Символизм птицы и петуха
«ФОРМУЛЫ И СИМВОЛЫ, равно как и выводы древних, по своей природе не являются ни эмпирическими, ни носят они характер гипотез. ОНИ - ВЫРАЖЕНИЯ УМОВ РИШИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВДОХНОВЛЕНЫ САМОСОЗНАТЕЛЬНЫМИ ТАЙНАМИ ПРИРОДЫ и их великолепием». Э. Кришнамачарья /1/.
Выписки (курсивом) из кн. Дж. Купера «Энциклопедия символов» /2/.
Птицы
Символ непреходящего; божественного проявления, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания; мысли, воображения.
Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево*
*) Схема Древа как раз является космогоническим алгоритмом разворачивания иерархии космических сознаний на 7 планах бытия (рис.1). Это же Древо иллюстрирует 12 принципов целостного сознания человека, ибо «как вверху, так и внизу».
Рис.1. Схема Древа иерархии космических сознаний на 7 планах
Часто птицы сопровождают Героя в его подвигах и Герой понимает язык птиц.
У буддистов птица – символ Господа Будды.
Птицы служат вестниками богов.
У христиан птицы – крылатые души, всё духовное. Младенец Христос часто изображается с птицей в руках.
В индуизме П. означает разумность, мышление: «Мысль – самая быстрая птица» (Ригведа).
У маори птица-человек – это божество, всевидящий, всемудрый, символизирующий силу и храбрость.
У египтян Птица Бенну воплощает душу Озириса, является созидающим принципом, производителем Космического Яйца.
Птица Гаруда – птица жизни, Небес, Солнца, победы, она создатель и разрушитель всего, на ней передвигается Вишну.
Петух
У кельтов петух – хтонический (земной) образ, атрибут подземных богов.
У скандинавов петух – птица подземного мира, а его кукареканье воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы (так высшее Я устремляет сознание идущего по пути ученичества).
Чёрный петух – служитель дьявола.
У китайцев петух олицетворяет принцип ян, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Это десятое символическое животное Двенадцати Земных Ветвей.
Корона на голове петуха означает литературный дух, склонность к литературе (понимай, как способность произнести, написать - проявить, Божественное Слово. (Уж что-что, а «кукарекать» рождённые в принципе Петуха умеют).
В христианстве петух приветствует восход Солнца-Христа на востоке, обращающего в бегство силы тьмы и зла. Олицетворяет проповедников, повествующих о пришествии Рассвета-Христа. А также «души праведников, ожидающих рассвета» (Веды).
Петух обладает либеральностью, т.к. позволяет несушкам разделять с ним пищу (т.е., обладает качеством терпимости, единения со всеми).
У гностиков петух изображался с колоском пшеницы в клюве* (как высшее Эго человека с «набором» земных воплощений).
*) Кстати, среди символов зодиакального знака Девы, эзотерический символизм которого – зарождение Христа в лоне материи /3/ есть образ Девы тоже с колосом в руках. А при сравнении зодиака, в котором иерархия духа нисходит от Рыб к земному Овну, с Древом, знак Дева как раз будет соответствовать 7-му принципу, Петуху (рис.2).
Рис.2
Красный петух – первоначальная форма Солнца.
У буддистов петух вместе со свиньёй и змеёй стоят в центре колеса сансары, где П. означает страсть и гордость.
В Калачакре 7-м принципом (считая от Зайца, вершины онтологического Древа «зверушек») является изображение петуха, скорей всего потому, что список символических животных взят из буддийской махаяны, относительно индуизма всё-таки более поздней. Буддизм сконцентрировал внимание на 12 принципах-зверушках, как на 12 ниданах, центрируясь на причинах и следствиях воплощений, чтобы дать людям правильное направление к избавлению от страданий - на выход из сансары. Космогония и онтология животных, как нуменальных принципов, а значит, и их соответствующий символизм, не стали (или стали, но выборочно) входить в «интерес» учения Будды.
Но для нашего, теософского, угла зрения – что касается символизма петуха, как раз более подходит его широкое понимание - как птицы, но не могущей пока летать, привязанной к земле в силу кармического закона инволюции. Такая позиция будет актом примирения контраста приземлённого символизма петуха и возвышенного символизма птицы.
Петух соответствует Плеядам.
Петух и лев часто изображаются в оппозиции (петух - принцип В. Манаса в человеке, а лев по своему символизму аналогичен принципу собаки = низшему манасу в человеке. Такая дихотомия, двойственность устройства ума и отразилась в символизме оппозиции петуха и льва).
Резюме. Итак, символизм петуха, как птицы, но привязанной к земле, не противоречит качествам проявления высшего Эго и принципа высшего манаса в человеке.
Ссылки:
- Кришнамачарья Э. «Духовная психология. Оккультная анатомия. Духовная астрология» Москва, ЭКСМО, 2004
- Дж. Купер «Энциклопедия символов», Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», Москва, 1995 г.
- Веташ Семира и В. «Мифология и астрология», АТОН, С.-Петербург, 1998
09.07.2004 – год с. Обезьяны, нед. син. Лошади
12.11.2024, год с. Дракона, нед. С Змеи, день ч. Дракона (под влиянием Дракона, ниданы склонности с прошлого,
я взялась за старую статью, так и не доделанную в своё время)
|