному плану, как аналог 9-го принципа в Древе сефирот, он суть сложенная форма и основа порождения. А в человеке этот символ характеризует тонкое тело = кама-манасическое (низший, эмоциональный ум и страсти). В макрокосме Кабан соответствует низшему Астральному свету, Змию. И в Калачакре Кабан состоит в кресте принципа Змеи, являясь её антитезисом (аналогично тому, как Тигр относится к принципу Обезьяны /4/). Но он и проводник мира духовного в мир материальный - по срединной колонне воли Древа.
Ссылки:
- Шмаков В. «Великие Арканы Таро»
- Купер Дж. «Энциклопедия символов», Ассоциация «Золотой век», Москва,1955
- Бейли А. «Подвиги Геракла»
- Статья «О символизме обезьяны. Хануман»
03.02.2016
Коррект.16,11,24 – с. Дракон, кр. Лошадь, день кр. Обезьяны
|