1. Символ зайца почитался во многих религиях, особенно египтянами, как символ андрогина, Озириса, Логоса. Он олицетворял начало, рассвет, подъём и периодичность. У американских индейцев Великий Заяц Монабозо играет роль творца, Героя Рассвета, персонификатора Света.
1-я Сефира (Кэтер = Венец, Корона) есть сокрытый Единый, слишком сокровенный, чтобы о Нём было известно непосвящённым. Его представителем в проявлении являлся Логос. Он синтез и начало (рассвет) всего бытия, периодически проявляющегося после ночи Пралайи; как Сила, Он есть творец../Шмаков «Арканы Таро»/Его план проявления – первый, Ади. Поэтому символ зайца аналогичен Кэтер. 1-ый Аркан - это учение о Единстве Вселенского Духа — Брамана; о Трансцендентальном Бытии и Воле; об Идее Творения. «Отец».
Следуя одной из легенд, американские индейцы рисуют на одной стороне весла кролика, курящего трубку, а на другой – пуму, объясняя это тем, что пума всегда гоняется за кроликом, желая его съесть, но он спокойно курит, т.к. не боится её. Если заменить пуму тигром, которых нет в природе американского севера, то легко прослеживается аналогия между отношениями этих зверей и отношениями первого и последнего принципов в Калачакре. Если первый принцип – Заяц, онтологическое Начало всего, есть Единое Сознание (в толковании автора КЧ ключевое слово для принципа Зайца - Знание, но тогда уж ближе будет слово Всезнание), то последний принцип – Тигр, предельная дифференциация в иерархии космических сознаний, это конечный этап инволютивного процесса, конкретный феномен проявленного сознания. Хотя в каждом таком конкретном феномене целостное Знание не просматривается, искажается до неузнаваемости майей (пума=тигр хочет съесть кролика), тем не менее, оно всегда, как нумен, существует (кролик не боится пумы). Думается, что индейцы, дальние потомки атлантов, сохранили в своих легендах космогонический символизм. На Калачакре принцип Зайца начинает круг цикличности /Ю.Н. Рерих «К изучению Калачакры»/.
2.Символ дракона, или «крылатого змея», объединяет в себе змею и птицу. В нём заключена символика вод, несущих жизнь (змея), т.е. первоматерии, и Дыхания Жизни (птица), Духа Божия. В китайском символизме Д. представляет высшую духовную силу, бесконечность, , божественную силу перемен и трансформации, закон становления, сверхъестественную мудрость, силу. По «Тайной Доктрине» Драконы Мудрости – это Высочайшие Разумы в иерархии космических сознаний. В точке 2 Древа Сефирот они в самом начале своего манвантарного проявления (на втором плане). Имя 2 Сефирота «Мудрость». «Сефира (Кэтер) эманировала Мудрость и Разум, создав первую триаду» /3/. 2-ой Аркан - учение о Внутреннем Однородном Трансцендентальном Сознании Брамана; об Истине, как высшей форме Единой духовной Материи; «Мать» и зарождение «Сына». Этап потенциального возникновения Первообразов, первая дифференциация внутри Сознания Единого.
3.Змея. В мифологиях мира использовалась, как символ зла, необходимого для общей победы добра, и в положительном аспекте, как символ жизни, вездесущности Божества. То, что змея как бы входит в состав дракона, иллюстрирует 3-ю Сефиру, имя "Разум понимания" и её бинерную связь со 2-ой Сефирой. Символизм змеи широко представлен в «ТД». 3-ий Аркан - учение о Едином, но Тварном по природе Синтетическом Интегральном Сознании Брамана - Божественной Природе, источнике произрождения; Потенциальный Логос; Самосознание Брамана и Реальность Бытия. Этап утверждения Первообразов как аспектов Реальности.
4.Конь, Лошадь. Теогонический синтез природы символизируется сфинксом. К этому символу близко подходит символ коня, часто совпадающий с ним по эзотерическому смыслу /Шмаков/. Конь означает скрытую сущность вещей (буддизм). Конь в индуизме - один из образов Авалокитешвары, Господа нашей вселенной. Белый конь Калки – последняя инкарнация Вишну.(рис. 2).
Э. Кришнамачарья. /4, Стр 325/. Брихадараньяка упанишада:
- «Поистине, утренняя заря – это голова коня мудрости» ( 2-ой сефирот проявляется в 4-ом, рис.1)
- Конь – это жизненная сила, который держит всё в равновесии. (4 – аналог 1 в проявлении)
- Этот конь потомок вод*. Происхождение его очень древнее. (Воды = Змея, см. выше)
- Он называется Вайшванара (ч-к в творении). (Адам Кадмон)
- Мы кланяемся тому, чьим проводником является конь. Он - Господь этой приходящей вселенной».
4-ая Сефира. Ключевое слово в КЧ «Справедливость». Имя 4 Сефиры «Милосердие» /5/. 4-ый Аркан - учение об Активном Космическом Логосе, как синтетической Суммы Единичных индивидуальных Монад - субстанций 2-го рода; рождение мирового принципа формы;
5. Коза. Космогонический символизм этого животного несколько туманен и он раскрывает себя только тогда, когда знаешь, что надо в нём искать.
Особый вид символа животного, специфически выражающего идею извращенного бытия (когда стихия природы, олицетворяемая в древнегреческой мифологии богом Паном, разрывает эзотерическую связь с Горним), т.е. дьявола, — козёл /Шмаков/. Но у индусов козел (наряду с бараном) является атрибутом бога Агни, который скачет на козле, у китайцев козёл является омофоном ян и становится мужским принципом, добром и миром. Коза Амальтея, по преданию, вскормила Зевса Диктиноса, её шкура стала ему щитом, рог – рогом изобилия.
5-ый Аркан - учение об индивидуальности отдельной Монады, как формы Вселенского Духа; о расколе и вихревой природе сознания. «…монада своим сознанием являет аспект Космического Божественного Сознания; утверждая себя как самостоятельную независимую субстанцию второго рода..». /1/. С этого принципа, выявляющего Закон и Силу, начинается «строительство» низших планов материи (рис.1). 5 сефирот – Гебура, Справедливость, Суровость, Сила правды – таково качество закона.
6. Обезьяна. Символизм её в поздних религиях имеет практически всецело отрицательный характер. В индуизме же обезьяна является священным животным, означает доброжелательность и нежность, эмблема бога Ханумана; у индейцев майя Бог Северной Звезды имел обезьянью голову, В египетской «Книге мертвых» есть рисунок, где три собакоголовые обезьяны вытягивают из воды полную рыбы сеть.
По своему облику обезьяна – несовершенное (не развитое ПОКА до конца), карикатурное отображение человека. Но в своём идеале человек – отражение Бога, и образ обезьяны, получается, - его сокрытие. Этот символ логически соответствует 6-ой Сефире, которая есть зеркальное отражение Кэтер. Её имя - «Гармония. Красота».
6-ой Аркан - учение о космической семье феноменальных утверждений Первообразов; о подобии мира Божеству. Небесная Природа. Что соответствует 4-му плану буддхи как Миру Огненному, синтезу низших планов.
7. Птица, Петух. Символ непреходящего; божественного проявления, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания; мысли, воображения. У христиан птицы – крылатые души, всё духовное. Младенец Христос часто изображается с птицей в руках. В индуизме птица означает разумность, мышление: «Мысль – самая быстрая птица» (Ригведа). У маори птица-человек – это божество, всевидящий, всемудрый, символизирующий силу и храбрость. Птица Гаруда – птица жизни, Небес, Солнца, победы, она создатель и разрушитель всего, на ней передвигается Вишну. У гностиков петух изображался иногда с колоском пшеницы в клюве (Эго со своими воплощениями).
7-ой Аркан - учение о Монаде, как квазисамостоятельной субстанции; о ее целостном, замкнутом и независимом бытии - самоутверждающемся Первообразе; его падение. Другими словами, этот Аркан символизирует Высшее Эго человека, где отдельная Искра Божественного Сознания индивидуализировалась, отделившись покровами Майи от себе подобных /5/. 7 сефирот, его имена Победа, Твердость, Торжество жизни / 5/.
Петух – символ Высшего Эго человека, «птицы Хомы (от лат. слова Homo - человек) прекрасные, вы не любите землю…» /стихи Н.К. Рериха/.
8. Собака. Восьмая Сефира – природа феноменальная (для Бога), воплощающаяся личность человека. И как конкретная воплощающаяся личность полностью принадлежит земле, так и символизирующая её собака бегает, опустив морду к земле, в отличие от петуха, могущего летать (символа бессмертного Высшего Эго) По словам Апулея «собака, поднимающая свою грубую шею, с мордой поочерёдно то чёрной, то золотой, - означает посланника, снующего туда-сюда между высшим и подземным мирами» (т.е. между высшим манасом и астралом). В алхимии собака символизирует дуальную природу Меркурия, ноуса (ума). У мексиканцев собака символизирует одновременно смерть и воскресение. В буддизме Львиная собака – страж Закона, подавление страстей через Закон (в Древе - связь Собаки с Козой по левой колонне).
8-ой Аркан - учение о круговороте единичных феноменальных сознаний в феноменальной природе. Имя 8-ой Сефиры – Твёрдость, Слава возможности; «Слава» = Неизреченная Слава Божия в Его Внешнем Проявлении» /1/.
Символизм льва необходимо рассмотреть. Он многообразен, но достаточно явно прослеживается основная его задача как символа – иллюстрировать свойства 8-ой Сефиры, а именно, личности человека, находящейся на низших подпланах ментального плана, т.е. символ льва соотносится с символом собаки, но степени Льва - это степени посвящения (напр., Пустынный лев).
Приведём самые характерные примеры символизма льва из книги Дж. Купера. Лев – страж дверей, врат (в «царство божие»), Древа жизни. Крылатый лев, грифон, олицетворяет андрогина. В буддизме лев означает духовное рвение, продвижение вперёд; Будду изображают на троне, стоящем на львах. В христианстве лев -- и символ Христа и, с другой стороны, дьявола – пасть «льва рыкающего» (ясно отражены обе предельные возможности развития отдельной личности). Есть поверье, что львята рождаются мёртвыми, а жизнь в них вдыхают родители (личность без союза с высшим манасом не имеет бессмертия жизни).
9. Вепрь, кабан – в Ведах поднимает клыками Землю из вод. Космогонически это может означать уплотнение астральной формы планеты до твёрдого состояния. Имеет как солярное (олицетворяет мужской пр-п), так и лунное (женское, материальное) начение. У индусов третья инкарнация Вишну, Варахи, в образе вепря спасает землю от вод хаоса и впервые обрабатывает землю. Свинья также олицетворяет Ваджраварахи – богиню рассвета и Царицу Небес, источник жизни и плодородия, женское проявление Варахи.(= Луна). Свиноматка ассоциируется с Великой матерью и имеет лунную и небесную символику (= пространство астральное для Земли) Вепрь м. б. посланником богов.(в Древе - колонна равновесия, ∆ Заяц, Обезьяна, Кабан). У скандинавов и тевтонцев вепрь связан с похоронами (т.е. с астральным планом, куда «уходят» мертвые) .
Поэтому символ кабана соотносится с 9-ой Сефирой – космическим «моментом», когда сформировалась в астральной материи Земная природа, а также сложилась тонкая форма человека . Имя 9 Сефиры «Форма. Основа порождения». 9-ый Аркан - учение о человеке, как утверждённом Перовообразе. Природа Земная.
Понять три символа: Мышь, Бык и Тигр, можно, если смотреть на них уже не с позиций метафизики, описывающей Атрибуты Единого, а с точки зрения дифференциации сознаний от Единого до отдельного актуального (земного) сознания человека. Тогда к схеме Древа Сефирот вместо 10-ой Сефиры, символизирующей проявленный мир в целом, Малкут, прибавится новый треугольник, описывающий сознание человека проявленного (рис.1)
Тогда символы 12-ти «зверушек», начиная с Зайца, четырьмя триадами (рис.) представят инволюцию духа: 1) троичное сознание Единого, 2) коллективное сознание Монад, 3) проявленное индивидуальное сознание монады и 4) актуальное сознание отдельного воплотившегося человека. Или, по-другому, всю иерархию сознаний как проявление целостного сознания Единого.
10. Крыса – символизирует смерть, разложение; зло (в христианстве), что вполне соответствует качествам 10-ой Сефиры (Малкут, Царство действительности) как самого материального плана, удалённого от духа = «небес». С другой стороны, в индуизме она олицетворяет благоразумие, дальновидность. Крыса служит боевым конём Ганеше – победителю препятствий, символизируя успешную попытку. Эти характеристики уже описывают 10-ю Сефиру как синтезирующую вершину в треугольнике актуального сознания человека, его категорию Воли, эволютивно, т.е. вверх, направленную. Только такая устремлённая воля даёт успех. Если воля ещё не устремлена, она символизируется мышью (беспорядочное возбуждение и всяческое зло). В контексте природы, 10-я точка на схеме Древа обозначает конечный синтез всякой дифференцированности физического плана, следовательно, смерть и разложение (плотной материи), что и отобразилось в символе крысы.
10-ый Аркан - учение о мире, как устойчивом замкнутом вихре - утвержденной тварной природе Божества. Ключевое слово для 1-ой «зверушки», записанное автором на КЧ, - «Накопление». Нам остаётся его принять, условно, как синоним слова «синтез» - всего земного. Но имя 10-ой ниданы бхава = существование, за которым последуют сначала рождение и смерть, было бы ближе к космогонической и оккультной сути этого принципа.
11. Символ быка в целом олицетворяет производительную, репродуктивную (т.е. возРОЖДАЮЩУЮ) силу природы; у индусов он – атрибут бога Агни, всеохватывающее дыхание Адити (что соответствует 2-му подплану физического плана, недифференцированной акаше, рис.2).
Рис.2. Физический план
Бык и Тигр олицетворяют в бинерной форме сознание проявленного человека, причём Бык – тезис, связывающий с единством, а Тигр – антитезис, предел отчуждения сознания от себе подобных. Только через тезис (принцип Быка) актуальное сознание может сообщаться с Горним. И мы находим в символизме, что бык у древних олицетворял победу над звериной природой человека; сила, придаваемая сомой (напитком), приравнивалась к силе (мистической) быка; в даосизме Лао-Цзы ездил верхом на буйволе.
Ключевое слово на КЧ «реализация» (толкование автора КЧ) мистически, т.е., в рамках тантризма, вполне подходит (см. строки выше), но «рождение» (взятое по 11-ой нидане) в целом будет больше соответствовать космогонической сути этого принципа.
12.Образ тигра в символизме отражает его соответствие природе земной и сознанию земного человека. Тигр одновременно творец и разрушитель. У египтян (чей символизм ещё тесно связан с метафизикой и космогонией), Тигр – атрибут Сета в его тифоническом аспекте как убийцы Озириса («В природе духовной … мысль и разум, а на земле … все здоровое, устроенное и упорядоченное сроками… является истечением и подобием Озириса. Тифон же в пределах души – все бурное, титаническое, неразумное, и непостоянное, а в материальной части – смертное, вредоносное.. – все это как бы набеги и мятеж Тифона» / 6/).
Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре., «Оседлать тигра» означает выступить против или вступить в конфликт со стихийными опасными силами.дракон и тигр, изображенные вместе, означают противоположные силы духа и материи.
В китайской алхимии тигр символизирует телесную силу, Он страж могил. Но тигр также и символ военного мужества, власти. У индийцев он символ кшатриев, касты правителей и воинов.
Ключевое слово для Тигра на КЧ - «рождение» (толкование автора КЧ), что даже по приведённому символизму образа тигра совершенно не подходящее. «Смерть», как антитеза «рождению» и качество, присущее всем вещам плотной материи, будет больше соответствовать сути последнего принципа Древа.
Резюме. Мы привели примеры из книг по ззотеризму и мифологии, где анализируются мифы с космо- и теогонических позиций, подтверждая, что символизм животных глубок, не случаен и имеет корни, уходящие в тайное знание, Гнозис.
Очевидно, что приведённый порядок символов соответствует сути первых 10 космогонических Арканов и есть система символических животных 12-летнего буддийского цикла хинаяны: Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан, Мышь, Бык, Тигр, которые, в свою очередь, связываются в буддизме с 12 ниданами.
Обзор краткий не раскрывает достаточно всех граней символизма данных животных. На сайте «Теософская Лаборатория» приведены статьи, где такой символизм отдельного принципа рассматривается глубже, так, что может использоваться уже в плане психологии человека и явлений.
Ссылки:
- Шмаков В. «Великие Арканы Таро», «София», Киев, 1993.
- Купер Дж. «Энциклопедия символов», книга IV, «Золотой Век», М, 1995
- Блаватская Е.П. «Разоблаченная Изида», 2, гл.V
- Кришнамачарья Э. «Духовная психология. Оккультная анатомия. Духовная астрология» Москва, ЭКСМО, 2004
- Статья «Таблицы выписок по сефиротам из «Разоблаченной Изиды» », http://vp777.ucoz.ru
- Плутарх «Исида и Осирис», М., Эксмо,2007, стр. 59
Создан в 2010 г. б. Тигра
Коррект. год б. Зайца, нед. Син. Собаки, дни син. Козы и кр. Обезьяны
Коррект. 2 – 2.02.2024 – год ч. Зайца, нед. ж. Лошади, дни с. Козы и кр. Обезьяны